Денежно-кредитная политика государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2012 в 22:32, курсовая работа

Описание работы

Предметом исследования является денежно-кредитная политика государства. Эту тему я выбрала потому, что она сейчас как никогда актуальна. Все мы прекрасно понимаем, что наша экономика развалена и продолжает разрушаться. Начинаешь задумываться, в чем причина продолжающегося развала. И, по-моему, мнению одной из самых важных причин является не совершенность денежно-кредитной политики.
Под денежно-кредитной политикой государства понимается совокупность мер экономического регулирования денежного обращения и кредита, направленных на обеспечение устойчивого экономического роста путем воздействия на уровень и динамику инфляции, инвестиционную активность и другие важнейшие макроэкономические процессы.

Содержание работы

Введение ……………………………………………………………………………….3
Глава 1. Кредит и кредитная система.………………………………………………4
1.1Кредит, его основные формы и функции………………..……………………….4
1.2.Банки и основные функции, задачи Центрального банка …………………….5
Глава 2. Денежно-кредитная политика……………………………………………..8
2.1. Цели денежно-кредитной политики государства ………………………………8
2.2.Представления о денежно-кредитном регулировании экономики различными экономическими школами…………………………………………………………...9
2.2.1.Неоклассическая школа………………………………………………………..9
2.2.2. Кейнсианская модель денежно-кредитного регулирования………………..10
2.2.3. Монетаристская количественная теория денег…………………………….10
2.3. Методы денежно-кредитной политики государства………………...................11
2.4. Инструменты денежно-кредитной политики государства……………………13
2.4.1. Операции на открытом рынке……………………………………………...….13
2.4.2 Рефинансирование банков…………………………………………………….14
2.4.3. Нормативы обязательных резервов………………………………………….15
2.4.4. Процентная политика или регулирование официальной процентной ставки…………………………………………………………………………………16
2.4.5. Валютное регулирование…………………………………………………….18
2.4.6. Установление ориентиров роста денежной массы и прямые количественные ограничения: политика таргетирования……………………………………………20
2.4.7.Инструменты денежной - кредитной политики России в 2009 году и на период 2010 и 2011 годов…………………………………………………………….21
2.5.Теоретические подходы к денежно-кредитной политике……………………..22
Глава 3. Развития денежно-кредитной системы России……………………………24
3.1. Особенности развития денежно-кредитной системы России с 1980-х годов – 2002 год. ……………………………………………………………………………….24
3.2.Развитие денежно-кредитной политики России и ее реализация в 2008 году. 25
3.3.Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики в наше время…………………………………………………………………………..32
Заключение……………………………………………………………………………38
Список использованной литературы ………………………………………………39
Приложение 1………………………………………………………………………..40
Приложение 2………………………………………………………………………..41

Файлы: 1 файл

курсовая работа.docx

— 168.90 Кб (Скачать файл)

 

2.5.Теоретические подходы к денежно-кредитной политике.

При помощи названных инструментов центральный банк реализует цели денежно-кредитной политики: поддержание на определенном уровне денежной массы (жесткая  монетарная   политика) или ставки процента (гибкая монетарная политика). Варианты денежной политики по-разному объясняется на графике, их отображающем (рис. 1). Жесткая политика поддержания денежной массы соответствует вертикальной кривой предложения денег на уровне целевого показателя денежной массы. Гибкая монетарная политика, наоборот, может быть представлена горизонтальной кривой предложения денег. Промежуточный вариант соответствует наклонной кривой предложения денег.

Выбор вариантов денежно-кредитной  политики зависит от причин изменения  спроса на деньги. Например, если рост спроса на деньги связан с инфляционными  процессами, уместной будет жесткая  политика поддержания денежной массы, что соответствует вертикальной или крутой кривой предложения денег. Если необходимо изолировать динамику реальных переменных от неожиданных  изменений скорости обращения денег, то, вероятно, предпочтительнее окажется политика поддержания процентной ставки, связанной непосредственно с инвестиционной активностью (горизонтальная или пологая кривая предложения денег Ls). В зависимости от угла наклона кривой Ls  изменение спроса на деньги будет в большей степени сказываться либо на денежной массе М (рис.1,б), либо на процентной ставке r (рис. 1,a)

Очевидно, что центральный  банк не в состоянии одновременно фиксировать денежную систему и  процентную ставку. Например, для поддержания  относительно устойчивой ставки при  увеличении спроса на деньги банк вынужден будет расширять предложение  денег, чтобы сбить давление вверх на процентную ставку со стороны возросшего спроса на деньги (это отразится сдвигом вправо кривой спроса на деньги LD и перемещением точки равновесия вправо вдоль кривой LS от точки А к точке В).

Денежно-кредитная политика имеет довольно сложный  передаточный   механизм.  От качества работы всех его звеньев зависит эффективность политики в целом.

