Дефицит бюджета и государственный долг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2013 в 08:52, курсовая работа

Описание работы

Значительное общественное внимание в последние годы уделялось
изменениям дефицита государственного бюджета и проблеме государственного
долга. Правительство нашей страны всеми силами старалось уменьшить их и
ликвидировать вообще. Что же это за понятия и почему они так влияют на
экономику? В своей курсовой работе я постараюсь ответить на этот вопрос.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ.

Глава 1. Особенности формирования бюджета страны в условиях рыночной
экономики.

1. Бюджет: его структура, принципы построения и значение;

2. Характеристика состояния бюджета РФ и особенности бюджетной
политики, проводимой в России.


Глава 2. Проблема бюджетного дефицита способы его устранения.

1. Причины возникновения бюджетного дефицита и исследование его
масштабов в различных странах с рыночной экономикой;

2. Основные подходы к сокращению и ликвидации государственного
дефицита;

Глава 3. Государственный долг и методы его сокращения.

3.1 Государственный долг: его виды, причины возникновения и
роста;

3.2 Государственный долг России –валютная структура и размер:

1. Проблемы внешней задолженности России ;
2. Внутренний долг;
3.3 Роль государства в сокращении государственного долга:

1. Реструктуризация;
2. Конверсия;
Заключение.

Файлы: 1 файл

Ещё Курсовая.docx

— 183.98 Кб (Скачать файл)

целом, а возможности его эффективного использования во многом определяются

общим уровнем развития экономики  и затрагивает практически все  элементы

экономической системы.

      Цикл управления  государственным долгом включает 3 стадии:

привлечение, размещение и погашение. Управление привлеченным долгом может

базироваться как на прямом государственном  управлении, так и на косвенных

методах, включающих выдачу государственных  гарантий и нормативно-

административное регулирование  привлечения не гарантированных  кредитов

частными фирмами. Прямое государственное  управление привлеченным долгом

осуществляется в контексте  бюджетного процесса, который определяет

предельные размеры государственных  заимствований и государственных  гарантий

на текущий бюджетный год. Необходимо подчеркнуть, что политика, проводимая

в России, ориентируется на значительные внешние заимствования. Управление

размещением государственного долга  характеризуется как ключевой активный

элемент в системе управления долгом. Можно выделить 3 способа возможного

использования привлекаемых ресурсов:

      - финансовое размещение, когда из внешнего источника  осуществляется

финансирование инвестиционных проектов и развития экономики. Данный способ

является наиболее прогрессивным  видом использования внешнего долга. При

этом крайне важен отбор конкурентных высокоэффективных инвестиционных

проектов, которые обеспечили бы возврат  полученных ресурсов;

      - бюджетное использование,  при котором привлеченные ресурсы

направляются на финансирование текущих  бюджетных расходов, в том числе  на

обслуживание внешней задолженности. Этот способ использования привлекаемых

с международного рынка ресурсов - наименее эффективный из существующих;

      - смешанное бюджетно-финансовое  размещение, когда заимствования

используются как на финансирование текущих бюджетных потребностей, так и на

развитие экономики в целом. В российской практике большое распространение

получил наименее эффективный способ - новые заимствования направляются на

финансирование текущих расходов бюджета, включая и обеспечение

существующего внешнего долга.

      Управление погашением  государственного долга. Погашение  долга

производится из трех основных источников: из бюджета; за счет

золотовалютных резервов, собственности; из новых заимствований. В

российской практике новые заимствования  играют существенную роль в

обслуживании задолженности. Золотовалютные резервы направлялись на

погашение задолженности только в  период долгового кризиса в 1991-92 годах.

Необходимо отметить, что широко применяемые в международной  практике методы

погашения задолженности путем  конвертации ее в акции предприятий  в нашей

стране практически не применялись.

 Методы управления государственным  долгом.

   Предметом особого внимания  является внешний долг.  Если  платежи по нему

составляют значительную часть  поступлений от внешнеэкономической

деятельности страны, например 20-30% , то привлекать новые займы из-за

рубежа становиться трудно. Их предоставляют  неохотно  и под более высокие

проценты, требуя залогов или особых поручительств. В некоторых

развивающихся и среднеразвитых странах  ежегодные обязательства выплаты  по

займам превышают все поступления  от внешнеэкономической деятельности.

