Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2012 в 22:32, курсовая работа
Предметом исследования является денежно-кредитная политика государства. Эту тему я выбрала потому, что она сейчас как никогда актуальна. Все мы прекрасно понимаем, что наша экономика развалена и продолжает разрушаться. Начинаешь задумываться, в чем причина продолжающегося развала. И, по-моему, мнению одной из самых важных причин является не совершенность денежно-кредитной политики.
Под денежно-кредитной политикой государства понимается совокупность мер экономического регулирования денежного обращения и кредита, направленных на обеспечение устойчивого экономического роста путем воздействия на уровень и динамику инфляции, инвестиционную активность и другие важнейшие макроэкономические процессы.
Введение ……………………………………………………………………………….3
Глава 1. Кредит и кредитная система.………………………………………………4
1.1Кредит, его основные формы и функции………………..……………………….4
1.2.Банки и основные функции, задачи Центрального банка …………………….5
Глава 2. Денежно-кредитная политика……………………………………………..8
2.1. Цели денежно-кредитной политики государства ………………………………8
2.2.Представления о денежно-кредитном регулировании экономики различными экономическими школами…………………………………………………………...9
2.2.1.Неоклассическая школа………………………………………………………..9
2.2.2. Кейнсианская модель денежно-кредитного регулирования………………..10
2.2.3. Монетаристская количественная теория денег…………………………….10
2.3. Методы денежно-кредитной политики государства………………...................11
2.4. Инструменты денежно-кредитной политики государства……………………13
2.4.1. Операции на открытом рынке……………………………………………...….13
2.4.2 Рефинансирование банков…………………………………………………….14
2.4.3. Нормативы обязательных резервов………………………………………….15
2.4.4. Процентная политика или регулирование официальной процентной ставки…………………………………………………………………………………16
2.4.5. Валютное регулирование…………………………………………………….18
2.4.6. Установление ориентиров роста денежной массы и прямые количественные ограничения: политика таргетирования……………………………………………20
2.4.7.Инструменты денежной - кредитной политики России в 2009 году и на период 2010 и 2011 годов…………………………………………………………….21
2.5.Теоретические подходы к денежно-кредитной политике……………………..22
Глава 3. Развития денежно-кредитной системы России……………………………24
3.1. Особенности развития денежно-кредитной системы России с 1980-х годов – 2002 год. ……………………………………………………………………………….24
3.2.Развитие денежно-кредитной политики России и ее реализация в 2008 году. 25
3.3.Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики в наше время…………………………………………………………………………..32
Заключение……………………………………………………………………………38
Список использованной литературы ………………………………………………39
Приложение 1………………………………………………………………………..40
Приложение 2………………………………………………………………………..41
Денежная масса с учетом депозитов в иностранной валюте (М2Х) за январь-сентябрь 2008 года, по предварительным данным, возросла на 10,2%, что превышает темпы прироста рублевой денежной массы (в течение первых девяти месяцев 2007 года их соотношение было обратным). Сложившаяся динамика объясняется ускорившимся ростом депозитов нефинансовых организаций и вкладов населения в иностранной валюте.
Сокращение наличной иностранной валюты у населения и нефинансовых организаций также замедлилось: если за январь-сентябрь 2007 года оно составило 11,3 млрд. долларов США, то за январь-сентябрь 2008 года, по оценке платежного баланса, – 6,5 млрд. долларов США. По данным Банка России о движении наличной иностранной валюты через уполномоченные банки, ее нетто продажи населению в целом за январь-август 2008 года значительно превысили аналогичный показатель в 2007 году.
Важным источником формирования денежной массы в январе-сентябре 2008 года являлось увеличение чистых иностранных активов органов денежно-кредитного регулирования (на 17,1%), однако основным источником ее увеличения был прирост требований к нефинансовым организациям и населению со стороны кредитных организаций (на 30%).
Удорожание стоимости заимствований отразилось на динамике кредитов различным категориям заемщиков. Темп прироста кредитов нефинансовым организациям за январь-август 2008 года составил 26,9% (за январь-август 2007 года – 30,7%). Продолжилось снижение темпов прироста кредитов физическим лицам: за январь-август 2008 года – 30,9% (за аналогичный период 2007 года – 36,9%). Это привело к сокращению по итогам января-августа 2008 года годовых темпов прироста общей величины кредитов, ускорение которых продолжалось в течение более чем двух лет.
