Сущность и содержание понятий инновации, инновационный процесс, инновационная деятельность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2012 в 20:21, доклад

Описание работы

Инновация - суть действие или способ действия, в основе которого: - новые знания или новое использование ранее полученных знаний; - новые технологии или технологии новые для данной сферы применения; - новые комбинации производственных факторов; и цель которого: - снятие последствий деструктивных процессов; -получение новых (или с новыми свойствами) продуктов/услуг с высоким рыночным потенциалом.
Отсюда “инновационная деятельность” – это не вид, и тем более не сфера, а характер деятельности. Иными словами, инновация – это не «что», а «как».
Период времени от зарождения идеи, создания и распространения новшества и до его использования принято называть жизненным циклом инновации. С учетом последовательности проведения работ жизненный цикл инновации рассматривается как инновационный процесс.

Файлы: 1 файл

Инноватика ответы1.doc

— 345.50 Кб (Скачать файл)

Сопротивляться будет  тот сотрудник, которому ДОСТАТОЧНО. Достаточно того, что он на сегодня  имеет, независимо от того, доволен  он  этим или нет. Человек неудовлетворенный тем, что у него есть, будет пытаться изменить ситуацию, так как у него присутствует внутренний мотив. Человек у которого есть мотив интереса, любопытства, независимо от того насколько он удовлетворен, готов к изменениям. Не хочет ничего менять тот, которому ДОСТАТОЧНО.

Поэтому незыблемые принципы менеджмента по стимулированию труда (как материального, гл.обр, так и  «морального», связанного с проф.ростом) двигают развитие инноватики, инвестиционной и инновационной деятельности.

 

8. Роль интеллектуального труда в формировании инновационной экономики.

Интеллектуальный труд делят на креативный и эвристический.

Под креативным трудом понимают преобразующий труд, совершаемый  группой людей, коллективом лиц (совокупностью  интеллектуальных систем) с помощью посредников (технических систем) и в результате которого создается инновационный продукт. В свою очередь, эвристический труд – это преобразующий труд, может совершаться отдельной личностью (индивидуально-интеллектуальной системой)  с помощью посредников (технических систем)  и в результате которого создается инновационный продукт. Однако и в том, и в другом случае интеллектуальный труд предназначен для того, чтобы создавать нечто новое.

Что касается инновационности  интеллектуального труда, то она  обнаруживается в создании потребительной стоимости, то есть когда результатом труда выступает благо, обладающее полезностью. Создаваемые интеллектуальным трудом блага (знания, технические усовершенствования и т.п.) не могут быть оценены по затратам, поскольку в данном случае результаты многократно превышают затраты. Главная функция труда – создание прибавочного продукта,  так как именно в нем проявляется превышение результатов труда над затратами.Интеллектуальная,  творческая составляющая труда приводит к результатам многократно превышающим затраты на их достижение. Таким образом, интеллектуальному труду, создающему потребительную стоимость, присуща инновационность.

 

9.Роль знаний в формировании инновационной экономики.

Инновационная экономика – это экономика общества, основанная на знаниях, инновациях, на доброжелательном восприятии новых идей, новых машин, систем и технологий, на готовности их практической реализации в различных сферах человеческой деятельности. Она выделяет особую роль знаний и инноваций, прежде всего, знаний научных. В инновационной экономике под влиянием научных и технологических знаний традиционные сферы материального производства трансформируются и радикально меняют свою технологическую основу.

Опыт и знания организации могут быть источником ее преимуществ, если они происходят из собственного практического опыта и учитывают согласованное поведение большинства сотрудников. Однако, если опыте и знаниях, основываются на общих научных принципах или обучении персонала, они легко могут быть проанализированы и скопированы конкурентами, а следовательно не могут быть источником устойчиво сохраняющихся преимуществ организации.

Знания, составляющие практические преимущества, носят, в большей степени, корпоративный, а не индивидуальный характер. Они предполагают, профессиональную координацию или сотрудничество отдельных специалистов и основываются на системе инвестиций, процесса труда и обучении. В отличие от материальных опыт и знания при их потреблении только совершенствуются. Навыки, которые не используются в течение длительного времени – морально устаревают.

 

10.Сущность  инновационной стратегии в развитии  предприятия.

Опыт мирового эк.развития свидетельствует о том, что сохранить  конкурентные преимущества на рынке  возможно лишь при активном использовании важнейших достижений научно-технического прогресса и формирования новой структуры управления предприятием. Возрастающее значение фактора инновационного развития предопределяется требованием того, чтобы руководство компании разрабатывало эффективные корпоративные инновационные стратегии развития предприятия, которые и будут служить путеводителем в возрастающем международном разделении труда.

