Сущность и содержание понятий инновации, инновационный процесс, инновационная деятельность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2012 в 20:21, доклад

Описание работы

Инновация - суть действие или способ действия, в основе которого: - новые знания или новое использование ранее полученных знаний; - новые технологии или технологии новые для данной сферы применения; - новые комбинации производственных факторов; и цель которого: - снятие последствий деструктивных процессов; -получение новых (или с новыми свойствами) продуктов/услуг с высоким рыночным потенциалом.
Отсюда “инновационная деятельность” – это не вид, и тем более не сфера, а характер деятельности. Иными словами, инновация – это не «что», а «как».
Период времени от зарождения идеи, создания и распространения новшества и до его использования принято называть жизненным циклом инновации. С учетом последовательности проведения работ жизненный цикл инновации рассматривается как инновационный процесс.

Файлы: 1 файл

Инноватика ответы1.doc

— 345.50 Кб (Скачать файл)

Экономическое и финансовое регулирование инновационной деятельности 

§ развитие предложения  инноваций;§ расширение спроса на инновации;§ содействие конкуренции в инновационной сфере;§ развитие предпринимательства;§ обеспечение занятости в инновационной сфере; 

Меры воздействия государства  в области инноваций можно  подразделить на прямые и косвенные.

Прямые методы государственного регулирования инновационных процессов  осуществляются преимущественно в  двух формах: административно-ведомственной  и программно-целевой.

Административно-ведомственная  форма проявляется в виде прямого  дотационного финансирования, осуществляемого в соответствии со специальными законами, принимаемыми с целью непосредственного содействия инновациям. Создание консорциумов, инженерных центров, научных и технологических парков и других перспективных формирований, успешно реализующих сложные инновационные идеи, - наглядный пример эффективности государственной поддержки таких идей.

Важным направлением политики в области инновационного сотрудничества должно стать обеспечение  благоприятных внешнеполитических и внешнеэкономических условий для полноправного участия не только развитых, но и развивающихся стран на мировых рынках интеллектуальной продукции. Приоритетное направление политики инновационного сотрудничества - разработка межгосударственных программ в области фундаментальных и прикладных наук, учреждение международных научных центров и организаций. Политика должна быть направлена на постоянное совершенствование договорно-правовой базы сотрудничества, формирование правовых основ научно-технологического мирового пространства, системы финансирования, инвестирования научно-исследовательских и организационно-конструкторских работ.

 

28. Законодательная  и нормативная база РБ в  области инновационной деятельности.

Правовое регулирование  инновационной деятельности, реализуемое  через нормативно-правовые акты и законодательство  государства, обеспечивает всем участникам инновационной деятельности независимо от форм собственности право на самостоятельное определение направлений, видов и объектов инновационной деятельности; право по своему усмотрению на договорной основе привлекать к инновационной деятельности юридических и физических лиц; право участия в конкурсах на финансирование инновационных проектов и программ; право участвовать в международном сотрудничестве и в международных программах и  проектах в области научной и инновационной деятельности, закрепляет статус ученого, определяет деятельность в научной сфере малого бизнеса, частного сектора, обеспечивает охрану интеллектуальной собственности, государственную   поддержку    инновационной    деятельности  и т.д..

Основным нормативным актом  РБ в научно-технической сфере, предусматривающим  комплекс методов и средств участия  государства в управлении научной, научно-технической и инновационной  деятельностью, является Закон РБ от «Об основах государственной научно-технической политики» Закон регулирует отношения, возникающие между государственными органами и субъектами научной, научно-технической и инновационной деятельности в процессе формирования и реализации государственной научно-технической политики.

Указом Президента РБ   определено важнейшее направление экономической  стратегии РБ  на 1996--2010гг. – повышение  конкурентоспособности продукции  белорусских товаропроизводителей путем создания и развития производств, основанных на новых и высоких  технологиях, привлечения национальных и иностранных инвестиций, обеспечивающих структурную перестройку и прогресс экономики.

Согласно Государственной  программе инновационного развития РБ на 2011–2015

 

 

 

 

общая сумма расходов на реализацию инновационных проектов, включенных в перечень важнейших проектов по созданию новых предприятий и производств, имеющих определяющее значение для инновационного развития Республики Беларусь, составляет 57,4 трлн. рублей, включая средства республиканского и местных бюджетов, собственные средства организаций, кредиты белорусских банков, заемные средства организаций, иностранные инвестиции, которые будут уточняться при разработке плана реализации. Объемы финансирования из республиканского и местных бюджетов подлежат уточнению после их утверждения. Финансирование инновационных проектов, включенных в планы (программы) развития видов экономической деятельности, закрепленных за республиканскими органами государственного управления и иными государственными организациями, подчиненными Правительству Республики Беларусь, НАН Беларуси, и планы развития областей и г. Минска, осуществляется за счет средств республиканского и местных бюджетов, включая средства инновационных фондов, собственных средств организаций, кредитов белорусских банков, заемных средств организаций, иностранных инвестиций и других источников, не запрещенных законодательством.


