Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2012 в 13:32, контрольная работа
Мировая конъюнктура преподнесла России очередной сюрприз. Выяснилось, что в стране добывается намного больше нефти, чем необходимо для удовлетворения ее внутренних потребностей. В результате поступления от экспорта нефти «непредвиденного» быстро стали переполнять каналы денежного обращения «валютой лютою», вдруг оказавшейся лишней для недоразвитой российской экономики, остро нуждающейся в инвестициях. Избыточную валюту правительство решило стерилизовать в государственном внебюджетном фонде.
Введение 3
Глава 1. Экономическая сущность Стабилизационного фонда 7
1.1 Предпосылки создания Стабилизационных фондов 7
1.2 Особенности формирования Стабилизационного фонда в России 12
1.3 Источники формирования Стабилизационного фонда 14
1.4 Базовая цена 16
Глава 2. Стабилизационный фонд как инструмент
контрциклической политики 18
Глава 3. Оценка использования Стабилизационного фонда в России……….28
3.1 Использование Стабилизационного фонда в России 28
3.1.1 Направления использования Стабилизационного фонда 28
3.1.2 Использование средств Стабилизационного фонда 33
3.1.3 Инвестирование средств Стабилизационного фонда 41
3.2. Оценка эффективности использования Стабилизационного фонда
в России и пути его совершенствования. 42
3.3 Изменение структуры Стабилизационного фонда………………………...50
3.3.1 Резервный фонд……………………………………………………………54
3.3.2 Фонд национального благосостояния……………………………………60
Заключение 63
Библиографический список 67
Допустимая скорость укрепления рубля накладывает жесткие ограничения на использование средств Фонда. Дополнительное расходование 100 млрд. руб. требует снижения курса доллара на 1 руб. Ясно, что в ближайшие годы такие расходы заведомо не могут превысить 10 млрд. долл. в год. Поскольку стоимость нефти в обозримом будущем, по всей видимости, будет заметно превышать базовую цену, можно ожидать устойчивого накапливания средств в Стабилизационный фонд. Следовательно, все более актуальной становится оптимизация стратегии инвестирования бюджетных сбережений.
Постановление правительства РФ об инвестировании средств Фонда ограничивает их размещение государственными облигациями 14 стран с высшим кредитным рейтингом20. Тем самым отдается несомненное предпочтение надежности и ликвидности сбережений перед доходностью. Этот принцип, вполне оправданный для «резервной» суммы, выглядит излишне жестким в ситуации, когда величина сбережений ее намного превышает. Целесообразно разделить общую сумму Фонда на две части: минимальную «резервную», инвестируемую в высоконадежные ликвидные ценные бумаги, и остальные средства, для которых главным критерием может стать долгосрочная доходность инвестиций при приемлемом уровне рисков.
Назначение второй части может быть окончательно определено, когда сформируются четкие ожидания относительно будущего уровня цен на нефть. Если они позволят существенно повысить базовую цену формирования Фонда, то процесс накопления средств в нем может остановиться. В противном случае эти средства могут быть частично преобразованы в долгосрочные сбережения, например, предназначенные для финансирования выплат пенсий в период ухудшения демографической ситуации. [11, с.46 - 47]
3.2 Оценка эффективности Стабилизационного фонда
в России и пути его совершенствования.
В Стабилизационном фонде России аккумулируется часть доходов федерального бюджета от добычи и экспорта нефти – НДПИ и вывозные пошлины на нефть при цене свыше 27 долл./барр. Эти средства изымаются по специальной схеме, обеспечивающей зависимость уровня изъятия в бюджет от мировой цены на нефть.
Фактический объем поступлений в Стабилизационный фонд в 2004 – 2005гг. оказался гораздо больше прогнозного (см. таблицу 6). Этому способствовали: значительный рост цен на нефть по сравнению с бюджетными проектировками; проведение налоговой реформы, результатом которой с 2005г. стали централизация рентных платежей в федеральном бюджете и повышение ставок на экспорт нефти с августа 2004г.
