Государственное регулирование экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2013 в 18:39, курсовая работа

Описание работы

Без четко функционирующего механизма государственного регулирования экономики эффективная реализация национальной и экономической безопасности невозможна.
Чтобы повысить качество системы государственного регулирования, обеспечения экономической безопасности России необходимо:
- способствовать реализации специальной функции государства по обеспечению экономической безопасности;
- использовать весь механизм государственного регулирования экономики, включающий государственные финансы и государственное предпринимательство, денежно-кредитный и внешнеэкономический инструментарий, административно-правовые методы, прогнозирование, планирование, программирование и маневрирование ресурсами;
- радикально пересмотреть методы государственного регулирования, а также нормативную базу, регулирующую экономические отношения и обеспечивающую функционирование экономической системы с точки зрения ее криминологической оценки;

Содержание работы

ГЛАВА I. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИКИ.
1.1. Необходимость и сущность госрегулирования.
1.2. Объекты и цели, уровни, модели и средства государственного регулирования экономики.
1.3. Эволюция взглядов на роль гос-ва в развитии национальной экономики.
1.4. Функции гос-ва в регулировании национальной экономики.
1.5. Функции государства в рыночном хозяйстве.
1.6. Основные формы государственного регулирования экономики.
ГЛАВА II. МОДЕЛИ СМЕШАННОЙ ЭКОНОМИКИ. ИНВЕСТИЦИИ. ГОСУДАРСТВЕННОЕ
РЕГУЛИРОВАНИЕ ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ.
2.1. Типы экономических систем.
2.2. Модели рыночной экономики.
2.3. Методы прогнозирования и планирования. Организация планирования и прогнозирования на макроуровне.
2.4. Понятие и сущность национальной экономики.
2.5. Сущность и принципы государственной инновационной политики. Инструменты.
2.6. Технологические уклады. Общехозяйственная структура технологических укладов.
2.7. Понятие и сущность государственной инвестиционной политики.
2.8. Инвестиции, экономическая сущность. Их сущность, характеристика.
2.9. Регулирование инвестиционной деятельности.
2.10. Государственное регулирование внешней торговли.
Заключение.
Список литературы.

Файлы: 1 файл

план курсовой.docx

— 175.39 Кб (Скачать файл)

Инвестиционный капитал: Инвестиционный капитал - это денежные средства, вкладываемые на длительный срок в производство товаров, работ или услуг для получения прибыли.

Материальные активы: непосредственные инвестиции в материальные объекты (земельные участки, средства производства, оборудование, производственные запасы). Различают следующие виды материальных инвестиций: Прямые инвестиции: представляют собой вложения в уставный капитал хозяйствующего субъекта с целью извлечения дохода и получения, прав на участие в управлении данным хозяйствующим субъектом.

Нетто-инвестиции: инвестиционные ресурсы, направляемые на расширение процесса производства в форме нового строительства, расширения, технического перевооружения или реконструкции действующего предприятия. Источником нетто-инвестиций являются прибыль предприятия или заемные средства (кредиты банков, эмиссия ценных долговых бумаг).

Трансфертные инвестиции: вложения денежных средств в те или иные объекты предполагает смену собственника уже существующих целостных имущественных комплексов.

Финансовые активы: осуществляются в производстве товаров, услуг или работ. Осуществляются в сферу производства прибавочной стоимости как непосредственно собственником средств (в форме покупки акций или других ценных бумаг, выдачи активного кредита, доли в первоначальном капитале другого предприятия), так и с помощью посредников (банки, страховые компании, инвестиционные фонды, трасты).

Портфельные инвестиции: связаны с формирование портфеля и представляют собой приобретение ценных бумаг и других активов. Экономисты используют концептуальное понятие для обозначения совокупности активов, составляющих богатство отдельного индивида. Портфель - совокупность собранных воедино различных инвестиционных ценностей, служащих инструментом для достижения конкретной инвестиционной цели вкладчика. В портфель могут входить ценные бумаги одного типа (акции) или различные инвестиционные ценности (акции, облигации, сберегательные и депозитные сертификаты, залоговые свидетельства, страховой полис и др.). Формируя портфель, инвестор исходит из своих "портфельных соображений". "Портфельные соображения" - это желание владельца средств иметь их в такой форме и в таком месте, чтобы они были безопасными, ликвидными и высокодоходными.  

 

Источники инвестиций, их сущностная характеристика.

