Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2013 в 12:51, курсовая работа
Целью дипломной работы является формирование и исполнение бюджета муниципального района на примере муниципального района Кугарчинский район Республики Башкортостан.
Задачей дипломной работы является определение основных принципов организации местных финансов, установление источников формирования финансовых ресурсов местного самоуправления.
Изучить основы бюджетного процесса в муниципальных образованиях и рассмотреть взаимоотношения органов местного самоуправления с органами государственной власти Российской Федерации.
На практике рассмотреть местный бюджет муниципального района Кугарчинский район Республики Башкортостан.
Предметом исследования являются процессы формирования и исполнения бюджета.
Таблица 10
Структура расходов по разделам за 2009 -2011 гг., %
Расходные разделы |
2009 |
2010 |
2011 |
Всего расходов |
100 |
100 |
100 |
в т.ч.: Образование |
39 |
38,7 |
26,7 |
Здравоохранение и физическая культура |
11,1 |
17,3 |
11,1 |
Жилищно-коммунальное хозяйство |
10,0 |
12,6 |
13,1 |
Общегосударственные вопросы |
11,5 |
9,3 |
7,2 |
Межбюджетные расходы |
0 |
0 |
23,7 |
Прочие расходы |
28,4 |
22,1 |
18,3 |
Рис. 9 Структура расходов местного бюджета в 2009 г., %
Рассмотрев структуру расходов 2009 года (таб. 10), можно сказать, что большая доля расходов приходиться на раздел образования 39%. В Кугарчинском районе более 30 дошкольных и школьных учреждений, находящиеся в ведение района. В расходы на образование включены расходы на:
- дошкольное образование;
- общее образование;
- начальное профессиональное образование;
- переподготовку повышение квалификации;
- прочие расходы в области образования.
К прочим расходам можно отнести расходы: на проведение мероприятий и содержание учреждений, находящихся в ведении муниципального образования и расходы на реализацию собственных программ развития их доля составляет 28,4%.
Кроме общеобразовательных
учреждений в систему образования включается
также широкая сеть учреждений, обеспечивающих
учебно-воспитательный процесс, так называемые
прочие учреждения: научно-методические
центры, медико-психолого-
На втором месте в структуре расходов 2009 года это расходы на общегосударственные вопросы, их доля составила 11,5%. В этот раздел входят расходы на содержание аппарата управления. Доля расходов на здравоохранение и физкультуру 11,1%, сюда входят расходы на содержание больниц, фельдшерско-акушерских пунктов (ФАП), амбулаторий, родильного дома. Задача системы здравоохранения: сохранение и улучшение здоровья населения, а для решения данной задачи система здравоохранения должна быть на соответствующем уровне.
Рис. 10 Структура расходов местного бюджета в 2010 г., %
Рассмотрев структуру расходов 2010 года , можно сказать, что большая доля расходов, как и в 2009 году, приходиться на раздел образования 38,7%. На втором месте по удельному весу - прочие расходы, к ним относятся расходы на содержание правоохранительной деятельности в сумме 4001 тыс. руб., расходы на национальную экономику в сумме 7866,5 тыс.руб. Правоохранительные органы и органы обеспечения безопасности района призваны защищать жизнь, здоровье, права и свободы населения. Ряд расходов направлены на проведение политики, ориентированной на построение более совершенствованной национальной системы. Кроме того расходы на содержание социальной политики составили 28427,5 тыс.руб. Целью этих расходов является повышение качества жизни населения района. В 2010 году возросла доля расходов на здравоохранение и физическую культуру на 6,2% и составили 17,3% или 53095,9 тыс. руб. Рост расходов связан с развитием сети медицинских учреждений и расширением научных и проектных работ, которые финансируются из бюджета района. Главным направлением использования средств местных бюджетов являются расходы, связанные с жизнеобеспечением человека.
