Государственное регулирование экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2013 в 18:39, курсовая работа

Описание работы

Без четко функционирующего механизма государственного регулирования экономики эффективная реализация национальной и экономической безопасности невозможна.
Чтобы повысить качество системы государственного регулирования, обеспечения экономической безопасности России необходимо:
- способствовать реализации специальной функции государства по обеспечению экономической безопасности;
- использовать весь механизм государственного регулирования экономики, включающий государственные финансы и государственное предпринимательство, денежно-кредитный и внешнеэкономический инструментарий, административно-правовые методы, прогнозирование, планирование, программирование и маневрирование ресурсами;
- радикально пересмотреть методы государственного регулирования, а также нормативную базу, регулирующую экономические отношения и обеспечивающую функционирование экономической системы с точки зрения ее криминологической оценки;

Содержание работы

ГЛАВА I. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИКИ.
1.1. Необходимость и сущность госрегулирования.
1.2. Объекты и цели, уровни, модели и средства государственного регулирования экономики.
1.3. Эволюция взглядов на роль гос-ва в развитии национальной экономики.
1.4. Функции гос-ва в регулировании национальной экономики.
1.5. Функции государства в рыночном хозяйстве.
1.6. Основные формы государственного регулирования экономики.
ГЛАВА II. МОДЕЛИ СМЕШАННОЙ ЭКОНОМИКИ. ИНВЕСТИЦИИ. ГОСУДАРСТВЕННОЕ
РЕГУЛИРОВАНИЕ ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ.
2.1. Типы экономических систем.
2.2. Модели рыночной экономики.
2.3. Методы прогнозирования и планирования. Организация планирования и прогнозирования на макроуровне.
2.4. Понятие и сущность национальной экономики.
2.5. Сущность и принципы государственной инновационной политики. Инструменты.
2.6. Технологические уклады. Общехозяйственная структура технологических укладов.
2.7. Понятие и сущность государственной инвестиционной политики.
2.8. Инвестиции, экономическая сущность. Их сущность, характеристика.
2.9. Регулирование инвестиционной деятельности.
2.10. Государственное регулирование внешней торговли.
Заключение.
Список литературы.

Файлы: 1 файл

план курсовой.docx

— 175.39 Кб (Скачать файл)

Рыночная экономическая  система функционирует на принципах  саморегуляции. Факторы производства находятся в частной собственности, которая призвана обеспечить личную независимость и возможность  развития экономической деятельности каждому человеку.

Инициатива сосредоточена  в руках частного сектора, действия которого координирует рынок. Поведение  продавцов и покупателей осуществляется через механизм цен, который поддерживает равновесие между производством  и потреблением, спросом и предложением.

Благосостояние каждого  человека в рыночной системе определяется тем, насколько успешно он может  продать на рынке товар, которым  владеет: свою рабочую силу, навыки, собственные изделия, земельный  участок, умение проводить коммерческие операции. Основным регулирующим инструментом в такой системе является закон  стоимости. Поведение каждого ее участника мотивируется его личными, эгоистическими интересами. Каждый субъект  экономических отношений стремиться максимизировать свой доход на основе индивидуального принятия решений. В такой системе существует много  самостоятельно действующих покупателей и продавцов каждого продукта и ресурса. Экономическая власть здесь широко рассеяна, здесь мала или вовсе отсутствует необходимость в правильном вмешательстве в экономический процесс и в правительственном контроле. Роль правительства ограничивается защитой частной собственности и установлением надлежащей правовой структуры, облегчающей функционирование свободных рынков.

Отрицательными сторонами  рыночной экономики являются следующие  черты: отсутствие стабильности, циклические  колебания, проявление негативных последствий  для развития общества. Практика современной  экономики предполагает использование  гибкой фискальной политики, формирование стратегических переходящих запасов  для стабилизации развития национальной экономики в кризисных ситуациях. Проявление монополистических тенденций, ведущих к повышению цен, сокращению производства и ухудшению качества предполагаемых услуг, предполагает проведение государством взвешенной антимонопольной  политики и стимулирование конкурентной борьбы на товарных рынках. Значительная дифференциация доходов, их неравномерное  распределение. Поэтому одной из функций государства является проявление эффективной налоговой политики и осуществление социальной поддержки  наиболее незащищенных слоев населения. В ней с одной стороны, большая  часть хозяйственных ресурсов находится  в частных руках, многочисленные малые и средние бизнесы плодотворно  сотрудничают с крупными корпорациями, эффективно действуют стимулы и  принципы свободного рынка, свобода  частной инициативы гарантирует  право на частную собственность, самостоятельность в хозяйственной  деятельности, свободные цены, конкуренция, свобода торговли. В то же время, с другой стороны, ряд важных сфер (оборонный и космический комплексы, общее образование и здравоохранение, социальная защита) принадлежит государству, и правительство активно воздействует на социально-экономические процессы. При этом забота иных государств о  развитии столь значительна (как  скажем, в Германии, Швеции), что хозяйство  таких стран часто называют социально-рыночной экономикой.

