Денежно-кредитная политика государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2012 в 22:32, курсовая работа

Описание работы

Предметом исследования является денежно-кредитная политика государства. Эту тему я выбрала потому, что она сейчас как никогда актуальна. Все мы прекрасно понимаем, что наша экономика развалена и продолжает разрушаться. Начинаешь задумываться, в чем причина продолжающегося развала. И, по-моему, мнению одной из самых важных причин является не совершенность денежно-кредитной политики.
Под денежно-кредитной политикой государства понимается совокупность мер экономического регулирования денежного обращения и кредита, направленных на обеспечение устойчивого экономического роста путем воздействия на уровень и динамику инфляции, инвестиционную активность и другие важнейшие макроэкономические процессы.

Содержание работы

Введение ……………………………………………………………………………….3
Глава 1. Кредит и кредитная система.………………………………………………4
1.1Кредит, его основные формы и функции………………..……………………….4
1.2.Банки и основные функции, задачи Центрального банка …………………….5
Глава 2. Денежно-кредитная политика……………………………………………..8
2.1. Цели денежно-кредитной политики государства ………………………………8
2.2.Представления о денежно-кредитном регулировании экономики различными экономическими школами…………………………………………………………...9
2.2.1.Неоклассическая школа………………………………………………………..9
2.2.2. Кейнсианская модель денежно-кредитного регулирования………………..10
2.2.3. Монетаристская количественная теория денег…………………………….10
2.3. Методы денежно-кредитной политики государства………………...................11
2.4. Инструменты денежно-кредитной политики государства……………………13
2.4.1. Операции на открытом рынке……………………………………………...….13
2.4.2 Рефинансирование банков…………………………………………………….14
2.4.3. Нормативы обязательных резервов………………………………………….15
2.4.4. Процентная политика или регулирование официальной процентной ставки…………………………………………………………………………………16
2.4.5. Валютное регулирование…………………………………………………….18
2.4.6. Установление ориентиров роста денежной массы и прямые количественные ограничения: политика таргетирования……………………………………………20
2.4.7.Инструменты денежной - кредитной политики России в 2009 году и на период 2010 и 2011 годов…………………………………………………………….21
2.5.Теоретические подходы к денежно-кредитной политике……………………..22
Глава 3. Развития денежно-кредитной системы России……………………………24
3.1. Особенности развития денежно-кредитной системы России с 1980-х годов – 2002 год. ……………………………………………………………………………….24
3.2.Развитие денежно-кредитной политики России и ее реализация в 2008 году. 25
3.3.Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики в наше время…………………………………………………………………………..32
Заключение……………………………………………………………………………38
Список использованной литературы ………………………………………………39
Приложение 1………………………………………………………………………..40
Приложение 2………………………………………………………………………..41

Файлы: 1 файл

курсовая работа.docx

— 168.90 Кб (Скачать файл)

Центральный Банк должен определить показатели, которые влияют на конечные цели и поддаются его контролю. Такие показатели называют промежуточными целями денежно-кредитной политики. В качестве промежуточных целей могут выступать денежная масса, номинальная процентная ставка, номинальный ВВП, валютный курс. Выбор промежуточной цели основан на следующих критериях:

  1. быстрота измерения и доступность информации о целевом параметре;
  2. возможность контроля и управления с помощью инструментов Центрального Банка;
  3. согласованность и предсказуемость влияния на конечные цели. 

Однако инструменты  центрального банка не позволяют  напрямую добиться даже этих промежуточных  целей. Поэтому подбирается набор  переменных, которые называют тактическими целями или операционными процедурами, т.е. такие параметры денежно-кредитной сферы, на которые Центральный банк может воздействовать непосредственно. Это могут быть банковские резервы, денежная масса, ставки межбанковского рынка и т.п. Определив промежуточную и тактическую цели, Центральный банк выбирает значение соответствующего целевого параметра и поддерживает его на заданном уровне с помощью инструментов денежно-кредитной политики. Такие действия Центрального банка называют таргетированием2. В последнее время вместо термина «таргетирование» Банк России чаще использует термин «ориентиры денежно-кредитной политики».