Инновационная деятельность в РБ в сфере международного сотрудничества регулируется международными актами. Цели, принципы, направления, значение, основные задачи, содержание, правовые основы и механизм реализации сотрудничества государств – участников СНГ  в сфере науки и научно-технической деятельности определяет рекомендательный законодательный акт «Об основных принципах сотрудничества государств – участников СНГ в сфере науки и научно-технической деятельности», принятый Постановлением Межпарламентской ассамблеи государств − участников СНГ.  Правовой основой проведения в жизнь инновационной политики государств являются инновационные кодексы, принимаемые парламентами государств на основе разработанных Инновационный кодекс государства включает в себя законы и законодательные акты, определяющие организацию инновационной деятельности, ее приоритеты и ограничения применительно к условиям данного государства.

 

 

29.Результаты  реализации Государственной программы  инновационного развития Республики  Беларусь за 2007-2010 годы.

Основные направления  и мероприятия программы: проведение модернизации экономики на основе технологических  инноваций в соответствии с потребностями  внутреннего и внешнего рынков; завершение расширения и реконструкции, реструктуризации важнейших экспортоориентированных и импортозамещающих производств, а также традиционных жизненно важных объектов национальной экономики на основе внедрения современных технологий и техники; создание новых предприятий и прогрессивных производств по выпуску наукоемкой продукции.

Стратегическая цель программы: создание инновационной, конкурентоспособной  на мировом рынке наукоемкой, ресурсосберегающей,экологозащитной, социально ориентированной экономики  Беларуси, обеспечивающей устойчивое социально-экономическое развитие и повышение качества жизни белорусского народа.

Основные задачи программы:

-построение национальной  инновационной системы 

-формирование благоприятной  для инновационной деятельности  экономической, правовой и социально-культурной  среды 

-модернизация материально-технической базы производства и социальной сферы на основе новых и высоких технологий

-достижение качественно  нового технологического уклада  в отраслях экономики 

-повышение уровня  высокотехнологического экспорта ,импортозамещения ,экономической и энергетической безопасности

-развитие интеллектуального  потенциала и творческой активности  населения.

Ориентация на инновационное  развитие экономики — один из важнейших  приоритетов социально-экономической  политики Беларуси. За последнее 10-летие  была сформирована система государственной поддержки инновационной деятельности как в государственном, так и в негосударственном секторах экономики. Имеющаяся нормативно-правовая база в основном определяет место высокотехнологичного наукоемкого производства в структуре основных отраслей промышленности, сельского хозяйства и др. Основные проблемы, возникающие в ходе реализации инновационных проектов:

-недостаточность у предприятий  привлеченных и собственных средств  для полной реализации инновационного  проекта в части освоения промышленного производства продукции;

-недостаточные гарантии со стороны  государственного заказчика и  исполнителя инновационного проекта  при выполнении обязательств  по организации производства  и возврату средств;

-низкое качество подготовки бизнес-планов, особенно в части маркетинговых исследований отечественных и зарубежных рынков при подготовке материалов проекта.

 

30. Сущность  и задачи Государственной программы  инновационного развития Республики  Беларусь на 2011-2015 годы.

на реализацию мероприятий Государственной программы инновационного развития на 2011-2015 гг. планируется направить 57,4 трлн. рублей.

Постановлением СМ РБ от 04.02.2012 № 117 объем финансирования Государственной программы инновационного развития на 2011-2015 гг. увеличен с 57, 4 трлн. рублей до 77, 5 трлн. Рублей.

Основная задача Госпрограмм  инновационного развития и социально-экономического развития РБ на 2011-2015 годы «радикальная модернизация всех секторов экономики, создание новых наукоемких и высокотехнологичных производств».

Основная цель - создание конкурентоспособной, инновационной,высокотехнологичной, ресурсо- и энергосберегающей,экологобезопасной  экономики.

Основные задачи–создание  принципиально новых высокотехнологичных  и наукоемких секторов экономики (биотехнологии, нано-технологии, микроэлектроника, технологии тонкой химии, информационные технологии, производство новых материалов, лазерно-оптические технологии,коммуникационные технологии, атомная и возобновляемая энергетика, генная инженерия);

достижение максимального роста добавленной стоимости в производстве на основе его технологического обновления, образования многопрофильных холдингов, кластерных структур снижение материало-, энерго- и импортоемкости производства, повышение его экологобезопасности

формирование благоприятных  правовых, экономических и социальных условий для технологического развития национальной экономики и привлечения  инвестиций (в том числе прямых иностранных инвестиций и венчурного капитала)


развитие рынка научно-технической и инновационной продукции, повышение эффективности охраны интеллектуальной собственности, совершенствование механизмов коммерциализации результатов инновационной деятельности ускорение инновационного развития регионов

–формирование инновационного общества, создание эффективной системы непрерывной подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров, специалистов и руководителей для инновационной

экономики.

 

31. Инновационная  политика РБ.

