Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2012 в 13:32, контрольная работа
Мировая конъюнктура преподнесла России очередной сюрприз. Выяснилось, что в стране добывается намного больше нефти, чем необходимо для удовлетворения ее внутренних потребностей. В результате поступления от экспорта нефти «непредвиденного» быстро стали переполнять каналы денежного обращения «валютой лютою», вдруг оказавшейся лишней для недоразвитой российской экономики, остро нуждающейся в инвестициях. Избыточную валюту правительство решило стерилизовать в государственном внебюджетном фонде.
Введение 3
Глава 1. Экономическая сущность Стабилизационного фонда 7
1.1 Предпосылки создания Стабилизационных фондов 7
1.2 Особенности формирования Стабилизационного фонда в России 12
1.3 Источники формирования Стабилизационного фонда 14
1.4 Базовая цена 16
Глава 2. Стабилизационный фонд как инструмент
контрциклической политики 18
Глава 3. Оценка использования Стабилизационного фонда в России……….28
3.1 Использование Стабилизационного фонда в России 28
3.1.1 Направления использования Стабилизационного фонда 28
3.1.2 Использование средств Стабилизационного фонда 33
3.1.3 Инвестирование средств Стабилизационного фонда 41
3.2. Оценка эффективности использования Стабилизационного фонда
в России и пути его совершенствования. 42
3.3 Изменение структуры Стабилизационного фонда………………………...50
3.3.1 Резервный фонд……………………………………………………………54
3.3.2 Фонд национального благосостояния……………………………………60
Заключение 63
Библиографический список 67
Заключение
Заместитель министра финансов Татьяна Нестеренко, говоря о судьбе национальных фондов, отмечала, что "те доходы, которые мы, возможно, получим от увеличения цены на энергоресурсы, будут пущены на снижение дефицита".
"Дополнительные доходы, если такие появятся в текущем и следующем годах, позволят меньше, чем сейчас запланировано, потратить существующие резервы. С чем мы пришли к началу года? Объем Резервного фонда - 4,6 трлн. рублей. Объем Фонда национального благосостояния - 2,8 трлн. рублей. За текущий год при существующем объеме дефицита бюджета от Резервного фонда на 01.01.2010г. останется около 1,8 трлн. рублей, а в следующем году его остатки полностью направляются на дефицит. При этом объем Фонда национального благосостояния будет составлять – 2.7 трлн. руб. Более того, в 2010 году планируется впервые "распечатать" Фонд национального благосостояния. По прогнозу, из этого фонда в 2010 году будет использовано 380 млрд., и в принципе такими темпами этого фонда за 3 - 4 года может не стать. Поэтому речь идет не о направлении дополнительных доходов в резерв, а о том, что они помогли бы нам так быстро не тратить резервы". [28]
В апреле 2010г. Минфин России продолжил реализацию распоряжения Правительства Российской Федерации от 19 января 2010г. № 23-р о направлении средств Резервного фонда на финансирование дефицита федерального бюджета. Часть средств фонда в иностранной валюте на счетах в Банке России, а именно 5,38 млрд. долларов США, 3,99 млрд. евро и 0,78 млрд. фунтов стерлингов, была реализована за 350,00 млрд. рублей, а вырученные средства зачислены на счет по учету средств федерального бюджета.[29]
Объем Резервного фонда России на 1 мая 2010 года составлял 1 трлн. 188,70 млрд. рублей (40,59 млрд. долларов), что
на 364,58 млрд. рублей (23,47%) меньше, чем к
1 апреля текущего года (1 трлн. 553,28 млрд. рублей, или 52,90 млрд. долларов).
Об этом говорится в сообщении Минфина
России.
При этом Фонд национального благосостояния (ФНБ) на 1 мая 2010 года составлял 2 трлн. 601,62 млрд. рублей (88,83 млрд. долларов). Это
на 28,65 млрд. рублей (1,09%) меньше, чем месяцем
ранее (2 трлн. 630,27 млрд. рублей, 89,58 млрд. долларов).
[30]
Правительство документально закрепило печальный факт, который уже косвенно фигурирует в бюджете - в течение ближайших трех лет национальные "копилки" стран, Резервный фонд и Фонд национального благосостояния, пополняться не будут. Все нефтяные деньги будут априори уходить на затыкание бюджетных дыр.
Законопроект о внесении поправок в Бюджетный кодекс РФ, приостанавливающих нормы кодекса об использовании нефтегазовых доходов федерального бюджета, был рассмотрен этой весной. Поскольку в 2010-2012 годах не предполагается формирование нефтегазового трансферта (определенный объем нефтегазовых доходов, поступающих в бюджет, после исполнения, которого в докризисные годы деньги начинали идти в фонды), а также зачисление нефтегазовых доходов в Резервный фонд и ФНБ, предлагается приостановить нормы кодекса, регулирующие использование нефтегазовых доходов на формирование нефтегазового трансферта. Проще говоря, поскольку национальным фондам все равно ничего доставаться не будет, не имеют особого смысла и те нормы кодекса, которые как раз планируется приостановить.