Как в 1990-е гг., так и  в настоящее время при формулировании целей денежно-кредитной политики Банк России исходит из законодательно закрепленной за ним задачи по защите и обеспечению устойчивости национальной валюты. Постоянной стратегической целью денежно-кредитной политики в России является последовательное снижение инфляции.

Следует подчеркнуть, что  снижение инфляции согласуется как  с первой целью деятельности Банка  России, сформулированной в законе «О центральном банке РФ (Банке  России)», так и с Конституцией РФ.  По Конституции основная функция  Банка России – защита и обеспечение  устойчивости российского рубля.

 

2.2. Представления о денежно-кредитном регулировании экономики различными экономическими школами

2.2.1.Неоклассическая школа.

Экономисты классической (неоклассической) школы последней трети XIX — начала XX в. верили в эффективную саморегулирующуюся и саморазвивающуюся рыночную экономику, отрицали необходимость широкомасштабного государственного вмешательства в экономические процессы, а деньги рассматривали лишь как оболочку для номинального выражения реальных величин, таких, как выпуск продукции, доходы, инвестиции и пр.

Они считали, что реальный объем производства определяется имеющимися у общества основными факторами  производства: трудовыми ресурсами, производственными мощностями, природными ресурсами, т.е. факторами, изменяющимися лишь в долгосрочном периоде. В частности, многие экономисты этой школы полагали, что объем производства и скорость обращения денег имеют тенденцию стремиться к естественному уровню и не зависят от воздействия денег и денежной политики. Изменение количества денег в экономике способно оказать влияние лишь на уровень внутренних цен.

Придерживаясь количественной теории денег, существенный вклад в  модернизацию которой внес видный представитель  математической школы И.Фишер (1867 — 1947 гг.). В экономической теории хорошо известно математическое уравнение  обмена И. Фишера

  MV = PQ, где М — количество денег в обращении. V— скорость обращения денег, Р — уровень цены. Q — уровень реального объема производства. В этом уравнении MV характеризует предложение денег в экономике, PQ - спрос на деньги.

Неоклассики доказывали, что  пропорциональное изменение номинального количества денег вызовет лишь пропорциональное изменение абсолютного уровня цен. Поэтому они делали вывод о  неэффективности денежной политики и призывали правительство заботиться, прежде всего, о сбалансированном государственном бюджете, не допуская его дефицита.

Мировой экономический  кризис 1929-—1933 гг. поставил под сомнение основные положения неоклассической  теории, которая фактически исключала  возможность затяжных кризисов и  вынужденной безработицы в рыночной экономике. Он обнаружил также, что  классическая количественная теория денег  и цен, оперирующая на долгосрочных временных интервалах, оказалась неспособной разрешить проблемы, вызванные кризисом. Для борьбы с безработицей правительства США. Великобритании и других развитых государств стали использовать меры государственного регулирования, не вписывающиеся в ортодоксальную неоклассическую доктрину.

 

2.2.2. Кейнсианская модель денежно-кредитного регулирования.

Джон Мейнард Кейнс  и его последователи  полагали,  что  рыночная структура экономики  обладает внутренними "пороками",  что она неспособна к саморегулированию.  Это, в частности, выражается в безработице, инфляции, частых экономических кризисах. Кейнсианцы делали вывод, что государство  должно активно вмешиваться в  дела экономики для  предотвращения кризисов  и  обеспечения  стабильности,  должно проводить жесткую фискальную и денежную политику. Они признавали, что изменение денежного предложения  влияет на номинальный ВНП,  причем в основу монетарной политики должен быть положен уровень процентной ставки (изменяя процентную ставку, мы изменяем инвестиционную активность, а через мультипликационный эффект - номинальный ВНП).

