Дефицит бюджета и государственный долг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2013 в 08:52, курсовая работа

Описание работы

Значительное общественное внимание в последние годы уделялось
изменениям дефицита государственного бюджета и проблеме государственного
долга. Правительство нашей страны всеми силами старалось уменьшить их и
ликвидировать вообще. Что же это за понятия и почему они так влияют на
экономику? В своей курсовой работе я постараюсь ответить на этот вопрос.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ.

Глава 1. Особенности формирования бюджета страны в условиях рыночной
экономики.

1. Бюджет: его структура, принципы построения и значение;

2. Характеристика состояния бюджета РФ и особенности бюджетной
политики, проводимой в России.


Глава 2. Проблема бюджетного дефицита способы его устранения.

1. Причины возникновения бюджетного дефицита и исследование его
масштабов в различных странах с рыночной экономикой;

2. Основные подходы к сокращению и ликвидации государственного
дефицита;

Глава 3. Государственный долг и методы его сокращения.

3.1 Государственный долг: его виды, причины возникновения и
роста;

3.2 Государственный долг России –валютная структура и размер:

1. Проблемы внешней задолженности России ;
2. Внутренний долг;
3.3 Роль государства в сокращении государственного долга:

1. Реструктуризация;
2. Конверсия;
Заключение.

Файлы: 1 файл

Ещё Курсовая.docx

— 183.98 Кб (Скачать файл)

которых 4,7 млрд.(60%) вернула по прежним  обязательствам, а оставшуюся

часть использовала в основном на погашение задолженности по задержанной

заработной плате. Если своевременно не принять меры, возникнет опасность

создания грандиозной пирамиды: растущие заимствования не будут

компенсироваться ростом производства, так как лишь незначительная часть

кредитов находит дорогу в реальный сектор экономики.

      Очень важно остановить  рост внешней задолженности России. Без

перелома этой крайне опасной тенденции  восстановление экономики может

растянуться на неопределенно долгое время, а способность страны выплатить

обязательства перед внешними кредиторами  окажется под вопросом.

      Применение комплексного  взвешенного подхода, учет потери  большей

части кредитных активов СССР в  третьем мире и последствия финансового

кризиса в современной России могут  создать предпосылки для

взаимоприемлемого решения на долгосрочной основе крайне сложных и

болезненных проблем внешней задолженности  России. Если все заинтересованные

стороны не будут предпринимать  односторонних шагов и проявят  готовность к

разумным компромиссам, преодоление  кризиса станет возможным с минимальными

потерями, как для должников, так  и для кредиторов.

      В ближайшие 10-15 лет будущее России будет определяться  тем, на каких

условиях удастся добиться урегулирования внешнего долга. Причем уже сейчас

переговоры должны начаться с учетом долгосрочных перспектив.

      Россия только  тогда сможет выполнить свои  обязательства, когда ее

экономика достигнет достаточно высоких  темпов роста - 4-5% в год. Согласно

расчетам, это может произойти  не раньше, чем через 6-7 лет, при условии,

что в России будут осуществлены благоприятные институциональные  изменения и

в течение этого времени она  сможет тратить на обслуживание долга  не более 3-

4 млрд. $ в год. Повышение этой  величины до 7-8 млрд. $ будет означать, что

заметный рост российской экономики  начнется на 3-4 года позже, то есть

примерно в 2010 году.

 

                                 Приложение.

 

                                                                  Таблица №1

 

       "ПОРОГОВЫЕ"  ПОКАЗАТЕЛИ ВНЕШНЕЙ ЗАДОЛЖЕННОСТИ  И ПОЛОЖЕНИЕ РОССИИ

|КРИТЕРИИ                       |ПОРОГОВЫ|РОССИя           |

|                               |ЕПОКАЗАТ|                 |

|                               |ЕЛИ     |                 |

|                               |        |1998|1999-ПРОГНОЗ|

|ВВП НА ДУШУ НАСЕЛЕНИя          |785     |1937|1060        |

|(ДОЛЛ./ГОД)                    |        |    |            |

|ВНЕШНИЙ ДОЛГ К ВВП В %         |50      |64  |85          |

|ВНЕШНИЙ ДОЛГ К ГОДОВОМУ        |275     |166 |196         |

|ЭКСПОРТУ (%)                   |        |    |            |

|ПОГАШЕНИЕ И ОБСЛУЖИВАНИЕ       |30      |15  |27          |

|ВНЕШНЕГО                       |        |    |            |

|ДОЛГА В % К ГОДОВОМУ ЭКСПОРТУ  |        |    |            |

|Обслуживание внешнего долга    |20      |9   |14          |

|к годовому экспорту (%)        |        |    |            |

 

 

 

                                Диаграмма №1

 

 

 

                                                                  Таблица №2

 

             Проект структуры внешнего долга  России(млрд. US $)

 

 

|Кредитор                                   |на 01.01.99   |на 01.01.2000|

|Правительства иностранных государств       |68,1          |73,2         |

|Иностранные коммерческие банки  и фирмы     |51,8          |65           |

|Международные финансовые организации       |24            |28,8         |

|Всего                                      |143,9         |167          |

 

