Денежно-кредитная политика государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2012 в 22:32, курсовая работа

Описание работы

Предметом исследования является денежно-кредитная политика государства. Эту тему я выбрала потому, что она сейчас как никогда актуальна. Все мы прекрасно понимаем, что наша экономика развалена и продолжает разрушаться. Начинаешь задумываться, в чем причина продолжающегося развала. И, по-моему, мнению одной из самых важных причин является не совершенность денежно-кредитной политики.
Под денежно-кредитной политикой государства понимается совокупность мер экономического регулирования денежного обращения и кредита, направленных на обеспечение устойчивого экономического роста путем воздействия на уровень и динамику инфляции, инвестиционную активность и другие важнейшие макроэкономические процессы.

Содержание работы

Введение ……………………………………………………………………………….3
Глава 1. Кредит и кредитная система.………………………………………………4
1.1Кредит, его основные формы и функции………………..……………………….4
1.2.Банки и основные функции, задачи Центрального банка …………………….5
Глава 2. Денежно-кредитная политика……………………………………………..8
2.1. Цели денежно-кредитной политики государства ………………………………8
2.2.Представления о денежно-кредитном регулировании экономики различными экономическими школами…………………………………………………………...9
2.2.1.Неоклассическая школа………………………………………………………..9
2.2.2. Кейнсианская модель денежно-кредитного регулирования………………..10
2.2.3. Монетаристская количественная теория денег…………………………….10
2.3. Методы денежно-кредитной политики государства………………...................11
2.4. Инструменты денежно-кредитной политики государства……………………13
2.4.1. Операции на открытом рынке……………………………………………...….13
2.4.2 Рефинансирование банков…………………………………………………….14
2.4.3. Нормативы обязательных резервов………………………………………….15
2.4.4. Процентная политика или регулирование официальной процентной ставки…………………………………………………………………………………16
2.4.5. Валютное регулирование…………………………………………………….18
2.4.6. Установление ориентиров роста денежной массы и прямые количественные ограничения: политика таргетирования……………………………………………20
2.4.7.Инструменты денежной - кредитной политики России в 2009 году и на период 2010 и 2011 годов…………………………………………………………….21
2.5.Теоретические подходы к денежно-кредитной политике……………………..22
Глава 3. Развития денежно-кредитной системы России……………………………24
3.1. Особенности развития денежно-кредитной системы России с 1980-х годов – 2002 год. ……………………………………………………………………………….24
3.2.Развитие денежно-кредитной политики России и ее реализация в 2008 году. 25
3.3.Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики в наше время…………………………………………………………………………..32
Заключение……………………………………………………………………………38
Список использованной литературы ………………………………………………39
Приложение 1………………………………………………………………………..40
Приложение 2………………………………………………………………………..41

Файлы: 1 файл

курсовая работа.docx

— 168.90 Кб (Скачать файл)

Как видно из таблицы 1, объем обязательных резервов имел тенденцию постоянного увеличения до 2008 года включительно, резкое уменьшение объема в 2009 году связано с внеочередным регулированием обязательных резервов, проведенным 15-17 октября 2008 года (на 1 октября 2008 года этот показатель составлял 152 080,8млн. руб, а 1 ноября - уже 34 159,0 млн. руб), а к январю 2009 года снизился до 29915,7 млн. руб, падение произошло по сравнению с ноябрем 2008 года на 12,5 процентных пункта.

В ходе проведения внеочередного регулирования обязательных резервов в период с 15 по 17 октября, в котором приняли участие 740 кредитных организаций (65,8% от числа действующих), на их корреспондентские счета было перечислено 100,9 млрд. рублей.

 Центральный банк, изменяя нормы обязательных резервов, оказывает влияние на кредитную политику коммерческих банков и состояние денежной массы в обращении. В результате повышения нормы обязательных резервов Банк России сокращает суммы свободных денежных средств, находящихся в распоряжении коммерческих банков  и используемых для расширения активных операций; уменьшение нормы резервов позволяет коммерческим банкам в более полной мере использовать сформированные им кредитные ресурсы, т.е. увеличить кредитные вложения в народное хозяйство.   

