Денежно-кредитная политика государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2012 в 22:32, курсовая работа

Описание работы

Предметом исследования является денежно-кредитная политика государства. Эту тему я выбрала потому, что она сейчас как никогда актуальна. Все мы прекрасно понимаем, что наша экономика развалена и продолжает разрушаться. Начинаешь задумываться, в чем причина продолжающегося развала. И, по-моему, мнению одной из самых важных причин является не совершенность денежно-кредитной политики.
Под денежно-кредитной политикой государства понимается совокупность мер экономического регулирования денежного обращения и кредита, направленных на обеспечение устойчивого экономического роста путем воздействия на уровень и динамику инфляции, инвестиционную активность и другие важнейшие макроэкономические процессы.

Содержание работы

Введение ……………………………………………………………………………….3
Глава 1. Кредит и кредитная система.………………………………………………4
1.1Кредит, его основные формы и функции………………..……………………….4
1.2.Банки и основные функции, задачи Центрального банка …………………….5
Глава 2. Денежно-кредитная политика……………………………………………..8
2.1. Цели денежно-кредитной политики государства ………………………………8
2.2.Представления о денежно-кредитном регулировании экономики различными экономическими школами…………………………………………………………...9
2.2.1.Неоклассическая школа………………………………………………………..9
2.2.2. Кейнсианская модель денежно-кредитного регулирования………………..10
2.2.3. Монетаристская количественная теория денег…………………………….10
2.3. Методы денежно-кредитной политики государства………………...................11
2.4. Инструменты денежно-кредитной политики государства……………………13
2.4.1. Операции на открытом рынке……………………………………………...….13
2.4.2 Рефинансирование банков…………………………………………………….14
2.4.3. Нормативы обязательных резервов………………………………………….15
2.4.4. Процентная политика или регулирование официальной процентной ставки…………………………………………………………………………………16
2.4.5. Валютное регулирование…………………………………………………….18
2.4.6. Установление ориентиров роста денежной массы и прямые количественные ограничения: политика таргетирования……………………………………………20
2.4.7.Инструменты денежной - кредитной политики России в 2009 году и на период 2010 и 2011 годов…………………………………………………………….21
2.5.Теоретические подходы к денежно-кредитной политике……………………..22
Глава 3. Развития денежно-кредитной системы России……………………………24
3.1. Особенности развития денежно-кредитной системы России с 1980-х годов – 2002 год. ……………………………………………………………………………….24
3.2.Развитие денежно-кредитной политики России и ее реализация в 2008 году. 25
3.3.Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики в наше время…………………………………………………………………………..32
Заключение……………………………………………………………………………38
Список использованной литературы ………………………………………………39
Приложение 1………………………………………………………………………..40
Приложение 2………………………………………………………………………..41

Файлы: 1 файл

курсовая работа.docx

— 168.90 Кб (Скачать файл)

При формировании избыточного  денежного предложения ЦБ будет  использовать в качестве инструментов его стерилизации операции с облигациями  Банка России и операции по продаже  гособлигаций из собственного портфеля. Банк России также продолжит проведение депозитных операций в качестве инструмента  краткосрочного "связывания" свободной  ликвидности кредитных организаций. При этом будут применяться рыночные инструменты изъятия свободной  ликвидности - депозитные аукционы, а  также депозитные операции по фиксированным  процентным ставкам.

Госдума 18.11.2009 на пленарном заседании заслушала доклад главы Центробанка РФ Сергея Игнатьева об Основных направлениях государственной денежно-кредитной политики на 2010г. и плановый период 2011г. и 2012г.

В документе отмечается, что в предстоящие три года главной целью единой государственной  денежно-кредитной политики остается снижение инфляции до 9-10% в 2010г. и 5-7% в 2012г. Согласно прогнозу ЦБ, в целом по итогам 2009г. инфляция на потребительском  рынке может составить заметно  меньше 11%.

