Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2013 в 12:51, курсовая работа
Целью дипломной работы является формирование и исполнение бюджета муниципального района на примере муниципального района Кугарчинский район Республики Башкортостан.
Задачей дипломной работы является определение основных принципов организации местных финансов, установление источников формирования финансовых ресурсов местного самоуправления.
Изучить основы бюджетного процесса в муниципальных образованиях и рассмотреть взаимоотношения органов местного самоуправления с органами государственной власти Российской Федерации.
На практике рассмотреть местный бюджет муниципального района Кугарчинский район Республики Башкортостан.
Предметом исследования являются процессы формирования и исполнения бюджета.
Процедура составления проекта бюджета, его исполнения схожа с теми же процедурами для федерального и регионального бюджета. Однако есть и существенные различия.
Формирование местного бюджета
состоит из росписи расходной
части бюджета, а также
2.4 Устойчивость местного бюджета
Итак, бюджет муниципального района Кугарчинский район Республики Башкортостан состоит из доходной и расходной частей. Бюджет должен быть сбалансированным, доходная часть должна равняться расходной.
Рис. 12 Динамика плановых показателей доходной и расходной частей бюджетов за 2004-2006 гг., тыс.руб.
Однако могут быть и такие ситуации, когда консолидированный бюджет муниципального района утверждается с «-» дефицитом. Причина этому, целевые остатки денежных средств на счете по итогам прошлых лет. Анализируя плановые показатели видно, что на 2009 год был принят бюджет с дефицитом в сумме 2420 тыс.руб. и на 2011 год в сумме 18145 тыс.руб. Это значит, что в 2009 году был проведен расход целевого направления из остатка в сумме 2420 тыс.руб. и в 2011 году аналогично.
Анализ плановых показателей доходной и расходных частей бюджетов
за 2009-2011 гг., тыс.руб.
Период |
План по бюджету |
Отклонения «-» дефицит бюджета «+» профицит бюджета |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
1 |
2 |
3 |
4 |
Доходная часть |
Расходная часть |
||
2009 год |
145210 |
147630 |
-2420 |
2010 год |
170123 |
170123 |
0 |
2011 год |
344484 |
362639 |
-181145 |
Исполнение доходной части местного бюджета за 2009-2011 гг., тыс. руб.
Показатели |
2009 год |
2010 год |
2011 год |
План по доходам |
145210 |
170123 |
344484 |
Факт по доходам |
270349 |
341192 |
521686 |
Исполнение |
+125139 |
+1700069 |
+177207 |
Рис. 13 Динамика доходной части местного бюджета за 2009-2011 гг., тыс.руб.
Вывод: исполнение доходной части местного бюджета за три последних года (табл. 12), видно, что идет перевыполнение доходной части как по налоговым и неналоговым доходам, так и финансовой помощи с вышестоящего бюджета. На исполнение доходов повлияли ряд финансово-экономических факторов. На рост налога на доходы физических лиц влияет изменение нормативов отчислений, рост заработной платы. Рост розничного товарооборота влечет за собой увеличение поступления налога на совокупный доход. Процесс сокращения льгот по объектам социально-культурной сферы и объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса, содержание которых полностью или частично финансируется за счет средств местного бюджета, повлек за собой рост налога на имущество.
Исполнение местного бюджета по расходам за 2009 -2011 гг., тыс. руб.
Период |
План расходной части бюджета |
Факт расходной части бюджета |
Отклонения |
2009 год |
147630 |
248391 |
+100761 |
2010 год |
170123 |
307468 |
+137345 |
2011 год |
362629 |
521155 |
+158526 |
Рис. 14 Динамика расходной части местного бюджета за 2009-2011 гг., тыс.руб.
Вывод: исполнение расходной части бюджета муниципального района за 2009-2011 гг. (табл. 13). видно, что происходит рост. Растут доходы, соответственно увеличивается и финансирование. Показатели взяты из годовых отчетов об исполнении бюджета муниципального района Кугарчинский район Республики Башкортостан.
Бюджеты за 2009-2011 гг. исполнены с профицитом, это значит, что фактические доходы превышают фактические расходы.
Таким образом, ответственность за сбалансированность местного бюджета возложена на местные органы власти. Бюджетный кодекс РФ порядок исполнения и самоисполнение местного бюджета относит к полномочиям органов местного самоуправления (ст.9). Согласно принципу самостоятельности бюджетов (ст.31) органы местного самоуправления обладают правом и обязанностью самостоятельно осуществлять бюджетный процесс.