 Нормативы обязательных  резервов в период с августа  2004 года по апрель 2009 года не  имеют четкой тенденции(рассмотреть таблицу 2). В первой половине рассматриваемого периода прослеживается постепенное их увеличение, в 2008 году  происходит значительное  увеличение.  В 2008 г. Банк России четыре раза принимал решения о повышении нормативов обязательных резервов и дважды — об их снижении. С 15.10.2008 нормативы обязательных резервов были временно снижены по всем категориям обязательств до 0,5%.  Снижение нормативов увеличивает возможности расширения банковских кредитов и денежной массы, что ведет к снижению курса национальной валюты и уровня рыночного процента.   

В период с 2004 года по настоящее  время  Банк России постепенно повышает коэффициент усреднения обязательных резервов (таблица 3). Коэффициент усреднения равный 0,6 означает, что после перечисления средств в Центробанк в счет обязательных резервов, кредитная организация сможет использовать до 60 процентов от их объема. При этом к концу месяца средства на счет должны быть возвращены в полном объеме. При коэффициенте усреднения 0,6 и временно предоставленном праве на усреднение всем кредитным организациям независимо от классификационных групп, присвоенных им в результате оценки их экономического положения, объем обязательных резервов на корреспондентских счетах в октябре составлял 42,1 млрд. руб., в ноябре—декабре — примерно 37,5 млрд. рублей. В декабре 2008 г. правом на усреднение обязательных резервов воспользовались 826 кредитных организаций.

Из таблицы 4 видно, что ежегодно с 2006 год по 2009 год происходило увеличение  сумм обязательных резервов. Уменьшение по счетам обязательных резервов на 1 января 2009 года (использование обязательных резервов) произошло в связи с внеочередным регулированием обязательных резервов, которые были проведены 18-22 сентября 2008 года и 15-17 октября 2008 года.

 

2.4.4. Процентная политика или регулирование официальной процентной ставки.

Традиционной функцией Центрального банка является предоставление ссуд коммерческим банкам. Ставка процента, по которой выдаются эти ссуды, называется учетной ставкой процента или  ставкой рефинансирования. Изменяя  эту ставку, Центральный банк может  воздействовать на резервы банков, расширяя или сокращая их возможности  в предоставлении кредита населению  или предприятиям. В зависимости  от величины учетного процента строится система процентных ставок коммерческих банков, происходит удорожание или  удешевление кредита вообще и  тем самым создаются условия  ограничения или расширения денежной массы в обращении. Коммерческие банки самостоятельно определяют размер надбавки к официальной ставке рефинансирования Центрального банка в зависимости  от финансового состояния заемщика, рентабельности работы, перспективности  и приоритетности кредитуемого объекта.

Центральный банк регулирует уровень процентных ставок двояким  образом:

- через фиксацию ставок  по предоставлению коммерческим  банкам кредитов, которые служат  определенным ориентиром для  рыночных ставок;

-через контроль над  ставками кредитных учреждений.

В первом случае Центральный  банк, устанавливая официальную учетную  ставку, определяет стоимость привлечения  ресурсов банками: чем выше учетная  ставка, тем выше стоимость рефинансирования банковских операций. Во втором случае регулированию подлежит лишь стоимость  отдельных видов кредита или  операции только некоторых банков.

Процентная политика Центрального банка в посткризисный период заключается в регулировании  процентных ставок по всем операциям  банка на денежном рынке с целью  поддержания необходимого уровня ликвидности  банковской системы.

Центральный банк непосредственно  не влияет на процентные ставки по операциям  коммерческих банков со своими клиентами. Эти процентные ставки определяются ими самими и зависят от количества денег в обращении и эффективности  посреднической деятельности банковской системы и финансовых рынков.