Основополагающим кейнсианским уравнением является:   ВНП=С+I+G+NX

(С  -  потребительские   расходы  населения,   I   - инвестиции, G  -  государственные  расходы на покупку товаров  и услуг,  NX - чистый экспорт).

Кейнсианцы считали, что  фискальная, или бюджетная, политика оказывается более действенной влияние в период экономического кризиса,  чем денежная политика.

По мнению кейнсианцев, скорость обращения денег изменчива  и непредсказуема. Кейнсианская позиция  состоит в том,  что деньги нужны  не только для заключения сделок,  но и для владения ими в качестве активов. "Движутся" только деньги "для сделок", деньги - активы не участвуют в обороте.  Следовательно, чем больше относительное значение денег, используемых для сделок, тем  выше скорость денежного обращения.

Понизит процентную ставку расширение денежного предложения. Теперь становится менее накладно иметь  деньги в качестве активов,  население  будет держать больше денежных активов  с нулевой  скоростью обращения.  Поэтому общая скорость денежного  обращения падает.

Из этого следует, что  скорость обращения денег изменяется прямо пропорционально ставке  процента  и  обратно пропорционально  предложению денег.  Если это так,  то стабильная связь между денежной массой и чистым национальным продуктом  отсутствует, так как скорость денежного  обращения изменяется с изменением денег.

Выше было отмечено,  что для борьбы с инфляцией  необходимо ограничить денежную массу.

Кейнсианцы придерживаются здесь другого мнения. Они считают, что уменьшение денежного предложения  может привести к  уменьшению спроса, что приведет к спаду производства, что в свою очередь усилит инфляцию.    

На самом деле все  зависит от ситуации на рынке. Если при неэластичном предложении  товаров  повысить денежную массу,  то это  приведет только к росту цен - инфляции.

Если же на рынке предложение  эластично (товаров много - денег  не хватает), то с повышением объема денежной массы увеличится производство, следовательно, инфляция начнет утихать.

Кейнсианцы считают,  что главной проблемой в государственном  регулировании является подстегивание  эффективного спроса, а не борьба с  инфляцией, которая должна носить регулируемый характер.

 

2.2.3. Монетаристская количественная теория денег.

Послевоенный период вплоть до конца 60-х — начала 70-х гг. отмечен  самыми благоприятными процессами социально-экономического развития ведущих западных стран  за все предшествующие 100 лет. Однако на рубеже 60—70-х гг. обнаружились просчеты кейнсианской концепции экономического регулирования.

Они состоят в недооценке опасности развития инфляции, преувеличении  роли прямых государственных инвестиций и бюджетных методов регулирования  конъюнктуры, переоценке реального  эффекта дефицитного финансирования.

Кризис кейнсианства способствовал  реабилитации роли денег в экономике и реанимированию на время забытых монетарных теорий. М.Фридмен и его последователи, известные в экономическом мире как монетаристы, разработали современную количественную теорию денег, которая стала чрезвычайно популярной в 70-е гг.

Монетаризм — школа  экономической мысли, акцентирующая  внимание на изменениях в количестве денег в обращении как определяющей функции цен, доходов и занятости.

Монетаристы расходятся с  кейнсианцами не только в вопросах роли денег в экономике, но и прежде всего в оценке функционирования рыночного хозяйства в целом. Они считают, что рыночная экономика  довольно устойчива и рыночный механизм способен самостоятельно восстанавливать  экономическое равновесие. Поэтому  монетаристы выступают против активного  вмешательства государства в  экономику, отстаивают принципы свободной  конкуренции вообще и в денежной сфере в особенности. Деньги рассматриваются  монетаристами как решающий фактор развития производства. Чрезмерное государственное  регулирование денежно-кредитной  сферы может спровоцировать, по их мнению, экономический кризис. Доказательство этому они находили не только в  кризисах середины 70-х — начала 80-х  гг.