Сущность инновационной  стратегии предприятия состоит  в том, чтобы:

1.Определить период  удержания конкурентных преимуществ на рынке;

2.Установить уровень  покупательского спроса продукции;

3.Сохранить сегмент  рынка без формирования инновационной  стратегии.

Оценивая вышеизложенные концептуальные положения и целесообразность формирования эффективной организационной  структуры, компания на рынке определяет стратегическую архитектуру предприятия. Принципиальным положением новой стратегической архитектуры предприятия являются приоритеты распределения ресурсов, которые становятся прозрачными для всех работников компании. Сущность механизма прозрачности распределения ресурсов состоит в том, что в соответствии с приоритетами в развитии организации, менеджеры нижнего и среднего звена управления участвуют в разработке мероприятий последовательности принятия управленческих решений в стратегии развития организации.

Формирование базы инновационной  стратегии предприятия или компании обусловлено результатом интеллектуального  труда команды менеджеров, связанного с непрерывным обновлением всех сфер жизнедеятельности компании в  целях повышения её прибыльности. При этом функции руководства компанией определяются инновационной стратегией компании и распределения направлений деятельности исполнителей в соответствии с разработанной программой. Важнейшей составляющей архитектуры инновационной стратегии являются компетенции менеджеров всех уровней управления. В связи с этим, руководство организации должны определить количество, местонахождение и качество тех специалистов, которые будут реализовывать инновационную стратегию организации.

 

11.Теоретические и практические подходы к формированию стратегии инновационной деятельности.

Стратегическая  инновационная архитектура – это путеводитель, совпадающий с формированием инновационной стратегии организации. Страт.архитектура организации делает приоритеты распределения ресурсов прозрачными для всех подразделений организации. Инновационная стратегия представляет собой задачи, политику и планы, которые вместе, определяют характер предприятия и его подход к выживанию и победе в конкурентной борьбе.Каждая инновационная стратегия сопряжена с определенным риском. На практике – это лишь возможность определить в ней степень достоинства и недостатки научно разработанного проекта. В то же время накопленным опытом установлено, что большинство стратегий должны удовлетворять следующим критериям:

  • Последовательность. Инновационная стратегия не должна содержать в себе взаимно несовместимых целей и политических приемов.
  • Гармоничность. Инновационная стратегия призвана обеспечивать адаптивную реакцию на внешнюю среду и происходящие в ней изменения.
  • Преимущества. Инновационная стратегия предоставляет возможность приобретения и/или поддержания конкурентных преимуществ в избранной сфере деятельности.
  • Осуществимость. Инновационная стратегия не должна предъявлять чрезмерные требования к ресурсам или же порождать неразрешимые проблемы.

 

12.Сущность  роста конкурентоспособности в  постиндустриальном обществе.

Для обеспечения конкурентоспособности  товаров и услуг на внутреннем и международном рынках предусматривается: опережающее развитие наукоемких и высокотехнологичных подотраслей и производств: микроэлектроники, приборостроения, точного машиностроения, информационных технологий. Это позволит добиться снижения материалоемкости выпускаемой продукции, увеличения удельного веса добавленной стоимости в ее цене, укрепления позиций отечественного машиностроения на мировых рынках;

  • расширение выпуска потребительских товаров, прежде всего различных видов бытовой техники и электроники, испытывающих меньшие среднесрочные и долгосрочные колебания спроса, имеющих более высокую скорость оборачиваемости финансовых средств;
  • увеличение удельного веса экспортоориентированных производств в рамках единого рынка со странами СНГ и ЕС в целях развития экспорта в дальнее зарубежье. Приоритетными, по данному критерию, в белорусском машиностроении являются автомобилестроение, автобусное и троллейбусное производства, станкостроительная и инструментальная промышленность, микроэлектроника, оптическая и оптико-мехническая продукция, химическая продукция, фармация и современное агропромышленное производство.
  • повышение комплексности производств и увеличение создаваемой в отраслях валовой добавленной стоимости путем расширения кооперации внутри подотраслей, развитие производств, технологически сопряженных с уже действующими;
  • внедрение специальных программ по повышению качества надежности и долговечности белорусских товаров (технологий, услуг) от их производства до реализации на мировых рынках и технологического сервиса;
  • внедрение требований технических нормативных правовых актов Европейского Союза и США на производстве и продукцию (технологии, услуги) для экспорта высоко и среднетехнологичных товаров (и производств) в страны Европы, Латинской и Северной Америки, Африки и др.;
  • внедрение специальных программ по содействию и экспорту высоко и среднетехнологичных белорусских товаров на мировые рынки стран СНГ, Азии, Китая, Среднего и Ближнего Востока и др. регионов. Используя данную стратегию, Беларусь разработала программу торгово-экономического сотрудничества с Казахстаном по реализации 30 совместных проектов на сумму более 3 млрд. долларов. Реализация на практике данных проектов создаст промышленную площадку с выходом на рынки Китая и Центральной Азии.