 

Любые имущественные и интеллектуальные ценности, которые вкладываются в  объекты предпринимательской и  других видов деятельности в целях  получения прибыли и (или) достижения положительного социального эффекта  представляют собой инвестиции. Инвестиции являются воспроизводственными затратами  предприятия. Это затраты денежных средств, обеспечивающие простое и  расширенное воспроизводство активов  предприятия. Инвестиции, в отличие  от текущих затрат предприятия, есть его долговременные затраты. Если с  помощью текущих затрат решаются, как правило, тактические задачи, то с помощью инвестиций хозяйствующий  субъект обычно реализует задачи стратегического порядка -обновление основных фондов или ассортимента продукции, расширение производственных мощностей, новое строительство и др. Прирост  инвестиций предприятия - один из важнейших  показателей, который характеризует  его деятельность в предыдущем периоде. Источники инвестиций в определенной мере совпадают с источниками  финансовых ресурсов предприятия. В  то же время их следует отличать друг от друга. Когда источников финансовых ресурсов недостаточно, источников инвестиций может не быть вовсе. Если финансовые ресурсы превышают текущие, то часть  их переводится в инвестиции. Источниками  инвестиций являются собственные (прибыль, амортизационные отчисления, денежные средства), заемные (банковские кредиты, бюджетные кредиты, облигационные  займы) и привлеченные средства, а  также бюджетные инвестиции. Источники  инвестиций можно подразделять на внутренние, внешние и смешанные.

Внутренним источником инвестиций является разница между общей  суммой денежных средств, имеющихся  у предприятия, и разумной величиной, которая должна оставаться в кассе  и на расчетном счете. К внутренним источникам инвестиций можно отнести  самофинансирование инвестиций, т.е. их финансирование из собственных ресурсов.

Внешние источники - это заемные  и часть привлеченных средств. К  ним относятся кредитное финансирование, выпуск эмиссионных ценных бумаг, финансовый лизинг, а также государственное  финансирование, средства спонсоров  и др.

 

СБЕРЕЖЕНИЕ - ИСТОЧНИК ИНВЕСТИЦИЙ.

 

Регулирование инвестиционной деятельности. 

 

Инвестиция (капитальные  вложения) - совокупность затрат материальных, трудовых и денежных ресурсов, направленных на расширенное воспроизводство, основных фондов всех отраслей народного хозяйства. Инвестиции относительно новый для нашей экономики термин. В рамках централизованной плановой системы использовалось понятие «валовые капитальные вложения», под которыми понимались все затраты на воспроизводство основных фондов, включая затраты на их ремонт. Инвестиции более широкое понятие. Оно охватывает и так называемые реальные инвестиции, близкие по содержанию к нашему термину «капитальные вложения», и «финансовые» (портфельные) инвестиции, то есть вложения в акции, облигации, другие ценные бумаги, связанные непосредственно с титулом собственника, дающим право на получение доходов от собственности. Финансовые инвестиции могут стать как дополнительным источником капитальных вложений, так и предметом биржевой игры на рынке ценных бумаг. Но часть портфельных инвестиций вложения в акции предприятий различных отраслей материального производства по своей природе ничем не отличаются от прямых инвестиций в производство. В журнале «экономист» определены основные направления инвестиционной политики. Были выделены следующие главные задачи инвестиционной политики: формирование благоприятной среды, способствующей повышению инвестиционной активности негосударственного сектора, привлечение частных отечественных и иностранных инвестиций для реконструкции предприятий, а также государственная поддержка важнейших жизне-обеспечивающих производств и социальной сферы при повышении эффективности капитальных вложений.

Финансирование  инвестиционной деятельности

 

ИСТОЧНИКИ:

собственных финансовых ресурсов и  внутрихозяйственных резервов инвестора (прибыль, амортизационные отчисления, денежные накопления и сбережения граждан  и юридических лиц, средства выплачиваемые органами страхования в виде возмещения потерь от аварий, стихийных бедствий и др. средства);

заемных финансовых средств инвестора (банковские и бюджетные кредиты, облигационные займы и др. средства);

привлеченных финансовых средств  инвестора (средства полученные от продажи  акций паевые и иные взносы членов трудовых коллективов, граждан юридических  лиц);

денежных средств, централизуемых объединениями предприятий в  установленном порядке;

инвестиционных ассигнований из государственных  бюджетов, местных бюджетов и внебюджетных фондов;

иностранных инвестиций;

собственные финансовые ресурсы (самофинансирование). Прибыль главная форма чистого  дохода предприятия, выражающая стоимость  прибавочного продукта. Ее величина выступает  как часть денежной выручки, составляющая разницу между реализационной ценой продукции (работ услуг) и ее полной собственностью. Прибыль является обобщающим показателем результатов коммерческой деятельности предприятия. После уплаты налогов и других платежей из прибыли в бюджет у предприятия остается чистая прибил. Часть ее можно направить на капитальные вложения социального и производственного характера. Эта часть прибыли может использоваться на инвестиции в составе фонда или другого фонда аналогичного назначения, создаваемого на предприятии.

Вторым крупным источником финансирования инвестиций на предприятиях являются амортизационные отчисления. Накопление стоимостного износа на предприятии  происходит систематически (ежемесячно), в то время как основные производственные фонды не требуют возмещения в  натуральной форме после каждого  цикла воспроизводства. В результате формируются свободные денежные средства (путем включения амортизационных  отчислений в издержки производства), которые могут быть направлены для  расширения производства основного  капитала предприятий.

Необходимость обновления основных фондов вызванная конкуренцией товаропроизводителей заставляет предприятия производить  ускоренное списание оборудования с  целью образования накопления для  последующего вложения их в инновации. Ускоренная инновация как экономический  стимул инвестирования осуществляется двумя способами.

