Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2013 в 18:39, курсовая работа
Без четко функционирующего механизма государственного регулирования экономики эффективная реализация национальной и экономической безопасности невозможна.
Чтобы повысить качество системы государственного регулирования, обеспечения экономической безопасности России необходимо:
- способствовать реализации специальной функции государства по обеспечению экономической безопасности;
- использовать весь механизм государственного регулирования экономики, включающий государственные финансы и государственное предпринимательство, денежно-кредитный и внешнеэкономический инструментарий, административно-правовые методы, прогнозирование, планирование, программирование и маневрирование ресурсами;
- радикально пересмотреть методы государственного регулирования, а также нормативную базу, регулирующую экономические отношения и обеспечивающую функционирование экономической системы с точки зрения ее криминологической оценки;
ГЛАВА I. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИКИ.
1.1. Необходимость и сущность госрегулирования.
1.2. Объекты и цели, уровни, модели и средства государственного регулирования экономики.
1.3. Эволюция взглядов на роль гос-ва в развитии национальной экономики.
1.4. Функции гос-ва в регулировании национальной экономики.
1.5. Функции государства в рыночном хозяйстве.
1.6. Основные формы государственного регулирования экономики.
ГЛАВА II. МОДЕЛИ СМЕШАННОЙ ЭКОНОМИКИ. ИНВЕСТИЦИИ. ГОСУДАРСТВЕННОЕ
РЕГУЛИРОВАНИЕ ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ.
2.1. Типы экономических систем.
2.2. Модели рыночной экономики.
2.3. Методы прогнозирования и планирования. Организация планирования и прогнозирования на макроуровне.
2.4. Понятие и сущность национальной экономики.
2.5. Сущность и принципы государственной инновационной политики. Инструменты.
2.6. Технологические уклады. Общехозяйственная структура технологических укладов.
2.7. Понятие и сущность государственной инвестиционной политики.
2.8. Инвестиции, экономическая сущность. Их сущность, характеристика.
2.9. Регулирование инвестиционной деятельности.
2.10. Государственное регулирование внешней торговли.
Заключение.
Список литературы.
По степени формализации методы экономического прогнозирования можно подразделить на интуитивные и формализованные.
Интуитивные методы базируются на интуитивно-логическом мышлении. Они используются в тех случаях, когда невозможно учесть влияние многих факторов из-за значительной сложности объекта прогнозирования или объект слишком прост и не требует проведения трудоемких расчетов. Такие методы целесообразно использовать и в других случаях в сочетании с формализованными методами для повышения точности прогнозов.
Среди интуитивных методов
широкое распространение
Применяются также методы
исторических аналогий и прогнозирования
по образцу. Здесь имеет место
своеобразная экстраполяция. Техника
прогнозирования состоит в
К формализованным методам относятся методы экстраполяции и методы моделирования. Они базируются на математической теории.
Среди методов экстраполяции
широкое распространение
Методы моделирования
предполагают использование в процессе
прогнозирования и планирования
различного рода экономико-математических
моделей, представляющих собой формализованное
описание исследуемого экономического
процесса (объекта) в виде математических
зависимостей и отношений. Различают
следующие модели: матричные, оптимального
планирования, экономико-статистические
(трендовые, факторные, эконометрические),
имитационные, принятия решений. Для
реализации экономико-математических
моделей применяются экономико-
В практике прогнозирования
и планирования широко используются
-также метод экономического (системного)
анализа, нормативный и балансовый
методы. Для разработки целевых комплексных
программ используется программно-целевой
метод (ПЦМ) в сочетании с другими
методами. Следует отметить, что
представленный перечень методов и
их групп не является исчерпывающим.
Рассмотрим методы, получившие широкое
распространение в мировой
Организация планирования и прогнозирования на макроуровне.
стратегическое планирование и прогнозирование; стратегическое планирование и проблемы региональной экономики
Стратегическое планирование актуализирует рассмотрение процессов согласования целей и задач экономики и потенциальных возможностей предприятия. Такая постановка вопроса требует формализованного обоснования направления деятельности предприятия, целей его структурных подразделений, способов функционирования и т.д.