На протяжении 1991-2008 г.г. Центральный банк неоднократно изменял  ставку рефинансирования в зависимости  от условий, складывающихся на денежном рынке. В 2008 г. Центральный банк повысил  ставку рефинансирования с 10 до 12 % на 12.11.2008 г., с 01 декабря 2008 года ставка вводится в размере 13 %, а с 30 октября 2009 г. – 9,5%.

Переучет векселей долгое время был одним из основных методов  денежно-кредитной политики центральных  банков Западной Европы. Центральные  Банки предъявляли определенные требования к учитываемому векселю, главным из которых являлась надежность долгового обязательства.

Векселя переучитываются  по ставке редисконтирования. Эту ставку называют также официальной дисконтной ставкой, обычно она отличается от ставки по кредитам (рефинансирования) на незначительную величину в меньшую сторону. Центральный  Банк покупает долговое обязательство  по более низкой цене, чем коммерческий банк.

Схема переучета векселей Центрального банка проста: коммерческий банк, получающий статус учетного от одного из подразделений Центрального банка, финансирует организацию-экспортера под получение простого векселя, выданного на имя учетного банка. Учетный банк, в свою очередь, переучитывает (т. е. продает до наступления срока  платежа) этот вексель в Центральный  банк под заранее установленный  процент.

Учетные (дисконтные кредиты) - это ссуды, предоставляемые Центральным банком коммерческим банкам под учет векселей до истечения их срока. Согласно действующим в разных странах законам Центральный банк уполномочен покупать у банков и продавать им коммерческие и казначейские векселя исходя из установленной учетной ставки. Важный инструмент воздействия на состояние кредитно-денежного обращения - использование количественных ограничений имеющихся в распоряжении банков учетных кредитов посредством установления лимитов общей суммы переучитываемых заимствований. Лимит распространяется на все переучитываемые Центральным банком векселя и может быть установлен в индивидуальном порядке для отдельных учреждений либо в форме ограничений на объем кредитов, предоставляемых одному заемщику. В зависимости от ситуации в денежно-кредитной сфере лимиты переучета либо сокращаются, либо увеличиваются. Повышая уровень лимита, Центральный банк стремится выровнять финансовые потери, возникающие в результате изменения рыночных условий, или увеличить кредитные ресурсы банков в рамках предусмотренного прироста денежного массы. Поэтому повышение уровня кредитного лимита не означает проведение Центральным банком экспансионистской денежно-кредитной политики, а рассматривается как механизм регулирования банковской ликвидности.

Ломбардные кредиты, предоставляемые  Центральным банком коммерческим, являются процентными ссудами под залог  ценных бумаг. Размеры ссуд устанавливаются  в зависимости от вида залога. Стоимость  залогового обеспечения должна превышать  сумму ломбардного кредита. Ломбардные кредиты предоставляют лишь при  кратковременных трудностях, испытываемых кредитными институтами. Процентная ставка ломбардного кредита обычно превышает  ставку учетного процента на 1-3%.

Кредиты рефинансирования Центрального банка разделяются на краткосрочные - кредиты «овернайт», внутри дневные кредиты - и среднесрочные - от 1-2 месяцев до 6 месяцев или до 1 года.

Обязательные резервы - один из основных инструментов осуществления денежно-кредитной политики Центрального банка - представляют собой механизм регулирования общей ликвидности банковской системы. Минимальные резервы - это обязательная норма вкладов коммерческих банков в Центральном банке, устанавливаемая законодательно с целью ограничения кредитных возможностей кредитных организаций и поддержания на определенном уровне размеров денежной массы в обращении. Обязательность выполнения резервных требований возникает с момента получения лицензии Центрального банка на право совершения соответствующих банковских операций и является необходимым условием их осуществления. Кредитная организация несет ответственность за соблюдение порядка депонирования обязательных резервов. Порядок депонирование обязательных резервов осуществляется на основании «Положения об обязательных резервах кредитных организаций, депонируемых в Центральном банке Российской Федерации», разработанного Центральным банком в 1996 г. Размер обязательных резервов в процентном отношении к обязательствам кредитной организации, а также порядок их депонирования в Центральном банке устанавливаются Советом директоров Центрального банка. Нормативы обязательных резервов не могут превышать 20% обязательств кредитной организации. Они не могут быть единовременно изменены более чем на пять пунктов. В случае невыполнения кредитной организацией требований взыскивается сумма недовзноса в обязательные резервы, а также штрафы за нарушение порядка резервирования в установленном размере, но не более двойной ставки рефинансирования.

