Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2013 в 08:52, курсовая работа
Значительное общественное внимание в последние годы уделялось
изменениям дефицита государственного бюджета и проблеме государственного
долга. Правительство нашей страны всеми силами старалось уменьшить их и
ликвидировать вообще. Что же это за понятия и почему они так влияют на
экономику? В своей курсовой работе я постараюсь ответить на этот вопрос.
ВВЕДЕНИЕ.
Глава 1. Особенности формирования бюджета страны в условиях рыночной
экономики.
1. Бюджет: его структура, принципы построения и значение;
2. Характеристика состояния бюджета РФ и особенности бюджетной
политики, проводимой в России.
Глава 2. Проблема бюджетного дефицита способы его устранения.
1. Причины возникновения бюджетного дефицита и исследование его
масштабов в различных странах с рыночной экономикой;
2. Основные подходы к сокращению и ликвидации государственного
дефицита;
Глава 3. Государственный долг и методы его сокращения.
3.1 Государственный долг: его виды, причины возникновения и
роста;
3.2 Государственный долг России –валютная структура и размер:
1. Проблемы внешней задолженности России ;
2. Внутренний долг;
3.3 Роль государства в сокращении государственного долга:
1. Реструктуризация;
2. Конверсия;
Заключение.
иных международных проблем, все больше влияют кредиторы на внутреннюю
политику.
Говоря о величине внешнего долга сейчас нельзя обойти ряд
обстоятельств.
1. Глобализация финансовых потоков в целом, а также политика
неограниченной открытости к зарубежным инвестициям, прежде всего так
называемым краткосрочным
между внешним и внутренним долгом. Это касается выплат ГКО нерезидентам.
Россией было предложено 2 варианта реструктуризации ГКО в валютные
обязательства государства и новые рублевые облигации со значительной
отсрочкой выплат. Был принят рублевой вариант, согласно которому западные
кредиторы 10% долга получили живыми деньгами, 20% - в виде бескупонных
бездоходных бумаг и остальные 70% - купонные облигации с погашением через 4-
5 лет. Но даже в рублевой
форме новые обязательства
характер внешнего долга.
2. Усиливается связь
государственных обязательств
самостоятельных хозяйственных структур,
имеющих системообразующее
для экономики (крупные российские банки). Конечно, государство не должно
отвечать по обязательствам частных финансовых структур. Однако банкротство
крупных структурообразующих банковскую систему кредитных учреждений может
вызвать катастрофические последствия для платежной системы страны.
3. Еще одним новым моментом в оценке величины внешнего долга являются
долги регионов, которые с 1997 года получили право самостоятельного
размещения внешних займов. Формально правительство не несет ответственности
по долгу местных и
несут потенциальную угрозу бюджету в случае применения к должникам принятых
в таких случаях санкций.
4. Существует просроченная задолженность предприятий по кредитам,
которые брались предприятиями в банках, в том числе и зарубежных, под
гарантии государства. По ранее гарантированным кредитам эта задолженность
составляет примерно 800 млн. $.
Что касается международного
кредитного рейтинга
то после знаменитого
2. Внутренний долг.
Внутренний государственный долг - долг перед резидентами. В
российской бюджетной практике сложился принципиально иной подход к этому
вопросу. Закон РФ "О государственном внутреннем долге РФ", принятый в 1992
году, закрепил деление государственного долга на внутренний и внешний,
проводимое по валютному критерию. Таким образом, заимствования делятся на
внутренние и внешние в
рублевые долги относятся к внутреннему долгу, а валютные - к внешнему.
Государственный внутренний долг разбит на две категории: долговые
обязательства правительства и целевые долговые обязательства. Внутренний
долг классифицируется по инструментальному и институциональному признаку.