Инновационная стратегия повышения уровня конкурентоспособности  реального сектора экономики предполагает:

  • создание постоянно действующей системы формирования спроса производства на исследования и разработки в целях согласования действий субъектов научно-технической и инновационной деятельности;
  • дальнейшее развитие фирменной науки, усиление кооперационных связей между научно-исследовательскими институтами и предприятиями отраслей реального сектора экономики, созданием на их базе корпоративных структур, научно-технических (практических) центров (кластеров, корпораций, финансово-промышленных групп) и укреплением материально-технологической базы конструкторско-технологических подразделений промышленных предприятий;
  • участия отраслей реального сектора экономики и научно-технических организаций в различных транснациональных компаниях (ТНК);
  • установление кооперационных научно-технических связей между отраслями-донорами и отраслями-реципиентами технологий, специализации объектов и субъектов инновационной инфраструктуры на обслуживании отдельных комплексов отраслей, взаимосвязанных посредством диффузии технологий;
  • сближение технологической структуры белорусской промышленности по отношению к соответствующей структуре промышленно развитых стран как основных потенциальных доноров технологий; создание эффективных каналов взаимодействия знаний между отечественными и иностранными предприятиями;
  • разработку эффективной маркетинговой стратегии предприятий, позволяющей им в режиме реального времени отслеживать конъюнктуру рынка и тенденций в техническом и технологическом развитии номенклатуры выпускаемой продукции;
  • основным принципом реструктуризации предприятий должна стать рыночная самоорганизация и конкурентоспособность на внутреннем и внешнем рынках.

В настоящее  время инновации следует рассматривать  как важнейший фактор обеспечения  конкурентоспособности белорусской экономики и ее устойчивого роста.

 

13. Факторы  предопределяющие выход компании  на новый рынок.

Выход фирмы на рынок  всегда требует серьезного анализа  маркетинговой среды, т. е. всего  того, что будет воздействовать на фирму прямо и непосредственно или косвенно.  С точки зрения возможности контроля фирмы над факторами маркетинговой среды последние делятся на контролируемые и неконтролируемые.  
    К контролируемым факторам относятся две группы факторов: инструментарий маркетинга и контролируемые факторы внешней национальной среды.

Инструментарий  маркетинга: сам товар, цена, его продвижение и распределение, реклама, формы, способы и методы реализации, а также каналы распределения.    

К контролируемым факторам внешней среды относятся:

  • финансово-экономические (это прежде всего издержки производства, затраты на рекламу, уровень рентабельности и пр.);
  • производственно-технологические (используемая техника, применяемые технологии, приобретение лицензий и т. п.);
  • организационные (например, организационная структура фирмы).    
        К неконтролируемым факторам относятся:
  • экономические факторы, например денежная масса, ссудный процент, система налогообложения, бюджетная политика и т. д.;
  • конкуренция, т. е. рыночные структуры, формы власти над рынком;
  • политико-правовые факторы, прежде всего действующие в стране законы о предпринимательстве, методы государственного регулирования экономики;
  • прочие факторы, которые включают научно-технологические, демографические и природно-географические.

 

    Все эти  факторы могут как создавать благоприятные условия для фирмы, так и оказывать негативное влияние, ухудшая ее финансово-экономические результаты.  
    

14. Сущность  принципа «постоянного совершенствования»  компании на рынке.

Принцип постоянного  совершенствования связан с понятием жизненного цикла. В соответствии с принципом постоянного совершенствования все элементы системы продаж постоянно меняются и находятся на разных этапах своего жизненного цикла. Поскольку каждая компания стремиться к выживанию на рынке, каждый элемент системы продаж должен обновляться. Компания может обеспечить свое выживание только пост.обновлением своих элементов. Кроме того, еще одной гранью принципа постоянных изменений является то, что невозможно мгновенно достичь результата, всякий процесс требует определенного времени для своего завершения.

Принцип постоянного совершенствования  к подсистеме поиска, привлечения  и удержания клиентов. Необходимо:

  • создать постоянно-действующий механизм поддержания актуальности карты рынка;
  • постоянно стараться перевести отношения с клиентами на качественно новый уровень;
  • избегать рутины в работе со стабильными клиентами;
  • постоянно искать возможность подчеркнуть свою ценность для клиента.

Информация о работе Сущность и содержание понятий инновации, инновационный процесс, инновационная деятельность