Анализ формирования и исполнения местного бюджета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2013 в 12:51, курсовая работа

Описание работы

Целью дипломной работы является формирование и исполнение бюджета муниципального района на примере муниципального района Кугарчинский район Республики Башкортостан.
Задачей дипломной работы является определение основных принципов организации местных финансов, установление источников формирования финансовых ресурсов местного самоуправления.
Изучить основы бюджетного процесса в муниципальных образованиях и рассмотреть взаимоотношения органов местного самоуправления с органами государственной власти Российской Федерации.
На практике рассмотреть местный бюджет муниципального района Кугарчинский район Республики Башкортостан.
Предметом исследования являются процессы формирования и исполнения бюджета.

Файлы: 1 файл

люда диплом.doc

— 716.00 Кб (Скачать файл)

4. распределение  норм по налоговым отчислениям  между региональными и муниципальными  бюджетами;

5. не устойчивость  бюджетов за счет больших трансфертов;

6. не соответствие  доходных и расходных полномочий

7. не целевое  использование бюджетных средств.

      Перечисленные проблемы также и для уровня муниципального образования и для сельских поселений.

     На этой основе разработаны направления совершенствования бюджета и межбюджетных отношений:

     - повысить собираемость налоговых и неналоговых доходов, проводить работу с недоимщиками, т.к. в резерве около 8% недопоступивших платежей;

     - упорядочить систему предоставляемых льгот налогоплательщикам;

     - отчисления налогов в местный бюджет должны носить постоянный характер;

     - привести в соответствие доходные и расходные полномочия;

     - повысить устойчивость местного бюджета за счет дополнительных источников дохода.

 

 

        3.2 Совершенствование бюджетных и межбюджетных отношений

       Одним из направлений межбюджетных отношений является передача расходов и доходов с одного уровня бюджетной системы на другой. Бюджетный кодекс Российской Федерации устанавливает, что отдельные виды расходов могут передаваться из федерального бюджета в бюджеты субъектов РФ путем заключения соответствующих норм (положений) в федеральный закон о федеральном бюджете. Аналогично решаются вопросы о передаче расходов из бюджета субъекта РФ в местные бюджеты. Передача отдельных государственных полномочий на нижестоящий уровень должна сопровождаться соответствующей компенсацией, передаваемой бюджету другого уровня.

       В процессе межбюджетных отношений основное внимание уделяется механизмам перераспределения финансовых ресурсов между уровнями бюджетной системы и между регионами. Существует задача разграничения бюджетных обязательств и ответственности за их исполнение между органами власти разных уровней.

       Основными направлениями работы по совершенствованию 
межбюджетных отношений являются следующие:

      -  наличие утвержденной методики распределения субвенций из областного бюджета позволит достичь 100 % уровня финансового обеспечения реализации органами местного самоуправления делегированных им полномочий.

      - своевременное размещение результатов расчетов по распределению субвенций и дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований области на официальном сайте администрации области  будет способствовать повышению прозрачности межбюджетных отношений.

     -  наличие утвержденных управлением финансов области методик по вопросам финансового планирования, по составлению докладов о результатах и основных направлениях деятельности главных распорядителей бюджетных средств, по формированию и реализации долгосрочных и ведомственных муниципальных целевых программ, проведение семинаров с представителями финансовых органов муниципальных образований и конкурса на предоставление субсидий из областного бюджета будет являться залогом проведения грамотных реформ в сфере муниципальных финансов.

      - наличие утвержденной методики (порядка) расчета межбюджетных трансфертов бюджету областного фонда обязательного медицинского страхования позволит выстроить более эффективные и обоснованные финансовые взаимоотношения между областным бюджетом и бюджетом областного фонда обязательного медицинского страхования.

       В соответствии с региональным законодательством, выполнение полномочий, делегируемых органам местного самоуправления, осуществляется за счет субвенций из областного фонда компенсаций.

