Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2012 в 20:21, доклад
Инновация - суть действие или способ действия, в основе которого: - новые знания или новое использование ранее полученных знаний; - новые технологии или технологии новые для данной сферы применения; - новые комбинации производственных факторов; и цель которого: - снятие последствий деструктивных процессов; -получение новых (или с новыми свойствами) продуктов/услуг с высоким рыночным потенциалом.
Отсюда “инновационная деятельность” – это не вид, и тем более не сфера, а характер деятельности. Иными словами, инновация – это не «что», а «как».
Период времени от зарождения идеи, создания и распространения новшества и до его использования принято называть жизненным циклом инновации. С учетом последовательности проведения работ жизненный цикл инновации рассматривается как инновационный процесс.
Экономическое и финансовое
регулирование инновационной
§ развитие предложения инноваций;§ расширение спроса на инновации;§ содействие конкуренции в инновационной сфере;§ развитие предпринимательства;§ обеспечение занятости в инновационной сфере;
Меры воздействия государства в области инноваций можно подразделить на прямые и косвенные.
Прямые методы государственного
регулирования инновационных
Административно-ведомственная форма проявляется в виде прямого дотационного финансирования, осуществляемого в соответствии со специальными законами, принимаемыми с целью непосредственного содействия инновациям. Создание консорциумов, инженерных центров, научных и технологических парков и других перспективных формирований, успешно реализующих сложные инновационные идеи, - наглядный пример эффективности государственной поддержки таких идей.
Важным направлением
политики в области инновационного
сотрудничества должно стать обеспечение
благоприятных
28. Законодательная
и нормативная база РБ в
области инновационной
Правовое регулирование инновационной деятельности, реализуемое через нормативно-правовые акты и законодательство государства, обеспечивает всем участникам инновационной деятельности независимо от форм собственности право на самостоятельное определение направлений, видов и объектов инновационной деятельности; право по своему усмотрению на договорной основе привлекать к инновационной деятельности юридических и физических лиц; право участия в конкурсах на финансирование инновационных проектов и программ; право участвовать в международном сотрудничестве и в международных программах и проектах в области научной и инновационной деятельности, закрепляет статус ученого, определяет деятельность в научной сфере малого бизнеса, частного сектора, обеспечивает охрану интеллектуальной собственности, государственную поддержку инновационной деятельности и т.д..
Основным нормативным актом
РБ в научно-технической сфере, предусматривающим
комплекс методов и средств участия
государства в управлении научной,
научно-технической и
Указом Президента РБ определено
важнейшее направление
Согласно Государственной программе инновационного развития РБ на 2011–2015
|
общая сумма расходов на реализацию инновационных проектов, включенных в перечень важнейших проектов по созданию новых предприятий и производств, имеющих определяющее значение для инновационного развития Республики Беларусь, составляет 57,4 трлн. рублей, включая средства республиканского и местных бюджетов, собственные средства организаций, кредиты белорусских банков, заемные средства организаций, иностранные инвестиции, которые будут уточняться при разработке плана реализации. Объемы финансирования из республиканского и местных бюджетов подлежат уточнению после их утверждения. Финансирование инновационных проектов, включенных в планы (программы) развития видов экономической деятельности, закрепленных за республиканскими органами государственного управления и иными государственными организациями, подчиненными Правительству Республики Беларусь, НАН Беларуси, и планы развития областей и г. Минска, осуществляется за счет средств республиканского и местных бюджетов, включая средства инновационных фондов, собственных средств организаций, кредитов белорусских банков, заемных средств организаций, иностранных инвестиций и других источников, не запрещенных законодательством. |
Инновационная деятельность в РБ в сфере международного сотрудничества регулируется международными актами. Цели, принципы, направления, значение, основные задачи, содержание, правовые основы и механизм реализации сотрудничества государств – участников СНГ в сфере науки и научно-технической деятельности определяет рекомендательный законодательный акт «Об основных принципах сотрудничества государств – участников СНГ в сфере науки и научно-технической деятельности», принятый Постановлением Межпарламентской ассамблеи государств − участников СНГ. Правовой основой проведения в жизнь инновационной политики государств являются инновационные кодексы, принимаемые парламентами государств на основе разработанных Инновационный кодекс государства включает в себя законы и законодательные акты, определяющие организацию инновационной деятельности, ее приоритеты и ограничения применительно к условиям данного государства.
29.Результаты
реализации Государственной
Основные направления
и мероприятия программы: проведение
модернизации экономики на основе технологических
инноваций в соответствии с потребностями
внутреннего и внешнего рынков; завершение
расширения и реконструкции, реструктуризации
важнейших экспортоориентирован
Стратегическая цель
программы: создание инновационной, конкурентоспособной
на мировом рынке наукоемкой, ресурсосберегающей,
Основные задачи программы:
-построение национальной инновационной системы
-формирование благоприятной
для инновационной
-модернизация материально-
-достижение качественно
нового технологического
-повышение уровня
высокотехнологического
-развитие интеллектуального
потенциала и творческой
Ориентация на инновационное
развитие экономики — один из важнейших
приоритетов социально- -недостаточность у -недостаточные гарантии со -низкое качество подготовки бизнес-планов, особенно в части маркетинговых исследований отечественных и зарубежных рынков при подготовке материалов проекта.
