Государственное регулирование экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2013 в 18:39, курсовая работа

Описание работы

Без четко функционирующего механизма государственного регулирования экономики эффективная реализация национальной и экономической безопасности невозможна.
Чтобы повысить качество системы государственного регулирования, обеспечения экономической безопасности России необходимо:
- способствовать реализации специальной функции государства по обеспечению экономической безопасности;
- использовать весь механизм государственного регулирования экономики, включающий государственные финансы и государственное предпринимательство, денежно-кредитный и внешнеэкономический инструментарий, административно-правовые методы, прогнозирование, планирование, программирование и маневрирование ресурсами;
- радикально пересмотреть методы государственного регулирования, а также нормативную базу, регулирующую экономические отношения и обеспечивающую функционирование экономической системы с точки зрения ее криминологической оценки;

Содержание работы

ГЛАВА I. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИКИ.
1.1. Необходимость и сущность госрегулирования.
1.2. Объекты и цели, уровни, модели и средства государственного регулирования экономики.
1.3. Эволюция взглядов на роль гос-ва в развитии национальной экономики.
1.4. Функции гос-ва в регулировании национальной экономики.
1.5. Функции государства в рыночном хозяйстве.
1.6. Основные формы государственного регулирования экономики.
ГЛАВА II. МОДЕЛИ СМЕШАННОЙ ЭКОНОМИКИ. ИНВЕСТИЦИИ. ГОСУДАРСТВЕННОЕ
РЕГУЛИРОВАНИЕ ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ.
2.1. Типы экономических систем.
2.2. Модели рыночной экономики.
2.3. Методы прогнозирования и планирования. Организация планирования и прогнозирования на макроуровне.
2.4. Понятие и сущность национальной экономики.
2.5. Сущность и принципы государственной инновационной политики. Инструменты.
2.6. Технологические уклады. Общехозяйственная структура технологических укладов.
2.7. Понятие и сущность государственной инвестиционной политики.
2.8. Инвестиции, экономическая сущность. Их сущность, характеристика.
2.9. Регулирование инвестиционной деятельности.
2.10. Государственное регулирование внешней торговли.
Заключение.
Список литературы.

Файлы: 1 файл

план курсовой.docx

— 175.39 Кб (Скачать файл)

По степени формализации методы экономического прогнозирования  можно подразделить на интуитивные  и формализованные.

Интуитивные методы базируются на интуитивно-логическом мышлении. Они  используются в тех случаях, когда  невозможно учесть влияние многих факторов из-за значительной сложности объекта  прогнозирования или объект слишком  прост и не требует проведения трудоемких расчетов. Такие методы целесообразно использовать и в  других случаях в сочетании с  формализованными методами для повышения  точности прогнозов.

Среди интуитивных методов  широкое распространение получили методы экспертных оценок. Они используются как в нашей стране, так и  за рубежом для получения прогнозных оценок развития производства, научно-технического прогресса, эффективности использования  ресурсов и т.п.

Применяются также методы исторических аналогий и прогнозирования  по образцу. Здесь имеет место  своеобразная экстраполяция. Техника  прогнозирования состоит в анализе  высокоразвитой системы (страны, региона, отрасли) одного и того же приближенного  уровня, который теперь имеется в  менее развитой аналогичной системе, и на основании истории развития изучаемого процесса в высокоразвитой системе строится прогноз для  менее развитой системы. Практика свидетельствует, что такие аналогии можно использовать при определении путей развития новых отраслей и видов техники (производство ЭВМ, телевизоров и т.п.), структуры производства, потребления и т.д. Естественно, что полученный таким образом “образец” — лишь начальный пункт прогнозирования. К окончательному выводу можно прийти, лишь исследуя внутренние условия и закономерности развития.

К формализованным методам  относятся методы экстраполяции  и методы моделирования. Они базируются на математической теории.

Среди методов экстраполяции  широкое распространение получил  метод подбора функций, основанный на методе наименьших квадратов (МНК). В современных условиях все большее  значение стали придавать модификациям МНК: методу экспоненциального сглаживания  с регулируемым трендом и методу адаптивного сглаживания.

Методы моделирования  предполагают использование в процессе прогнозирования и планирования различного рода экономико-математических моделей, представляющих собой формализованное  описание исследуемого экономического процесса (объекта) в виде математических зависимостей и отношений. Различают  следующие модели: матричные, оптимального планирования, экономико-статистические (трендовые, факторные, эконометрические), имитационные, принятия решений. Для  реализации экономико-математических моделей применяются экономико-математические методы.

