Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2012 в 13:32, контрольная работа
Мировая конъюнктура преподнесла России очередной сюрприз. Выяснилось, что в стране добывается намного больше нефти, чем необходимо для удовлетворения ее внутренних потребностей. В результате поступления от экспорта нефти «непредвиденного» быстро стали переполнять каналы денежного обращения «валютой лютою», вдруг оказавшейся лишней для недоразвитой российской экономики, остро нуждающейся в инвестициях. Избыточную валюту правительство решило стерилизовать в государственном внебюджетном фонде.
Введение 3
Глава 1. Экономическая сущность Стабилизационного фонда 7
1.1 Предпосылки создания Стабилизационных фондов 7
1.2 Особенности формирования Стабилизационного фонда в России 12
1.3 Источники формирования Стабилизационного фонда 14
1.4 Базовая цена 16
Глава 2. Стабилизационный фонд как инструмент
контрциклической политики 18
Глава 3. Оценка использования Стабилизационного фонда в России……….28
3.1 Использование Стабилизационного фонда в России 28
3.1.1 Направления использования Стабилизационного фонда 28
3.1.2 Использование средств Стабилизационного фонда 33
3.1.3 Инвестирование средств Стабилизационного фонда 41
3.2. Оценка эффективности использования Стабилизационного фонда
в России и пути его совершенствования. 42
3.3 Изменение структуры Стабилизационного фонда………………………...50
3.3.1 Резервный фонд……………………………………………………………54
3.3.2 Фонд национального благосостояния……………………………………60
Заключение 63
Библиографический список 67
Необходимым инструментом
контроля на стерилизации в
денежно – кредитной сфере
является более полный учет в Стабилизационном
фонде доходов, получаемых в результате
благоприятной конъюнктуры мировых сырьевых
рынков. НДПИ на нефть экспортные пошлины
на нее, поступающие в Фонд при цене свыше
27 долл.
барр., хотя и составляют основную часть
доходов, получаемых от экспорта нефти,
не исчерпываются только ими. Имеются
и другие поступления, в частности доходы
от нефтеперерабатывающей отрасли, а также
доходы, которые формируются в результате
косвенного влияния цен на нефть. Для учета
других видов доходов от использования
невозобновляемых ресурсов предусматривается
перечисление в Стабилизационный фонд
на конец года остатков федерального бюджета,
не связанных расходными обязательствами.
Это частично решает проблему, однако в последние годы широкое распространение получила практика пересмотра федерального бюджета и принятие в значительных объемах новых обязательств не только на стадии разработки его проекта, но и входе исполнения за счет расходования дополнительных средств поступающих в течение года. В результате фактическая цена отсечения для формирования Стабилизационного фонда складывается на уровне выше, чем предусмотрено бюджетным законодательством. Это делает механизм функционирования Фонда недостаточно эффективным и приводит к ухудшению качества бюджетного планирования и бюджетной дисциплины. Следовательно, роль бюджета как регулятора экономики снижается. Указанную проблему можно решить на основе повышения доли «конъюнктурных» доходов, сберегаемых через механизм Фонда путем постепенного включения в перечень доходов, связанных с производством и экспортом нефтепродуктов, добычей и экспортом природного газа.
Обобщая практику формирования
фондов невозобновляемых ресурсов в
других странах и функционирования
Стабилизационного фонда в
Основой для планирования бюджетных расходов должен стать нефтяной баланс – баланс расходов и расходов без учета доходов, получаемых от использования невозобновляемых ресурсов. Расчет данного показателя для России чрезвычайно актуален как в научном, так и в практическом плане. Однако его методологическое обеспечение требует дополнительной проработки.
На первом этапе предлагается дополнительно в ежемесячном режиме зачислять в Стабилизационный фонд доходы в размере 20% ежегодного прироста Фонда как доходы, связанные с высокими ценами на нефть, но в настоящее время не поступающие в него. (В таблице 9 приведена динамика средств Стабилизационного фонда в это случае). По итогам года целесообразно также направлять в Стабилизационный фонд все остатки бюджета за исключением остатков, аккумулируемых для покрытия временных кассовых разрывов.23
Таблица 9
Динамика средств Стабилизационного фонда (в млрд. руб.)
2006г. |
2007г. |
2008г. | |
Объем на конец периода |
2130,5 |
2561,6 |
3031,7 |
Планируемые поступления за год |
857,5 |
431,1 |
470,1 |
20% от поступлений за год |
171,5 |
86,2 |
94,0 |
Стабилизационный фонд с учетом 20% от поступлений за год |
2302,0 |
2647,8 |
3125,7 |
Источник: Минфин России.