  Обычно правительства стран-  дебиторов принимают все возможные  меры, чтобы

не попасть в положение безнадежных  должников, так как это ограничивает

доступ к зарубежным финансовым ресурсам. Для этого возможно использование

нескольких путей .

1. Традиционный путь – выплата  долгов за счет золотовалютных  резервов. Как

    правило, этот путь  исключен для закоренелых должников,  так как у них

    эти резервы исчерпаны  или очень ограничены.

2.  Консолидация внешнего долга  – превращение краткосрочной  и

    среднесрочной задолженности  в долгосрочную, т.е. перенос предстоящих

    вскоре платежей на  отдаленное будущее. Такая консолидация  возможна

    только с согласия  кредиторов. Кредиторы создают специальные  организации

    – клубы, где вырабатывают  солидарную политику по отношению  к странам ,

    которые не в состоянии  выполнять международные финансовые

    обязательства.

    Наиболее известны Лондонский  клуб, в который входят банки-  кредиторы ,

    и Парижский клуб, объединяющий  страны – кредиторы . Оба названных  клуба

     неоднократно шли  навстречу просьбам стран –  должников ( в том числе и

    России) по отсрочке выплат, а в ряде случаев частично  списывали долги.

3.     Сокращение размеров  внешнего долга путем  конверсии  – превращение

        его в долгосрочные  иностранные инвестиции, практикуемое  в некоторых

 

        странах .  В счет долга  иностранным  кредиторам предлагают

приобрести в

        стране –  должнике недвижимость, участие  в капитале, права. Одним из

 

        вариантов  превращения внешней задолженности  в капиталовложения явля-

 

        ется участие  хозяйственных субъектов страны  – кредитора в

приватизации

        государственной  собственности в стране – должнике. В таком случае

заин-

        тересованные  фирмы страны – кредитора   выкупают у своего

государства

        или банка  обязательства государства –  должника и с обоюдного

согласия

        используют  их для приобретения собственности.

          Такая  операция ведет к увеличению  доли иностранного капитала в

нацио-

         нальной  экономике без поступления в  страну из-за рубежа финансовых

 

         ресурсов, вещественных носителей основного  капитала,новых

технологий    однако она облегчает  бремя внешнего долга, получение  новых

кредитов

          из-за  рубежа и стимулирует последующий   приток частных

иностранных

         инвестиции.

   4.    Обращение страны  – должника, попавшей в тяжелое  положение, к между-

 

          народным  банкам: региональным, Мировому банку.  Такие банки, как

пра-

           вило, предоставляют льготные кредиты  для преодоления кризисной

си-

          туации, но обуславливают свои кредиты  жесткими требованиями к

госу-

          дарственной  экономической политике, в частности  к эмиссионной,

кре-

  дитной политике, поощрению  конкуренции, сведению до минимума  дефицита

   государственного бюджета.  К таким кредитам в 90-х гг. часто обращались

   бывшие социалистические  страны.

  В истории ХХ в. встречались  и другие примеры регулирования  внешней

задолженности. Так , после Первой и Второй мировых войн Великобритания и

Франция оплатили часть внешней  задолженности  своими иностранными активами.

Некоторые развивающиеся страны , чтобы смягчить кредиторов , предоставляли

им право пользования своей  морской хозяйственной зоной, континентальным

шельфом, право строительства военных  баз, станции слежения за спутниками и

т.д.

 

 

 

                            1. Реструктуризация.

 

 

      В качестве первого  шага в решении этой проблемы  правительством был

предложен план мер по усилению контроля за вывозом из страны валюты и

валютными операциями, связанными с  расчетами по экспортным и импортным

сделкам, а также по увеличению валютных активов государства. Российские

банки могут осуществлять валютные операции только под контролем ЦБ РФ.

      Решение о введении  в России валютного контроля  должно привести в

среднесрочной перспективе к снижению дефицита платежного баланса страны.

Однако валютный контроль, результатом  которого стала отмена свободного

международного товарообмена и  движения капиталов, препятствует оптимальному

распределению денежных ресурсов. Это  будет иметь отрицательные последствия

для экономического развития России.