30. Сущность
и задачи Государственной на реализацию мероприятий Государственной программы инновационного развития на 2011-2015 гг. планируется направить 57,4 трлн. рублей. Постановлением СМ РБ
от 04.02.2012 № 117 объем финансирования
Государственной программы Основная задача Госпрограмм инновационного развития и социально-экономического развития РБ на 2011-2015 годы «радикальная модернизация всех секторов экономики, создание новых наукоемких и высокотехнологичных производств». Основная цель - создание
конкурентоспособной, инновационной, Основные задачи–создание
принципиально новых достижение максимального роста добавленной стоимости в производстве на основе его технологического обновления, образования многопрофильных холдингов, кластерных структур снижение материало-, энерго- и импортоемкости производства, повышение его экологобезопасности формирование благоприятных правовых, экономических и социальных условий для технологического развития национальной экономики и привлечения инвестиций (в том числе прямых иностранных инвестиций и венчурного капитала) |
развитие рынка научно-
–формирование инновационного общества, создание эффективной системы непрерывной подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров, специалистов и руководителей для инновационной
экономики.
31. Инновационная политика РБ.
В условиях белорусской
экономики научная и
32.Основные
источники финансирования
Источники прямого финансирования инновационных проектов:
1. Банковский кредит. Условно, все проекты по видам финансирования делятся на инвестиционное кредитование (кредитная линия по нецелевому кредиту) и проектное финансирование (кредитная линия по целевому кредиту). При инвестиционном кредитовании источником возврата средств является вся хозяйственная деятельность заемщика, включая доход, который приносит проект. При проектном финансировании источником погашения средств кредита является сам проект.
2. Инновационный кредит. На выдаче инновационных кредитов специализируются инновационные банки и инновационные фонды. Инновационные банки заинтересованы во внедрении высоко-прибыльных изобретений и перспективных новшеств
В свою очередь, инновационные фонды могут оказывать финансовую поддержку, консультационные, патентные и др. технические услуги инновационным фирмам, осуществлять финансирование венчурных, связанных с повышенным риском, проектов.
3. Эмиссия ценных бумаг. Привлечение инвестиционных ресурсов "под выпуск" ценных бумаг носит название эмиссионного финансирования и значительно способствует привлечению средств для осуществления крупных вложений инновационной фирмы. Эмиссия может осуществляться с помощью различных каналов: по прямым связям, на фондовой бирже, через инвестиционно-диллерские компании, банки и посреднические компании.
4. Привлечение
средств под учреждение
5. Самофинансирование. Может осуществляться двумя способами: из прибыли, распределенной на цели развития и теоретически - из амортизационного фонда.
6. Финансирование
более долгосрочного
7. Реализация излишних и сдача в аренду (или лизинг) временно высвобождаемых активов.
8. Заклад имущества.
9. Доходы от продажи технологий и ноу-хау.
10. Форфейтинг является своеобразной формой трансформации коммерческого кредита в банковский; применяется он в том случае, когда у покупателя (в данном случае, инновационной фирмы) нет средств для приобретения какой-либо продукции, необходимой для внутреннего производства.
11. Факторинг. Это комплекс финансовых услуг, оказываемых банком клиенту в обмен на уступку дебиторской задолженности.
Источники
косвенного финансирования
1. Покупка и аренда материально-технических средств, любого материального имущества и прочих имущественных прав в кредит на срок, увязанный со сроком реализации инновационного проекта и получения от него прибылей, за счет которых будет обслуживаться и погашаться товарный кредит;2. Покупка при той же синхронизации с ожидаемыми доходами от проекта материального имущества и прочих имущественных прав в рассрочку (с получением прав пользования ими без прав собственности, которые перейдут к покупателю только после окончательной выплаты рассрочки и процентов; в случае невыплаты очередных сумм рассрочки и процентов собственник изымает имущество у покупателя, лишает его прав пользования);3. Приобретение лицензии на технологию, заложенную в инновационный проект, с полным комплектом услуг и поставок при оплате лицензии исключительно в форме "роялти" (процента, в данном случае весьма высокого, от объема продаж продукции, услуг, освоенных по лицензии);4. Размещение акций и иных видов ценных бумаг с оплатой непосредственно в форме поставок или сдачи в аренду потребных материально-технических (включая площади, земли и т.п.) и информационных (патенты, ноу-хау) ресурсов, равных по их рыночной (договорной оценке стоимости размещенных бумаг);5. То же при привлечении вкладов в натуре от партнеров в уставные фонды собственного либо целевого совместного предприятия, в обеспечение совместных проектов или консорциумов;6. Привлечение трудовых ресурсов, найм работников с оплатой в ценных бумагах фирмы, выпущенных под инновационный проект (практически с оплатой будущими дивидендами из прибылей по инвестиционному проекту).