 

Выделим четыре звена передаточного механизма денежно-кредитной политики:

1) изменение величины  реального предложения денег (M/Р)S  в результате пересмотра центральным банком соответствующей политики;

2) изменение процентной  ставки на денежном рынке;

3) реакция совокупных  расходов (особенно инвестиционных) на динамику процентной ставки;

4) изменение объема выпуска  в ответ на изменение совокупного  спроса (совокупных расходов).

 

Углубить представление  о денежно-кредитной политике можно  с помощью модели совокупного  спроса — совокупного предложения (модели AD—AS). Денежно-кредитная политика, подобно фискальной, ограничивается факторами, заключенными в кривой предложения. Другими словами, причинно-следственная связь, представленная на рис. 2, исходит из того, что денежно-кредитная политика воздействует прежде всего на инвестиционные расходы и тем самым на реальный объем производства и уровень цен. Модель AD—AS, и в частности кривая совокупного предложения, объясняет, как изменения в инвестициях распределяются между изменениями в реальном объеме производства и изменениями в уровне цен.

Рассмотрим рис. 2. Определяя положение данной кривой совокупного спроса, предполагаем, что денежное предложение фиксировано. Расширение денежного предложения смещает кривую совокупного спроса вправо. Большое денежное предложение позволяет экономике достигнуть большого реального объема производства при любом данном уровне цен. Сокращение денежного предложения, наоборот, сдвигает кривую совокупного спроса влево.

Таким образом, можно заметить, что, если экономика находится в состоянии спада и характеризуется почти горизонтальным кейнсианским отрезком кривой совокупного спроса, политика «дешевых денег» сместит кривую совокупного спроса из положения AD1 в положение AD2 и сильно повлияет на реальный объем производства и занятость. Однако оно вызовет существенное повышение уровня цен. На рис. 2. это показано смещением совокупного спроса из положения AD3 в положение AD1 на классическом, или вертикальном, отрезке кривой совокупного предложения. Разумеется, что политика «дешевых денег» явно неуместна, когда экономика достигла или близка к состоянию полной занятости. Рисунок 2. указывает причину: она привела бы к высокой инфляции.

В целом денежно-кредитная  политика сталкивается с рядом ограничений  и проблем:

1) избыточные резервы,  появляющиеся в результате политики  «дешевых денег», могут не использоваться  банками для расширения предложения  денежных ресурсов;

2) вызванное денежно-кредитной  политикой изменение денежного  предложения может быть частично  компенсировано изменением скорости  обращения денег;

3) воздействие денежно-кредитной  политики ослабится, если кривая  спроса на деньги станет пологой,  а кривая спроса на инвестиции  — крутой; к тому же кривая  спроса на инвестиции может  сместиться, нейтрализовав денежно-кредитную  политику.

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Развития денежно-кредитной системы России.

3.1. Особенности развития денежно-кредитной системы России с 1980-х годов – 2002 год.

Созданию современной  кредитной системы России предшествовал  длительный исторический период.

За более чем семидесятилетнюю историю кредитная система России прошла несколько этапов своего развития. Главными особенностями всего периода  были ориентация на административные методы руководства экономикой, концентрация финансовых ресурсов и властных функций  у государственных органов и  полное несоответствие кредитным системам промышленно развитых стран. На последнем  этапе административно-командного функционирования кредитная система  СССР выглядела так:

-Госбанк СССР;

-Стройбанк СССР;

-Банк для внешней  торговли;

-Система Гострудсберкасс;

-Госстрах и Ингосстрах,                                                          

т.е. господствовало шесть  абсолютных монополистов, поделивших этот рынок между собой.

Длительное командно-административное функционирование кредитной системы  показало ее низкую эффективность. Большая  часть кредитов предприятиями не возвращалась, и банки практически  выполняли функцию не кредитования, а финансирования предприятий.

В середине 80-х годов  была предпринята попытка сформировать в стране двухуровневую кредитную  систему.

На верхнем уровне находился  Госбанк СССР, на втором уровне –  пять специализированных банков. Система  небанковских кредитных институтов опять практически отсутствовала.

В качестве ответа на последствия  этой банковской реформы в стране стали создаваться коммерческие и кооперативные банки в основном на  базе денежных накоплений различных отраслей промышленности и населения.

В конце 1990 г. в стране окончательно установилась двухъярусная банковская система в виде ЦБ РФ, Сберегательного  банка и коммерческих банков, которые  получили самостоятельный статус в  области привлечения вкладов, кредитной  и процентной политики.

В настоящее время структура  кредитной системы России выглядит следующим образом:

1. Центральный банк России.

2. Банковская система:    

- коммерческие банки;    

- Сберегательный банк  России;    

- иные специализированные  банки.

3. Специализированные кредитно-финансовые  институты:    

- страховые компании;    

- негосударственные пенсионные  фонды;    

- инвестиционные компании;     

- финансово-строительные  компании.

Безусловно, новая структура  кредитной системы в большей  степени отражает потребности цивилизованного  рыночного хозяйства.

