Формирование и использование Стабилизационного фонда в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2012 в 13:32, контрольная работа

Описание работы

Мировая конъюнктура преподнесла России очередной сюрприз. Выяснилось, что в стране добывается намного больше нефти, чем необходимо для удовлетворения ее внутренних потребностей. В результате поступления от экспорта нефти «непредвиденного» быстро стали переполнять каналы денежного обращения «валютой лютою», вдруг оказавшейся лишней для недоразвитой российской экономики, остро нуждающейся в инвестициях. Избыточную валюту правительство решило стерилизовать в государственном внебюджетном фонде.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Экономическая сущность Стабилизационного фонда 7
1.1 Предпосылки создания Стабилизационных фондов 7
1.2 Особенности формирования Стабилизационного фонда в России 12
1.3 Источники формирования Стабилизационного фонда 14
1.4 Базовая цена 16
Глава 2. Стабилизационный фонд как инструмент
контрциклической политики 18
Глава 3. Оценка использования Стабилизационного фонда в России……….28
3.1 Использование Стабилизационного фонда в России 28
3.1.1 Направления использования Стабилизационного фонда 28
3.1.2 Использование средств Стабилизационного фонда 33
3.1.3 Инвестирование средств Стабилизационного фонда 41
3.2. Оценка эффективности использования Стабилизационного фонда
в России и пути его совершенствования. 42
3.3 Изменение структуры Стабилизационного фонда………………………...50
3.3.1 Резервный фонд……………………………………………………………54
3.3.2 Фонд национального благосостояния……………………………………60
Заключение 63
Библиографический список 67

Файлы: 1 файл

Курсовая работа по экон. теории.doc

— 492.50 Кб (Скачать файл)

 

Таблица 12

Основные характеристики федерального бюджета

 на 2008-2009 гг. (млрд. руб.)

Наименование налогов  и платежей

2008г.

% ВВП

2009г.

% ВВП

2010г.

% ВВП

ВВП, млрд. руб.

34870

100

39480

100

44470

100

Доходы федерального бюджета, всего, млрд. руб.

6673,2

19,1

7421,2

18,8

8035,2

18,1

НДПИ в виде углеводородного  сырья, млрд. руб.

869,758

2,5

845,776

2,1

846,476

1,9

Нефть, млрд. руб.

769,088

2,2

742, 203

1,9

741,107

1,7

Газ горючий, млрд. руб.

91,948

0,3

93,311

0,2

94,333

0,2

Газовый конденсат, млрд. руб.

8,720

0

10,261

0

11,035

0

Вывозные таможенные пошлины на нефть сырую, млрд. руб.

1003,55

2,9

969,724

2,5

957,395

2,2

Вывозные таможенные пошлины на газ природный, млрд. руб.

338,795

0,9

324,885

0,8

328,822

0,7

Вывозные таможенные пошлины на товары, выработанные из нефти, млрд. руб.

253,572

0,7

245,442

0,6

245,508

0,6


При этом согласно прогнозам  наибольшая доля будет принадлежать поступлениям от НДПИ (на уровне 1,9 - 2,5%), от экспорта нефти (на уровне 1,7 - 2,2%) и  вывозным таможенным пошлинам на сырую нефть (на уровне 2,2-2,9%).

Другим источником формирования Резервного фонда являются доходы от управления его средствами. Средства нефтегазовых доходов федерального бюджета, Резервного фонда и Фонда  национального благосостояния учитываются на отдельных счетах по учету средств федерального бюджета, открытых Федеральным казначейством в Центральном банке Российской Федерации.

Расчеты и перечисления средств в связи  с формированием и использованием нефтегазовых доходов федерального бюджета, нефтегазового трансферта, средств Резервного фонда и Фонда национального благосостояния осуществляются Министерством финансов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. [4]

Для расчета нормативной  величины Резервного фонда предполагалось, что:

1) цена нефти сорта  «Urals» снижается с 51,7 долл. США/барр. - средняя цена в трехлетнем бюджете на 2008 - 2010 гг. - до 29,4долл. США/барр. - среднегодовая цена на нефть за последние 10 лет (с 1997 по 2006г);

2) уменьшение нефтегазовых доходов федерального бюджета при снижении цены на нефть сорта «Urals» на I долл. США/барр. составляет, 15% ВВП (в условиях 2008г). Исходя из этих предположений, максимально необходимый размер Резервного фонда составляет 10% ВВП, что является гарантией исполнения расходов федерального бюджета в течение трех лет при снижении мировых цен на энергоресурсы. Указанный временной горизонт связан с трехлетним периодом бюджетного планирования и необходимостью адаптации бюджетной политики к изменяющимся внешнеэкономическим условиям. Если его накопленный объем средств превысит эту величину, то тогда, согласно проекту дополнений Бюджетного кодекса РФ, начнется наполнение Фонда будущих поколений. [1]