Рис. 11 Структура расходов местного бюджета в 2011 г., %
Структура расходов местного бюджета 2011 года отличается от структур расходов 2009 года и 2010 года, тем, что добавились межбюджетные трансферты, доля которых составила 23,7% от общего объема расходов бюджета или 123735 тыс.руб. Межбюджетные отношения - это отношения между органам государственной власти субъекта Российской Федерации (в данном случае им является бюджет Кугарчинского района) и органам местного самоуправлени (муниципальный район Кугарчинский район Республики Башкортостан). Одним из направлений межбюджетных отношений является передача расходов с бюджета области на бюджет муниципального района. Так в 2011 году были переданы расходы:
- по осуществлению мер социальной поддержки граждан
- по социальному обслуживанию населения
- по государственной регистрации актов гражданского состояния
- полномочий по первичному воинскому учету на территориях, где отсутствуют военные комиссариаты
- по расчету и предоставлению дотаций поселениям за счет средств областного бюджета
- и другие расходы
Доля расходов, связанных с жилищно-коммунальным хозяйством 131% или 68442,1 тыс.руб. Финансирование объектов жилищно-коммунального хозяйства (благоустройства населенных мест) имеет рост, за три года составил 43508,1 тыс.руб. или в 2,7 раза, тенденция к увеличению связана с ростом и усложнением местного хозяйства, развитием жилищно-коммунального строительства в районе повышением стоимости основных фондов коммунального хозяйства и уровня его технического оснащения, а также национальной экономики, а также с предоставлением субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг.
Таким образом, каждое звено решает определенные задачи по социально-экономическому развитию муниципального образования. Отсюда, при формировании расходов местного бюджета учитывается финансирование затрат по капитальным вложениям и иной деятельности, а также осуществление районных проектов.
2.3 Особенность формирования бюджетов сельских поселений
Федеральный закон № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусматривает формирование во вновь созданных сельских поселениях самостоятельности бюджетов. От того, насколько эффективно и грамотно будут исполняться бюджеты вновь созданных муниципальных образований, во многом будет определяться стабильность деятельности местных органов власти.
Для решения проблемы формирования и исполнения бюджетов вновь созданных поселений в условиях действующего законодательства возможны два варианта действий:
- самостоятельное формирование местного бюджета финансовым органом поселения;
- заключение соглашения (договора) между сельским поселением и муниципальным районом по формированию и исполнению бюджета поселения финансовым органом муниципального района.
Учитывая недостаточную подготовленность кадров органов местного самоуправления к проведению бюджетного процесса, при составлении и исполнении бюджетов поселений на данном этапе реформы предлагается использовать потенциал существующих районных финансовых органов.
В данном случае права поселений не будут нарушены, поскольку главным распорядителем средств бюджета является администрация поселений.
Преимущество второго варианта формирования и исполнения бюджетов поселений подтверждается следующими аргументами.
Во-первых, создание финансовых органов во вновь образованных муниципальных образованиях приведет к необоснованному росту численности аппарата управления, и, следовательно, к дополнительным расходам консолидированного бюджета района. Кроме того, во вновь образованных муниципальных образованиях, скорее всего не будет финансового органа с правом юридического лица, что объясняется, в первую очередь, размерами этих муниципальных образований и отсутствием необходимости содержания большого аппарата, отвечающего за составление и организацию исполнения местного бюджета. Таким образом, все документы, в том числе и платежные, будут подписываться главой местного самоуправления, следовательно, он должен соответствовать квалификационным требованиям, предъявляемым к руководителю финансового органа, что не допустимо
Во-вторых, постановление Правительства РФ от 06.11.2004 года № 608 «О квалификационных требованиях, предъявляемых к руководителю финансового органа местной администрации» предъявляет повышенные и очень серьезные требования к руководителям финансовых органов муниципальных образований, что значительно затруднит подбор кандидатуры, отвечающей этим требованиям, на уровне поселения.
В-третьих, финансово-экономические кадры поселений не обладают опытом осуществления бюджетного процесса, в том числе казначейского исполнения бюджета, что может привести к серьезным финансовым решениям.
В-четвертых, исполнение бюджета поселения финансовым органом, входящим в структуру администрации поселения без права юридического лица, создаст ситуацию, когда администрация поселения будет являться одновременно и органом, исполняющим бюджет, и органом, осуществляющим расходы бюджетных средств, то есть администрация поселения будет сама себе открывать лимиты бюджетных обязательств и сама же будет их тратить путем составления платежных документов, что недопустимо, так как это может привести к полной бесконтрольности за расходованием бюджетных средств.