Одной из крупнейших кредитно-финансовых систем в России является Сберегательный банк. Его собственный капитал  к началу 2002 г. составил 95,7 млрд. руб.(3,2 млрд. долл.). Уровень рентабельности капитала в 2001 г. – 31,2%. Наконец, чистая прибыль выросла на 40%, достигнув 18 млрд. руб. А сумма чистых активов (кредиты, ценные бумаги и т.д.) является рекордной для всей кредитно-финансовой сферы России – 798 млрд. руб. (26,5 млрд. долл.). По данным журнала "The Banker"  Сбербанк входит впервые две сотни крупнейших банков в мире.

В то же время процесс  становления кредитной системы  выявил определенные проблемы и недостатки во всех ее структурных звеньях. К  основным можно отнести следующие:

- продолжают существовать  мелкие коммерческие банки, которые  из-за слабой финансовой базы  не могут справиться с потребностями  клиентов;

- монопольное, ничем  не ограниченное положение на  банковском рынке, продолжает  занимать Сберегательный Банк;

- главная проблема ипотечной  системы в России заключается  в неразвитости рынка жилья  и несоответствии цен на жилье  среднему уровню доходов населения;

- отсутствие реальных  условий для развития рынка  корпоративных  ценных бумаг в качестве основы для функционирования инвестиционных банков;

- отсутствие реальной  законодательной базы для регламентации  рынка специализированных небанковских  институтов.

Все эти проблемы существенным образом тормозят развитие кредитной  системы России в ее скорейшем  приближении к состоянию кредитных систем промышленно развитых стран.

3.2. Развитие денежно-кредитной политики России и ее реализация в 2008 году.

В «Основных направлениях единой государственной денежно-кредитной  политики на 2008 год» в соответствии с прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации предусматривался рост потребительских цен на 6‑7%. Поставленной цели по общему уровню инфляции соответствовала базовая инфляция 5‑6%.

В 2008 году Банк России при  реализации денежно-кредитной политики учитывал влияние совокупности макроэкономических факторов на динамику спроса на деньги и денежного предложения.

Снижение инфляции в  период до апреля 2007 года способствовало процессу накопления населением финансовых активов в национальной валюте. Ускорившийся со II квартала 2007 года рост цен оказал заметное влияние на снижение привлекательности  рублевых сбережений населения, в первую очередь в виде банковских вкладов. Так, годовые темпы прироста срочных  рублевых вкладов физических лиц, по предварительным данным, к 01 октября 2008 года снизились до 25,0% (на 01.10.2007 они  составляли 46,3%).

Замедление процессов  дедолларизации проявлялось в повышении  спроса физических лиц на иностранную  валюту (как в наличной, так и  в безналичной форме).

В предыдущие годы рост цен  на активы (на рынке жилья и акций) существенно опережал рост потребительских цен, что обусловливало дополнительную трансакционную потребность экономики в денежной массе и выражалось в снижении скорости обращения денег. Однако снижение темпов роста цен на активы, а вместе с ним и менее интенсивное снижение скорости обращения денег оказывают сдерживающее влияние на прирост спроса на деньги в 2008 году.

На динамику денежного  предложения в 2008 году оказывают  влияние как внешние, так и  внутренние факторы. К важней - мировых  цен на энергоносители, ряд продовольственных  и сырьевых товаров; усиление нестабильности и нарастание кризисных тенденций  на международных финансовых рынках, определяющих интенсивность и на-

правления потоков капитала.

По сравнению с первыми  девятью месяцами 2007 года темп прироста денежного

агрегата М2 за январь-сентябрь 2008 года снизился более чем в 3 раза – с 27,8 до 8,3%,

а годовой темп его прироста (на 01 октября по отношению к той  же дате предыдущего года) – с 48,3 до 25,0%.

Однако, несмотря на снижение со второго полугодия 2007 года темпов роста де-

нежной массы, фактический  рост денежного предложения на протяжении последних полутора лет превышал рост спроса на деньги, поддерживая  повышение внутреннего спроса в  экономике. Это сказалось на высоких  темпах инфляции в 2007‑2008 годах.

Вместе с тем в  структуре денежной массы сохранилась  тенденция к опережающей динамике безналичной составляющей, увеличившейся  за январь-сентябрь текущего года на 9,4% при повышении объема наличных денег в обращении на 5,4%. Соответственно продолжилось снижение доли наличных денег в обращении в составе агрегата М2:с 27,9% на 01.01.2008 до 27,2% на 01.10.2008 (на начало 2007 года она составляла 31,0%).

По-прежнему происходит опережающий  рост срочных вкладов населения  и депозитов нефинансовых организаций, совокупная доля которых по отношению  к безналичной составляющей агрегата М2 увеличилась за девять месяцев  с 55,3 до 59,8%. Указанные тенденции  формируют благоприятные условия  для замедления инфляции в последующий  период.

Информация о работе Денежно-кредитная политика государства