        Решение настоящей задачи является необходимым условием устойчивости бюджетной системы области, поскольку в результате достигается оптимальное распределение бюджетных ресурсов.

         Предоставление субсидий из областного бюджета на реформирование муниципальных финансов позволит создать достаточные стимулы органам местного самоуправления по внедрению передовых принципов бюджетирования, ориентированного на результаты. Смысл этих реформ заключается в том, чтобы сместить бюджетный процесс от управления ресурсами бюджета к управлению результатами за счёт расширения полномочий и повышения ответственности участников бюджетного процесса в условиях чётких планов на среднесрочную перспективу, а также создания систем управления качеством муниципальных услуг, текущего мониторинга их предоставления и контроля за результатами.

         Представление прозрачной и достоверной информации о деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления является необходимым условием обеспечения эффективного и устойчивого управления государственными и муниципальными финансами. Основой процесса достижения этой цели должны стать требования к публичному раскрытию информации о планах, условиях и результатах деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

       Прозрачность облегчает контроль со стороны общества за эффективностью управления государственными и муниципальными финансами, повышает ответственность органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления за принятые решения, содействует укреплению внутренней дисциплины в государственных и муниципальных учреждениях.

          Открытая информация о финансовом состоянии субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, планах и результатах управления государственными и муниципальными финансами должна быть достоверной, понятной, своевременной и полной. В получении указанной информации заинтересованы не только органы, осуществляющие управление государственными и муниципальными финансами, но и граждане, инвесторы, кредиторы, другие субъекты хозяйственной деятельности.

          В настоящее время в открытом доступе на регулярной основе существуют отдельные элементы статистической информации о состоянии региональных и муниципальных финансов, в числе которых присутствует отчетность об исполнении бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.

         Вместе с тем отсутствует полная картина функционирования секторов общественных финансов на региональном и муниципальном уровнях, равно как и единая методологическая основа для сбора, обработки и предоставления такого рода информации.

       Особенно эта проблема актуальна на муниципальном уровне в условиях ограниченного набора данных в отношении муниципальных образований не только поселенческого, но и районного типа.

       Очевидно, что для эффективного исполнения полномочий по формированию и распределению межбюджетных трансфертов муниципальным образованиям необходим определенный перечень показателей по всем муниципалитетам, характеризующий уровень развития экономики, демографические, климатические, половозрастные и другие особенности конкретной территории. Целесообразно расширить возможности использования и повысить качество и полноту налоговой отчетности, формируя ее по каждому муниципальному образованию.

        В связи с проведением работы в области разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления в БК РФ предусмотрена норма об обязательном ведении реестров расходных обязательств на всех уровнях бюджетной системы с представлением реестров субъектов РФ и сводов реестров муниципальных образований в Министерство финансов РФ.

       Исходя из этого Министерство финансов РФ разрабатывает порядок формирования, ведения и распространения единой информационной базы, характеризующей состояние и качество управления бюджетами субъектов РФ и местными бюджетами, обеспечит свободный доступ к этой базе через сеть Internet.

        Кроме того, необходимо разработать единые принципы составления статистической информации на всех уровнях государственной власти в целях составления региональных и муниципальных показателей их социально-экономического развития по одинаковой методологии и достижения их согласованности с показателями федерального уровня.

        Необходимо также ввести в практику публичные ежегодные отчеты органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления и разработать рекомендации по их составлению, в частности, по показателям эффективности деятельности. Публичные ежегодные отчеты органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления должны включать результаты деятельности органов управления за прошедший период и планы повышения эффективности управления региональными и муниципальными финансами на предстоящий период.

        Указанные отчеты будут содействовать органам государственной власти субъектов РФ и органам местного самоуправления, населению и другим заинтересованным лицам в осуществлении контроля за эффективностью деятельности органов управления за прошедший период, анализа соответствия затраченных средств значимости предоставленных населению бюджетных услуг и результатов выполнения целевых бюджетных программ, а также проведения сравнения по аналогичным показателям с другими территориями.