Таблица 6
Стабилизационный фонд России (в млрд. руб.)
2004г. |
2005г. | |
Остаток на начало периода |
106,3 |
522,3 |
Поступило фактически |
415,9 |
1392,11 |
Израсходовано, |
0 |
-677,3 |
в том числе на: |
||
Досрочное погашение внешнего долга |
- |
-647,3 |
Перечисления в Пенсионный фонд РФ |
- |
-30,0 |
Остаток на конец периода |
522,3 |
1237,0 |
В 2004г. средства из Стабилизационного фонда не расходовались. В 2005г. часть средств была использована на досрочное погашение внешнего долга России в размере 647,3 млрд. руб. или 46,5% объема перечислений в Фонд доходов 2005г. Кроме того, в соответствии с поправками к закону «О федеральном бюджете на 2005год» 30млрд. руб. были перечислены в Пенсионный фонд России на покрытие его дефицита, что следует рассматривать как исключительную меру.
Таким образом, в настоящее
время средства Стабилизационного
фонда используются преимущественно
на досрочное погашение
Базовый объем Фонда
500 млрд. руб. был достигнут по
итогам 2004г. К концу 2005г. он
увеличился более чем в два
раза и достиг 1237,0 млрд. руб. или
5,8 % ВВП. В этой сумме не
Текущий объем средств, сохраненных в результате создания Фонда, является рекордным для российской бюджетной системы. Но по сравнению со странами, добывающими энергоносители, с учетом масштабов их экономик его величина незначительна. Так, в Норвегии объем Фонда составляет 80% ВВП, в Казахстане – 12% ВВП.
В связи с продолжающимся ростом цен на нефть в 2005г. было принято решение, начиная с 2006г. повысить цену отсечения с 20 до 27 долл./барр. Основанием послужили изменения в долгосрочных прогнозах цен на нефть в сторону их повышения, потребность в дополнительном финансировании отдельных статей расходов федерального бюджета, изменение оценки сбалансированности спроса и предложения на денежном рынке.21
Проанализируем планируемый и фактические показатели денежно – кредитной политики в 2004 – 2005гг., то есть в период наличия Стабилизационного фонда. В 2002 - 2003гг. объем стабилизации за счет федерального бюджета составлял 20 – 25% прироста чистых международных резервов. По итогам 2004г. прирост объема средств федерального бюджета на счетах в Банке России достиг 49% прироста резервов за год. По оценке, в 2005г. этот показатель должен был возрасти до 60% и более. Таким образом, федеральный бюджет является основным инструментом стерилизации избыточного денежного предложения (см. таблицу 7).
Таблица 7
Динамика объема изъятия из экономики
Избыточной ликвидности (в млрд. руб.)
2004г. |
2005г. | |||
план* |
факт |
план* |
факт | |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Прирост денежной базы к предыдущему году, % |
23,0 |
24,8 |
24,2 |
31,7 |
Продолжение таблицы 7 на странице 45
Окончание таблицы 7
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Стерилизация денежного |
||||
Расширенное правительство |
150 |
659,6 |
204 |
1363,8 |
Федеральное правительство |
150 |
612,7 |
181 |
1291,4 |
Банк России |
-17 |
185,4 |
-18 |
-38,4 |
Справочно: Цена на нефть, долл. за баррель |
22 |
34,4 |
28 |
50,6 |
*Источник: Основные направления единой государственной денежно – кредитной политики на 2004г.; то же на 2005г.
Важнейшая задача государства – ослабление зависимости экономики денежно – кредитной сферы от влияния высоких цен на нефть. Это означает, что смягчение налогов бюджетной политики возможен только в пределах денежной программы на соответствующий год и перспективу, разрабатываемой Банком России совместно с Правительством РФ. Ограничения, накладываемые этим условием, зависят от прогнозных показателей счета текущих операций, потоков капитала и прочих факторов. Соблюдение данного условия обеспечивает достижение целевого уровня инфляции и приемлемого укрепления рубля. В настоящем анализе целевые показатели роста денежной базы принимается как необходимое условие получения запланированных показателей инфляции и укрепления рубля.