Монетаризм приписывает  денежной массе, находящейся в обращении, роль определяющего фактора в  процессе формирования хозяйственной  конъюнктуры. Рынок должен быть свободным  и не регулируемым, а вмешательство  государства в экономику ограниченным. Монетаристы считают,  что рыночная экономика является  внутренне устойчивой системой. Все неблагоприятные моменты - следствие неразумного вмешательства государства, которое необходимо свести к минимуму.

Представители этой школы  считают, что связь между ВНП  и денежной  массой  более  прочная,  нежели между инвестициями и ВНП. Такой вывод делается из уравнения  И.Фишера: МхY = PхG

(M - денежная масса,  Y - скорость денежного обращения,  Р  - индекс цен,  G  -  количество  товаров).  Ведь  если  посчитать,  что  ВНП=PхG, а Y стабильна (или  ее изменения предсказуемы),  то  ВНП напрямую зависит от массы  денег, находящихся в обращении.

Кейнсианскую концепцию  монетаристы считали ошибочной и внутренне противоречивой. Поэтому главным объектом регулирования, по их мнению, должна быть не процентная ставка, а темпы роста предложения денег.

Центральный банк должен проводить  в жизнь постоянную предсказуемую  денежную политику и следовать простому правилу постоянного роста денежной массы.

Темпы роста денежной массы  должны быть достаточными, чтобы, с  одной стороны, обеспечивать рост реального  ВНП, а с другой стороны, не вызывать инфляционных процессов в экономике.

В 70-е — начале 80-х  гг. практическое применение монетаристских рецептов позволило выработать довольно эффективные меры борьбы с инфляцией.

В то же время стабилизация инфляционных процессов, изменения  финансовых институтов и переход  к новому качеству экономического роста  в 80-е гг. значительно снизили  актуальность монетаристских рецептов денежной политики, разработанных в  инфляционный период предыдущего десятилетия. Однако во многом благодаря научным  достижениям монетаристов экономисты навсегда распрощались с утверждением "деньги не имеют значения".

Современная денежная теория все более приобретает синтетические  формы моделей, включающих элементы кейнсианства, монетаризма, неоклассической "экономики предложения" и др.

В целом же в экономической  науке сформировалось направление, получившее название "неоклассический  синтез", которое включает разнообразные  точки зрения по ряду вопросов теории и практики функционирования современной  смешанной экономики.

 

2.3..Методы денежно-кредитной политики государства.

Методы денежно-кредитной  политики - это совокупность приемов  и операций, посредством которых  субъекты денежно-кредитной политики - Центральный банк как государственной  орган денежно-кредитного регулирования  и коммерческие банки как «проводники» денежно-кредитной политики - воздействуют на объекты (спрос на деньги и предложение  денег) для достижения поставленных целей. Методы проведения повседневной денежно-кредитной политики называют также тактическими целями денежно-кредитной  политики.

Современная система методов  денежно-кредитной политики столь  же разнообразна, как и сама денежно-кредитная  политика. Классификацию методов  денежно-кредитной политики можно  проводить по различным признакам.

Прямое и косвенное  регулирование денежно-кредитной  сферы

В рамках денежно-кредитной  политики применяются методы прямого  и косвенного регулирования денежно-кредитной  сферы. Прямые методы имеют характер административных мер в форме  различных директив Центрального банка, касающихся объема денежного предложения  и цены на финансовом рынке. Реализация этих мер дает наиболее быстрый эффект с точки зрения контроля центрального банка за ценой или максимальным объемом депозитов и кредитов, особенно в условиях экономического кризиса. Однако со временем прямые методы воздействия в случае «неблагоприятного» с точки зрения хозяйствующих  субъектов воздействия на их деятельность могут вызвать перелив, отток  финансовых ресурсов в «теневую экономику» или за рубеж.

Информация о работе Денежно-кредитная политика государства