Государственное регулирование экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2013 в 18:39, курсовая работа

Описание работы

Без четко функционирующего механизма государственного регулирования экономики эффективная реализация национальной и экономической безопасности невозможна.
Чтобы повысить качество системы государственного регулирования, обеспечения экономической безопасности России необходимо:
- способствовать реализации специальной функции государства по обеспечению экономической безопасности;
- использовать весь механизм государственного регулирования экономики, включающий государственные финансы и государственное предпринимательство, денежно-кредитный и внешнеэкономический инструментарий, административно-правовые методы, прогнозирование, планирование, программирование и маневрирование ресурсами;
- радикально пересмотреть методы государственного регулирования, а также нормативную базу, регулирующую экономические отношения и обеспечивающую функционирование экономической системы с точки зрения ее криминологической оценки;

Содержание работы

ГЛАВА I. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИКИ.
1.1. Необходимость и сущность госрегулирования.
1.2. Объекты и цели, уровни, модели и средства государственного регулирования экономики.
1.3. Эволюция взглядов на роль гос-ва в развитии национальной экономики.
1.4. Функции гос-ва в регулировании национальной экономики.
1.5. Функции государства в рыночном хозяйстве.
1.6. Основные формы государственного регулирования экономики.
ГЛАВА II. МОДЕЛИ СМЕШАННОЙ ЭКОНОМИКИ. ИНВЕСТИЦИИ. ГОСУДАРСТВЕННОЕ
РЕГУЛИРОВАНИЕ ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ.
2.1. Типы экономических систем.
2.2. Модели рыночной экономики.
2.3. Методы прогнозирования и планирования. Организация планирования и прогнозирования на макроуровне.
2.4. Понятие и сущность национальной экономики.
2.5. Сущность и принципы государственной инновационной политики. Инструменты.
2.6. Технологические уклады. Общехозяйственная структура технологических укладов.
2.7. Понятие и сущность государственной инвестиционной политики.
2.8. Инвестиции, экономическая сущность. Их сущность, характеристика.
2.9. Регулирование инвестиционной деятельности.
2.10. Государственное регулирование внешней торговли.
Заключение.
Список литературы.

Файлы: 1 файл

план курсовой.docx

— 175.39 Кб (Скачать файл)

Инвестиционный риск представляет собой совокупность различных рисков каждого региона, влияющих на него в той или иной степени. В значительной степени инвестиционный риск в регионе обуславливают следующие типы рисков: экономический, финансовый, политический, социальный, экологический, криминальный и законодательный, причем важнейшей составляющей инвестиционного риска является законодательство.

Среди общих факторов, оказывающих  наибольшее влияние на предпочтения инвесторов и относящихся к наиболее существенным элементам инвестиционного  климата региона, выделяют следующие

1. Политические факторы:

- авторитетность местной власти

- стабильность законодательных  и общественных структур

- распределение власти между  различными политическими группами  и партиями

- состояние межнациональных отношений

- степень развития законодательной  базы

- наличие механизмов гарантии  и защиты инвестиций

- юридические условия инвестирования  в те или иные отрасли

2. Социальные факторы

- социальные условия проживания  населения

- уровень социальной напряженности

- наличие социальных конфликтов

- уровень развития социальной  сферы

3. Экономические (наиболее влиятельные) факторы

- структура экономики региона

- тенденции в экономическом  развитии регион

- сложившийся уровень инвестиционной  активности

- емкость существующего местно  рынка

- экономическая политика правительства  по развитию инвестируемых отраслей

- возможность перевода дивидендов  за рубеж

- уровень инфляции

- наличие высокоэффективных инвестиционных  объектов

4. Экологические факторы

- уровень загрязнения окружающей  среды

- природно-климатические условия  в регионе

5. Криминальные факторы

- коррумпированность структур  власти

- уровень преступности в регионе

6. Финансовые факторы

- степень сбалансированности регионального  бюджета и финансов предприятий

- система налогообложения

- состояние платежного баланса  и прибыльность предприятий региона

7. Ресурсно-сырьевые факторы

- обеспеченность региона природными  ресурсами

8. Трудовые факторы

- наличие трудовых ресурсов  и уровень их квалификации

- профессионально-образовательный  уровень трудовых ресурсов

9. Производственные факторы:

- особенности отраслевой специализации

- наличие и размещение необходимых  для производства компонентов:  энергии, сырья, оборудования, инфраструктуры  и т.д.

10. Инновационные факторы:

- уровень развития науки

- уровень разработки и внедрения  достижений НТП в регионе

- интеллектуально-образовательный  уровень населения

11. Инфраструктурные факторы:

- территориально-географическое положение  региона

- инфраструктурная освоенность,  обустроенность и обеспеченность  региона

- развитие системы телекоммуникаций

- наличие инвестиционной инфраструктуры

- степень развития инфраструктуры  рыночной экономики

 

Государственное регулирование внешней торговли 

 

Государственное регулирование внешней торговли.  

Основной формой внешнеэкономических  связей (по динамике и стоимостным  показателям) считается внешняя  торговля. Государственное регулирование  внешнеторговых отношений, связано  с реализацией тарифных и нетарифных методов (барьеров).

 

 

Тарифные методы направлены на регулирование  внешнеторговых отношений при помощи системы таможенных пошлин.

Таможенная пошлина - разновидность  акцизного налога, взимаемого таможенными  органами при перемещении товаров  через государственную границу. Там пошлина выполняет три  основные функции:

·  фискальную - пополнение госбюджета;

·  протекционистскую - защита отечественных производителей;

·  регулирующую, связанную с регулированием товарных потоков в страну и из страны.

