Дефицит бюджета и государственный долг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2013 в 08:52, курсовая работа

Описание работы

Значительное общественное внимание в последние годы уделялось
изменениям дефицита государственного бюджета и проблеме государственного
долга. Правительство нашей страны всеми силами старалось уменьшить их и
ликвидировать вообще. Что же это за понятия и почему они так влияют на
экономику? В своей курсовой работе я постараюсь ответить на этот вопрос.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ.

Глава 1. Особенности формирования бюджета страны в условиях рыночной
экономики.

1. Бюджет: его структура, принципы построения и значение;

2. Характеристика состояния бюджета РФ и особенности бюджетной
политики, проводимой в России.


Глава 2. Проблема бюджетного дефицита способы его устранения.

1. Причины возникновения бюджетного дефицита и исследование его
масштабов в различных странах с рыночной экономикой;

2. Основные подходы к сокращению и ликвидации государственного
дефицита;

Глава 3. Государственный долг и методы его сокращения.

3.1 Государственный долг: его виды, причины возникновения и
роста;

3.2 Государственный долг России –валютная структура и размер:

1. Проблемы внешней задолженности России ;
2. Внутренний долг;
3.3 Роль государства в сокращении государственного долга:

1. Реструктуризация;
2. Конверсия;
Заключение.

Файлы: 1 файл

Ещё Курсовая.docx

— 183.98 Кб (Скачать файл)

краткосрочные обязательства перед  членами Парижского клуба, - в течение 21

года. При этом реструктурированный  номинал долга должен погашаться

нарастающими платежами начиная  с 2002 г.

      Примерно в этот  же период проводились переговоры  по реструктуризации

долга перед членами Лондонского  клуба. В 1996 г. с Лондонским клубом было

заключено соглашение о реструктуризации долгов СССР банкам на условиях,

предусматривающих выплату долга  за 25 лет. Процесс выверки всех

первоначальных кредитных соглашений окончательно завершился в конце 1997

г., когда Внешэкономбанк непосредственно  приступил к долгосрочной

реструктуризации советского долга  на общую сумму в 28,5 млрд. долл. Было

выпущено два новых инструмента - PRIN (на сумму основного долга) и IAN (на

сумму накопленных процентов) со сроками  погашения в 2020 и 2015 гг.

соответственно. Подписанный договор  о реструктуризации предусматривал

погашение основной части долга (22,5 млрд. долл.) в течение 25 лет - При

этом первые семь лет Россия должна выплачивать лишь проценты, общий  объем

которых составляет 6 млрд. долл.

      Наконец, началом  заключительного этапа реструктуризации  советских

долгов можно считать конец 1996 г., когда ведущие рейтинговые  агентства

мира стали присваивать России кредитные рейтинги (агентство IBCA

первоначально присвоило рейтинг  ВВ+, Moody's -Ва2, Standard & Poor's - ВВ-

). Достаточно высокий рейтинг,  который иностранные эксперты  дали России,

способствовал росту оптимистических  настроений по поводу развития

российской экономики. Однако чрезмерный энтузиазм, отчасти спровоцированный

рейтингами, привел к тому, что в  последующий период происходило

стремительное наращивание задолженности, со стороны как государственных

органов власти, так и корпоративного и банковского секторов. При отсутствии

системы управления государственным  долгом это привело к образованию

необоснованно высоких пиковых  нагрузок на федеральный бюджет, в  частности,

в 1998-1999 гг.

      Достигнуты договоренности  об урегулировании задолженности  СССР

странам бывшего СЭВ, Южной Кореи, ОАЭ и некоторым другим государствам.

Здесь основным инструментом урегулирования выступает метод погашения долга

товарными поставками. Реструктуризация внешнего долга (прежде всего,

отсрочка на 25 лет в выплате  основного долга участникам Парижского и

Лондонского клубов) на время смягчила кризис с выплатой внешней

задолженности, но принципиально не решила его.

      В техническом  плане различается реструктуризация, включающая списание

долгов, и не включающая. Соглашения о реструктуризации как с Парижским, так

и с Лондонским клубами не включают списание долгов. Это вытекает из того,

что Россия не относится к беднейшим  странам с высокой задолженностью и

обладает огромными сырьевыми  ресурсами. Частичное списание долга  странами-

кредиторами ведет не только к снижению размера российской задолженности, но

и к уменьшению сумм платежей по обслуживанию долга. Однако этому

преимуществу противостоит потеря кредитоспособности, так что страны,

которым частично списан долг, сталкиваются с проблемой получения новых

кредитов. Но такая проблема перед  Россией не стоит. Значит, облегчение

российского платежного баланса может  быть достигнута с помощью таких

инструментов, как отсрочка погашения  задолженности и выплат процентов  по

кредитам на основе соглашений о  реструктуризации. Кроме того, за счет

отсрочки по долгам СССР к процессу реструктуризации дола могут быть

привлечены новые договоры.

