Денежно-кредитная политика государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2012 в 22:32, курсовая работа

Описание работы

Предметом исследования является денежно-кредитная политика государства. Эту тему я выбрала потому, что она сейчас как никогда актуальна. Все мы прекрасно понимаем, что наша экономика развалена и продолжает разрушаться. Начинаешь задумываться, в чем причина продолжающегося развала. И, по-моему, мнению одной из самых важных причин является не совершенность денежно-кредитной политики.
Под денежно-кредитной политикой государства понимается совокупность мер экономического регулирования денежного обращения и кредита, направленных на обеспечение устойчивого экономического роста путем воздействия на уровень и динамику инфляции, инвестиционную активность и другие важнейшие макроэкономические процессы.

Содержание работы

Введение ……………………………………………………………………………….3
Глава 1. Кредит и кредитная система.………………………………………………4
1.1Кредит, его основные формы и функции………………..……………………….4
1.2.Банки и основные функции, задачи Центрального банка …………………….5
Глава 2. Денежно-кредитная политика……………………………………………..8
2.1. Цели денежно-кредитной политики государства ………………………………8
2.2.Представления о денежно-кредитном регулировании экономики различными экономическими школами…………………………………………………………...9
2.2.1.Неоклассическая школа………………………………………………………..9
2.2.2. Кейнсианская модель денежно-кредитного регулирования………………..10
2.2.3. Монетаристская количественная теория денег…………………………….10
2.3. Методы денежно-кредитной политики государства………………...................11
2.4. Инструменты денежно-кредитной политики государства……………………13
2.4.1. Операции на открытом рынке……………………………………………...….13
2.4.2 Рефинансирование банков…………………………………………………….14
2.4.3. Нормативы обязательных резервов………………………………………….15
2.4.4. Процентная политика или регулирование официальной процентной ставки…………………………………………………………………………………16
2.4.5. Валютное регулирование…………………………………………………….18
2.4.6. Установление ориентиров роста денежной массы и прямые количественные ограничения: политика таргетирования……………………………………………20
2.4.7.Инструменты денежной - кредитной политики России в 2009 году и на период 2010 и 2011 годов…………………………………………………………….21
2.5.Теоретические подходы к денежно-кредитной политике……………………..22
Глава 3. Развития денежно-кредитной системы России……………………………24
3.1. Особенности развития денежно-кредитной системы России с 1980-х годов – 2002 год. ……………………………………………………………………………….24
3.2.Развитие денежно-кредитной политики России и ее реализация в 2008 году. 25
3.3.Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики в наше время…………………………………………………………………………..32
Заключение……………………………………………………………………………38
Список использованной литературы ………………………………………………39
Приложение 1………………………………………………………………………..40
Приложение 2………………………………………………………………………..41

Файлы: 1 файл

курсовая работа.docx

— 168.90 Кб (Скачать файл)

В целом в январе-сентябре 2008 года спрос на операции прямого  РЕПО был существенно выше, чем  в аналогичный период 2007 года, и  данные операции проводились ежедневно, включая периоды, характеризующиеся  снижением рыночных ставок. В целях  расширения возможностей рефинансирования банковского сектора с середины февраля 2008 года были введены в действие операции прямого внебиржевого РЕПО, обеспечением по которым выступают  облигации, выпущенные юридическими лицами-нерезидентами  под гарантии российских корпораций (так называемые еврооблигации российских корпораций). Для снижения волатильности  краткосрочных ставок межбанковского кредитования Банк России с сентября 2008 года начал устанавливать ограничение  на объем средств, размещаемых на первом аукционе прямого РЕПО.

В целях восстановления работоспособности рынка облигаций  и предоставления дополнительной ликвидности  кредитным организациям в октябре 2008 года были восстановлены операции прямого РЕПО на срок 3 месяца без  установления нижнего и верхнего предельных значений дисконта, что  предполагает отсутствие до внесения компенсационных взносов.

