Денежно-кредитная политика государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2012 в 22:32, курсовая работа

Описание работы

Предметом исследования является денежно-кредитная политика государства. Эту тему я выбрала потому, что она сейчас как никогда актуальна. Все мы прекрасно понимаем, что наша экономика развалена и продолжает разрушаться. Начинаешь задумываться, в чем причина продолжающегося развала. И, по-моему, мнению одной из самых важных причин является не совершенность денежно-кредитной политики.
Под денежно-кредитной политикой государства понимается совокупность мер экономического регулирования денежного обращения и кредита, направленных на обеспечение устойчивого экономического роста путем воздействия на уровень и динамику инфляции, инвестиционную активность и другие важнейшие макроэкономические процессы.

Содержание работы

Введение ……………………………………………………………………………….3
Глава 1. Кредит и кредитная система.………………………………………………4
1.1Кредит, его основные формы и функции………………..……………………….4
1.2.Банки и основные функции, задачи Центрального банка …………………….5
Глава 2. Денежно-кредитная политика……………………………………………..8
2.1. Цели денежно-кредитной политики государства ………………………………8
2.2.Представления о денежно-кредитном регулировании экономики различными экономическими школами…………………………………………………………...9
2.2.1.Неоклассическая школа………………………………………………………..9
2.2.2. Кейнсианская модель денежно-кредитного регулирования………………..10
2.2.3. Монетаристская количественная теория денег…………………………….10
2.3. Методы денежно-кредитной политики государства………………...................11
2.4. Инструменты денежно-кредитной политики государства……………………13
2.4.1. Операции на открытом рынке……………………………………………...….13
2.4.2 Рефинансирование банков…………………………………………………….14
2.4.3. Нормативы обязательных резервов………………………………………….15
2.4.4. Процентная политика или регулирование официальной процентной ставки…………………………………………………………………………………16
2.4.5. Валютное регулирование…………………………………………………….18
2.4.6. Установление ориентиров роста денежной массы и прямые количественные ограничения: политика таргетирования……………………………………………20
2.4.7.Инструменты денежной - кредитной политики России в 2009 году и на период 2010 и 2011 годов…………………………………………………………….21
2.5.Теоретические подходы к денежно-кредитной политике……………………..22
Глава 3. Развития денежно-кредитной системы России……………………………24
3.1. Особенности развития денежно-кредитной системы России с 1980-х годов – 2002 год. ……………………………………………………………………………….24
3.2.Развитие денежно-кредитной политики России и ее реализация в 2008 году. 25
3.3.Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики в наше время…………………………………………………………………………..32
Заключение……………………………………………………………………………38
Список использованной литературы ………………………………………………39
Приложение 1………………………………………………………………………..40
Приложение 2………………………………………………………………………..41

Файлы: 1 файл

курсовая работа.docx

— 168.90 Кб (Скачать файл)

Косвенные методы регулирования  денежно-кредитной сферы воздействуют на мотивацию поведения хозяйствующих  субъектов с помощью рыночных механизмов. Естественно, что эффективность  использования косвенных методов  регулирования тесно связана  со степенью развития денежного рынка. В переходных экономиках, особенно на первых этапах преобразований, используются как прямые, так и косвенные  инструменты с постепенным вытеснением  первых вторыми.

Общие и селективные  методы денежно-кредитного регулирования.

Помимо деления методов  денежно-кредитного регулирования  на прямые и косвенные различают  также общие и селективные  методы осуществления денежно-кредитной  политики Центрального банка.

Общие методы являются преимущественно  косвенными, оказывающими влияние на денежный рынок в целом.

Селективные методы регулируют конкретные виды кредита и имеют  в основном директивный характер. Их назначение связано с решением частных задач, таких, например, как  ограничение выдачи ссуд некоторыми банками или ограничение выдачи отдельных видов ссуд, рефинансирование на льготных условиях отдельных коммерческих банков и.т.д. Используя селективные  методы, Центральный банк сохраняет  за собой функции централизованного  перераспределения кредитных ресурсов. Подобные функции несвойственны  Центральным банкам стран с рыночной экономикой. Применение в практике Центральных банков селективных  методов воздействия на деятельность коммерческих банков типично для  экономической политики, проводимой на стадии циклического спада, в условиях резкого нарушения пропорций  воспроизводства.

Вместе с тем прямые методы денежно-кредитной политики являются грубыми методами внешнего воздействия на функционирование субъектов  денежного рынка, затрагивают основы их экономической деятельности. Они  могут противоречить микроэкономическим интересам кредитных организаций, вести к неэффективному распределению  кредитных ресурсов, к ограничениям межбанковской конкуренции, затруднениям в появлении новых финансово  устойчивых институтов на банковском рынке.

Таким образом, негативные последствия прямых методов денежно-кредитной  политики зачастую превалируют над  преимуществом их применения в условиях рынка, поскольку деформируют рыночный механизм.

Поэтому Центральные банки  стран с развитой рыночной экономикой практически отказались от прямых методов  денежно-кредитной политики и прибегают  к ним в исключительных случаях, когда необходимо принять «быстрые меры реагирования», например, в условиях резкого развития экономического кризиса.