Смешанная экономика - экономическая система, в которой и правительственные, и частные решения определяют структуру распределения ресурсов. Так, даже в бывших социалистических странах доминирующе административно-командное управление допускало существование рынка. Большинство развитых стран, включая США, Англию, Францию, Германию, имеют смешанную экономику, в которой и государство, и частный сектор (предприятия и домашние хозяйства) играют важную роль в производстве, распределении, обмене и потреблении всех ресурсов и материальных благ. Государство вмешивается в рыночную экономику, но не настолько, чтобы совсем уничтожить регулирующую роль рынка.

 

МОДЕЛИ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ

 

Экономическая модель каждой страны - это результат длительного исторического процесса, в течение которого выстраивается соотношение элементов модели и формируется механизм их взаимодействия. Именно поэтому каждая национальная экономическая система уникальна, и механическое заимствование ее достижений невозможно.

Различают несколько моделей  смешанной эк-ки.

Американская  модель основана на высоком уровне производительности труда и ориентации граждан на достижение личного успеха. Государство поощряет предпринимательскую активность, обогащение наиболее активной части населения. При отсутствии диктата социального равенства как государственной задачи именно оно создает приемлемый уровень жизни малообеспеченным группам населения за счет частичных льгот и пособий.

Таким образом, отметим характерные  для американской модели черты:

- абсолютное преобладание  частной собственности;

- законодательное обеспечение  максимальной свободы субъектов  рынка;

- ограничение сферы государственного  регулирования в основном проведением  макроэкономической политики;

- относительно небольшая  доля государственного бюджета  в ВВП и удельного веса госинвестиций  и выплат по линии социального  обеспечения в структуре государственных  расходов.

Германская модель - это модель социального рыночного хозяйства, которая расширение конкурентных начал увязывает с созданием особой социальной инфраструктуры, смягчающей недостатки рынка и капитала, с формированием многослойной институциональной структуры субъектов социальной политики.

В Германии государству отведена регулирующая функция. При этом действует  принцип: «как можно меньше государства, насколько это возможно, и столько  государства, насколько это нужно».

Наемные работники и работодатели выступают как социальные партнеры, свободно и в основном благоразумно договариваются о размерах заработной платы, продолжительности рабочего времени и отпусков, о других условиях труда. Одновременно действует разветвленная  система социальной защиты: выплаты  заболевшим, инвалидам, безработным; помощь тем, кто пострадал от банкротства  своего предприятия или осваивает  новую профессию; пособия на детей, малоимущим, жертвам войны. Функционирование данной модели создает правовые и  социальные рыночные условия для  экономической инициативы. Они воплощаются  в социальном равенстве граждан - равенстве прав, стартовых условий  и правовой защиты. Важнейшая задача государства при этом - обеспечивать баланс между рыночной эффективностью и социальным равенством.

Таким образом, для германской модели социально-ориентированной  рыночной экономики характерны следующие  основные черты:

- смешанная экономика  характеризуется более или менее  значительным государственным сектором;

- осуществляется государственное  регулирование не только макроэкономических  процессов, но и отдельных сфер  деятельности хозяйствующих субъектов;

- социальная ориентация  экономики, существенный патернализм  (отеческое отношение) государства  реализуется по отношению ко  всем членам общества, обеспечивая  таким путем гарантии определенного  уровня удовлетворения потребностей  населения в услугах здравоохранения,  образования, культуры, в жилье;

- направленность регулирования  на поддержание свободной конкуренции,  уменьшение концентрации капиталов  в немногих руках, создание  новых хозяйственных единиц;

- регулирование занятости  населения с ориентацией на  минимизацию безработицы;

- большой удельный вес  госбюджета в ВВП (хотя ФРГ  находится в середине развитых  капиталистических стран по этому  показателю);

- регулирование экономики  в основном через кредитно-денежную  политику, а не бюджетно-финансовую.

Шведская модель отличается сильной социальной политикой, направленной на сокращение имущественного неравенства за счет перераспределения национального дохода в пользу наименее обеспеченных слоев населения путем высокой нормы налогообложения. Такая модель получила название «функциональной социализации», при которой функция производства ложится на частные предприятия, действующий на конкурентной рыночной основе, а функция обеспечения высокого уровня жизни - на государство.