Политика валютного  курса Банка России в среднесрочной  перспективе будет направлена на сглаживание существенных колебаний  курса рубля к "корзине" основных мировых валют. В этот период Банк России ставит задачу перейти к инфляционному  таргетированию, постепенно сокращая прямое вмешательство в процессы курсообразования. При переходе к  плавающему валютному курсу ЦБ РФ продолжит использовать бивалютную "корзину", состоящую из евро и доллара США в качестве операционного показателя.

В случае образования существенного  дефицита ликвидности банковского  сектора Банк России продолжит использование  всего спектра инструментов рефинансирования, что предполагает сочетание операций по предоставлению ликвидности как  под обеспечение (операции прямого  РЕПО), так и без обеспечения. Как  указывается в документе, расширение спектра сроков предоставления рефинансирования (от 1 дня до 1 года) позволит Банку  России более гибко управлять  текущей ликвидностью и стимулировать  кредитную активность банков и формировать  долгосрочные процентные ставки денежного  рынка.

При формировании избыточного  денежного предложения ЦБ будет  использовать в качестве инструментов его стерилизации операции с облигациями  Банка России и операции по продаже  гособлигаций из собственного портфеля. Банк России также продолжит проведение депозитных операций в качестве инструмента краткосрочного "связывания" свободной ликвидности кредитных организаций. При этом будут применяться рыночные инструменты изъятия свободной ликвидности - депозитные аукционы, а также депозитные операции по фиксированным процентным ставкам.

В документе дается четыре варианта условий проведения денежно-кредитной  политики в 2010-2012гг., два из которых  соответствуют прогнозам правительства  РФ. В рамках первого варианта, который  Банк России рассмотрел дополнительно  к прогнозам правительства РФ, предполагается снижение в 2010г. среднегодовой  цены на российскую нефть на мировом  рынке до 45 долл./барр. В этих условиях реальные располагаемые денежные доходы населения могут снизиться на 0,6%, инвестиции в основной капитал - на 2,5%. Объем ВВП увеличится на 0,2%.

В качестве второго варианта рассматривается прогноз, положенный в основу проекта федерального бюджета, согласно которому в 2010г. цена на нефть  будет составлять 58 долл./барр. Согласно этому варианту, прогнозируется оживление  в экономике. Прирост в этом случае реальных располагаемых денежных доходов  населения и инвестиций в основной капитал может составить 0,4% и 1,0% соответственно. Экономический рост в этих условиях ожидается на уровне 1,6%.

В рамках третьего варианта в 2010г. предусматривается повышение  цены на российскую нефть до 68 долл./барр. В этих условиях реальные располагаемые  денежные доходы населения могут  увеличиться на 1,4%. Инвестиции в  основной капитал ожидаются выше уровня 2009г. на 4,5%. Объем ВВП в  этом случае может возрасти на 3,0%.

Согласно четвертому варианту прогноза, предполагается, что цена на российскую нефть в 2010г. возрастет  до 80 долл./барр. На фоне значительного  улучшения внешних условий темпы  роста основных экономических показателей  прогнозируются выше, чем в третьем  варианте. Прирост реальных располагаемых  денежных доходов населения может  составить 2,4%, инвестиций в основной капитал - 8,0%. Прирост ВВП в этом случае ожидается на уровне 4,4%.

Отрицательное сальдо счета  операций с капиталом и финансовыми  инструментами в 2010г. снизится по всем вариантам прогноза. Согласно четвертому варианту, оно составит 14,5 млрд. долл., что в 2,2 раза меньше показателя 2009г. Наращивание внешних обязательств экономики в больших объемах, чем в 2009г., предполагается во всех, кроме первого, вариантах прогноза. На фоне относительно меньших темпов прироста иностранных активов это  обусловит снижение чистого вывоза частного капитала за рубеж до уровня от 25 млрд. до 10 млрд. долл. в зависимости  от варианта прогноза.

