Формирование и использование Стабилизационного фонда в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2012 в 13:32, контрольная работа

Описание работы

Мировая конъюнктура преподнесла России очередной сюрприз. Выяснилось, что в стране добывается намного больше нефти, чем необходимо для удовлетворения ее внутренних потребностей. В результате поступления от экспорта нефти «непредвиденного» быстро стали переполнять каналы денежного обращения «валютой лютою», вдруг оказавшейся лишней для недоразвитой российской экономики, остро нуждающейся в инвестициях. Избыточную валюту правительство решило стерилизовать в государственном внебюджетном фонде.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Экономическая сущность Стабилизационного фонда 7
1.1 Предпосылки создания Стабилизационных фондов 7
1.2 Особенности формирования Стабилизационного фонда в России 12
1.3 Источники формирования Стабилизационного фонда 14
1.4 Базовая цена 16
Глава 2. Стабилизационный фонд как инструмент
контрциклической политики 18
Глава 3. Оценка использования Стабилизационного фонда в России……….28
3.1 Использование Стабилизационного фонда в России 28
3.1.1 Направления использования Стабилизационного фонда 28
3.1.2 Использование средств Стабилизационного фонда 33
3.1.3 Инвестирование средств Стабилизационного фонда 41
3.2. Оценка эффективности использования Стабилизационного фонда
в России и пути его совершенствования. 42
3.3 Изменение структуры Стабилизационного фонда………………………...50
3.3.1 Резервный фонд……………………………………………………………54
3.3.2 Фонд национального благосостояния……………………………………60
Заключение 63
Библиографический список 67

Файлы: 1 файл

Курсовая работа по экон. теории.doc

— 492.50 Кб (Скачать файл)

 Необходимым инструментом  контроля на стерилизации в  денежно – кредитной сфере  является более полный учет в Стабилизационном фонде доходов, получаемых в результате благоприятной конъюнктуры мировых сырьевых рынков. НДПИ на нефть экспортные пошлины на нее, поступающие в Фонд при цене свыше 27 долл. 
барр., хотя и составляют основную часть доходов, получаемых от экспорта нефти, не исчерпываются только ими. Имеются и другие поступления, в частности доходы от нефтеперерабатывающей отрасли, а также доходы, которые формируются в результате косвенного влияния цен на нефть. Для учета других видов доходов от использования невозобновляемых ресурсов предусматривается перечисление в Стабилизационный фонд на конец года остатков федерального бюджета, не связанных расходными обязательствами.

Это частично решает проблему, однако в последние годы широкое распространение получила практика пересмотра федерального бюджета и принятие в значительных объемах новых обязательств не только на стадии разработки его проекта, но и входе исполнения за счет расходования дополнительных средств поступающих в течение года. В результате фактическая цена отсечения для формирования Стабилизационного фонда складывается на уровне выше, чем предусмотрено бюджетным законодательством. Это делает механизм функционирования Фонда недостаточно эффективным и приводит к ухудшению качества бюджетного планирования и бюджетной дисциплины. Следовательно, роль бюджета как регулятора экономики снижается. Указанную проблему можно решить на основе повышения доли «конъюнктурных» доходов, сберегаемых через механизм Фонда путем постепенного включения  в перечень доходов, связанных с производством и экспортом нефтепродуктов, добычей и экспортом природного газа.

Обобщая практику формирования фондов невозобновляемых ресурсов в  других странах и функционирования Стабилизационного фонда в России, можно сделать вывод, что механизм и полнота изъятия нефтяных сверх доходов должны быть подкреплены жестким правилом ограничения расходов бюджета определенным уровнем ВВП и приростом не выше темпов прироста экономики. Согласно Бюджетному посланию Президента РФ на 2006г. темпы роста непроцентных расходов не должны превышать темпы роста экономики. Однако эта установка в настоящее время реализуется далеко не полностью.

Основой для планирования бюджетных расходов должен стать  нефтяной баланс – баланс расходов и расходов без учета доходов, получаемых от использования невозобновляемых ресурсов. Расчет данного показателя для России чрезвычайно актуален как в научном, так и в практическом плане. Однако его методологическое обеспечение требует дополнительной проработки.

На первом этапе предлагается дополнительно в ежемесячном режиме зачислять в Стабилизационный фонд доходы в размере 20% ежегодного прироста Фонда как доходы, связанные с высокими ценами на нефть, но в настоящее время не поступающие в него. (В таблице 9 приведена динамика средств Стабилизационного фонда в это случае). По итогам года целесообразно также направлять в Стабилизационный фонд все остатки бюджета за исключением остатков, аккумулируемых для покрытия временных кассовых разрывов.23

Таблица 9

Динамика средств Стабилизационного фонда (в млрд. руб.)