Основными направлениями единой государственной денежно – кредитной политики на 2006г., одобренными на заседании Правительства РФ 18 августа 2005г., предусмотрено четыре варианта развития денежно – кредитной ситуации в 2006г. В зависимости от различных сценариев цен на нефть: 28,40,50 и 60 долл./барр. (см. таблицу 8). Прирост денежной базы по вариантам составит 17,1%,19, 20 и 23 соответственно. При расчете федерального бюджета на этот год использовался вариант цены на нефть 40 долл./барр.
Таблица 8
Показатели денежной программы в соответствии
с Основными направлениями единой государственной
Денежно – кредитной политики на 2006г. (в млрд. руб.)
01.01. 2006г. |
01.01.2007г. | ||||
I вар. |
II вар. |
III вар. |
IV вар. | ||
Денежная база (узкое определение) |
2270 |
2658 |
2702 |
2724 |
2791 |
Чистые международные резервы |
5191 |
5774 |
6626 |
7375 |
8088 |
Чистые внутренние активы |
-2921 |
-3116 |
-3923 |
-4650 |
-5297 |
Чистый кредит расширенному правительству |
-2160 |
-2397 |
-3105 |
-3719 |
-4295 |
Чистый кредит федеральному правительству |
-1950 |
-2227 |
-2925 |
-3529 |
-4095 |
Изменение за год |
-1258 |
-277 |
-975 |
-1579 |
-2145 |
Чистый кредит банкам |
-633 |
-599 |
-715 |
-808 |
-859 |
Изменение за год |
-42 |
34 |
-82 |
-175 |
-226 |
Источник: Банк России.
Основной объем стерилизации избыточного денежного предложения, как было отмечено выше, осуществляется федеральным бюджетом. При цене на нефть 60 долл./барр. Банк России должен изъять из экономики 226 млрд. руб. Это максимальная величина чистого кредита банкам 2000года. Если предположить, что цена на нефть в 2006г. составит 100 долл./барр., то для достижения целевых ориентиров по инфляции и недопущения укрепления рубля изъятие расширенным правительством средств из экономики должно составить 4135 млрд. руб., Банком России – более 700 млрд. руб. Очевидно, последний в рамках рациональной денежно – кредитной политики не имеет такой возможности, что увеличивает риски повышения запланированных темпов прироста денежных показателей и целевых ориентиров по инфляции.
Кроме того, бюджет изымает из экономики только избыточную денежную ликвидность, возникающую в нефтяном секторе. Высокая стерилизация средств Банком России приведет к существующему повышению процентных ставок и изъятию ресурсов, которые могли бы быть источником инвестиций в основной капитал всех отраслей и соответственно развитие экономики. Необходимо отметить, что изъятие средств Центральным банком является временными и генерируют процентные платежи, то есть дополнительную эмиссию. При высоких ставках по депозитам усиливается приток иностранного капитала, что существенно снижает эффективность мер по стерилизации избыточного денежного предложения. Таким образом, инструментов только денежно - кредитной политики при цене на нефть свыше 60 долл./барр. недостаточно.
По мнению многих международных экспертов, сохранение текущих цен на нефть или даже их повышение следует рассматривать как наиболее вероятный сценарий развития мировой экономики на ближайшие годы. В таких условиях экономика России может столкнуться с необходимостью стерилизации возрастающего излишнего денежного предложения. В случае невозможности стерилизовать необходимый объем свободной ликвидности во избежание нарушения макроэкономической сбалансированности и ускорения инфляции Правительству придется допустить серьезное укрепление рубля. Что крайне негативно отразится на положение отечественных товаропроизводителей. Следовательно, дальнейшее ослабление бюджетной политики является недопустимым, поскольку существенно повысит уязвимость экономики от внешних факторов, а также окажет дополнительное инфляционное давление на экономику.
Расходование
Информация о работе Формирование и использование Стабилизационного фонда в РФ