ГЛАВА 3. НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ БЮДЖЕТНЫХ И МЕЖБЮДЖЕТНЫХ ОТНОШЕНИЙ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
3.1 Оценка бюджетной деятельности
Систему бюджетных отношений необходимо выстраивать таким образом, чтобы она реально позволяла четко разграничить сферы деятельности федерального центра, регионов и муниципальных образований, наделив каждый из уровней управления не только полномочиями, но и адекватными этим полномочиям финансовыми ресурсами. Без этого повысить эффективность работы субфедеральных и муниципальных органов управления не удастся, а значит, не удастся устранить полностью угрозу социального взрыва на территории наиболее проблемных территориальных образований.
Для оценки эффективности на территории муниципального района Кугарчинский район Республики Башкортостан использованы следующие бюджетные коэффициенты:
- коэффициент бюджетной результативности муниципального образования:
Кбр=Д/Ч
где: Д - доходы местного бюджета;
Ч - среднегодовая
численность населения проживающего на территории
данного района.
- коэффициент бюджетной обеспеченности населения:
Кбо=Р/Ч (2)
где: Р - расходы бюджета рассматриваемого муниципального образования;
Ч - среднегодовая численность
населения проживающего на территории
данного района.
- коэффициент бюджетной окупаемости :
Ко = Д/Р
где: Д - доход
местного бюджета;
Р - расходы бюджета рассматриваемого муниципального образования.
- коэффициент бюджетной устойчивости:
Ку=Дсоб/Дм (4)
где: Дсоб – доходы собственные;
Дм – доход местного бюджета.
Исходные данные для оценки эффективности на территории муниципального образования в динамике из фактически сложившихся сумм
Показатели |
Условные обозначения |
2009 год |
2010 год |
2011 год |
Доходы местного бюджета |
Дм., тыс. руб. |
270349,0 |
341192,9 |
521686,5 |
Доходы собственные |
Дсоб., тыс. руб. |
68706,0 |
56782,0 |
106183,0 |
Расходы местного бюджета |
Рм., тыс. руб. |
248391,0 |
307468,2 |
521155,6 |
Численность населения Кугарчинского МО |
Ч, чел. |
31173,0 |
31697,0 |
31586,0 |
Результаты расчетов бюджетных коэффициентов, исходя из фактически сложившихся сумм в динамике
Наименование коэффициента |
2009 год |
2010 год |
Отношение 2010г./2009г. |
2011 год |
Отношение 2011г./2010г. |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
Коэффициент бюджетной результативности МО, руб./чел. |
8672,5 |
10764,20 |
1,24 |
16516,38 |
1,53 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
Коэффициент бюджетной обеспеченности населения, руб./чел. |
7968,1 |
9700,23 |
1,22 |
16499,58 |
1,70 |
Коэффициент бюджетной окупаемости, руб. |
1,1 |
1,1 |
1 |
1,0 |
1 |
Коэффициент бюджетной устойчивости |
0,25 |
0,16 |
0,8 |
0,20 |
1,2 |
Результаты расчетов бюджетных коэффициентов (таб. 15) показал следующее, что коэффициент бюджетной результативности муниципального образования за анализируемый период растет, в 2009 году он составлял 8672,5 руб. на 1 человека, в 2010 году 10764,20 руб. на 1 человека, в 2011 году 16516,38 руб. на 1 человека. При этом численность населения на уровне, без особых отклонений, а вот доходы значительно возрастают, но не за счет собираемости собственных доходов, а наоборот за счет получения дополнительной финансовой помощи. Коэффициент бюджетной результативности растет большими темпами, чем инфляция.
Коэффициент бюджетной обеспеченности населения набирает рост его показатели в 2009 году 7968,1 руб. на 1 человека, в 2010 году 9700,23 руб. на 1 человека, в 2011 году 16499,58 руб. на 1 человека. При росте коэффициента бюджетной обеспеченности, расходы покрываются доходами.
Коэффициент бюджетной устойчивости в 2009 году составил 0,25, в 2010 году 0,16 в 2011 году 0,20. Это означает, что собственными доходами местный бюджет обеспечен в 2009 году на 25% и на 75% дотациями, в 2010 году собственными доходами на 16% и дополнительными денежными средствами на 84%, в 2011 году соответственно 20% и 80%. Это говорит о том, что бюджет не устойчив, зависит от финансовой помощи с вышестоящего бюджета.
По результатам анализа выявлены следующие проблемы:
1. низкая собираемость налоговых и неналоговых доходов
2. наличие выпадающих доходов;
3. сниженная налогооблагаемая база за счет теневых доходов
Информация о работе Анализ формирования и исполнения местного бюджета