Сущность и содержание понятий инновации, инновационный процесс, инновационная деятельность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2012 в 20:21, доклад

Описание работы

Инновация - суть действие или способ действия, в основе которого: - новые знания или новое использование ранее полученных знаний; - новые технологии или технологии новые для данной сферы применения; - новые комбинации производственных факторов; и цель которого: - снятие последствий деструктивных процессов; -получение новых (или с новыми свойствами) продуктов/услуг с высоким рыночным потенциалом.
Отсюда “инновационная деятельность” – это не вид, и тем более не сфера, а характер деятельности. Иными словами, инновация – это не «что», а «как».
Период времени от зарождения идеи, создания и распространения новшества и до его использования принято называть жизненным циклом инновации. С учетом последовательности проведения работ жизненный цикл инновации рассматривается как инновационный процесс.

Файлы: 1 файл

Инноватика ответы1.doc

— 345.50 Кб (Скачать файл)

 

 

60. Риски  в инновационной деятельности.

Инновационная деятельность неизбежно связана с риском. Его  обобщ.показателем выступает финансовый риск предпринимателя и инвесторов, который характеризует возможные потери в случае неудачного, независимо от причины, завершения финансируемого проекта. Риск в инновационной деятельности увеличивается с локализацией инновационного проекта. Если таких проектов много и они рассредоточены по разным направлениям, то риск минимизируется.

 Главный риск - это  неопределенность, связанная с принятием  решений, реализация которых происходит  только с течением времени.  Поэтому при разработке инновационных  проектов учитывается вероятностный  характер ожидаемого результата.

 Основные риски,  связанные с инновационными проектами,  можно подразделить на следующие  виды:

- эк-й, связанный с  финансированием и калькуляцией  проекта, принятием и реализацией  эк.решений;

-оригинальности, обусловленный  возможностью невостребованности предлагаемых технологий и продуктов производством и рынком;

-технологической неадекватности, возникающий из-за принципиальной  разницы между технологией как  продуктом интеллектуальной деятельности  и технологией как объектом  инвестирования;

-финансового несоответствия, когда выделяемые средства на  реализацию инновац.проекта не  соответствуют его содержанию;

-неуправляемости проектом, возникающий из-за недостаточной  проработанности проекта, непрофессионализма  управленческой команды;

- юрид-й, связанный с соблюдением нормативных актов о защите интелл.собственности, обязательств при исполнении договоров, определением прав на разработки.

 Появляются и риски,  связанные с продвижением нового  вида продукции или услуг на  рынок, конкуренцией идей и разработок, и другие, плохо прогнозируемые.

 

61.Сущность  жизненного цикла инновационной  компании.

В условиях глобализации мировой экономики компаниям  необходимы перемены, и поэтому они постоянно совершенствуют архитектуру организационной структуры в соответствии со следующими основными факторами: внешние и внутренние условия.

Формирование новой  организационной структуры или  комбинации сил могут вызвать любые внешние перемены. Так, новое открытие со временем становится причиной перехода инноваторской компании к механической форме. В то же время, в условиях постоянно меняющейся среды, механические организационные формы вынуждены трансформироваться в инноваторские. Изменения организационной структуры может носить временный характер. Так, оказавшаяся в кризисной ситуации механическая компания на время становится предпринимательской, чтобы дать возможность сильному лидеру определить новое направление ее развития и осуществить стратегический поворот.

Аналогичные меры воздействия  на повышение восприимчивости государственных предприятий к требованиям внешней среды в условиях глобального финансово-экономического кризиса приняты и Правительством Республики Беларусь. Так, в целях повышения предпринимательской деятельности руководящих работников и специалистов государственных предприятий по увеличению реализации готовой продукции принят Указ Президента Республики Беларусь №49 от 28 января 2009 года и Постановление Совета Министров Республики Беларусь №1003. Принятые решения позволили мотивировать как предпринимателей, так и специалистов на формирование новшеств в продвижении товаров как на внутренний, так и внешний рынок.