Объем сделок «валютный  своп» в январе-сентябре 2008 года составил 334,6 млрд. рублей, в том числе  в августе-сентябре –324,0 млрд. рублей. В целях снижения давления на курс рубля Банк России в октябре 2008 года изменил параметры данного инструмента: была повышена процентная ставка по рублевой части до 10% годовых и введено  ограничение на максимальный объем  средств, предоставляемых кредитным  организациям по операциям «валютный  своп» Банка России, устанавливаемое  ежедневно, исходя из прогноза дефицита банковской ликвидности, с учетом конъюнктуры внутреннего валютного рынка. Объем предоставленных Банком России ломбардных кредитов в рассматриваемый период составил 56,7 млрд. рублей, кредитов «овернайт» – 149,5 млрд. рублей. Существенно возрос объем внутри дневных кредитов, предоставляемых Банком России в целях обеспечения бесперебойного функционирования платежной системы, – до 11,8 трлн. рублей за январь-сентябрь 2008 года, что на 27,5% больше, чем за аналогичный период 2007 года. Обеспечением указанных кредитов являлись ценные бумаги, входящие в Ломбардный список Банка России: основную долю (около 70%) составляли облигации Российской Федерации, остальная часть распределялась между корпоративными облигациями, облигациями международных финансовых организаций, облигациями Банка России (ОБР), облигациями субъектов Российской Федерации, облигациями АИЖК. В августе-сентябре 2008 года Ломбардный список Банка России был значительно расширен: в него были включены 27 выпусков субфедеральных, муниципальных и корпоративных облигаций, номинированных в российских рублях, в том числе облигаций с ипотечным покрытием, общей номинальной стоимостью около 150 млрд. рублей. В сентябре в целях расширения доступа кредитных организаций к инструментам рефинансирования Банком России были смягчены условия получения денежных средств с использованием отдельных видов обеспечения: отменены дисконты в 1,25% по операциям прямого РЕПО с ОФЗ и ОБР, повышены размеры поправочных коэффициентов Банка России, используемых для расчета стоимости облигаций Банка России (с 0,99 до 1). Кроме того, в сентябре-октябре были приняты решения о снижении требований к уровню рейтинга эмитентов/выпусков облигаций, включаемых в Ломбардный список Банка России, и рейтинга организаций, обязанных по векселям, правам требования по кредитным договорам, принимаемым в обеспечение кредитов Банка России в соответствии с Положением Банка России от 12.11. 2007 №312‑П, на две ступени, до уровня «В-»/«В3» по версии рейтинговых агентств «Fitch Ratings», «Standard & Poor’s»/«Moody’s Investors Service» соответственно, а также о повышении размеров поправочных коэффициентов Банка России, используемых для расчета стоимости обеспечения по кредитам Банка России, предоставляемым под залог нерыночных активов.

В январе-сентябре 2008 года были востребованы операции кредитования Банком России кредитных организаций  под залог векселей, прав требования по кредитным договорам организаций, имеющих международный рейтинг, а также поручительства кредитных  организаций, имеющих международный  рейтинг. Объем выдачи таких кредитов за январь-сентябрь 2008 года составил 76 млрд. рублей.

Кредитным организациям также  предоставлена возможность получать под обеспечение нерыночными (как  «рейтинговыми», так и «не рейтинговыми») активами (векселя, права требования по кредитным договорам) внутридневные  кредиты и кредиты «овернайт», а также кредиты по фиксированной  процентной ставке 9,5% годовых  на срок до 30 календарных дней. По состоянию  на 1.10.2008 заключено 84 генеральных кредитных  договора на предоставление кредитов Банка России, обеспеченных активами, с кредитными организациями из 35 регионов Российской Федерации.

Банк России совместно  с Федеральным казначейством  и Минфином России в III квартале активизировал использование механизма размещения временно свободных средств федерального бюджета на депозиты коммерческих банков, применяемого с апреля 2008 года и являющегося важным каналом предоставления ликвидности в периоды повышения спроса на рублевые средства. 15 сентября было принято решение о повышении лимитов размещения средств федерального бюджета на банковские депозиты с 625 до 1232 млрд. рублей, а так-же об увеличении сроков размещения депозитов: 22 сентября был проведен аукцион по размещению средств на 3 месяца, по результатам которого 330,3 млрд. рублей было предоставлено 22 банкам. Объем задолженности кредитных организаций по размещенным на депозиты средствам федерального бюджета на конец III квартала возрос до 634,6 млрд. рублей.

В октябре 2008 года приняты  федеральные законы, позволяющие  реализовать комплекс дополнительных мер по поддержке финансовой системы Российской Федерации, предусматривающие (с момента вступления их в силу и до конца 2009 года):– наделение Государственной корпорации «Банк развития внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)» (далее-Внешэкономбанк) правом предоставлять кредитным и нефинансовым организациям кредиты и займы в иностранной валюте для погашения и обслуживания иностранных кредитов, полученных ими до 25.09.2008.