Как отметил, выступая с  докладом, глава думского комитета по финансовому рынку Владислав  Резник, впервые Банк России не указывает  в качестве целей поддержание  стабильности курса рубля. В связи  с этим не указывается диапазон изменения  реального эффективного курса рубля, что должно заставить экономических  агентов в большей степени  ориентироваться на процентные ставки, устанавливаемые ЦБ РФ. Как результат  этого эффективность процентной политики будет постепенно возрастать, отметил депутат. "Необходимо отметить, что важным аспектом в условиях глобализации финансовой сферы является необходимость  регулирования притока в страну спекулятивного капитала, в том числе  для проведения валютного и процентного  арбитража (так называемой операции carry trade). Несмотря на то, что уже в  настоящее время наблюдается  тенденция к росту таких операций в России, на мой взгляд, этот важный вопрос не нашел должного отражения  в документе", -  В.Резник.

Подводя итог, депутат подчеркнул, что основные направления единой государственной денежно-кредитной  политики должны стать понятным и  эффективным аналитическим инструментом для всех участников финансового  рынка, на основании которого можно  было бы как проводить оценку текущей  финансово-экономической ситуации, так и прогнозировать развитие основных процессов.

 

 

 

 

 

Заключение.

 

Денежно-кредитная политика является одним из наиболее важных направлений государственного регулирования  рыночной экономики. Для функционирования кредитно-банковской системы она  имеет первостепенное значение. Государственное  кредитно-денежное регулирование осуществляет Центральный банк с помощью специфических  инструментов регулирования.

Единая  государственная  денежно-кредитная  политика направлена на достижение стабильности уровня цен  и создание условий  для долгосрочного  экономического роста и повышения  уровня жизни населения. Основными  ее задачами на современном этапе  развития российской экономики являются неуклонное снижение инфляции и обеспечение  устойчивости национальной валюты.

В моей курсовой работе рассмотрены  методологические основы и инструменты  денежно-кредитной политики государства  в целом, а так же  изучение денежно-кредитной системы России и ее реализация в 2008 год.

Для достижения  поставленной цели передо мной стояла такая задача: для начала понять, что такое кредит, оттолкнувшись от этого выяснить роль банков, разобраться с их функциями и задачами, далее изучить  роль, методы и  инструменты денежно-кредитной политики, понять  ее цели и теоретические подходы.

Первую главу я начала с того, что рассмотрела кредит, его основные формы и функции. Вплотную подобралась к банкам и описала основные задачи Центрального банка.

 Во  второй главе мной была разобрана основная тема – денежно-кредитная политика государства. Я описала основные цели, роль, методы, инструменты, теоретические подходы, а так же изложила представления о денежно-кредитном регулировании экономики различными экономическими школами.

В третьей главе  описывается развития денежно-кредитной системы России с 1980-х годов – 2002 год и ее реализация в 2008 году.

Основные направления  единой государственной  денежной политики на 2008год разрабатывались в условиях принципиально новых тенденций  в экономике России, которые начали формироваться уже во втором квартале 2006 года. Позитивные изменения обусловлены  в первую очередь изменениями  в валютном законодательстве – с 1 июля 2006 г. введена полная конвертируемость рубля не только по текущим, но и  по капитальным операциям. Кроме  того, улучшился инвестиционный климат в Российской Федерации, повышаются рейтинги страны, оцениваемые международными рейтинговыми агентствами. Инвесторы  стали по-другому оценивать риски, связанные как с российской экономикой в целом, так и с российской банковской системой в частности. Все  это в совокупности дало положительный  эффект.

В результате исследования я пришла к таким выводам:

  1. Современная рыночная экономика функционирует в условиях активного воздействия на нее государства. Государственное воздействие на экономику способно существенно повлиять на ход экономического цикла, меняя характер экономической динамики: глубину и частоту кризисов, продолжительность фаз цикла и соотношение между ними.
  2. Основным исполнителем кредитно-денежной политики государства является Центральный Банк России.
  3. При проведении денежно-кредитной политики Банк России использует не только все имеющиеся в настоящее время в его распоряжении инструменты: политика обязательных резервов, рефинансирование коммерческих банков, операции на открытом рынке, но и собирается расширить их состав, сделав набор располагаемых методов контроля и управления денежным предложением полностью адекватным складывающимся общеэкономическим условиям. 
  4. Проводимая в настоящее время государственная политика России имеет некоторые недостатки, которые неблагоприятно сказываются на состоянии экономики страны.