Внутренние долговые обязательства можно условно разбить на рыночные,
существующие в форме
итогам исполнения федерального бюджета и выпущенные в счет финансирования
образовавшейся задолженности. К рыночным инструментам можно отнести
государственные краткосрочные облигации (ГКО), облигации федеральных займов
с переменными и постоянными купонами (ОФЗ), облигации государственного
сберегательного займа (ОГСЗ), облигации внутреннего валютного займа, к
нерыночным - векселя Министерства финансов, задолженность Центробанку и так
далее.
В 1996 году внутреннее
финансирование дефицита
осуществлялось в основном путем выпуска ГКО. Расходы бюджета по
обслуживанию данного вида долга с начала 1996 года фактически не
учитываются в составе расходов федерального бюджета, казначейство
сальдирует все обороты рынка ГКО, включая выручку от новых выпусков и
суммы, направленные на погашение старых. В целях увеличения сроков
заимствования и уменьшения процентных ставок в Июне 1995 года в обращение
были введены облигации
обращения и погашения этих бумаг
полностью совпадает с
ГКО. В соответствующей статье бюджета отражаются только сальдированные
финансовые результаты: выручка от размещения ГКО-погашение ГКО+выручка от
размещения ОФЗ-погашение ОФЗ-
Высокая инвестиционная
привлекательность рынка ГКО-
следующим:
1. гарантом исполнения
обязательств являлось
Министерства финансов РФ;
2. инфраструктура рынка ГКО-ОФЗ была технически более совершенна по
сравнению с другими секторами российского финансового рынка. Торги по
облигациям проходили на восьми торговых площадках в режиме on-line,
существовала возможность
границей (в Лондоне, Нью-Йорке, Токио и Париже);
3. рынок ГКО-ОФЗ
представлял условия для
срок от 1 до 7 лет;
4. достаточно высокий уровень процентных ставок и ликвидности на
рынке ГКО-ОФЗ на протяжении всего
периода его существования
огромные спекулятивные
Мало кто учитывал,
что самые привлекательные
(сочетание высокой доходности
и высокой ликвидности,
арбитражных прибылей) есть ни что иное, как характерные признаки
инвестирования на неэффективном рынке.
Внутренний долг страны уже перевалил за 700 млрд. руб. Самая весомая
доля в нем - это обязательства Минфина по ГКО. Однако и России должны. В
основном бывшие клиенты СССР. Правда, возвращаемость их долгов очень
проблематична. К тому же они низколиквидны, их трудно использовать для
обмена на погашение российской внешней задолженности.
Для увеличения
собственных доходов стране
рост, рациональная налоговая система и полноценный сбор налогов. Для
успешного развития потенциала России необходимо создать современную
инфраструктуру наукоемкого
инновационных фирм.
В 1999 году расходы по обслуживанию внутреннего долга достаточно
велики и составляют 11,6% всех расходов бюджета, однако по расчетам на 2000
год их суммарная величина снизится на 7,5 млрд. руб. Объемы погашения бумаг
будут минимальны в 2000 году и возрастут по мере возникновения предпосылок
рефинансирования части объема долга. Объем долга будет существенно
снижаться: с 553 млрд. руб. на 1.01.99 до 399,7 млрд. руб. на 1.01.2003
года.
Если в стране
есть большие фискальные
продлевать свой долг, то мировой рынок, естественно, навязывает ему более
высокие в номинальном выражении ставки. При этом предельные издержки по
дополнительным займам могут оказаться столь велики, что правительству
придется сделать выбор между
реструктуризацией долга и
сочетании с девальвацией национальной валюты. Однако оба механизма могут
вызвать проблемы в обеспечении экономической безопасности. Чтобы избежать
этого, приходится идти по краю. В случае если заемщик выберет инфляцию и
девальвацию национальной валюты, то возникают дополнительные расходы
бюджета. Это - компенсации заработанной платы, пенсий, пособий, удорожание
энергоресурсов и кроме того, увеличенные затраты на обслуживание валютного
долга.