Резюмируя сказанное, можно констатировать, что создание Стабилизационного фонда в России и дальнейшее сбережение в нем основной доли «конъюнктурных» бюджетных доходов являются оправданными, поскольку направлены на решение стратегической задачи стабилизации государственных финансов и денежно – кредитной системы страны. Вместе с тем необходимо продолжить работу по совершенствованию механизма его планирования и использования.[16, с.39 - 45]
3.3 Изменение
структуры Стабилизационного
За четыре года существования Стабилизационного фонда в него было направлено более 200 млрд. долл. В Фонд попадало примерно ¾ дополнительных доходов от благоприятной внешней конъюнктуры. Кроме того, размеры нефтяных доходов, предназначенные для расходования, зависели от планируемой цены на очередной год. Таким образом, данный механизм обеспечивал лишь частичное сглаживание расходов. [8, с.61]
Показатель |
2007г. |
2008г. |
2009г. |
2010г. |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
ВВП |
30670 |
34870 |
39480 |
44470 |
Федеральный бюджет |
||||
Доходы - всего |
6249,2 |
6673,2 |
7421,2 |
8035,2 |
в том числе: |
||||
ненефтегазовые |
3749,1 |
4207,5 |
5035,4 |
5657 |
нефтегазовые |
2500,1 |
2465,7 |
2385,8 |
2378,2 |
Налоги и акцизы |
- |
- |
- |
- |
Другие доходы |
- |
- |
- |
- |
Нефтегазовый трансферт |
-1511,2 |
-2120 |
-2093 |
-2008,4 |
Продолжение таблицы 10 на странице 51
Окончание таблицы 10
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Резервный фонд |
-988,8 |
-332 |
-292,8 |
-369,8 |
Фонд национального |
- |
-13,7 |
- |
- |
Расходы, всего |
5610,8 |
6500,3 |
7361,9 |
7998,7 |
в том числе: |
||||
расходы на нефтяную деятельность |
- |
- |
- |
- |
расходы на нефтяную д-ость: |
- |
- |
- |
- |
А) процентные |
156,85 |
188,51 |
213,13 |
247,72 |
Б) непроцентные |
5453,95 |
6311,79 |
6964,77 |
7351,08 |
в т. ч. межбюджетные трансферты |
1844,35 |
2263,18 |
2430,91 |
2734,22 |
Из них: |
||||
бюджетам др. уровней |
784 |
937,01 |
926,26 |
888,11 |
государственным внебюджетным фондам |
1060,35 |
1326,17 |
1504,65 |
1846,11 |
В) условно-утверждённые |
- |
- |
184 |
399,9 |
Дефицит (доходы-расходы) |
638,4 |
172,90 |
59,30; |
36,50 |
Ненефтегазовые дефицит |
-1861,7 |
-2292,8 |
-2326,5 |
-2341,7 |
Нефтегазовый трансферт |
1511,2 |
2120 |
2093 |
2008,4 |
Дефицит с учётом нефтегазового трансферта |
-350,5 |
-172,8 |
-233,5 |
-333,3 |
Источники финансирования дефицита: |
350,5 |
172,8 |
233,5 |
333,3 |
привлечение |
673,29 |
547,07 |
569,34 |
746,29 |
погашение |
-322,79 |
-347,27 |
-355,84 |
-412,99 |
Внешние источники финансирования дефицита: |
-159,1 |
-155,77 |
-99,66 |
-108,21 |
привлечение |
19,96 |
37,46 |
28,18 |
28,67 |
погашение |
-179,06 |
-193,23 |
-127,84 |
-136,88 |
Внутренние источники |
509,6 |
328,57 |
333,16 |
441,51 |
привлечение |
653,33 |
509,61 |
541,16 |
717,62 |
погашение |
-143,73 |
-181,04 |
-208 |
-276,11 |
Госдолг РФ: |
2616,81 |
2911,17 |
3325,73 |
3873,8 |
внешний |
1207,66 |
1091,97 |
1068,25 |
1054,56 |
внутренний |
1409,15 |
1819,2 |
2257,48 |
2819,24 |
Таблица 11
Составные части Стабилизационного фонда
Показатель |
Резервный фонд |
Фонд национального благосостояния |
Трансферт федеральному бюджету |
1 |
2 |
3 |
4 |
Объём (% ВВП) |
10 (максимальный) |
3,7 (максимальный) |
… |
Прогнозный объём на 01.09. 2009 |
3069 млрд. руб. |
6,1% ВВП (5,3% в 2009г., 4,5% в 2010г., 3,7% ВВП в 2011г) |
470,7 млрд. руб. 600 млрд. руб. 771 млрд. руб. |
Доходность |
3,5 - 4 |
… |
6,5 - 7 |
Функция |
1) Минимизация рисков экономики
в случае резкого падения 2) поддержание макроэкономической стабильности и борьбы с инфляцией |
Выполнение масштабных социальных программ |