Учитывая положительные  тенденции в реализации вышеприведенных  решений и то, что Указ Президента Республики Беларусь №49 от 28 января 2009 года имел силу действия только на один год, в 2010 году принят Указ Президента Республики Беларусь №23 от 18 января 2010 года о продлении действия последнего.

Протекционизм государства  в мотивировании формирования инновационных организационно-правовых форм хозяйствования состоял в принятии Указа Президента Республики Беларусь №660 от 28 декабря 2009 года «О некоторых вопросах создания и деятельности холдингов в Республику Беларусь».

 

62.Факторы  предопределяющие идеологию компании

Идеология представляет симбиоз положительных характеристик культуры компании, её уникальности и привлекательности.Такая идеология может иметь место в компании любой формы. Она часто встречается в предпринимательских компаниях в силу того, что идеологии обычно создаются предприимчивыми и харизматическими лидерами.

Идеология побуждает  членов компании к соблюдению внутренних организационных принципов. При этом решения принимаются исходя из настоятельных потребностей собственной компании, а не внешних обстоятельств или деятельности аналогичных образований.

Важнейшее значение идеологии состоит в том, что  она способствует существенному  повышению производительности конкретной организационной структуры. Преследуя цели повышения производительности, профессионализма или других движущих сил, компания очень легко расстается со своими членами. На практике известно, что бюрократическая машина отличается медлительностью, однако идеология изменяет ее характер.

Положительные и отрицательные тенденции в  развитии идеологии. В целом идеология является эффективным фактором развития организационных структур. Однако мир многообразен по культурам функционирующих компаний. Процесс формирования идеологии долог и труден, особенно в компаниях с продолжительной историей развития. При этом возникающие проблемы разрешаются с сохранением и развитием идеологии компании. Идеологии воздействуют на уровень производительности компании. Это зависит от характера формирования противодействующих сил в компании. Если в компании доминируют силы стандартизации и консерватизма (бюрократические), то компания тяготеет к механической с сохраняющимися невысокими стабильными темпами роста производительности.

 

 

63.Роль политики  в развитии компании.

Инновац.политика хозяйствующего субъекта (предприятия) представляет собой совокупность направлений и методов воздействия хозяйствующего механизма на пр-во новых видов продукта и технологий.

Целью(отсюда роль) инн.политики предприятия является разработка непосредственно инн.проекта, в котором необходимо обосновать его эконом.целесообразность.

1. Выбор направления инновационной политики. Главным методом принятия решения остается Ваше интуитивное суждение и опыт. Но существуют и более точные методы прогноза и отбора целей, т.е. методы выбора инновационной политики как таковой.

2. Стратегическое планирование инноваций. Вы должны разработать варианты альтернативных путей и средств достижения выбранных Вами на предыдущем этапе целей. Затем путем сравнения и оценки отбросьте все лишние варианты и выработайте окончательную стратегию. Эта стратегия должна описывать общее направление поиска и развития нововведения, способы достижения цели инновации, а также ее технико-экономическое обоснование. Таким образом, конечным результатом стратегического планирования является создание непосредственно инновационного проекта.

3. Оперативное планирование  инновации. Здесь инновационный  проект разбивается на отдельные  этапы. В составе полученных  этапов Вы должны запланировать  отдельные мероприятия, целью  которых является реализация  разработанной Вами стратегии.  Каждое мероприятие определяет сроки начала и окончания конкретной работы, количество исполнителей, необходимый объем ресурсов и т.д. Таким образом, в результате оперативного планирования Вы получаете подробный последовательный план Ваших действий по осуществлению инновации.

 

 

65.Инновационная  инфраструктура и её роль в  инн.экономике.

Инн.инфр-ура явл-ся осн.инструментарием и механизмом инн.экономики, она способна поднять экономику страны на очень высокий уровень. Инн.инфр-ра – это совокупность взаимосвязанных, взаимодополняющих производственно-технических систем, организаций, фирм и соответствующих организационно-управляющих систем, необх-х и достаточных для эфф.осуществления инн.деятельности и реализации инноваций. Инн.инфр-ра предопределяет темпы (скорость) развития экономики страны и рост благосостояния ее населения.