      Однако обе эти  возможности предполагают готовность  кредиторов

согласиться на значительные уступки. На это, видимо, им придется пойти, так

как крах такого крупного должника, как  Россия, может повлечь за собой  крах

всей финансовой системы Запада. В качестве условий для значительных уступок

со стороны западных кредиторов Россия должна согласовать с МВФ  новые

стабилизационные программы (см. таблицу  №4 приложения).

      С помощью реструктуризации  необходимо добиться сокращения  валютных

трансфертных платежей, согласовав с западными кредиторами следующие

основные моменты:

      1. со стороны кредиторов  желателен отказ от части долгов  по кредитам,

полученным СССР. Желательно также  согласовать определенный пакет  долгов,

который может на длительный период обслуживаться Россией. Необходимо

избежать реструктуризации уже  реструктурированных долгов, поскольку  это

означает неприемлемые затраты  для кредиторов. Такой отказ от погашения

долга может быть оправдан только тем исторически уникальным переходом  от

планового хозяйства к рыночному, который осуществляет сейчас Россия. По

остальным видам задолженности, видимо, необходимо заключение соглашения

типа MYRA.

      2. по мере необходимости  следует включить в переговоры  о

реструктуризации долгов вопрос о  задолженности, полученной после 1.01.91.

Таким образом, речь будет впервые  идти о соглашении по долгам РФ (без

долгов СССР). При этом следует  опираться на условия отсрочки погашения

долгов, обычно применяемые Парижским  и Лондонским клубами.

      Однако реструктуризировать  весь долг практически невозможно.

 

 

                                 2 Конверсия

 

 

      Существуют и другие  опробированные в мировой практике  механизмы,

позволяющие уменьшать долговое давление. Это конверсионные операции.

      Под конверсией  принято понимать все механизмы,  обеспечивающие

замещение внешнего долга другими  видами обязательств, менее обременительных

для экономики государства-должника. При всем разнообразии конверсионных

операций главный финансовый механизм конверсионной схемы заключается  в

ликвидации части внешних долговых требований путем их обмена свопа  в

национальные активы - национальную валюту, облигации, акции, товары,

финансовые активы. Схема базируется на принципе "непарного обмена":

номинальный долг свапируется по специальному курсу погашения, который

ориентируется на котировки вторичного рынка соответствующих долговых

требований.

      Возможны различные  формы конверсионных операций: конверсия  долга в

инвестиции, погашение его товарными  поставками, обратный выкуп долга  самим

заемщиком на особых условиях, обмен  на долговые обязательства третьих

стран, собственность, облигации и  другое. Преимущество крупномасштабных

конверсионных операций в том, что  наряду с облегчением долгового  бремени

они могут способствовать притоку  прямых иностранных инвестиций на развитие

приоритетных экспортных и импортозамещающих  производств, проведение

приватизации, реформирование финансовой сферы, а также затормозить отток

капитала из страны и стимулировать  его возвращение. Необходимой

предпосылкой для введения программы  конверсии долга является завершение

процесса переоформления задолженности.

      Россия практиковала  следующие своп-операции:

      - "долг на наличность": выкуп долга с дисконтом по  негарантированной

коммерческой задолженности;

      - "долг на экспорт": данная схема является более  привлекательной,

однако здесь важен качественный состав экспорта, то есть экспорт машино-

технической и иной готовой продукции. Такая схема позволяет поддерживать

конкурентоспособные внутренние производства, содействует увеличению их

экспорта на уже традиционные рынки  и освоению новых рынков сбыта,

одновременно помогая бюджету  расплатиться с долгами;

      - "долг на налоги": необходимой предпосылкой для  конверсии долга в

налоги является законодательное  установление налоговых льгот для  инвесторов-

держателей внешнего долга России. Положение закона о налоговых  льготах

важно сформировать так, чтобы уплата налога инвесторами была возможной  и

путем зачета российских внешних долговых обязательств в пропорции, при

которой бы большая сумма налога погашалась меньшей суммой внешних  долговых

обязательств. Разрешение на подобную конверсию должно предоставляться

только при осуществлении новых  инвестиций, важных для экономики  России.