Объект стратегического планирования — деятельность хозяйствующих субъектов, структурных элементов национальной экономики, вся национальная экономика страны с позиций их будущего состояния в ближней и долгосрочной перспективах.
Содержанием стратегического
планирования является планомерная
организация регулирования
Стратегическое
Роль планирования в жизни общества, его отдельных подсистем и элементов определяется положением, которое планирование занимает в системе управления.
Как известно, сущность любого
явления или процесса проявляется
в его функциях. Анализ содержания
основных функций управления позволяет
сделать вывод о том, что двойственная
функция управления — подготовка
и принятие управленческого решения
— означает прежде всего практическую
работу по постановке целей, задач, которые
преследует субъект управления, и
разработку мер, обеспечивающих их достижение.
По своему содержанию такая деятельность
и есть не что иное, как планирование.
Двойственная функция управления подготовки
и принятия решений занимает центральное
место в системе всех его функций.
Аргументами в пользу такого утверждения
являются: во-первых, тот факт, что
с нее начинается процесс управления
и появляется управленческое решение,
по поводу реализации которого в последующем
и становится возможной сама управленческая
деятельность; во-вторых, от качества работы
по подготовке управленческих решений,
т.е. планирования, зависит и качество
самих этих решений, а следовательно,
предопределяется успех или неуспех
всей управленческой деятельности; в-третьих,
управленческое решение, являясь конечным
результатом процесса планирования,
связывает прошлое с будущим
через настоящее и обеспечивает
непрерывное протекание всех управляемых,
регулируемых процессов. Поскольку
планирование есть органически неразрывный
структурный элемент
Планирование можно определить
как специфическую форму
Поскольку планирование есть
элемент управления, причем занимающий
в системе управления центральное
место, необходимо обратиться к объективным
основам возникновения
Стратегическое
В условиях рыночной экономики
возрастает роль такой процедуры
стратегического планирования,
Прогнозирование — это важнейшая процедура стратегического планирования развития национальной экономики в целом, ее отдельных звеньев и структурных элементов. Оно является одной из форм плановой деятельности, состоящей в научном предвидении состояния объекта прогнозирования в определенный момент будущего, основанном либо на анализе тенденций социально-экономического развития объекта за соответствующий (обычно двух-трехкратный) по сравнению с периодом прогноза период в прошлом и экстраполировании этих тенденций (генетический подход), либо на использовании нормативных расчетов (нормативный или целеполагающий подход). Содержанием стратегического прогнозирования является разработка селективных, долгосрочных и среднесрочных прогнозов, касающихся национальной экономики в целом, ее составных подсистем и элементов.
Стратегическое
Предсказательная функция
состоит в описании возможных
или желательных перспектив, состояний
объекта прогнозирования в
Процесс и результаты прогностической
деятельности могут использоваться
в двух важнейших направлениях: теоретико-познавательном
и управленческом. Теоретико-познавательное
значение стратегического
По времени и характеру решаемых проблем прогнозы подразделяются на:
а) стратегические и тактические; б) оперативные; в) краткосрочные; г) среднесрочные;
д) долгосрочные и е) дальнесрочные.
Понятие и сущность структуры национальной экономики.
Понятие национальной экономики и её структура.
К определению сущности этого
термина имеется два подхода:
технологический и социально-
Национальное хозяйство
представляет собой сложную систему,
состоящую из множества макроэкономических
элементов связанных друг с другом.
Соотношение между этими
· отраслевую структуру, представляющую собой соотношение различных отраслей в системе национального хозяйства;
· воспроизводственную структуру, это срез хозяйственной структуры, которая отражает возможность роста экономики и её эффективности, в данном случае наиболее важно соотношение между потреблением и накоплением, так как оно является основным определяющим условием расширенного воспроизводства, при таком подходе национальная экономика включает три субъекта: домашнее хозяйство, фирмы (предприятия), государство