В практике прогнозирования  и планирования широко используются -также метод экономического (системного) анализа, нормативный и балансовый методы. Для разработки целевых комплексных  программ используется программно-целевой  метод (ПЦМ) в сочетании с другими  методами. Следует отметить, что  представленный перечень методов и  их групп не является исчерпывающим. Рассмотрим методы, получившие широкое  распространение в мировой практике.

 

Организация планирования и прогнозирования на макроуровне. 

 

стратегическое  планирование и прогнозирование; стратегическое планирование и проблемы региональной экономики

Стратегическое планирование актуализирует рассмотрение процессов  согласования целей и задач экономики  и потенциальных возможностей предприятия. Такая постановка вопроса требует  формализованного обоснования направления  деятельности предприятия, целей его  структурных подразделений, способов функционирования и т.д.

Объект стратегического  планирования — деятельность хозяйствующих  субъектов, структурных элементов  национальной экономики, вся национальная экономика страны с позиций их будущего состояния в ближней  и долгосрочной перспективах.

Содержанием стратегического  планирования является планомерная  организация регулирования развития национальной экономики, ее отдельных  подсистем, планирование деятельности коммерческих структур. Речь идет прежде всего о регулировании с помощью макроэкономического стратегического планирования динамики национальной экономики и структурных сдвигов в ней, занятости населения, решении других социальных проблем (уровня и качества жизни, развитии отраслей социальной инфраструктуры), осуществлении мероприятий в сфере экологии, поддержке науки, направлении финансовых потоков в стране и т.д. На микроуровне, т.е. на уровне первичного звена экономики (фирм, других рыночных организаций) — разработка стратегических программ и планов их деятельности в среднесрочной и дальнесрочной перспективах, создающих необходимые предпосылки для выживания в условиях острой конкурентной борьбы.

Стратегическое прогнозирование  региональной экономики представляет собой более конкретный, специализированный уровень осуществления экономического действия предприятия, т.е. региональный вопрос прогнозирования предъявляет  более специфические, конкретные, строго детерминированные в перспективе  требования к системе стратегического  выстраивания программы действий предприятия.

Роль планирования в жизни  общества, его отдельных подсистем  и элементов определяется положением, которое планирование занимает в  системе управления.

Как известно, сущность любого явления или процесса проявляется  в его функциях. Анализ содержания основных функций управления позволяет  сделать вывод о том, что двойственная функция управления — подготовка и принятие управленческого решения  — означает прежде всего практическую работу по постановке целей, задач, которые  преследует субъект управления, и  разработку мер, обеспечивающих их достижение. По своему содержанию такая деятельность и есть не что иное, как планирование. Двойственная функция управления подготовки и принятия решений занимает центральное  место в системе всех его функций. Аргументами в пользу такого утверждения  являются: во-первых, тот факт, что  с нее начинается процесс управления и появляется управленческое решение, по поводу реализации которого в последующем  и становится возможной сама управленческая деятельность; во-вторых, от качества работы по подготовке управленческих решений, т.е. планирования, зависит и качество самих этих решений, а следовательно, предопределяется успех или неуспех  всей управленческой деятельности; в-третьих, управленческое решение, являясь конечным результатом процесса планирования, связывает прошлое с будущим  через настоящее и обеспечивает непрерывное протекание всех управляемых, регулируемых процессов. Поскольку  планирование есть органически неразрывный  структурный элемент управления, часть его важнейшей функции, то вполне обоснованно говорить о  том, что планирование — центральное  звено в системе управления.

Планирование можно определить как специфическую форму общественной практики людей, являющуюся одной из функций управления — приоритетной, состоящей в подготовке различных  вариантов управленческих решений  в виде прогнозов, проектов программ и планов, обосновании их оптимальности, обеспечении возможности выполнения и проверки их выполнения.

Поскольку планирование есть элемент управления, причем занимающий в системе управления центральное  место, необходимо обратиться к объективным  основам возникновения потребности  в управлении. Управление — это  свойство, внутренне присущее обществу на любой ступени его развития. Оно имеет всеобщий характер и  обусловлено тем решающим обстоятельством, что для производства товаров  и оказания услуг, осуществления  других видов своей жизнедеятельности  люди должны общаться, совместно трудиться, обмениваться продуктами своей деятельности. Труд был и навсегда останется  трудом общественным. Для того, чтобы  успешно противостоять силам  природы, люди с первых же шагов своего существования должны были трудиться  сообща, объединяться в коллективы.

Стратегическое прогнозирование  является достаточно сложным процессом  в планировании действий предприятия  из-за необходимости соотнесения  на избранной основе факторов настоящего периода функционирования с вероятностными, прогнозными, которые в целом  представляют собой внешнеэкономическую  среду предприятия и подлежат измерению, оценке и анализу.