Обязанность выполнения резервных  требований возникает с момента  получения лицензии. После отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций средства обязательных резервов перечисляются  на счет ликвидационной комиссии или  конкурсного управляющего и используются в порядке, установленном федеральными законами и издаваемыми в соответствии с ними нормативными актами Центрального банка.

Центральный банк образует из обязательных резервов резервный  фонд кредитной системы РФ, средства которого формируются путем резервирования, в нем определенной доли привлеченных коммерческими банками средств сторонних предприятий и организаций, эти средства используются в качестве кредитных ресурсов. В подавляющей части к ним относятся временно свободные средства на расчетных, текущих счетах, а также средства, внесенные во вклады и депозиты предприятиями, организациями и гражданами. Не включаются в состав этих привлеченных средств кредиты других банков.

Размер резервов - часть банковских активов, которые любой коммерческий банк обязан хранить на счетах Центрального банка, во многом определяет кредитные возможности коммерческого банка. Он может выдавать ссуды и расширять тем самым денежное предложение только в том случае, если имеет свободные резервы, превышающие установленную законом минимальную норму. Увеличивая или уменьшая официальные резервные требования, Центральный банк может регулировать кредитную активность банков и тем самым контролировать предложение денег.

Регулирование минимальных  резервных требований имеет двойное  назначение:

· во-первых, оно призвано обеспечить постоянный уровень ликвидности  у коммерческих банков.

· во-вторых, оно является важным инструментом Центрального банка  для регулирования денежной массы  и кредитоспособности коммерческих банков.

Фонд обязательных резервов создан для того, чтобы при необходимости  обеспечить возможность коммерческим банкам своевременно выполнить перед  клиентами свои обязательства по возврату ранее привлеченных денежных средств, поскольку часть этих средств  депонируется и не используется банками  в качестве кредитных ресурсов.

Центральный банк, изменяя  нормы обязательных резервов, оказывает  влияние на кредитную политику коммерческих банков и состояние денежной массы  в обращении. Так, уменьшение нормы  обязательных резервов позволяет коммерческим банкам в более полной мере использовать сформированные ими кредитные ресурсы, т. е. увеличить кредитные вложения. Однако следует учитывать, что такая  политика ведет к росту денежной массы в обращении и в условиях спада производства вызывает инфляционные процессы.

Если процентные ставки по обязательным резервам высоки, то Центральный  банк ограничивает количество денег, находящихся  в распоряжении коммерческих банков. Это снижает кредитоспособность последних и повышает проценты по выдаваемым ими кредитам. Поэтому  резервируемая часть таких вкладов  должна превышать, сумму вкладов  с длительными сроками хранения.

На размер норм обязательного  резерва влияют также уровень  развития банковской системы и состояние  экономики в целом. В странах  с развитой банковской системой, функционирующей  в условиях стабильной экономики, нормы  обязательных резервов устанавливаются  на относительно длинное время.

 

2.4.5. Валютное регулирование.

Необходимость регулирования  валютного курса обусловлена  негативными последствиями его  резких и непредсказуемых колебаний. Поддержание стабильности курса  национальной валюты имеет большое значение для обеспечения стабильности цен и денежного обращения. Снижение курса национальной валюты ведет к повышению цен на внутреннем рынке, т. е. к уменьшению покупательной способности национальной денежной единицы. В условиях постоянного снижения курса национальной валюты цены на товары на внутреннем рыке ориентируются не столько на издержки производства, сколько на падение курса национальной валюты. Снижение курса становится фактором инфляции.

Информация о работе Денежно-кредитная политика государства