Практика формирования рыночной экономики и ее развития доказали низкую эффективность прямых методов денежно-кредитной политики. Как следствие, происходит повсеместное вытеснение прямых методов денежно-кредитной  политики косвенными.

Выбор типа проводимой денежно-кредитной  политики, а соответственно и набора инструментов регулирования деятельности коммерческих банков, Центральный банк осуществляет исходя из состояния хозяйственной  конъюнктуры в каждом конкретном случае. Разработанные на основе такого выбора основные направления денежно-кредитной политики утверждаются законодательным органом. При этом необходимо учитывать временной лаг между проведением того или иного мероприятия денежно-кредитного регулирования и проявлением эффекта от его реализации. Эффективность применения различных типов денежно-кредитной политики определяется тем, в какой мере дестабилизация денежного оборота вызвана «чисто» денежными, а не общеэкономическими и политическими факторами.

 

2.4.Инструменты денежно-кредитной  политики государства.

Выше мною были изложены методы денежно-кредитной политики. Рассмотрим теперь основные инструменты, с помощью которых центральный банк проводит свою политику по отношению к коммерческим банкам.

Воздействие субъектов  денежно-кредитной политики на ее объекты  осуществляется с помощью набора специфических инструментов. Под  инструментами денежно-кредитной  политики понимают средство, способ воздействия  Центрального банка как органа денежно-кредитного регулирования на объекты денежно-кредитной  политики.

В Федеральном законе «О Центральном Банке Российской Федерации» (ст. 35) определены основные инструменты  денежно-кредитной политики:

1. Операции на открытом  рынке.

2. Нормативы обязательных  резервов депонируемых в ЦБ (резервные  требования).

3. Процентные ставки  по операциям Центрального Банка.

4. Рефинансирование кредитных  организаций.

5. Валютные интервенции.

6. Установление ориентиров  роста денежной массы.

7. Прямые количественные  ограничения.

8. Эмиссия облигаций  от своего имени Сборник Законов  Российской Федерации. - М.: Изд-во  «ЭКСМО», 2006..

 Существуют некие базовые принципы применения этих инструментов на практике. Главным является принцип эффективности, который означает способность точно и быстро получать результаты, соответствующие намеченным целям. Можно выделить также принцип равного отношения ко всем кредитным организациям независимо от их размеров, что достигается стандартизацией правил и процедур проведения операций. Кроме того, важны простота, прозрачность, последовательность, надежность инструментов. Наконец, стоимость  проводимых операций должна быть минимальна для обеих сторон.

 

2.4.1. Операции на открытом рынке

К экономическим мерам  по регулированию денежно-кредитной  политики относятся также операции Центрального банка на открытом рынке  с ценными бумагами. Политикой  открытого рынка называют куплю-продажу  Центральным банком государственных  ценных бумаг с целью оказать  влияние на денежный рынок. Основная задача политики открытого рынка  состоит в том, чтобы, регулируя  спрос и предложения на ценные бумаги, вызвать соответствующую  реакцию у коммерческих банков.

Политика открытого  рынка представляет собой орудие быстрого и гибкого воздействия. При продаже и покупке ценных бумаг Центральный банк пытается с помощью предложения выгодных процентов воздействовать на объем  ликвидных средств коммерческих банков и тем самым осуществить  управление их кредитной эмиссией. Покупая ценные бумаги на открытом рынке, он увеличивает резервы коммерческих банков и способствует росту денежного  предложения. Особенно эффективно это  используется в период кризиса. В  период высокой конъюнктуры Центральный  банк предлагает коммерческим банкам купить ценные бумаги, чтобы сократить  их кредитные возможности по отношению  к экономике и к населению.

Проводить такую политику Центральный банк может двумя  путями. Во-первых, он может определить объем купли-продажи уровень и  процентных ставок, по которым банки  могут покупать у него ценные бумаги. Курс продажи ценных бумаг устанавливается  дифференцированно, в зависимости  от их срока. В этом случае влияние  на формирование рыночных ставок будет косвенным. Во-вторых, Центральный банк может установить процентные ставки, по которым он готов покупать ценные бумаги.

Успех политики открытого  рынка зависит от многих факторов. Коммерческие банки приобретают  ценные бумаги у Центрального банка  только при малом спросе на кредиты  со стороны предпринимателей и населения, а также когда Центральный  банк предлагает бумаги открытого рынка  на более выгодных для коммерческих банков условиях, чем условия предоставления кредитов коммерческих банков предпринимателям и населению.

Когда необходимо поддержать ликвидность коммерческих банков, а  соответственно и их кредитную активность, Центральный банк выступает покупателем  на открытом рынке. В этом случае широко используются перекупочные соглашения, по которым Центральный банк обязуется  купить ценные бумаги у коммерческих банков с тем условием, что последние  через определенный период времени  осуществят обратную сделку, т.е. обратный выкуп ценных бумаг, но уже со скидкой - так называемые обратные операции (операции РЕПО3). Эта скидка может быть фиксированной или плавающей, установленной между двумя границами. Обратные операции на открытом рынке характеризуются более мягким воздействием на денежный рынок и поэтому являются более гибким методом регулирования.