 

 

2006г.

2007г.

2008г.

Объем на конец периода

2130,5

2561,6

3031,7

Планируемые поступления за год

857,5

431,1

470,1

20% от поступлений за год

171,5

86,2

94,0

Стабилизационный фонд с учетом 20% от поступлений за год

2302,0

2647,8

3125,7


Источник: Минфин России.

 

Резюмируя сказанное, можно  констатировать, что создание Стабилизационного  фонда в России и дальнейшее сбережение в нем основной доли «конъюнктурных»  бюджетных доходов являются оправданными, поскольку направлены на решение стратегической задачи стабилизации государственных финансов и денежно – кредитной системы страны. Вместе с тем необходимо продолжить работу по совершенствованию механизма его планирования и использования.[16, с.39 - 45]

 

3.3 Изменение  структуры Стабилизационного фонда

За четыре года существования  Стабилизационного фонда в него было направлено более 200 млрд. долл. В  Фонд попадало  примерно ¾ дополнительных доходов от благоприятной внешней конъюнктуры. Кроме того, размеры нефтяных доходов,  предназначенные для расходования,  зависели от планируемой цены на очередной год. Таким образом, данный механизм обеспечивал лишь частичное сглаживание расходов. [8, с.61]

Начиная с 1 января 2008г. в России произошло  разделение доходов бюджета. При этом уже определены основные параметры российского бюджета (таблица 10). [3 - 5]

Таблица 10

Основные параметры  федерального бюджета 

на 2008-2009 гг. (млрд. руб.)

 

Показатель

2007г.

2008г.

2009г.

2010г.

1

2

3

4

5

ВВП

30670

34870

39480

44470

Федеральный бюджет

       

Доходы - всего

6249,2

6673,2

7421,2

8035,2

в том числе:

       

ненефтегазовые

3749,1

4207,5

5035,4

5657

нефтегазовые

2500,1

2465,7

2385,8

2378,2

Налоги и акцизы

-

-

-

-

Другие доходы

-

-

-

-

Нефтегазовый трансферт

-1511,2

-2120

-2093

-2008,4


Продолжение таблицы 10 на странице 51

 

Окончание таблицы 10

1

2

3

4

5

Резервный фонд

-988,8

-332

-292,8

-369,8

Фонд национального благосостояния

-

-13,7

-

-

Расходы, всего

5610,8

6500,3

7361,9

7998,7

в том числе:

       

расходы на нефтяную деятельность

-

-

-

-

расходы на нефтяную д-ость:

-

-

-

-

А) процентные

156,85

188,51

213,13

247,72

Б) непроцентные

5453,95

6311,79

6964,77

7351,08

в т. ч. межбюджетные трансферты

1844,35

2263,18

2430,91

2734,22

Из них:

       

бюджетам др. уровней

784

937,01

926,26

888,11

государственным внебюджетным фондам

1060,35

1326,17

1504,65

1846,11

В) условно-утверждённые

-

-

184

399,9

Дефицит (доходы-расходы)

638,4

172,90

59,30;

36,50

Ненефтегазовые дефицит

-1861,7

-2292,8

-2326,5

-2341,7

Нефтегазовый трансферт

1511,2

2120

2093

2008,4

Дефицит с учётом нефтегазового  трансферта

-350,5

-172,8

-233,5

-333,3

Источники финансирования дефицита:

350,5

172,8

233,5

333,3

привлечение

673,29

547,07

569,34

746,29

погашение

-322,79

-347,27

-355,84

-412,99

Внешние источники финансирования дефицита:

-159,1

-155,77

-99,66

-108,21

привлечение

19,96

37,46

28,18

28,67

погашение

-179,06

-193,23

-127,84

-136,88

Внутренние источники финансирования дефицита:

509,6

328,57

333,16

441,51

привлечение

653,33

509,61

541,16

717,62

погашение

-143,73

-181,04

-208

-276,11

Госдолг РФ:

2616,81

2911,17

3325,73

3873,8

внешний

1207,66

1091,97

1068,25

1054,56

внутренний

1409,15

1819,2

2257,48

2819,24


В России изменениям был подвергнут не только федеральный бюджет, но и  сам Стабилизационный фонд РФ. Начиная с 2008г. изменились как цели и задачи, так и порядок формирования и структура Стабилизационного фонда. Согласно Бюджетному посланию Президента РФ, первоочередной становится «задача обеспечения устойчивости бюджетных расходов независимо от конъюнктуры сырьевых цен». Для этого Президентом РФ было предложено преобразование Стабилизационного фонда в два других: Резервный фонд и Фонд национального благосостояния, а также формирование трансферта федеральному бюджету РФ (таблица 11).