Начиная с 2008 года нефтегазовые доходы, учитываются отдельно от других доходов федерального бюджета. Нефтегазовые доходы федерального бюджета формируются за счет:

- налога на добычу  полезных ископаемых в виде  углеводородного сырья (нефть,  газ горючий природный из всех  видов месторождений углеводородного  сырья, газовый конденсат из всех видов месторождений углеводородного сырья);

- вывозных таможенных пошлин на  нефть сырую;

- вывозных таможенных пошлин на  газ природный;

- вывозных таможенных пошлин на  товары, выработанные из нефти. 

Определенная  часть указанных нефтегазовых доходов в виде нефтегазового трансферта ежегодно направляется на финансирование расходов федерального бюджета. Величина нефтегазового трансферта утверждается федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.

Объем нефтегазового трансферта установлен в процентах от прогнозируемого на соответствующий год объема валового внутреннего продукта:

- в 2008 году - 6,1%;

- в 2009 году - 5,5%;

- в 2010 году - 4,5%;

- начиная с 2011 года и далее  - 3,7%.

После формирования нефтегазового трансферта часть нефтегазовых доходов в размере 420,60 млрд. рублей была зачислена в Резервный фонд, что позволило довести совокупный объем фонда до его нормативной величины, установленной на 2008 год в сумме 3 500 млрд. рублей. Остальная часть средств нефтегазовых доходов федерального бюджета за июль 2008 года в размере 7,23 млрд. рублей была зачислена в Фонд национального благосостояния. Исходя из целей Резервного фонда, управление его средствами должно осуществляться в соответствии с консервативной инвестиционной стратегией. Средства фонда предполагается размещать в высоколиквидные долговые обязательства иностранных государств. Таким образом, основные принципы инвестиционной стратегии Резервного фонда должны соответствовать действующему порядку управления средствами Стабилизационного фонда. В сентябре 2008 года нефтегазовые доходы федерального бюджета за август 2008 года в размере 432,35 млрд. рублей были направлены на формирование Фонда национального благосостояния в полном объеме, поскольку совокупный объем Резервного фонда достиг своей нормативной величины.[10, с. 60; 4]

Управление резервным  фондом

Целями  управления средствами Резервного фонда  являются обеспечение сохранности  средств фонда и стабильного  уровня доходов от его размещения в долгосрочной перспективе. Управление средствами фонда в указанных целях допускает возможность получения отрицательных финансовых результатов в краткосрочном периоде.

Управление  средствами Резервного фонда осуществляется Министерством финансов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Отдельные полномочия по управлению средствами Резервного фонда могут осуществляться Центральным банком Российской Федерации [4].

Управление  средствами Резервного фонда может  осуществляться следующими способами (как каждым по отдельности, так и одновременно):

1) путем приобретения за счет  средств фонда иностранной валюты  и ее размещения на счетах  по учету средств Резервного  фонда в иностранной валюте (долларах  США, евро, фунтах стерлингов) в Центральном банке Российской Федерации. За пользование денежными средствами на указанных счетах Центральный банк Российской Федерации уплачивает проценты, установленные договором банковского счета;

2) путем размещения средств фонда  в иностранную валюту и финансовые активы, номинированные в иностранной валюте, перечень которых определен законодательством Российской Федерации.

В настоящее время Министерство финансов Российской Федерации управляет  средствами Резервного фонда согласно второму способу, то есть путем размещения средств на валютных счетах в Центральном банке Российской Федерации. При этом согласно утвержденному Министерством финансов Российской Федерации порядку расчета и зачисления процентов, начисляемых на счета по учету средств Резервного фонда в иностранной валюте, Банк России уплачивает на остатки на указанных счетах проценты, эквивалентные доходности индексов, сформированных из долговых обязательств иностранных государств, иностранных государственных агентств и центральных банков, долговых обязательств международных финансовых организации, в том числе оформленных ценными бумагами, в которые могут размещаться средства Резервного фонда, требования к которым утверждены Правительством Российской Федерации. В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации средства Резервного фонда могут размещаться в иностранную валюту и ряд финансовых активов, номинированных в иностранной валюте. Правительство Российской Федерации устанавливает предельные доли разрешенных финансовых активов в общем объеме размещенных средств Резервного фонда. В целях повышения эффективности управления средствами Резервного фонда Министерство финансов Российской Федерации уполномочено утверждать нормативные доли разрешенных финансовых активов в общем объеме размещенных средств Резервного фонда в пределах соответствующих долей, установленных Правительством Российской Федерации. [4]

3.3.2 Фонд национального благосостояния

Фонд  национального благосостояния является частью средств федерального бюджета. Фонд призван стать частью устойчивого механизма пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации на длительную перспективу. Целями Фонда национального благосостояния являются обеспечение софинансирования добровольных пенсионных накоплений граждан Российской Федерации и обеспечение сбалансированности (покрытие дефицита) бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации.