Не менее серьезные
проблемы возникают и при
внутреннего долга, особенно если она
носит конфискационный
первую очередь подрывается доверие инвесторов к государственным
обязательствам в национальной валюте. Как следствие, государство, а вслед
за ним и банки, теряют доверие,
полностью и надолго
финансирования. С другой стороны, инвесторы лишаются возможности
инвестирования резервов. Кроме того, теряются ориентиры для формирования
процентных ставок в народном хозяйстве,
что раскачивает кредитный
Наконец, инвесторы ищут якорь и начинают инвестировать в иностранную
валюту, что создает напряжение на валютном рынке.
Чтобы вернуть доверие инвесторов к себе как первоклассному заемщику,
государству придется пойти на существенные издержки. Эту истину
подтверждает история
Советского Союза. Потребовалось пять лет, чтобы при полном исполнении
государством своих
смогло привлечь средства населения на рынок госдолга, направив свыше 5.5
млрд. $ на финансирование дефицита бюджета.
Остановимся на
основных противоречиях и
столкнулась сегодня система
особенности, связанные с нынешним состоянием государственного внутреннего
долга.
1. Дефицитный бюджет приводит
к ускоренному росту
внутреннего долга: в течение 1996 года - в 2 раза (с 190 трлн. до 380 трлн.
руб.), в течение 1997 года - в 1.8 раза (до 690 трлн. руб.). К 2002 году
объем государственного внутреннего долга будет сопоставим с величиной ВВП.
2. На государственный долг
недофинансирование за последние шесть лет, приобретающее суррогатные формы.
3. Отсутствует средне- и долгосрочное планирование, в том числе при
подготовке проекта
долга, а также графиков его погашения.
4. Понятия внутреннего и
4. Рынок российских
ценных бумаг станет
увеличении
числа институтов и доли
3.3 Роль
государства в сокращении
Управление государственным
долгом является одним из
макроэкономической политики. Эффективное
использование долга может
мощным фактором экономического роста, позволяющим сглаживать экономические
флуктуации, дающим дополнительные финансовые ресурсы. Устойчивое положение
страны на международном рынке капитала, своевременное выполнение долговых
обязательств способствуют укреплению ее международного авторитета и
обеспечивают дополнительный приток инвестиций на более выгодных условиях.
Кроме того, повышается доверие к ее валюте, укрепляются внешнеторговые
связи. С другой стороны, кризис внешней
задолженности может стать
негативным фактором не только экономического, но и политического значения.
Непомерно высокие выплаты из государственного бюджета по долгам отвлекают
средства от финансирования социальных, экономических, оборонных и прочих
программ правительства.
Основная цель политики, проводимой правительством РФ в области
управления задолженностью, состояла в упорядочении отношений с внешними
кредиторами бывшего СССР и установлении новых графиков платежей по его
долгам с учетом реальных возможностей обслуживания этих обязательств.
Цель управления внешним долгом:
1. экономические:
минимизация стоимости
улучшение условий рефинансирования и/или переоформление задолженности,
снижение общих издержек по обслуживанию внешнего долга, повышение
эффективности использования привлекаемых ресурсов. В эту группу можно
отнести также бюджетные цели, такие,
как сглаживание
налоговых поступлений и финансирования текущих бюджетных расходов;
2. политические: поддержание стабильности функционирования
политической системы;
3. социальные:своевременное
финансирование социальных
обеспечение социальной стабильности;
4. обеспечение национальной безопасности: чрезмерно высокое бремя
внешнего долга, несвоевременное осуществление платежей по нему создают
серьезные трудности функционирования национальной экономики, подрывают
возможность проведения независимой экономической политики и, как следствие,
является фактором, который может самым серьезным образом влиять на
экономическую безопасность страны. В теории подобное явление называется
"тиски зависимости", на практике
это означает фактическое
страны.
Государственный
долг является составной
оказывая прямое и косвенное воздействие на многие ее элементы, в частности,
на государственный бюджет, денежно-кредитную и валютную системы, уровень
инфляции, внутренние и внешние сбережения, иностранные инвестиции и так
далее. Таким образом, государственный долг влияет на экономику страны в