Таблица 11

Составные части  Стабилизационного фонда

Показатель

Резервный фонд

Фонд национального  благосостояния

Трансферт федеральному бюджету

1

2

3

4

Объём (% ВВП)

10

(максимальный)

3,7

(максимальный)

Прогнозный объём на 01.09. 2009

3069 млрд. руб.

6,1% ВВП (5,3% в 2009г.,

4,5% в 2010г.,

3,7% ВВП в 2011г)

470,7 млрд. руб.

600 млрд. руб.

771 млрд. руб.

Доходность

3,5 - 4

6,5 - 7

Функция

1) Минимизация рисков экономики  в случае резкого падения мировых  цен на энергоносители

2) поддержание макроэкономической стабильности и борьбы с инфляцией

Выполнение масштабных социальных программ

А) концепция Кудрина

1) сбережения части нефтегазовых  доходов для будущих поколений

2) обеспечение устойчивости бюджетной  системы в долгосрочном периоде

Б) концепция послания президента(март 2007г): 1) повышение качества жизни людей, улучшение благосостояния как будущих, так и нынешних поколений, 2) развитие экономики


Продолжение таблицы 11 на странице 53

Окончание таблицы 11

1

2

3

4

Источники формирования

поступление нефтегазового сектора

НДПИ и вывозные пошлины

таможенные пошлины на нефть, нефтепродукты  и газ

Размещение активов

наиболее ликвидные и надёжные бумаги

высокодоходные бумаги, недвижимость, акции транснациональных нефтяных компаний

Применение/ направления использования

Капитализация институтов развития (Банк развития, Инвестиционный фонд, Российская венчурная компания, Корпорация нанотехнологий)

Коды Классификации доходов  бюджета 

092111020130100 (Доходы от управления  средствами резервного фонда)

0877654356788976898667(доходы от управления средствами Фонда будущих поколений)

098765566786555768 перечисления нефтегазовых  доходов и нефтегазовых трансфертов


 

 Расходная часть  бюджета будет сформирована из  других источников. Для перехода  к новым принципам управления нефтегазовыми доходами планируется установление трехлетнего периода. Преобразование Стабилизационного фонда в Резервный фонд и Фонд национального благосостояния было завершено 31 января 2008г. Однако это не отменяет актуальности проблемы формирования и использования прежнего Стабилизационного фонда, представленного теперь в форме двух новых фондов, созданных на его основе. Как известно, 30 января 2008г. средства Стабилизационного фонда были зачислены на счета Федерального казначейства в Банке России по учету средств Резервного фонда и Фонда национального благосостояния». На 30 января 2008г. совокупный объем Стабилизационного фонда составил 3 трлн. 851,8 млрд. руб., что эквивалентно 157,38 млрд. долл. Остатки средств на счетах по учету средств Стабфонда в иностранной валюте на 30 января составили 66,85 млрд. долл., 50,95 млрд. евро и 7,7 млрд. фунтов стерлингов. Совокупный объем Резервного фонда на 1 февраля 2008г. составил 3 трлн. 069 млрд. руб. или 125,4 млрд. долл. Остатки средств на счетах по учету средств Резервного фонда в иностранной валюте составили 56,43 млрд. долл., 38,21 млрд. евро и 6,31 млрд. фунтов стерлингов. Объем Фонда национального благосостояния на 31 января составил 782,8 млрд. руб., или 31,98 млрд. долл.,  сообщил журналистам заместитель директора департамента международных финансовых отношений, госдолга и госфинактивов Минфина России Петр Казакевич. [27] 

3.3.1 Резервный  фонд

Резервный фонд является частью средств федерального бюджета. Фонд призван обеспечивать выполнение государством своих расходных обязательств в случае снижения поступлений нефтегазовых доходов в федеральный бюджет. Резервный фонд способствует стабильности экономического развития страны, уменьшая инфляционное давление и снижая зависимость национальной экономики от колебаний поступлений от экспорта невозобновляемых природных ресурсов. Резервный фонд фактически заменил собой Стабилизационный фонд Российской Федерации. В отличие от Стабилизационного фонда Российской Федерации помимо доходов федерального бюджета от добычи и экспорта нефти источниками формирования Резервного фонда также являются доходы федерального бюджета от добычи и экспорта газа. [10, с.60]

Министерство финансов предлагает направлять в Резервный  фонд НДПИ на нефть и газ, вывозные пошлины на нефть, нефтепродукт и газ, налог на прибыль, зачисляемый в федеральный бюджет от реализации нефтегазовой продукции, дивиденды на принадлежащие государству акции нефтегазовых компаний, а также доходы от деятельности российско-вьетнамского СП «Вьетсовпетро» (таблица 12).

Информация о работе Формирование и использование Стабилизационного фонда в РФ