Предусмотрено, что Банк России разместит во Внешэкономбанке  депозиты на общую сумму не более 50 млрд. долларов США сроком на один год с возможностью пролонгации;–  предоставление Банку России права  заключать с банками соглашения, в соответствии с которыми он обязуется  компенсировать таким банкам часть  убытков, возникших у них по кредитам, выданным другим кредитным организациям, у которых в указанный срок была отозвана лицензия на осуществление  банковских операций;– поэтапное  предоставление субординированных  кредитов российским банкам на общую  сумму до 950 млрд. рублей на срок до 31 декабря 2019 года (в том числе Банком России Сберегательному банку Российской Федерации на сумму не более 500 млрд. рублей, а Внешэкономбанком за счет средств Фонда национального  благосостояния, размещенных на депозиты в указанной государственной  корпорации на общую сумму не более 450 млрд. рублей, – другим банкам);–  предоставление Банку России права  предоставлять в порядке и  на условиях, установленных Советом  директоров Банка России, кредиты  без обеспечения российским кредитным  организациям на срок не более шести  месяцев.

В периоды высокого уровня банковской ликвидности (в основном – в январе и мае-июле) Банк России проводил депозитные операции по стерилизации временно свободных средств банков. Общий объем привлеченных Банком России депозитов за январь-сентябрь 2008 года снизился по сравнению с  соответствующим периодом предыдущего  года почти в 4 раза и составил 11,1 трлн. рублей. Средневзвешенная процентная ставка по депозитным операциям за январь-сентябрь 2008 года составила 3,61% годовых, в том числе по депозитным операциям, проводимым на аукционной основе (4 недели и 3 месяца), – 4,28% годовых.

В 2008 году Банк России продолжил  использование операций с собственными облигациями, а также с государственными ценными бумагами в качестве дополнительного  инструмента регулирования ликвидности.

Операции Банка России с собственными облигациями служат инструментом воздействия на ставки денежного рынка на срок 3‑6 месяцев. Однако рынок ОБР характеризуется низкой ликвидностью и высокой концентрацией выпусков в портфелях не-большого круга участников. На состоявшихся в январе-сентябре 2008 года аукционах по размещению ОБР кредитные организации приобрели облигаций на сумму 75,7 млрд. рублей, а на вторичном рынке – 2,3 млрд.рублей. Средневзвешенные ставки на аукционах по размещению ОБР в рассматриваемый период составляли от 4,73 до 6,44% годовых.

В соответствии с «Основными направлениями единой государственной  денежно-кредитной политики на 2008 год» усиление влияния процентной политики Банка России на формирование рыночных процентных ставок относится к приоритетным направлениям реализации денежно-кредитной  политики.

Однако при сохранении управляемого плавающего курса динамика монетарных показателей во многом определяется действием внешних факторов, а  процентные ставки межбанковского рынка  более заметно реагируют на изменение  уровня ликвидности банковского  сектора, чем на изменение ставок по операциям Банка России.

Повышение Банком России процентных ставок по своим инструментам привело  к некоторому увеличению ставок по рублевым кредитам кредитных организаций  реальному сектору экономики. Ставки по рублевым депозитам населения  и нефинансовых организаций также  росли. На всех сегментах кредитно-депозитного  рынка наибольший рост ставок произошел  по операциям на срок более 1 года. Кроме  того, на рост процентных ставок повлияли ускорение инфляции и усиление инфляционных ожиданий, а также более активная политика банков по привлечению средств  внутри страны в условиях ограниченных возможностей их привлечения на зарубежных рынках.

Действие процентного  канала трансмиссионного механизма  остается ограниченным, и процентная политика Банка России еще не оказывает  решающего воздействия на структуру рыночных ставок, а, следовательно, и на реальные условия заимствования в российской экономике.

Поэтому в среднесрочной  перспективе повышение роли процентных ставок будет определяться как изменением макроэкономических условий, сопровождающимся переходом от ситуации преимущественного избытка к ситуации недостатка ликвидности (что, в свою очередь, активизирует спрос кредитных организаций на операции Банка России по рефинансированию), так и реализацией Банком России и Правительством Российской Федерации комплекса мер, направленных на развитие внутреннего финансового рынка (денежного рынка и рынка ценных бумаг, особенно их долгосрочного сегмента) и российской банковской системы, на усиление роли банковских кредитов для инвестирования, на повышение транспарентности действий Банка России для участников внутреннего рынка, а следовательно, увеличение доверия к Центральному банку Российской Федерации.

 

3.3.Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики в наше время.

До недавнего времени  активное сальдо торгового баланса, зависящее от цен на нефть, было основным фактором избыточного предложения  иностранной валюты на внутреннем рынке, прироста валютных резервов, расширения денежной базы, бюджетного профицита  и т.д. Однако в 2007 году ситуация изменилась: отчисления в стабилизационный фонд фактически сравнялись с активным сальдо счета текущих операций, или, возможно, превысили это сальдо. В результате ввоз капитала стал практически единственным фактором избыточного предложения  иностранной валюты, расширения денежной базы и т.д. Денежная программа должна строиться на основе прогноза ввоза  капитала, а не динамики цен на нефть.