Первый заключается в том, что  искусственно сокращаются нормативные  сроки службы и соответственно увеличиваются  нормы амортизации. Амортизационные  отчисления, начисленные ускоренным методом, используются предприятиями  самостоятельно для замены физически  и морально устаревшей техники на новую более производительную. За счет высоких амортизационных отчислений понижается размер налогооблагаемой прибыли, а следовательно величина налога. Второй способ ускоренной амортизации  заключается в том, что без  сокращения установленных государством нормативных сроков службы основного  капитала отдельным фирмам разрешается  в течении ряда лет производить  амортизационные отчисления в повышенных размерах но с понижением их в последующие  годы.

Основные принципы инвестиционной политики:

С учетом необходимости преодоления  дальнейшего спада производства и ограниченности финансовых возможностей государства инвестиционную предусматривается  осуществлять на основе следующих принципов:

последовательная децентрализация  инвестиционного процесса путем  развития многообразных форм собственности, повышение роли внутренних (собственных) источников накоплений предприятий  для финансирования их инвестиционных проектов;

государственная поддержка предприятий  за счет централизованных инвестиций;

размещение ограниченных централизованных капитальных вложений и государственное  финансирование инвестиционных проектов производственного назначения строго в соответствии с федеральными целевыми программами и исключительно на конкурентной основе;

усиление государственного контроля за целевым расходованием средств  федерального бюджета;

совершенствование нормативной базы в целях привлечения иностранных  инвестиций;

значительное расширение практики совместного государственно-коммерческого  финансирования инвестиционных проектов.

 

Климат Инвестиционный и его основные характеристики

 

совокупность условий, влияющих на инвестиционный процесс, включающих: экономические, политические, законодательные, социальные, равенство или неравенство условий  для отечественных и иностранных  инвесторов и другие.

РЕГИОНАЛЬНЫЙ ИНВЕСТИЦИОННЫЙ КЛИМАТ И ЕГО СОСТАВЛЯЮЩИЕ

 

Инвестиционный климат страны является наиболее обобщенной характеристикой  инвестиционных процессов в субъектах  РФ и представляет собой сложившуюся  в течении ряда лет совокупность различных социально-экономических, природных, экологических, политических и других условий определяющих масштабы, объем и темпы привлечения  инвестиций в основной капитал региона. В каждом регионе РФ с одной  стороны объективно существуют некоторые  заданные условия и предпосылки  для осуществления инвестиционной деятельности (например, в виде природных  богатств, географического положения, состояние производственной инфраструктуры и политической стабильности и др.) и, с другой стороны, имеет место  субъективная деятельность инвесторов по использованию этих объективно существующих условий и предпосылок. Таким  образом, степень благоприятности  инвестиционного климата региона  определяется совокупным воздействием объективных и субъективных факторов инвестирования.

На макроуровне это понятие включает в себя показатели политической, экономической и социальной среды для инвестиций. На микроуровне инвестиционный климат проявляет себя через двусторонние отношения инвестора и конкретных государственных органов, хозяйственных субъектов-поставщиков, клиентов, банков, а также трудовых коллективов государства-реципиента инвестиций.

Региональный инвестиционный климат представляет собой систему правовых, экономических и социальных условий инвестиционной деятельности, формирующихся под воздействие широкого круга взаимосвязанных процессов, подразделяющихся на свои макро-, микро- и собственно региональные уровни управления, отражающие как объективные возможности региона к развитию и расширению инвестиционной деятельности, характеризующие его инвестиционный потенциал, так и условия деятельности инвесторов, создающих предпосылки для проявления устойчивых инвестиционных мотиваций и оказывающих существенное влияние на доходность инвестиций и уровень инвестиционных рисков.

Составляющая инвестиционного  климата региона - это его инвестиционная привлекательность, которая представляет собой совокупность различных объективных возможностей и ограничений, обуславливающих интенсивность привлечения инвестиций в регион, или инвестиционную активность в регионе, представляющей собой вторую составляющую инвестиционного климата.

В свою очередь в составе инвестиционной привлекательности выделяются также 2 составляющие: объективные возможности региона по привлечению инвестиций представляют собой инвестиционный потенциал региона, а объективные ограничения, препятствующие реализации таких возможностей – это разнообразные региональные инвестиционные риски, наличие которых определяет вероятность неполной реализации инвестиционного потенциала региона.

Инвестиционный потенциал региона  складывается из следующих основных частных потенциалов:

- ресурсно-сырьевого (обеспеченность  производственными и сырьевыми  ресурсами)

- трудового (трудовые ресурсы  и их уровень квалификации)

- инновационного (уровень развития  науки и внедрения достижений  НТП в регионе)

- институционального (степень развития  ведущих институтов рыночной  экономики)

- инфраструктурного (географическое  положение региона и его инфраструктурная  обеспеченность)

- финансового (объем налоговой  базы и прибыльность предприятий  региона)

- потребительского (совокупная покупательная  способность населения региона)

Информация о работе Государственное регулирование экономики