 

                                                                   Таблица№3

 

                Внешняя задолженность федеральных  органов РФ

 

 

|                   |Задолжен|Привлеч|Погашено          |Другие  |Задолже|

|                   |ность на|ено    |                  |изменени|нность |

|                   |1.01.98 |новых  |                  |я       |на     |

|                   |        |займов |                  |*       |1.01.99|

|                   |        |       |Основной |%       |        |       |

|                   |        |       |долг     |        |        |       |

|                   |1       |2      |3        |4       |5       |6=1+2-3|

|                   |        |       |         |        |        |+5     |

|Внешний долг       |123,2   |15,5   |3,9      |4,6     |6,8     |141,5  |

|Российский долг,   |32      |14,5   |3,6      |1,8     |2,1     |45     |

|всего              |        |       |         |        |        |       |

|МВФ                |13,2    |6,2    |1,1      |0,7     |1,0     |19,3   |

|МБРР               |5,1     |1,2    |0,1      |0,3     |0,1     |6,3    |

|Еврооблигации      |4,4     |4,8    |0        |0,3     |0,3     |9,5    |

|Другие категории   |9,3     |2,3    |2,4      |0,5     |0,7     |9,9    |

|долга              |        |       |         |        |        |       |

|Долг бывшего СССР, |91,2    |0,9    |0,3      |2,8     |4,7     |96,5   |

|всего              |        |       |         |        |        |       |

|Парижский клуб     |37,6    |0      |0,1      |1,3     |3,8     |41,3   |

|Лондонский клуб    |28,1    |0,19   |0        |1,5     |0,5     |29,5   |

|СЭВ                |14,9    |0      |0        |0       |0,3     |15,2   |

|Другие категории   |10,6    |0      |0,2      |0       |0,1     |10,5   |

|долга              |        |       |         |        |        |       |

 

 

*   – включают просроченные %, курсовые разницы и прочие  изменения.

** – капитализация начисленных  %, оформленная в виде выпуска  дополнительных

облигаций(IAN`s).

 

 

                                                                  Таблица №4

 

                                 Кредиты МВФ

 

 

|Год    |Сумма   |Выбранные       |Условия получения                     |

|       |        |страной квоты   |                                      |

|1992   |1,0     |16,7            |Удержание дефицита государственного   |

|       |        |                |бюджета в определенных рамках  и       |

|       |        |                |контроль за приростом денежной  массы. |

|1993   |1,54    |25              |Те же.                                |

|1994   |1,5     |25              |Те же + либерализация ВЭД включая     |

|       |        |                |ликвидацию нетарифных мер             |

|       |        |                |регулирования экспорта.               |

|1995   |6,0     |100             |Те же + ликвидация внешних            |

|       |        |                |экономических льгот, либерализация    |

|       |        |                |нефтяного экспорта и отмена  до        |

|       |        |                |01.01.96 г. всех экспортных пошлин, а |

|       |        |                |так же ежемесячный мониторинг         |

|       |        |                |выполнения Россией своих долговых     |

|       |        |                |обязательств.                         |

|1996-98|9,2     |                |Те же + отмена экспортных пошлин  на   |

|       |        |                |нефть и газ с одновременным  повышением|

|       |        |                |акцизов, количественных ограничений  на|

|       |        |                |импорт алкоголя, льгот по уплате      |

|       |        |                |импортных пошлин на материалы,        |

|       |        |                |обеспечение деятельности СМИ,         |

|       |        |                |обязательные таможенные экспертизы    |

|       |        |                |экспортных товаров, а также  проверки  |

|       |        |                |денежно-кредитных и налогово-бюджетных|

|       |        |                |показателей.                          |

|1999   |        |                |Сокращение инфляционного показателя,  |

|       |        |                |снижение дефицита государственного    |

|       |        |                |бюджета                               |

 

 

                       Список используемой литературы:

 

1. Амирханова Ф., Внешний долг: непривычные  решения // Экономика и жизнь,

   1998 г., №2, с 4.

2. Афонцев С, Внешняя задолженность  России // Мировая экономика

   международные отношения, 1998 г., №7, с 5-18.

3. Борисов Е. Ф., Экономическая  теория: курс лекций для студентов  высших

   учебных заведений, Москва: Общество «Знание» России,1996г., 478с.

4. Вавилов А., Ковалишин Е., Проблемы  реструктуризации внешнего долга

   России: теория и практака. // Вопросы экономики, 1999 г., №5, с 78-93.

5. Вавилов А., Трофимов Г.,Стабилизация  и управление государственным  долгом

   России // Вопросы экономики, 1997 г., №12, с 62-81.

6.  Воложинская М., Государственная  долговая политика в условиях  кризиса:

   преодоление стереотипов. // Бизнес, 1999 г., №1-2, с 36-37.

7. Данкерт К., Дикман Н., Адекватные  инструменты управления внешним  долгом

   РФ. // Бизнес и банки, 1999 г., №16, с 6-7.