Опыт развитых стран  мира подтверждает, что в условиях глобальной конкуренции на мировом  рынке неизбежно выигрывает тот, кто имеет развитую инфраструктуру создания и реализации инноваций, кто владеет наиболее эффективным механизмом инновационной деятельности.

свойства:

  • распределенность по всем регионам в виде инновационно-технологических центров или инжиниринговых фирм, которые на местах могут решать задачи функционально полного инновационного цикла со сдачей объекта инновационной деятельности «под ключ»;
  • универсальность, которая позволяет конкурентоспособно обеспечить реализацию инновационного проекта «под ключ» в любой области производственного или обслуживающего секторов экономики;
  • профессионализм, который базируется на высокотехнологичном и качественном обслуживании заказчика или потребителя;
  • конструктивность, которая обеспечивается ориентацией на конечный результат;
  • высокий уровень научно-технического потенциала;
  • кадровая обеспеченность, в первую очередь, руководителями инновационных проектов и возможность постоянного обновления и совершенствования персонала инновационной инфраструктуры;
  • финансовая обеспеченность (наличие оборотного капитала);
  • высокий уровень инструментальных средств, ускоряющих получение конечного результата;
  • гибкость, обеспечивающая приспособление инновационной инфраструктуры к изменениям требований рынка и внешней конъюнктуры.

На практике выделяют следующие подсистемы инновационной инфраструктуры:

  • производственно-технологическая (или материальная): технопарки, инновационно-технологические центры, бизнес-инкубаторы, центры трансфера технологий;
  • финансовая: различные типы фондов – бюджетные, венчурные, страховые, инвестиционные, а также другие финансовые институты, такие как фондовый рынок с участием высокотехнологичных компаний;
  • информационная: базы данных и знаний, центры доступа, а также аналитические, статистические, информационные центры (т.е. организации, оказывающие услуги);
  • кадровая: образовательные учреждения по подготовке и переподготовке кадров в области научного и инновационного менеджмента, технологического аудита, маркетинга;
  • экспертно-консалтинговая: организации, занятые оказанием услуг по проблемам интеллектуальной собственности, стандартизации, сертификации, а также центры консалтинга как общего аудита, так и специализирующегося в отдельных сферах (финансов, инвестиций, маркетинга, управления и т.д.).

 

 

64.  Сущность  инновационного процесса в организационных  структурах.

Организация инновационного процесса – деятельность по объединению усилий научно-технического персонала на основе соответствующих регламентов и процедур, направленная на ускорение и повышение эффективности инновационного развития. Цель организации – упорядочение инновационного процесса, улучшение его характеристик, ликвидация потерь, связанных с повторным проведением (дублированием) исследований и разработок, неполным использованием имеющихся открытий, медленным осуществлением процесса – «исследование - производство».

Организация инновационного процесса в широком смысле включает организацию научно-производственного цикла (определение специализации и ответственности организаций, их размера, размещения, установление последовательности и порядка выполнения работ), организацию труда персонала и организация управления. Высокие темпы и эффективность обновления продукции, технологических процессов, их конкурентоспособность (на внутреннем и внешнем рынках) во многом определяются организационной составляющей инновационного механизма. При этом особую роль играют организации, в которых сосредоточены основные работы по созданию и освоению инноваций, - отраслевые научно-исследовательские и проектно-конструкторские институты, опытные и специальные конструкторские бюро, конструкторские бюро и отделы предприятий (объединений), акционерных обществ. В общем виде научные и научно-технические организации (независимо от отраслевых и региональных особенностей, секторов науки) можно классифицировать следующим образом:-научно-исследовательские институты (НИИ);- конструкторское бюро (КБ);-проектно-технологические институты (ПТИ);-проектно-конструкторские институты (ПКИ);- государственные проектные институты (ГПИ).


Информация о работе Сущность и содержание понятий инновации, инновационный процесс, инновационная деятельность