Объем денежной базы в широком определении7, характеризующей денежное предложение со стороны органов денежно-кредитного регулирования, в целом за первые девять месяцев 2008 года снизился на 3,6% (за соответствующий период 2007 года он увеличился на 11,3%). Изменение динамики денежной базы по сравнению с предыдущим годом обусловлено сочетанием двух тенденций – существенного замедления динамики международных резервов органов денежно-кредитного регулирования (за январь-сентябрь 2008 года объем международных резервов в долларовом эквиваленте по фиксированным кросс-курсам валют к доллару США повысился на 18% по сравнению с 35% за тот же период 2007 года) и более значительного прироста остатков средств на счетах расширенного правительства в Банке России (около 2,6 и 2,0 трлн. рублей соответственно), происходящего в условиях масштабного увеличения доходов и профицита консолидированного бюджета (по данным Федерального казначейства, за январь-июль 2008 года профицит консолидированного бюджета по отношению к ВВП достиг 13,7% по сравнению с 10,5% за первые семь месяцев предыдущего года). Причем если в апреле-июле текущего года активизация участия Банка России в операциях на внутреннем валютном рынке, связанная с усилением платежного баланса, способствовала возобновлению роста денежной базы, то начиная с августа в условиях обострения ситуации на международных финансовых рынках и возобновления оттока капитала частного сектора из России прирост международных резервов стал отрицательным и являлся фактором снижения денежного предложения. Вместе с тем в августе-сентябре 2008 года динамика остатков средств на счетах расширенного правительства в Банке России замедлилась в связи с активизацией операций по размещению средств федерального бюджета на банковские депозиты.
Вышеуказанные факторы привели к снижению уровня банковской ликвидности и усилению его колебаний. В целом за январь-сентябрь 2008 года совокупные резервы кредитных организаций8 сократились на 21,9% (за тот же период 2007 года их увеличение составило 2,1%). Самым низким уровень ликвидности был в отдельные периоды марта-мая и сентября, когда отношение совокупных резервов к депозитам, включаемым в состав денежной массы М2, 12,8‑13,9% по сравнению с 18,9% на 01.01.2008, в том числе в конце сентябряданное отношение составило 13,5%.
Одним из потенциальных факторов повышения спроса на дополнительную ликвидность со стороны кредитных организаций являлось изменение в 2008 году порядка уплаты налога на добавленную стоимость (НДС): с февраля он стал не ежемесячным, а ежеквартальным налогом, уплачиваемым в первый месяц квартала, следующего за отчетным. Однако в апреле и июле к моменту его уплаты кредитные организации располагали достаточным объемом средств для расчетов с бюджетом. Поэтому указанное изменение в дни уплаты НДС не привело к существенному повышению процентных ставок межбанковского кредитного рынка и объема операций Банка России по рефинансированию кредитных организаций, хотя к концу указанных месяцев спрос на ликвидность возрос и Банк России активизировал применение инструментов предоставления денежных средств. В октябре 2008 года было принято решение об изменении схемы уплаты НДС, позволяющее налогоплательщикам вместо единовременного платежа за истекший квартал осуществлять платежи ежемесячно равными долями, что позволит сгладить сезонность в уплате данного налога.
Изменение условий реализации
денежно-кредитной политики в текущем
году по сравнению с предусмотренными
в «Основных направлениях единой
государственной денежно-
С учетом ожидаемых в
текущем году темпов роста ВВП, показателей
платежного баланса и укрепления
национальной валюты темп прироста денежного
агрегата М2 может составить около
28%, что находится в рамках диапазона,
предусмотренного в «Основных направлениях
единой государственной денежно-
В сложившихся условиях
Банк России проводил денежно-кредитную
политику с учетом необходимости
снижения инфляции, превысившей целевое
значение, и поддержания уровня ликвидности
банковского сектора, достаточного
для обеспечения его
В период с января по июль 2008 года Банк России для сдерживания роста денежного предложения и снижения инфляционных ожиданий четыре раза повышал процентные ставки по своим операциям. Кроме того, Банк России принял ряд решений по повышению обязательных резервных требований, депонируемых кредитными организациями на счетах в Банке России.
Начиная с 15 января 2008 года
нормативы обязательных резервов применялись
в размере, действовавшем до их временного
снижения с 11.10.2007: по обязательствам перед
банками нерезидентами – 4,5%;по обязательствам
перед физическими лицами в валюте
Российской Федерации – 4%;по иным обязательствам
– 4,5%. В текущем году Банк России
трижды принимал решение о повышении
нормативов обязательных резервов (с 1
марта, с 1 июля и с 1 сентября) и о
повышении коэффициента усреднения
для расчета усредненной
Существенное ухудшение
с августа 2008 года ситуации на мировых
финансовых рынках обусловило масштабный
отток капитала из России, как и
из других стран с развивающимися
рынками. Значительная переоценка рисков
участниками как на международных,
так и на внутреннем финансовых рынках
стала причиной ужесточения условий
заимствований для российских кредитных
и нефинансовых организаций, а также
ухудшения функционирования финансового
и фондового рынков страны. Затруднение
привлечения средств на рынке
межбанковских кредитов (в том
числе формирование цепочек неплатежей
по операциям междилерского РЕПО)
в совокупности с критическим
ухудшением ситуации на рынке ценных
бумаг (резкое снижение котировок акций
и облигаций российских эмитентов
и основных фондовых индексов, приостановка
торгов на российских биржах) нарушило
нормальное функционирование рыночного
механизма перераспределения
Указанные факторы определили
необходимость для Банка России
повысить приоритет выполнения цели
по поддержанию финансовой стабильности.