А) концепция Кудрина 1) сбережения части нефтегазовых доходов для будущих поколений 2) обеспечение устойчивости Б) концепция послания президента(март 2007г): 1) повышение качества жизни людей, улучшение благосостояния как будущих, так и нынешних поколений, 2) развитие экономики |
Продолжение таблицы 11 на странице 53
Окончание таблицы 11
1 |
2 |
3 |
4 |
Источники формирования |
поступление нефтегазового сектора |
НДПИ и вывозные пошлины |
таможенные пошлины на нефть, нефтепродукты и газ |
Размещение активов |
наиболее ликвидные и надёжные бумаги |
… |
высокодоходные бумаги, недвижимость,
акции транснациональных |
Применение/ направления использования |
… |
… |
Капитализация институтов развития (Банк развития, Инвестиционный фонд, Российская венчурная компания, Корпорация нанотехнологий) |
Коды Классификации доходов бюджета |
092111020130100 (Доходы от управления средствами резервного фонда) |
0877654356788976898667(доходы от управления средствами Фонда будущих поколений) |
098765566786555768 перечисления нефтегазовых
доходов и нефтегазовых |
Расходная часть бюджета будет сформирована из других источников. Для перехода к новым принципам управления нефтегазовыми доходами планируется установление трехлетнего периода. Преобразование Стабилизационного фонда в Резервный фонд и Фонд национального благосостояния было завершено 31 января 2008г. Однако это не отменяет актуальности проблемы формирования и использования прежнего Стабилизационного фонда, представленного теперь в форме двух новых фондов, созданных на его основе. Как известно, 30 января 2008г. средства Стабилизационного фонда были зачислены на счета Федерального казначейства в Банке России по учету средств Резервного фонда и Фонда национального благосостояния». На 30 января 2008г. совокупный объем Стабилизационного фонда составил 3 трлн. 851,8 млрд. руб., что эквивалентно 157,38 млрд. долл. Остатки средств на счетах по учету средств Стабфонда в иностранной валюте на 30 января составили 66,85 млрд. долл., 50,95 млрд. евро и 7,7 млрд. фунтов стерлингов. Совокупный объем Резервного фонда на 1 февраля 2008г. составил 3 трлн. 069 млрд. руб. или 125,4 млрд. долл. Остатки средств на счетах по учету средств Резервного фонда в иностранной валюте составили 56,43 млрд. долл., 38,21 млрд. евро и 6,31 млрд. фунтов стерлингов. Объем Фонда национального благосостояния на 31 января составил 782,8 млрд. руб., или 31,98 млрд. долл., сообщил журналистам заместитель директора департамента международных финансовых отношений, госдолга и госфинактивов Минфина России Петр Казакевич. [27]
3.3.1 Резервный фонд
Резервный фонд является частью средств федерального бюджета. Фонд призван обеспечивать выполнение государством своих расходных обязательств в случае снижения поступлений нефтегазовых доходов в федеральный бюджет. Резервный фонд способствует стабильности экономического развития страны, уменьшая инфляционное давление и снижая зависимость национальной экономики от колебаний поступлений от экспорта невозобновляемых природных ресурсов. Резервный фонд фактически заменил собой Стабилизационный фонд Российской Федерации. В отличие от Стабилизационного фонда Российской Федерации помимо доходов федерального бюджета от добычи и экспорта нефти источниками формирования Резервного фонда также являются доходы федерального бюджета от добычи и экспорта газа. [10, с.60]
Министерство финансов предлагает направлять в Резервный фонд НДПИ на нефть и газ, вывозные пошлины на нефть, нефтепродукт и газ, налог на прибыль, зачисляемый в федеральный бюджет от реализации нефтегазовой продукции, дивиденды на принадлежащие государству акции нефтегазовых компаний, а также доходы от деятельности российско-вьетнамского СП «Вьетсовпетро» (таблица 12).
Информация о работе Формирование и использование Стабилизационного фонда в РФ