Шведская модель в ее классическом виде - это социальная модель, для  которой характерен высокий уровень  социальных гарантий, базирующихся на широком перераспределении доходов  и распространении многообразных  «свободных ассоциаций». В целом  шведскую модель можно определить как  модель, сочетающую полную занятость  населения и стабильность цен  путем проведения общей рестриктивной  экономической политики, дополненной  селективными мерами для поддержания  высокого уровня занятости и капиталовложений. Доминирование в целях модели полной занятости и выравнивания доходов объясняется уникальной силой шведского рабочего движения, в Швеции также сильно развито  стремление к равенству.

Специфическим фактором, присущим Швеции, является ее внешнеполитический нейтралитет.

Швеция, избравшая принцип  всеобщего благосостояния, расширила  государственный сектор до такого размера, что сделало страну уникальной в  этой области: 1/3 самодеятельного населения  была занята в государственном секторе, что отражалось в высоких ставках  налогообложения. Суммарные государственные  доходы, включающие, как издержки на государственный сектор, так и  трансфертные платежи, превышали 60% ВВП  Швеции, что вывело ее на первое место  в мире по расходам. Эта часть  шведской модели характеризуется как  социализация основных потребностей, таких как образование, здравоохранение. Меньших успехов достигла Швеция в других областях, в частности, цены росли быстрее, чем в ряде западноевропейских государств. Почти не увеличивалась производительность труда. Наиболее слабым местом модели оказалась сложность сочетания полной занятости и стабильности цен. Инфляция и относительно скромный экономический рост стали своего рода оплатой полной занятости и политики равенства.

Выделим специфические черты  шведской модели:

-низкая безработица;

-профсоюзная политика  солидарности в области зарплаты;

-централизованные переговоры  по зарплате;

-значительный государственный  сектор;

-тяжелое налоговое бремя.

Японская модель - модель регулируемого корпоративного капитализма, в которой благоприятные возможности накопления капитала сопрягаются с активной ролью государственного регулирования в сферах программирования экономического развития, структурной, инвестиционной и внешнеэкономической политики и с особым социальным значением корпоративного (внутрифирменного) начала.

Японская модель экономики  отличается развитым планированием, координацией деятельности правительства и частного сектора. Экономическое планирование государства носит рекомендательный характер. Планы представляют собой  государственные программы, ориентирующие  и мобилизующие отдельные звенья экономики на выполнение общенациональных задач. Для японской экономики характерно сохранение национальных традиций при  заимствовании у других стран  того, что нужно для развития страны. Это позволяет создавать такие  системы управления и организации  производства, которые в условиях Японии дают большой эффект. Заимствование  японского опыта другими странами не всегда дает ожидаемый результат (например, кружки качества), поскольку  в этих странах нет японских традиций.

Японская модель характеризуется определенным отставанием уровня жизни населения (в том числе заработной платы) от уровня производительности труда. За счет этого достигается снижение себестоимости продукции и резкое повышение ее конкурентоспособности на мировом рынке. Препятствий имущественному расслоению не ставится. Такая модель возможна только при исключительно высоком , самосознании, приоритете интересов нации над интересами конкретного человека, готовности населения идти на определенные материальные жертвы ради процветания страны. Одной из особенностей японской модели является социальная организация общества в Японии, предусматривающая гармонизацию отношений в обществе на всех его уровнях и во всех социальных сферах на основе уважения традиций японского образа жизни. На базе этих моральных ценностей сложилась своеобразная мотивация трудовой деятельности. Именно эта модель демонстрирует значение социокультурного и конфессиональных факторов в экономической жизни общества.

Итак, проведя анализ описных  выше моделей рыночной экономики, можно  прийти к выводу, что при наличии  частных различий для всех развитых стран характерен ряд общих закономерностей:

-господство частной собственности  и частной инициативы;

-рыночная экономика играет  решающую роль в их развитии;

-основными производителями  являются крупные объединения,  контролирующие движение капитала;

-государственное регулирование  экономики стало необходимым  условием экономического роста,  и государство стало активным  субъектом экономики;

-наблюдается тенденция  к формированию социально-ориентированных  систем;

-стремление к открытой  экономике. 

 

Методы прогнозирования  и планирования

Прогнозирование и планирование экономики представляет собой сложный  многоступенчатый и итеративный  процесс, в ходе которого должен решаться обширный круг различных социально-экономических  и научно-технических проблем, для  чего необходимо использовать в сочетании  самые разнообразные методы. В  теории и практике плановой деятельности за прошедшие годы накоплен значительный набор различных методов разработки прогнозов и планов. По оценкам  ученых, насчитывается свыше 150 различных  методов прогнозирования; на практике же в качестве основных используется лишь 15—20. Развитие информатики и  средств вычислительной техники  создает возможность расширения круга используемых методов прогнозирования  и планирования и их совершенствования.

Информация о работе Государственное регулирование экономики