В условиях белорусской  экономики научная и инновационная  деятельность играет более важную роль, чем в других государствах, имеющих значительный экономический потенциал и сырьевые ресурсы. Структура экономики РБ представлена, в основном, перерабатывающими отраслями, значительной долей экспорта и импорта в объеме валового производства продукции. Поэтому ориентация отечественной науки, производства, торговли должна быть на отрасли, имеющие значительную долю добавленной стоимости, отрасли с низким удельным весом материальных и энергетических затрат. Формирование и проведение инновационной политики в РБ осуществляется с учетом следующих условий: необходимости наличия развитого научно-технического потенциала; повышения уровня научных разработок; сокращения лога времени от научной разработки до ее использования в производстве; повышения  наукоемкости ВВП. Укрупнено структуру современной государственной инновационной политики РБ можно представить через определяющие ее стратегические направления: концентрация ресурсов на важнейших направлениях научных исследований; целенаправленная кадровая политика; высокая степень реализации результатов; международное научно-техническое сотрудничество; ориентация на приоритетные направления научно-технической деятельности; региональная научно-техническая политика; совершенствование управления научной сферой и обеспечение интеграции науки, образования и производства; формирование инновационной системы РБ.

 

 

32.Основные  источники финансирования инновационной  деятельности.

Источники прямого  финансирования инновационных проектов:

1. Банковский  кредит. Условно, все проекты по видам финансирования делятся на инвестиционное кредитование (кредитная линия по нецелевому кредиту) и проектное финансирование (кредитная линия по целевому кредиту). При инвестиционном кредитовании источником возврата средств является вся хозяйственная деятельность заемщика, включая доход, который приносит проект. При проектном финансировании источником погашения средств кредита является сам проект.

2. Инновационный  кредит. На выдаче инновационных кредитов специализируются инновационные банки и инновационные фонды. Инновационные банки заинтересованы во внедрении высоко-прибыльных изобретений и перспективных новшеств

В свою очередь, инновационные фонды могут оказывать финансовую поддержку, консультационные, патентные и др. технические услуги инновационным фирмам, осуществлять финансирование венчурных, связанных с повышенным риском, проектов.

3. Эмиссия  ценных бумаг. Привлечение инвестиционных ресурсов "под выпуск" ценных бумаг носит название эмиссионного финансирования и значительно способствует привлечению средств для осуществления крупных вложений инновационной фирмы. Эмиссия может осуществляться с помощью различных каналов: по прямым связям, на фондовой бирже, через инвестиционно-диллерские компании, банки и посреднические компании.

4. Привлечение  средств под учреждение венчурного  предприятия. Функциональной задачей венчурного финансирования является помощь росту конкретного бизнеса путем предоставления определенной суммы денежных средств в обмен на долю в уставном капитале или некий пакет акций.

5. Самофинансирование. Может осуществляться двумя способами: из прибыли, распределенной на цели развития и теоретически - из амортизационного фонда.

6. Финансирование  более долгосрочного инновационного  проекта из доходов от параллельных  этому проекту более краткосрочных проектов. Данный вид финансирования еще называют пакетированием долгосрочного инновационного  проекта с краткосрочными коммерческими с целью поддержания более масштабного инновационного проекта прибылями от реализации точечных

7. Реализация  излишних и сдача в аренду (или  лизинг) временно высвобождаемых  активов.

8. Заклад имущества. 

9. Доходы от  продажи технологий и ноу-хау. 

10. Форфейтинг является своеобразной формой трансформации коммерческого кредита в банковский; применяется он в том случае, когда у покупателя (в данном случае, инновационной фирмы) нет средств для приобретения какой-либо продукции, необходимой для внутреннего производства.

11. Факторинг. Это комплекс финансовых услуг, оказываемых банком клиенту в обмен на уступку дебиторской задолженности. 

 Источники  косвенного финансирования инновационных  проектов:

1. Покупка и аренда материально-технических средств, любого материального имущества и прочих имущественных прав в кредит на срок, увязанный со сроком реализации инновационного проекта и получения от него прибылей, за счет которых будет обслуживаться и погашаться товарный кредит;2. Покупка при той же синхронизации с ожидаемыми доходами от проекта материального имущества и прочих имущественных прав в рассрочку (с получением прав пользования ими без прав собственности, которые перейдут к покупателю только после окончательной выплаты рассрочки и процентов; в случае невыплаты очередных сумм рассрочки и процентов собственник изымает имущество у покупателя, лишает его прав пользования);3. Приобретение лицензии на технологию, заложенную в инновационный проект, с полным комплектом услуг и поставок при оплате лицензии исключительно в форме "роялти" (процента, в данном случае весьма высокого, от объема продаж продукции, услуг, освоенных по лицензии);4. Размещение акций и иных видов ценных бумаг с оплатой непосредственно в форме поставок или сдачи в аренду потребных материально-технических (включая площади, земли и т.п.) и информационных (патенты, ноу-хау) ресурсов, равных по их рыночной (договорной оценке стоимости размещенных бумаг);5. То же при привлечении вкладов в натуре от партнеров в уставные фонды собственного либо целевого совместного предприятия, в обеспечение совместных проектов или консорциумов;6. Привлечение трудовых ресурсов, найм работников с оплатой в ценных бумагах фирмы, выпущенных под инновационный проект (практически с оплатой будущими дивидендами из прибылей по инвестиционному проекту).

Информация о работе Сущность и содержание понятий инновации, инновационный процесс, инновационная деятельность