Кроме того, планируется
приостановить положение о
Предлагается приостановить также положения кодекса об учете нефтегазовых доходов и доходов от управления средствами Резервного фонда и ФНБ при внесении изменений в федеральный бюджет, а также об учете этих доходов в доходах, фактически полученных при исполнении бюджета сверх утвержденных законом о бюджете.
Кроме того, так как в 2010-2012 годах раздельное планирование нефтегазовых и ненефтегазовых доходов, нефтегазового трансферта предлагается не осуществлять, законопроектом предлагается утверждать на этот период объемы средств Резервного фонда и ФНБ, используемых для финансирования дефицита федерального бюджета, в составе источников финансирования дефицита. Предлагается также перенести на 1 января 2013 года срок вступления в силу нормы, определяющей величину нефтегазового трансферта к объему ВВП. [31]
В конце апреля 2010г. Госдума приняла закон "О федеральном бюджете на 2010 год и плановый период 2011-2012 годов". В целом федеральный бюджет в течение всех последующих трех лет планируется с дефицитом, при этом обе финансовые "подушки" в это время будут неуклонно сдуваться. Резервный фонд в 2010 году планируется в размере 1 трлн. 789,2 млрд. рублей, в 2011 году - 48,8 млрд. рублей, в 2012 году - 48,8 млрд. рублей. Фонд национального благосостояния составит в 2010 году 2 трлн. 812,9 млрд. рублей, в 2011 году - 2 трлн. 564,2 млрд. рублей, в 2012 году - 1 трлн. 815,8 млрд. рублей.
Между тем, глава Минфина Алексей Кудрин заявлял, что при благоприятном развитии макроэкономической ситуации Резервный фонд с 2011 года начнет восстанавливаться. "Это зависит от объема дефицита бюджета в последующие годы".
Сейчас стало очевидно, что правительство на это совершенно не рассчитывает - Резервному фонду ничего не светит как минимум до 2013 года. Но если конъюнктура рынка чудесным образом облагодетельствует бюджет, для того, чтобы возобновить пополнение суверенных фондов ранее 2013 года, придется вновь пересматривать законодательство.[31]
Библиографический список
1 Саватюгин А. Стабилизационный фонд: формирование и использование. – Финансы, 2004, №12, с.5.
2 Московский комсомолец, 2005, 15 мая.
3 Газета. Ru, 14.09.05.
4 Коммерсантъ, 2005, 15 августа, 10 октября.
5 Коммерсант, 2005, 9 февраля; Независимая газета, 2005, 5 июля.
6 Коммерсант, 2005, 23 августа.
7 Белоусов Д., Солнцев О. Об использовании ресурсов Стабилизационного фонда для стимулирования экономического роста. – Проблемы прогнозирования, 2005, №4, с. 23.
8 Перспективы создания стабилизационного фонда в России / ИЭПП. Май 2001.
9 Киммельман С., Андрюшин С. Проблема горной ренты в современной России. – Вопросы экономики, 2004, №2, с. 33 – 35, 39 – 40; Киммельман С., Андрюшин С. Экономика рентных отношений в условиях современной России. – Вопросы экономики, 2005, №2, с. 84 – 87, 91 – 93.
10 Коммерсант, 2005, 23 августа.
11 Севатюгин А. Стабилизационный фонд: формирование и использование, с. 6.
12 Российская газета, 2005, 22 февраля.
13 http: // www. Gaseta.ru / comments/ 2005/04/25_x_275001.shtml.
14 Российская газета, 2005, 23 июля.
15 Белоусов Д., Солнцев О. Об использовании ресурсов Стабилизационного фонда для стимулирования экономического роста, с. 24 – 25.
16 Московский комсомолец, 2005, 12 мая; Российская газета,2005, 19 мая.
17 Московский комсомолец, 2005, 23 марта.
18 В июне 2005г. были опубликованы результаты общеевропейского опроса общественного мнения, посвященного социальной жизни континента. Судя по этим данным, больше всего в Евросоюзе довольны жизнью жители Нидерландов – 97%, что является самым высоким показателем в мире.
19 Дынникова О. Реальный обменный курс и ВВП // Модернизация экономики России: Итоги и перспективы. М.: ГУ – ВШЭ, 2003.
20 Постановление Правительства РФ от 30.09.2004 № 508 «О порядке управления средствами Стабилизационного фонда Российской Федерации»
21 Следует отметить, что Минфин России не поддерживал повышение цены отсечения, делая акцент на рисках для финансовой системы.
22 Согласно закону «О валютном регулировании и валютном контроле» № 174 – ФЗ от 10.12.2003.
23 Согласно п. 3 статьи 96.2 Бюджетного кодекса, такие остатки определяются как 1/24 часть годового объема расходов федерального бюджета.
Информация о работе Формирование и использование Стабилизационного фонда в РФ