 

2.4.2 Рефинансирование банков

Под рефинансированием  понимается кредитование Банком России кредитных организаций. Формы, порядок  и условия рефинансирования устанавливаются  Банком России. Термин "рефинансирование" означает получение денежных средств  кредитными учреждениями от Центрального банка. Центральный банк может влиять на объем рефинансирования двумя  способами: воздействуя на величину процентной ставки по кредитам или  на величину кредитов при данной процентной ставке при помощи политики рефинансирования.

Политика рефинансирования воздействует на объемы кредитования банков через механизм выдачи ссуд и предполагает определение Центральным  банком целей, форм, условий и сроков кредитования. Вначале 1990-х гг. основными формами рефинансирования банков Банком России были кредит в виде дебетового сальдо по корреспондентским счетам и централизованный кредит. С середины 1990-х гг. Банк России перешел к использованию рыночных механизмов рефинансирования. Он начал предоставлять ломбардные кредиты, размещаемые посредством аукционов, и распространил принцип обеспеченности на все остальные виды кредитования. В настоящее время Банк России использует в основном внутридневные кредиты и кредиты «овернайт4» для корректировки банковской ликвидности.

Помимо влияния на денежную базу и предложение денег рефинансирование используется как инструмент  стабилизации банковской системы. Это наиболее эффективный  способ предоставления дополнительных резервов и соответственно ликвидности  банкам в период кризисных потрясений.

Одной из традиционных форм рефинансирования является переучет векселей Центральным банком, смысл которого состоит в том, что Центральный  банк переучитывает (покупает) векселя, уже учтенные банками. Переучет векселей имеет общие закономерности:

  1. векселя должны отвечать определенным требованиям, касающимся видов, сроков погашения, гарантий и т.п.;
  2. лимитируется объем учетных кредитов;
  3. объявляется учетная ставка.

Отношение к переучету  векселей как форме рефинансирования неоднозначно. С одной стороны, изменения  в денежной базе вследствие переучета  векселей лучше отражают потребности  реального сектора экономики. С  другой, переучет векселей рассматривается  как эмиссионная форма рефинансирования. В настоящее время значение переучета  векселей уменьшается вследствие сокращения использования векселей в торговом обороте.

Наряду с этим для  пополнения банковской ликвидности  могут использоваться валютные свопы, а также покупка Банком России ценных бумаг у коммерческих банков с обязательством обратной продажи (РЕПО). Для коммерческого банка  продажа иностранной валюты или  ценных бумаг Банку России на условиях обратного выкупа по сути аналогична получению кредита под залог  иностранной валюты или ценных бумаг.

Анализируя преимущества и недостатки политики рефинансирования как инструмента денежно-кредитной  политики, необходимо отметить следующее. Политика рефинансирования обладает меньшим  прямым воздействием на денежную сферу. Этот метод затрагивает лишь коммерческие банки. Если рефинансирование используется мало или осуществляется не в центральном  банке, то указанный метод почти  полностью теряет свою эффективность.

 

2.4.3. Нормативы обязательных резервов

 Размер обязательных резервов в процентном отношении к обязательствам кредитной организации (норматив обязательных резервов), а также порядок депонирования обязательных резервов в Банке России устанавливаются Советом директоров.

Нормативы обязательных резервов не могут превышать 20 процентов обязательств кредитной организации и могут  быть дифференцированными для различных  кредитных организаций.

Нормативы обязательных резервов не могут быть единовременно изменены более чем на пять пунктов.

При нарушении нормативов обязательных резервов Банк России имеет  право списать в бесспорном порядке  с корреспондентского счета кредитной  организации, открытого в Банке  России, сумму недовнесенных средств, а также взыскать с кредитной  организации в судебном порядке  штраф в размере, установленном  Банком России. Указанный штраф не может превышать сумму, исчисленную  исходя из двойной ставки рефинансирования Банка России, действовавшей на момент принятия судом соответствующего решения.

На обязательные резервы, депонируемые кредитной организацией в Банке России, взыскания не обращаются.

В соответствии с инструкцией  №1 «О порядке регулирования деятельности коммерческих банков» и Указания «О порядке формирования централизованных фондов банковской системы России за счет взносов коммерческих банков»  ЦБР образует резервный фонд кредитной  системы РФ, средства которого формируются  за счет резервирования в нем определенной доли  привлеченных коммерческими  банками средств сторонних организаций, которые используются в качестве кредитных ресурсов.

Фонд обязательных резервов - это обязательная норма вкладов  коммерческих банков в центральный  банк, устанавливаемая в законодательном  порядке и определяемая как процент  от общей суммы вкладов коммерческих банков. Он создан для того, чтобы  при необходимости обеспечить возможность  коммерческим банкам своевременно выполнить  перед клиентами свои обязательства  по возврату ранее привлеченных денежных средств за счет того, что часть  этих средств депонируется и не используется банками в качестве кредитных  ресурсов.

Информация о работе Денежно-кредитная политика государства