      - "долг в облигационные  обязательства": этот вариант  особенно важен,

поскольку по договору с Лондонским клубом и другими организациями

кредиторов прцентные ставки за кредиты являются "плавающими". Кроме того, с

1999 года почти в 2 раза возрос  объем погашений и процентных  выплат по

внешним кредитам. Возможности обмена плавающих ставок на фиксированные

фактически позволяет неявно конвертировать долги России в форму

еврооблигаций. Помимо экономии стоимости  обслуживания, выпуск еврооблигаций

даст возможность смягчить эффект вытеснения частных инвестиций. Поэтому

размещение внешнего долга должно в принципе благоприятно сказаться  на

внутренних инвестициях. Кроме  экономии внутренних сбережений, большая  часть

которых высвобождается для внутреннего  инвестирования, успешное размещение

внешних займов дает положительный  сигнал для прямых и портфельных

иностранных инвестиций. Наряду с  этим увеличение внешних государственных

займов обуславливает положительный  внешний эффект, так как отечественные

банки и фирмы начинают привлекать иностранный капитал, причем, не имея

формальных ограничений на ежегодные  объемы заимствований, с которыми

сталкивается правительство. Если бы рыночная эмиссия государственного долга

проходила только внутри страны, то существующие кредитные рейтинги не

позволяли бы размещать частные  обязательства на мировых финансовых рынках.

      - "долг на собственность": одной из перспективных и приемлемых  для

нас является данная конверсионная  схема, проводимая в рамках приватизации.

Речь прежде всего идет о возможности  использовать для сокращения долгового

бремени обмен советских и российских долговых обязательств на акции

приватизированных предприятий.

      - "долг на долг ": советских долгов Парижскому  клубу на долги России

третьих стран, иначе говоря, своп внешних обязательств в финансовые активы,

то есть долги нам. Речь идет о  своего рода политическом взаимозачете. Наши

долги этому клубу погашаются путем  уступки ему Россией своих  требований на

долги третьих стран. А далее  Парижский клуб их либо реструктуризирует, либо

списывает. Для нас подобный вариант  беспроигрышен.

      Таким образом,  можно использовать множество  технологий уменьшения

бремени внешней задолженности, но при этом без реструктуризации не

обойтись. Отсрочка необходима, чтобы  за это время создать и укрепить

доходную базу бюджета путем  оживления производства. Поднять  производство

невозможно без снижения налогов, что в глазах МВФ выглядит странным при

столь низкой собираемости податей. МВФ  хочет, чтобы бюджет был

сбалансирован на основе высоких налоговых  ставок и чтобы была отработана

фискальная эффективность экономики.

 

                                 Заключение.

 

 

      Долговые проблемы  России многоплановы: страна одновременно  является

крупным должником и кредитором. В силу своего уникального положения  Россия

стремится к комплексному решению  проблемы международной задолженности  при

соблюдении баланса интересов  кредиторов и заемщиков. Нынешний долговой

кризис стал следствием крайне неблагоприятного переплетения субъективных и

объективных факторов, долговременных и краткосрочных тенденций. Глубина  их

воздействия настолько велика, что  ощущается до настоящего времени. Меры,

включая масштабные внешние заимствования  и реструктуризацию долгов, не

смогли переломить тенденцию и  предотвратить наступление кризиса.

      Не уделялось внимание  структуре и эффективности новых  заимствований и

способности своевременно возвращать долги. Отсутствие промышленной

политики, твердой линии на направление  внешних ресурсов на производство в

производство для преодоления  спада и возобновления экономического роста

обусловило их концентрацию в финансовой сфере, а также использование  для

покрытия бюджетного дефицита. Эти  тенденции на фоне непрерывного сокращения

ВВП, промышленного производства и  инвестиций в реальный сектор экономики

свидетельствовали о нарастании кризиса  внешней задолженности. Рыночные

институты регулирования внешнего долга в трансформационный период без

вмешательства государства оказались  не способными противостоять стихийным

процессам в стране. Следствием неуправляемых  процессов в экономике стало

перерастание кризиса внешнего долга в системный финансовый кризис августа

1998 года.

      Следующая неблагоприятная  тенденция в долговых отношениях -

самовоспроизводство внешней задолженности, когда все больше новых

заимствований используется на обслуживание старых долгов. Так за первую

половину 1998 года Россия получила из-за рубежа займов на 7,6 млрд. $, из

Информация о работе Дефицит бюджета и государственный долг