Таможенные пошлины базируются на таможенных тарифах, которые представляют собой перечень ставок таможенных пошлин, применяемых к товарам, ввозимым на таможенную территорию страны (импортный таможенный тариф) или вывозимым с нее (экспортный таможенный тариф). Таможенный тариф РФ систематизирован в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД), базирующейся на Гармонизированной системе описания и кодирования товаров (ГС), действующей на основе международной Конвенции с 1988 года.

Таможенный тариф - важный инструмент торговой политики и государственного регулирования внутреннего рынка  страны при его взаимодействии с  внешним рынком.

Существуют различные виды классификации  таможенных пошлин. Наиболее распространенными  является по объекту обложения - выделяются импортные, экспортные, транзитные; по способу взимания - адвалорные (взимается  в процентах от таможенной стоимости  товара), специфические (взимаются в  денежных единицах с определенного  количества товара), комбинированные (при  этом пошлина рассчитывается по адвалорной и специфической ставке, а применяется  та из двух ставок, которая дает наиболее крупную сумму пошлины.

 

Нетарифные барьеры - ограничения внешней торговли, не связанные с применением таможенных пошлин. Существуют различные подходы к классификации нетарифных барьеров. Среди международных организаций выделяются классификации ЮНКТАД и ООН.

В наиболее общем виде среди нетарифных методов можно выделить следующие  группы:

1.  меры прямого ограничения, связанные с количественным контролем, включающие следующие инструменты: квотирование, контингентирование, лицензирование, соглашения о добровольных ограничениях экспорта, антидемпинговые пошлины, компенсационные пошлины и сборы;

2.  меры косвенного ограничения, носящие неколичественный характер, среди которых можно выделить два способа (направления) воздействия:

o  совокупность мер не направленных непосредственно на какие-либо ограничения внешнеторговых отношений, но само их наличие и действие фактически приводит к этому:

а) наличие определенных стандартов (технических, включая стандарты  качества, санитарных и ветеринарных норм, требования к упаковке, маркировке, доставке);

б) введение дополнительных таможенных или иных административных формальностей; отсутствие возможностей применения национального  режима к иностранным фирмам и  предпринимателям (различные тарифы при оплате грузовых и пассажирских потоков, разрешение на перемещение  грузов иностранцами только через определенные порты и железнодорожные станции  и т.д.)

o совокупность финансовых мер,  регулирующих импортно-экспортные  потоки:

а) специальные правила импортных  платежей

б) множественные валютные курсы

в) ограничения на накопление иностранной  валюты

г) импортные депозиты

д) отсрочки импортных платежей

е) субсидирование и кредитование экспорта.

 

Особое место в ряду нетарифных методов занимают паратарифные барьеры. Паратарифные барьеры - разновидность нетарифных барьеров, которые увеличивают стоимость импортируемого товара сверх таможенной пошлины (на определенный процент или на определенную величину на единицу товара) к данной категории торговых барьеров относятся:

1.  внутренние налоги и сборы, которыми облагаются импортируемые товары (в РФ налог на добавленную стоимость)

2.  различные таможенные сборы, не имеющие внутреннего аналога (в том числе сборы за таможенное оформление, хранение, таможенное сопровождение, а также регистрационный сбор на импортные транспортные средства и другие сборы), специальные налоги, добавочные пошлины, вводимые в целях улучшения финансового положения государства или защиты национального производства

3.  декретированная таможенная оценка - установление таможенной стоимости определенных товаров, применяемой для исчисления таможенных пошлин и сборов, в административном порядке.

Всемирная торговая организация (ВТО) стремится максимально ограничить использование нетарифных барьеров в мировой торговле.

Сохранившиеся количественные ограничения  на торговлю (в первую очередь сельскохозяйственными  товарами) подвергнуты тарификации, т.е. пересчету в тарифные эквивалент.

В развитых странах ряд видов  квотируемой продукции облагается сравнительно низкими пошлинами, а  к продукции ввозимой сверх этих квот, применяются консолидированные  тарифы, представляющие собой ставку тарифа плюс тарифицированные нетарифные ограничения.

При необходимости использования  нетарифных барьеров ГАТТ/ВТО (ГАТТ - генеральное соглашение по тарифам и торговле) рекомендуется отдавать предпочтение финансовым мерам.

Тарифные и нетарифные методы регулирования  составляют основу протекционистской  политики государства.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

 

В заключении можно сказать, что  без четко функционирующего механизма  государственного регулирования экономики  эффективная реализация национальной и экономической безопасности невозможна.

Чтобы повысить качество системы государственного регулирования, обеспечения экономической безопасности России необходимо:

- способствовать реализации специальной функции государства по обеспечению экономической безопасности;

- использовать весь механизм  государственного регулирования  экономики, включающий государственные  финансы и государственное предпринимательство, денежно-кредитный и внешнеэкономический инструментарий, административно-правовые методы, прогнозирование, планирование, программирование и маневрирование ресурсами;

- радикально пересмотреть методы  государственного регулирования,  а также нормативную базу, регулирующую  экономические отношения и обеспечивающую функционирование экономической системы с точки зрения ее криминологической оценки;

- усилить ответственность хозяйствующих  субъектов за правонарушения  и преступления в сфере экономической  деятельности, затрагивающие интересы  личности и государства (прежде  всего в плане национальной  безопасности);

- создать научно-исследовательские  учреждения, занимающиеся разработкой  проблем, касающихся безопасности  и учебные заведения, специализирующиеся  на подготовке специалистов, занимающихся  защитой экономических интересов  хозяйствующих субъектов;

- необходимо совершенствовать  систему правового обеспечения  государственного регулирования  экономической безопасности.

 


Информация о работе Государственное регулирование экономики