Кроме того, данная ситуация будет способствовать десцентрализации бюджетных расходов, то есть ликвидации централизованных бухгалтерии и ведению ставок бухгалтеров в бюджетных учреждениях, что резко ухудшает качество бухгалтерского учета в бюджетных учреждениях поселений.
В-пятых, самостоятельное казначейское исполнение бюджета поселения должно быть в обязательном порядке обеспечено наличием программного обеспечения, защищенного канала электронной связи, современной компьютерной техники, кадров специалистов, как у администраций поселений, так и получателей бюджетных средств поселений; а также наличием муниципальных правовых актов, регулирующих порядок казначейского исполнения бюджета поселения.
В целях реализации единой методологии формирования и исполнения бюджетов и эффективного использования ресурсов наиболее целесообразным представляется заключение соглашений о передаче полномочий по формированию, исполнению и контролю за исполнением бюджетов поселений на уровень муниципального района, который на данном этапе может выполнять эти функции. Одновременно можно проводить работу по поэтапному переходу к самостоятельному осуществлению бюджетного процесса поселениями по мере их готовности.
В целях подготовки сельских поселений к самостоятельному осуществлению бюджетного процесса на соответствующей территории важным представляется осуществление мероприятий в области нормативно-правового обеспечения, формирования доходной базы, обслуживания бюджетов. Их качественное проведение возможно только в централизованном порядке, поскольку на уровне поселений данные отсутствуют. В тоже время, в финансовых органах муниципальных районов и городских округов имеются наработки практически по всем вопросам. Поэтому совместная работа органов местного самоуправления второго уровня и финансовых органов муниципальных районов должна быть сосредоточена не на создание дополнительных финансовых служб, а на решение вопросов нормативно-правового и организационного характера, расширяющих возможности уже имеющихся финансовых органов.
Заключение Соглашений о передаче Администрацией поселения полномочий по формированию, исполнению и контроль за исполнением бюджета поселения Администрации муниципального района вовсе не предполагает полное отстранение от бюджетного процесса поселений. У них остается достаточно полномочий по формированию и исполнению бюджетов в пределах их компетенции.
В соглашении следует четко разграничить полномочия между районом и поселениями оп формированию и исполнению бюджетов поселений в пределах их компетенции, определить права и обязанности сторон. При этом следует иметь в виду, что с района через финансовый орган:
- осуществляет проведение единой государственной финансовой, бюджетной, налоговой и инвестиционной политики на территории муниципального района;
- обеспечивает формирование прогноза доходов и расходов консолидированного бюджета муниципального района;
- осуществляет методическое руководство формированием консолидированного бюджета муниципального района и его исполнением, включая казначейское.
В соглашении следует предусмотреть полномочия по организации бюджетного процесса поселения, выполняемые финансовым органом муниципального района, включая составление проекта бюджета, разработка предложений по нормативам бюджетных расходов, рассмотрение проектов смет доходов и расходов учреждений, находящихся в муниципальной собственности поселения, формирование прогноза по доходам и расходам поселения.
Администрация поселения, в свою очередь, предоставляет в финансовый орган муниципального района предложения по формированию бюджета поселения, проекты смет доходов и расходов учреждений, находящихся в муниципальной собственности поселения, анализ полученных из финансового органа муниципального района прогнозных показателей по доходам и расходам бюджета поселения и готовит в случае не согласия материалы для проведения согласований. Окончательный вариант проекта бюджета поселения представляется в Совет депутатов поселения для рассмотрения и принятия.
Для исполнения полномочий в поселениях совсем не обязательно создавать финансовые органы, достаточно ввести в администрацию должность специалистов, отвечающих за выполнение данных полномочий. В тех администрациях, где созданы централизованные бухгалтерии, данные полномочия могут исполняться централизованными для бухгалтериями. Кроме того, в Соглашении следует четко оговорить права сторон, в целях предотвращения конфликтных ситуаций.
В целях проведения эффективной бюджетной политики в управлении доходами и расходами местного бюджета, в повышении оперативности финансирования получателей бюджетных средств, в усилении контроля за поступлением бюджетных средств, а также за их целевым и эффективным использованием органы местного самоуправления должны четко и грамотно организовать казначейское исполнение местных бюджетов.
Информация о работе Анализ формирования и исполнения местного бюджета