8. Жуков П., Государство – это  мы. Оно должно нам, мы –  ему. // Эконамика и

   жизнь, 1998 г., №1, с 3.

9. Зевин Л., Советское наследие  и долговые проблемы России // Politeconom,

   1999 г., №4(11).

10. Златкин Б., Перспективы функционирования  рынка государственного долга.

   // Финансист, 1999 г., №8, с 7-8.

11. Камаев В. Д., Учебник по  основам экономической теории, Москва:

   ВЛАДОС,1996 г., 384 с.

12. Кузьмичев В., Правительство намерено  погасить свои долги. //

   Независимая газета, 1997 г., 10 июля, с 4.

13. Курс экономической теории. // под ред. Чепурина., Москва:АСА, 1996 г.,

   624 с.

14. Курьеров В.  Г., Внешнеторговая  политика, иностранные инвестиции  и

   внешний долг России. // ЭКО, 1999г., №9, с 16-31.

15. Лившиц А., Государство свои  долги отдаст. // Труд, 1996 г., 20

   сентября, с 7.

16. Макконнелл К. Р., Брю С. Л., Экономикс, Москва: Республика, 1992 г.,

   Том 1, с 399.

17. Мещерский А., Тяжкий крест  долгов наших. // Аргументы и факты, 1999 г.,

   №48, с 9.

18. Муртазаев Э., Россия может  обслуживать свои долги. // Известия, 1998

   г., 2 декабря, с 4.

19. Мэнкью Н. Г., Макроэкономика, Москва: издательство Московского

   университета, 1994 г., 736 с.

20. Петраков Н., Годзинский А., И  с долгом расплатиться и производство

   оживить. //Экономика и жизнь, 1998 г., №39, с 1.

21. Саркисянц А. Г., Проблемы внешней  задолженности России. // Деньги и

   кредит, 1999 г., №2, с 94-108.

22. Саркисянц А. Г., Россия в  системе мирового долга. // Вопросы  экономики,

   1999 г., №5, с94-108.

23. Севкова В., Виркунец В., Российские  чиновники сдали западу 53 миллиарда

   долларов. // Аргументы и  факты, 1999 г., №23, с 4.

24. Семенищев С., Парадоксы российского  государственного долга. //

   Финансист, 1999 г., №5, с 24-27.

25. Семенкова Е. В., Алексанян  В. М., Реструктуризация государственной

   облигационной задолженности. // Финансист, 1999 г., №5, с 24-27.

26. Сидоров М., Без устали мотает  счетчик долга. // Экономика и жизнь, 1998

   г., №22, с 3.

27. Сидоров М., Брать в долг  легко, отдавать трудно. // Экономика  и жизнь,

   1997 г., №52, с 3.

28. Сильвестров С., Внешняя экономическая  деятельность субъектов РФ. //

   Politeconom, 1999 г., №4(11).

29. Симонов В., Кухарев А., Перспективы  развития рынка внутреннего

   государственного долга  России. // Вопросы экономики, 1998 г., №11, с 65-

   77.

30. Симонов В., Рынок внутреннего  государственного долга России: пути

   дальнейшего развития. // Власть, 1998 г., №10-11, с 58-77.

31. Соколов В., Для кого мы берем  в долг. // Аргументы и факты, 1998 г.,

   №30, с 5.

32. Теоретическая экономика (политэкономия) // под ред. Журавлевой Г. П.,

   Москва: ЮНИТИ,1997 г., 485 с.

33. Титков В., Проблемы управления  российским внешним долгом // Вопросы

   экономики, 1997 г., №11, с 78-85.

34. Трофимов Т., Был ли российский  государственный долг финансовой

   пирамидой? // Вопросы экономики, 1999 г., №5, с 109-119.

35. Хакамада И., Государственный  долг: структура и управление. // Вопросы

   экономики, 1997 г., №4, с 67-79.

36. Хейфец Б. А., Внешний долг  России //Финансы, 1999 г., №2, с 22-24.

37. Хейфец Б. А., Отдаст ли Россия  свои долги? // Экономика и жизнь, 1998

   г., №43, с 4.

38. Шохин А., … и отсрочь долги  наши, как мы это делаем. // Российская

   газета,1995 г., 2 декабря, с  9-10.

39. Ясин Е., Гавриленков Е., О проблеме  регулирования внешнего долга

   России. // Вопросы экономики, 1999 г., №5, с 71-77.

40.Бюджетный кодекс Российской  Федерации. Принят ГД РФ и  одобрен СФ

      РФ 17.07.98.

41.ФЗ от 26.03.98 № 42-Ф «О Федеральном  бюджете на 1998 год»

42.ФЗ от 15.08.96 № 115-ФЗ «О бюджетной  классификации Российской

Федерации».

43.Закон РСФСР от 10.10.91 № 1734-1 «Об  основах бюджетного устройства  и

     бюджетного процесса  в РСФСР»

-----------------------

( Рассчитано  в среднем по  странам с развитой рыночной  экономикой, в том

Информация о работе Дефицит бюджета и государственный долг