После наполнения Резервного фонда до указанного размера нефтегазовые доходы направляются в Фонд национального благосостояния. Фонд будущих поколений призван  аккумулировать доходы от нефти и газа, «которые образуются в результате превышения доходов от нефтегазового сектора над отчислениями в Резервный фонд и средствами, используемыми для финансирования расходов федерального бюджета». В октябре-декабре 2008 года объем сверхпоступлений от нефтегазовых доходов, перечисленный в Фонд национального благосостояния с момента достижения нормативной величины Резервного фонда,  составил 1 150,64 млрд. рублей. Другим источником формирования Фонда национального благосостояния являются доходы от управления его средствами. Средства нефтегазовых доходов федерального бюджета, Резервного фонда и Фонда национального благосостояния учитываются на отдельных счетах по учету средств федерального бюджета, открытых Федеральным казначейством в Центральном банке Российской Федерации. Расчеты и перечисления средств в связи с формированием и использованием нефтегазовых доходов федерального бюджета, нефтегазового трансферта, средств Резервного фонда и Фонда национального благосостояния осуществляются Министерством финансов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Управление фондом национального благосостояния осуществляется в том же порядке и в таких же условиях, как и резервный фонд. [5]

Использование Фонда национального благосостояния

Средства  Фонда национального благосостояния могут быть использованы только на софинансирование добровольных пенсионных накоплений граждан России и обеспечение  сбалансированности (покрытие дефицита) бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации. Объем средств Фонда национального благосостояния, направляемых на указанные цели, устанавливается федеральным законом о федеральном бюджете на очередной год и плановый период. Порядок софинансирования добровольных пенсионных накоплений граждан Российской Федерации определен в Федеральном законе от 30 апреля 2008г. № 56-ФЗ «О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений». [27]

Резервный фонд и Фонд национального благосостояния в 2009г. составлял 7,713 трлн. руб. без учета доходов от размещения (А. Кудрин). [25, с.74 - 75]

Таблица 13

Резервные фонды в I квартале 2008 года, млрд. руб.

 

Резервный фонд

Фонд национального состояния

Всего

Увеличение за I квартал*

6 397

1 816

8 213

В том числе сумма, первоначально  перечисленная из Стабилизационного  фонда

3 058

783

3 841

Поступления в течение I квартала

3339

1033

4372

Расходование в течение I квартала

3329

1041

4370

Увеличение профицита за счет прироста фондов

10

-8

2


* Включая сумму, первоначально перечисленную из Стабилизационного фонда

В результате мирового экономического кризиса в 2009 году объем средств резервного фонда за июль месяц сократился на 4,9% до 2,811 трлн. руб. ($88,53 млрд.), ФНБ — вырос на 1,6% до 2,859 трлн. руб. ($90,02 млрд.), отчитался Минфин. За месяц Минфин продал из резервного фонда $4,13 млрд., 2,91 млрд. евро и 560 млн. фунтов стерлингов за 285,3 млрд. руб. 180 млрд. руб. из этой суммы были направлены на финансирование дефицита федерального бюджета. Всего с начала года на покрытие дефицита из резервного фонда направлено 1,616 трлн. руб. В бюджете 2009г. заложен дефицит в 8% ВВП. Минфин прогнозирует дефицит в 8,9% ВВП (3,419 трлн. руб.). А министр финансов Алексей Кудрин уже допускал, что дефицит федерального бюджета в 2009г. может составить 9,2-9,3% ВВП. Практически вся бюджетная дыра была закрыта за счет резервного фонда — из него изъяли 3,028 трлн. руб., к концу года в нем останется всего 1,95 трлн. руб., прогнозирует Министерство. ФНБ, по оценке Минфина, в 2009г. году вырос — на 220 млрд. долл. или на 2,804 трлн. руб. (7,3% ВВП). Распечатать его готовы в 2010г.: на покрытие дефицита в 7,5% ВВП (3,187 трлн. руб.) из ФНБ возьмут 681,7 млрд. руб. [13, с.37]

Информация о работе Формирование и использование Стабилизационного фонда в РФ