       В связи смещением акцентов в бюджетном процессе с "управления бюджетными ресурсами (затратами)" на "управление результатами" возникла потребность в осуществлении независимой экспертизы деятельности органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления.

        В РФ функции по независимой экспертизы частично исполняют контрольно-счетные палаты, имеющие статус органов государственного и муниципального контроля. Их главной функцией является контроль за исполнением бюджета, анализ отклонений бюджета от установленных показателей, обнаружение и предотвращение нецелевого использования бюджетных средств, определение эффективности и целесообразности их расходования. В то же время контрольно-счетные органы субъектов РФ и муниципальные контрольно-счетные органы не осуществляют оценку результативности и эффективности управления государственными и муниципальными финансами.

         Между тем переход к бюджетированию, ориентированному на результат, требует не только контроля за правильностью расходования бюджетных средств, но и оценки результативности их использования в бюджетном году и при завершении каждой бюджетной программы.

        По решению законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ или представительного органа муниципального образования эту функцию могли бы выполнять также независимые аудиторские фирмы.

        Задачи повышения эффективности управления государственными и муниципальными финансами делают необходимым расширение функций независимой экспертизы в области расходования бюджетных средств путем подтверждения финансовой отчетности органов исполнительной власти с выражением независимого экспертного мнения относительно его достоверности, а также экспертизы систем внутреннего контроля и результативности управления государственными и муниципальными финансами.

       Необходимо также разработать комплекс мер по обеспечению внедрения независимой экспертизы - установить полномочия независимых экспертов, разработать требования к ним и процедуры отбора экспертов.             

       Региональным и местным органам власти следует провести дополнительную мобилизацию доходов (за счет сокращения налоговых льгот и более эффективного использования собственности), а также оптимизацию расходов, сконцентрировав имеющиеся ресурсы на безусловном выполнении принятых на себя обязательств. Необходимо привести условия оплаты труда работников бюджетной сферы, государственных служащих субъектов Российской Федерации, муниципальных служащих в соответствие с федеральным законодательством. Стратегической задачей является отказ от обязательности использования единой тарифной сетки для работников организаций бюджетной сферы, финансируемых из региональных и местных бюджетов.

       Сегодня в условиях формирования местного самоуправления в Российской Федерации Становление системы взаимоотношений между органами государственной власти и местного самоуправления сопровождается большим количеством проблем. Особенно отчетливо это проявляется в финансовой сфере. Самым острым и значимым вопросом для органов власти любого уровня остаются межбюджетные отношения, от состояния которых напрямую зависит эффективность деятельности органов государственной власти и местного самоуправления по выполнению закрепленных за ними полномочий.

       Конституция Российской федерации, закрепляющая принцип самостоятельности местного самоуправления, предъявляет повышенные требования к организации взаимодействия государственных и местных органов власти. В современных условиях прежние, основанные на индивидуальных договоренностях, методы получения дополнительных финансовых ресурсов уже не действуют. В основе бюджетных взаимоотношений лежат расчеты, обоснования, аргументы и безусловное соблюдение законодательства.  

        Проводится работа по разграничению доходных источников и расходных обязательств между областным и местным и местными бюджетами, обеспечение сбалансированности каждого из них. Финансовая ответственность стала жестче. Только совместными усилиями можно выстроить эффективную бюджетную систему, ориентированную на решение проблем и повышение благосостояния каждого жителя. Следует отметить, что взаимоотношения органов государственной власти и местного самоуправления в финансовой сфере образуют круг проблем связанных с правовым регулированием.

       Основное направления по совершенствованию бюджетных отношений это эффективное внутренне законодательство, которое создаст механизм, обеспечивающий стабильную работу в финансовой сфере между муниципальным образованием и сельскими поселениями.

Информация о работе Анализ формирования и исполнения местного бюджета