Поэтому в сентябре-октябре
Банк России принял решения
о временном снижении нормативов
обязательных резервов: с 18.09.2008 они
были снижены на 4 процентных пункта
по каждой категории резервируемых
обязательств (с 8,5 до 4,5% – по обязательствам
перед банками-нерезидентами, с 5,5 до
1,5% –по обязательствам перед физическими
лицами в валюте Российской Федерации,
с 6,0 до 2,0% – по иным обязательствам),
а с 15.10.2008 – установлены в размере
0,5% по каждой категории резервируемых
обязательств с их последующим поэтапным
повышением начиная с 1 февраля 2009 года
до 1,5%, начиная с 1 марта 2009 года –
до 2,5%. При этом с 18 по 22 сентября и
с 15 по 17 октября 2008 года было проведено
внеочередное регулирование обязательных
резервов (по вновь установленным
нормативам), в рамках которого на корреспондентские
счета кредитных организаций
было перечислено 262 и около 100 млрд.
рублей соответственно. Одновременно
с решением о снижении с 18.09.2008 нормативов
обязательных резервов было принято
решение о повышении с 1 октября
2008 года Банком России коэффициента усреднения
для расчета усредненной
Банк России с 18.09.2008 снизил на 1 процентный пункт процентные ставки по инструментам предоставления ликвидности постоянного действия – ломбардным кредитам и операциям прямого РЕПО по фиксированной ставке на срок 1 день, а также по операциям «валютный своп» (рублевая часть) на 1 день – до 8% годовых. Минимальная ставка по ломбардным кредитным аукционам на срок 2 недели была снижена с 8,0 до 7,5% годовых. Также были снижены процентные ставки по кредитам Банка России, обеспеченным нерыночными активами (с 8‑10 до 7,5‑9,5% годовых соответственно).
По решению Совета директоров Банка России с 15.10.2008 снижены процентные ставки по кредитам Банка России, обеспеченным активами, предоставляемым на срок до 30 календарных дней включительно в соответствии с Положением Банка России от 12.11.2007 №312-П, – до 9% годовых; по ломбардным кредитам, предоставляемым на срок 7 календарных дней в соответствии с Положением Банка России от 4.08.2003 №236-П (в случае, если последние два ломбардных аукциона признаны несостоявшимися), – до 8% годовых; минимальная процентная ставка по операциям прямого РЕПО на срок 90 дней, проводимым на аукционной основе, – до 8,5% годовых.
Одновременно были приняты меры, направленные на дестимулирование оттока капитала из России: на 2 процентных пункта были повышены процентные ставки по сделкам «валютный своп» (рублевая часть) сроком на 1 день – до 10% годовых; на 0,5 процентного пункта – по депозитным операциям Банка России на стандартных условиях «томнекст», «спотнекст», «до востребования» (до 4,25% годовых), на стандартных условиях «1 неделя», «спот-неделя» (до 4,75% годовых).
По решению Совета директоров
Банка России с 20.10.2008 в дополнение
к существующим инструментам рефинансирования
кредитных организаций
Одновременно снижена процентная ставка по кредитам Банка России, предоставляемым на срок от 91 до 180 календарных дней в соответствии с Положением Банка России от 14.07.2005 №273‑П, с 8,5 до 8,25% годовых.
Всего за первые девять месяцев2008
года объем ликвидности, предоставленной
банковскому сектору со стороны
Банка России (помимо интервенций
на внутреннем валютном рынке и внутри
дневных кредитов), превысил 9 трлн.
рублей и был в 2,1 раза больше, чем
за первые девять месяцев 2007 года. Существенное
ухудшение условий внешних
Для удовлетворения спроса на рублевые денежные средства кредитные организации имели возможность использовать операции прямого РЕПО, внутри дневные кредиты и кредиты «овернайт», ломбардные кредиты, а также сделки «валютный своп» с Банком России и некоторые другие операции.
Среди рыночных инструментов наибольший объем ликвидности за январь-сентябрь 2008 года был предоставлен за счет операций прямого РЕПО на аукционной основе –8,3 трлн. рублей. Кроме того, за счет операций прямого РЕПО по фиксированным ставкам было предоставлено 94,0 млрд. рублей.