      С другой стороны,  отказ от валютного контроля  как инструмента

корректировки платежного баланса  приведет в средне- и долгосрочной

перспективе (через рыночные механизмы) к автоматическому саморегулированию

платежного баланса. Другими словами, важнейшие показатели экономического

благополучия, такие, как цены на товары, процентные ставки и занятость

населения, будут меняться до тех  пор, пока платежный баланс вновь  не

достигнет равновесного состояния. А  это, скорее, еще более обострит

нынешний экономический и политический кризис в России. Таким образом,

введение валютного контроля в  России может, по крайней мере на

краткосрочную перспективу, привести к сокращению или даже прекращению

потери валютных резервов, возникающих  в результате дефицита валютного

баланса, поскольку ЦБ не придется предоставлять валюту из своих резервов. С

учетом названных негативных эффектов, валютный контроль можно считать

целесообразным лишь в качестве временно сопутствующей меры в рамках

управления российским долгом. Государство  может осуществлять как полный,

так и частичный валютный контроль.

      Полный валютный  контроль предполагает государственное  управление

всеми международными расчетами. Частичный  валютный контроль предполагает,

наряду с ограниченным валютным контролем со стороны государства,

использования экономическими субъектами возможностей нерегулируемых

трансакций. Поэтому обычно частичный  валютный контроль перерастает в  полный

всесторонний контроль со стороны  государства.

      Основным методом  урегулирования внешнего долга  стала его

реструктуризация на максимально  выгодных для России условиях.

      Термин "реструктуризация" означает составление нового, более

приемлемого для должника графика  выплаты долга, нежели это вытекает из

оригинальных схем кредитных соглашений - такого графика, в котором

предусматривается рыночный льготный период. Это значит, что в течении

нескольких лет Россия будет  платить только незначительные проценты, а

погашение основных сумм перенесется  на несколько лет. До сих пор РФ

использовала инструмент реструктуризации долгов только в отношении старого

долга СССР как его правопреемница. По обязательствам, принятым до 1.01.91,

были согласованы новые сроки  возврата. Общая ответственность  РФ перед

кредиторами вытекает из "Заявления  об ответственности по долгам бывшего

СССР", подписанного 2.04.93. Оно означало единоличное принятие на себя всех

долгов СССР после того, как прежде был согласован иной порядок

ответственности - с участием других бывших союзных республик. Этот порядок

весьма не благоприятен для РФ: теперь она одна отвечает перед кредиторами

по всему огромному долгу  СССР.

      Реструктуризация  долга может быть систематизирована  как по

институциональному, так и по техническому принципу. В институциональном

плане различают соглашения с Парижским  и Лондонским клубами. В Парижском

клубе предметом соглашения являются государственные кредиты или  кредиты,

предоставленные под государственные  гарантии. В Лондонском же клубе  речь

всегда идет о реструктуризации сроков погашения частных кредитов, выданных

коммерческими банками.

      Если обычно периоды  консолидации составляли от 1 до 1,5 лет, то в

последнее время в отдельных  случаях достигаются соглашения MYRA,

предусматривающие многолетние периоды  консолидации долга.

      Переговорный процесс  между Российской Федерацией  и сообществом

кредиторов (сначала советских, а  затем и российских) начался сразу  же после

распада СССР в конце 1991 г. Можно  условно выделить четыре основных этапа

реструктуризации долговых обязательств бывшего СССР- Первый этап, берущий

отсчет с 1992 г., включал в себя ведение предварительных переговоров, в

ходе которых российскому правительству  предоставлялись краткосрочные

трехмесячные отсрочки по выплатам внешнего долга. К данному периоду  можно

отнести и получение первого  кредита МВФ (1 млрд. долл.).

      В течение второго  этапа - с 1993 по 1995 г. - Россия подписала  первые

соглашения по реструктуризации долгов. Так, и в апреле 1993 правительство

России заключило первый договор  о реструктуризации задолженности  перед

официальными кредиторами, входящими  и Парижский клуб. За этим последовали

еще два подобных соглашения в 1994 и 1995 гг., в соответствии с которыми

Россия брала на себя обязательства  по обслуживанию долгов СССР, сроки

уплаты которых приходились  на период с декабря 1991 г. - по январь 1995 г.

      Началом третьего  этапа можно считать апрель 1996 г., когда

договоренности с Парижским  клубом были дополнены всесторонним соглашением,

по которому Россия должна в общей  сложности (включая предварительные

договоренности) выплатить кредиторам Парижского клуба сумму порядка 38

млрд. долл. Из них -15% должны быть выплачены  в течение последующих 25 лет

вплоть до 2020 г., а оставшиеся 55%, включавшие в себя наиболее

Информация о работе Дефицит бюджета и государственный долг