В условиях рыночной экономики  возрастает роль такой процедуры  стратегического планирования, как прогнозирование. Это связано с двумя обстоятельствами. Во-первых, с тем, что рыночное хозяйство отличается постоянными колебаниями конъюнктуры, которые непосредственно отражаются на доходах и судьбе каждого продавца и покупателя товаров или услуг. Чтобы не допускать крупных, подчас непоправимых ошибок, нужно оценивать возможные альтернативы рыночной динамики, поведения контрагентов и конкурентов на внутреннем и внешнем рынках. Во-вторых, в рыночном хозяйстве стратегическое прогнозирование выступает как исходный пункт при обосновании проектов долгосрочных программ и планов. Это связано с тем, что многие процессы, охватываемые программами и планами, выступающие в качестве важнейших факторов воспроизводства (природные процессы и зависящие от них колебания продуктивности сельского хозяйства, изменения численности и структуры населения страны и, прежде всего, его экономически активной части, спрос на товары и услуги на внутреннем и внешнем рынках и т.д.), имеют чрезвычайно высокую степень неопределенности. Поэтому можно лишь прогнозировать их динамику и воздействие на социально-экономическое развитие.

Прогнозирование — это важнейшая процедура стратегического планирования развития национальной экономики в целом, ее отдельных звеньев и структурных элементов. Оно является одной из форм плановой деятельности, состоящей в научном предвидении состояния объекта прогнозирования в определенный момент будущего, основанном либо на анализе тенденций социально-экономического развития объекта за соответствующий (обычно двух-трехкратный) по сравнению с периодом прогноза период в прошлом и экстраполировании этих тенденций (генетический подход), либо на использовании нормативных расчетов (нормативный или целеполагающий подход). Содержанием стратегического прогнозирования является разработка селективных, долгосрочных и среднесрочных прогнозов, касающихся национальной экономики в целом, ее составных подсистем и элементов.

Стратегическое прогнозирование  выступает в качестве важнейшего связующего звена между теорией  и практикой регулирования всех областей жизни общества, предпринимательских  структур. Оно выполняет две важнейшие  функции. Первая из них — предсказательная. Иногда ее еще называют описательной. Вторая, непосредственно связанная с первой, — предписательная, или предуказательная, способствующая оформлению прогноза, плана деятельности.

Предсказательная функция  состоит в описании возможных  или желательных перспектив, состояний  объекта прогнозирования в будущем.

Процесс и результаты прогностической  деятельности могут использоваться в двух важнейших направлениях: теоретико-познавательном и управленческом. Теоретико-познавательное значение стратегического прогнозирования  состоит в изучении и совершенствовании  методологии и методики работы по составлению прогнозов, выявлении  тенденций, проявившихся в развитии национальной экономики и в системе  социальных отношений, факторов, способствующих возникновению и их существованию, возможных изменений этих факторов, а соответственно и самих тенденций. Управленческий аспект стратегического  прогнозирования — использование  прогнозов экономического и социального  развития общества для создания необходимых  предпосылок, обеспечивающих повышение  научного уровня подготавливаемых управленческих решений.

По времени и характеру  решаемых проблем прогнозы подразделяются на:

а) стратегические и тактические; б) оперативные; в) краткосрочные; г) среднесрочные;

д) долгосрочные и е) дальнесрочные.  

 

Понятие и сущность структуры национальной экономики. 

 

Понятие национальной экономики и её структура.

К определению сущности этого  термина имеется два подхода: технологический и социально-экономический. При техническом подходе национальная экономика представляет собой совокупность отраслей и видов производств, исходя из технологического подхода, в национальной экономике выделяют материальное и  нематериальное производство. Социально-экономический  подход основан на понятии общественного  производства, представляющего собой  процесс взаимодействия человеческого  общества и природой, национальная экономика в данном случае есть совокупность производственных отношений соответствующих  данной стадии развития производственных сил, базиса общества. 

Национальное хозяйство  представляет собой сложную систему, состоящую из множества макроэкономических элементов связанных друг с другом. Соотношение между этими элементами составляет экономическую структуру  государства, общества. Принято выделять следующие виды экономических структур:

·  отраслевую структуру, представляющую собой соотношение различных отраслей в системе национального хозяйства;

·  воспроизводственную структуру, это срез хозяйственной структуры, которая отражает возможность роста экономики и её эффективности, в данном случае наиболее важно соотношение между потреблением и накоплением, так как оно является основным определяющим условием расширенного воспроизводства, при таком подходе национальная экономика включает три субъекта: домашнее хозяйство, фирмы (предприятия), государство

Информация о работе Государственное регулирование экономики