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

 

1. Под редакцией доктора экономических наук профессора А.С. Булатова «Экономика», «Экономистъ», Москва 2003 г.

2. Сборник Законов Российской Федерации. - М.: Изд-во «ЭКСМО», 2006г.

3. Потапова И.С., «История экономических  учений», «МГИУ», Москва 2006 г.

4. Банковское дело: учебник/Е.П.Жарковская - М.: Омега-Л, 2006г.

5.Мусаев Р.А., Каширин В.В., Голов Р.С., Эмексузян А.Р. «Государственное регулирование банковской сферы в Российской Федерации», «Ухтинский государственный технический университет», Ухта 2008 г.

6.Комаров М.П. «Государственная  политика доходов», «МАТИ», 2006г.

7. Казаков А.А., Минаев Н.В. «Экономика»  Учебное пособие. М., «Тендем», Москва 1998 г.

8. Актуальные проблемы российской  денежно-кредитной политики // Рос.  экон. журнал. - 2006. - N 7-8.

9. Астапов К.Л. Бюджетная и  денежно-кредитная политика в  условиях кризиса // Финансы. - 2009. - N 6. - С.14-18.

10 Основные направления единой  государственной денежно-кредитной  политики на 2008 год // Деньги и  кредит. - 2007. - N 9. - С.4-30.

   11. Интернет-ресурсы официального сайта ЦБ РФ www.cbr.ru

 12.Интернет-ресурсы официального сайта Российской газеты www.rg.ru

13. Интернет-ресурсы официального сайта РБК www.rbc.ru

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1.

 

 

 

Рис. 1. Варианты денежной политики: а — относительно жесткая; б — относительно гибкая

 

 

   Рис. 2 Денежно-кредитная политика и модель AD—AS

 

 

Таблица 1.

Обязательные  резервы кредитных организаций, депонированные в Банке России

Дата

Объем обязательных резервов (млн. руб.)

На 1 января 2006г.

161 369,9

На 1 января 2007г.

221 070,9

На 1 января 2008г.

221 620,8

На 1 января 2009г.

29 915,7


Приложение 2.

 

Таблица 2.

Нормативы обязательных резервов кредитных организаций.

Период

  Норматив обязательных резервов  по обязательствам кредитных  организаций перед банками-нерезидентами  в валюте Российской Федерации  и иностранной валюте

  Норматив обязательных резервов  по обязательствам перед физическими  лицами в валюте Российской  Федерации

  Норматив обязательных резервов  по иным обязательствам кредитных  организаций в валюте Российской  Федерации и обязательствам в  иностранной валюте

01 августа 2004 г.–30 сентября 2006 г.

2,0

3,5

3,5

01 октября 2006 г. –30 июня 2007г.

3,5

3,5

3,5

01 июля 2007 г.–10 октября 2007г.

4,5

4,0

4,5

11 октября 2007 г. – 14 января 2008 г.

3,5

3,0

3,5

15 января 2008 г. – 29 февраля 2008 г.

4,5

4,0

4,5

01 марта 2008 г. – 30 июня 2008 г.

5,5

4,5

5,0

01 июля 2008 г. – 31 августа 2008 г.

7,0

5,0

5,5

01 сентября 2008 г. – 17 сентября 2008 г.

8,5

5,5

6,0

18 сентября 2008 г. – 14 октября 2008 г.

4,5

1,5

2,0

15 октября 2008 г. – 30 апреля 2009 г.

0,5

0,5

0,5

Информация о работе Денежно-кредитная политика государства