Денежная программа  ЦБ строится на определенном видении  процессов, протекающих в сфере  внешнеэкономических связей, денежного  обращения и государственных  финансов. Это видение можно кратко изложить следующим образом. Избыточное предложение иностранной валюты на внутреннем рынке обусловлено, в  основном, активным сальдо торгового  баланса и, следовательно, зависит  от динамики мировых цен на энергоносители. Однако импорт растет значительно быстрее  экспорта, а цены на нефть, скорее всего, будут снижаться. В случае снижения мировых цен на нефть (которого Правительство  и ЦБ ожидают уже не первый год) активное сальдо торгового баланса  и счета текущих операций быстро уменьшится, и, возможно, сменится пассивным  сальдо. Приток валюты сократится. В  результате монетизация иностранной  валюты перестанет быть единственным или основным каналом денежного  предложения ЦБ, деньги будут вводиться  в экономику посредством рефинансирования банков. Поскольку главным каналом  денежного предложения станет рефинансирование банков, ЦБ сможет активизировать процентную политику. Кроме того, Центральный  банк сможет отказаться от интервенций  и перейти к режиму свободного плавания валютного курса рубля. Но все это при условии, что  активное сальдо счета текущих операций резко сократится. До тех пор, пока этого не произошло, ЦБ будет проводить  прежнюю политику: денежное предложение  на основе монетизации иностранной  валюты, изъятие банковской ликвидности, и, в согласии с Минфином - массированный  профицит бюджета. Каких-либо активных действий для изменения ситуации программа ЦБ не намечает.

В печати неоднократно отмечалось, что ценовые прогнозы Правительства  и Центрального банка не подтверждались в прошлом, и, вполне возможно, что  не подтвердятся и в будущем. Для  сегодняшнего момента ошибочной  является основная посылка программы  ЦБ, согласно которой необходимость  монетизации иностранной валюты, профицита бюджета, абсорбции банковской ликвидности, валютных интервенций  для удержания курса рубля  обусловлена именно активным сальдо торгового баланса, которое, понятно, зависит от динамики мировых цен. Эта посылка была, безусловно, верна  для ситуации, существовавшей до 2004 года, т.е. до создания Стабилизационного  фонда. В течение 2004-2006 годов ситуация постепенно менялась, и, наконец, в 2007 году наступил перелом, когда изложенное видение процессов в валютной, кредитно-денежной и финансовой сфере  стало абсолютно неверным.

Экспортная выручка, изымаемая  в Стабилизационный фонд, не поступает  на валютный рынок и не оказывает  давления на курс рубля. Она не монетизируется и не вызывает последующей необходимости  в изъятии части денег из обращения, в частности, с помощью абсорбции  банковской ликвидности и т.п. Хотя прирост Стабилизационного фонда  является частью бюджетного профицита, однако давление на бюджет оказывает  лишь тот приток иностранной валюты, который поступает на внутренний валютный рынок. Соответственно, повышение  или понижение мировых цен  на нефть, при неизменной цене отсечения, влияет только на величину Стабилизационного фонда, но не на предложение иностранной валюты на внутреннем рынке, объем монетизации валюты Центральным банком и т.д. (Вопрос о том, целесообразно ли замораживать огромные средства в Стабилизационном фонде, мы сейчас не рассматриваем.)

Не смотря на то, что  значительная часть валютной выручки  изымается в Стабилизационный фонд, давление избыточного предложения  иностранной валюты не ослабевает, а усиливается, однако основным (а  теперь, пожалуй, единственным) источником этого избыточного предложения  становится ввоз иностранного капитала.

В современных российских условиях импорт капитала зависит, во-первых, от спроса на вывоз капитала, во-вторых, от дефицита счета текущих операций, в-третьих, от спроса на кредитные ресурсы. Спрос на валюту для вывоза капитала и для покрытия дефицита текущих  платежей влечет за собой адекватный ввоз капитала: сколько ввезли, столько  и вывезли (если не считать процентных платежей, отражаемых по счету текущих  операций). Активное сальдо по счету  капитала детерминируется спросом  на кредитные ресурсы. Может ли спрос  на внешние кредитные ресурсы  в 2008 году по сравнению с 2007 годом, сократится в 4 раза? Очевидно, что нет, даже в  случае кардинальной смены проводимой политики и качественного расширения внутреннего кредита.

Информация о работе Денежно-кредитная политика государства