Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2013 в 18:39, курсовая работа
Без четко функционирующего механизма государственного регулирования экономики эффективная реализация национальной и экономической безопасности невозможна.
Чтобы повысить качество системы государственного регулирования, обеспечения экономической безопасности России необходимо:
- способствовать реализации специальной функции государства по обеспечению экономической безопасности;
- использовать весь механизм государственного регулирования экономики, включающий государственные финансы и государственное предпринимательство, денежно-кредитный и внешнеэкономический инструментарий, административно-правовые методы, прогнозирование, планирование, программирование и маневрирование ресурсами;
- радикально пересмотреть методы государственного регулирования, а также нормативную базу, регулирующую экономические отношения и обеспечивающую функционирование экономической системы с точки зрения ее криминологической оценки;
ГЛАВА I. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИКИ.
1.1. Необходимость и сущность госрегулирования.
1.2. Объекты и цели, уровни, модели и средства государственного регулирования экономики.
1.3. Эволюция взглядов на роль гос-ва в развитии национальной экономики.
1.4. Функции гос-ва в регулировании национальной экономики.
1.5. Функции государства в рыночном хозяйстве.
1.6. Основные формы государственного регулирования экономики.
ГЛАВА II. МОДЕЛИ СМЕШАННОЙ ЭКОНОМИКИ. ИНВЕСТИЦИИ. ГОСУДАРСТВЕННОЕ
РЕГУЛИРОВАНИЕ ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ.
2.1. Типы экономических систем.
2.2. Модели рыночной экономики.
2.3. Методы прогнозирования и планирования. Организация планирования и прогнозирования на макроуровне.
2.4. Понятие и сущность национальной экономики.
2.5. Сущность и принципы государственной инновационной политики. Инструменты.
2.6. Технологические уклады. Общехозяйственная структура технологических укладов.
2.7. Понятие и сущность государственной инвестиционной политики.
2.8. Инвестиции, экономическая сущность. Их сущность, характеристика.
2.9. Регулирование инвестиционной деятельности.
2.10. Государственное регулирование внешней торговли.
Заключение.
Список литературы.
Жизненный цикл технологического уклада
имеет три фазы развития и определяется
периодом примерно в сто лет. Первая
фаза приходится на его зарождение
и становление в экономике
предшествующего
Согласно теории длинных волн Кондратьева
научно-техническая революция
Известно пять технологических укладов (волн).
Первая волна (1785-1835 гг.) сформировала технологический уклад, основанный на новых технологиях в текстильной промышленности, использовании энергии воды.
Вторая волна (1830-1890 гг.) - ускоренное развитие транспорта (строительство железных дорог, паровое судоходство), возникновение механического производства во всех отраслях на основе парового двигателя.
Третья волна (1880-1940 гг.) базируется на использовании в промышленном производстве электрической энергии, развитии тяжелого машиностроения и электротехнической промышленности на основе использования стального проката, новых открытий в области химии. Были внедрены радиосвязь, телеграф, автомобили. Появились крупные фирмы, картели, синдикаты, тресты. На рынке господствовали монополии. Началась концентрация банковского и финансового капитала.
Четвертая волна (1930-1990 гг.) сформировала уклад, основанный на дальнейшем развитии энергетики с использованием нефти и нефтепродуктов, газа, средств связи, новых синтетических материалов. Это эра массового производства автомобилей, тракторов, самолетов, различных видов вооружения, товаров народного потребления. Появились и широко распространились компьютеры и программные продукты для них, радары. Атом используется в военных и затем в мирных целях. Организовано массовое производство на ОСНОЕС конвейерной технологии. На рынке господствует олигопольная конкуренция. Появились транснациональные и межнациональные компании, которые осуществляли прямые инвестиции в рынки различных стран.
Пятая волна (1985-2035 гг.) опирается на достижения в области микроэлектроники, информатики, биотехнологии, генной инженерии, новых видов энергии, материалов, освоения космического пространства, спутниковой связи и т.п. Происходит переход от разрозненных фирм к единой сети крупных и мелких компаний, соединенных электронной сетью на основе Интернета, осуществляющих тесное взаимодействие в области технологий, контроля качества продукции, планирования инноваций.
К элементам пятого (ныне действующего) технологического уклада относят следующие отрасли: электронную промышленность,, вычислительную технику, программное обеспечение, авиационную промышленность, телекоммуникации, информационные услуги, производство и потребление газа. Ядром формирования нового уклада можно назвать биотехнологии, космическую технику, тонкую химию, микроэлектронные компоненты. Основными преимуществами данного технологического уклада по сравнению с предыдущим (четвертым) укладом являются: индивидуализация производства и потребления, преобладание экологических ограничений на энерго и материалопотребление на основе автоматизации производства, размещение производства и населения в малых городах на основе новых транспортных и телекоммуникационных технологий и др.
Продолжительность некоторых волн
больше пятидесяти лет связана с
совпадением периода спада
Общехозяйственная инфраструктура технологических укладов
Виды инфраструктуры, развивавшиеся в период формирования и становления технологических укладов
Технологические уклады |
Вид инфраструктуры |
Первый |
Оросительные каналы, проезжие дороги |
Второй |
Железные дороги, мировое судоходство |
Третий |
Электростанции, электрические распределительные сети, телефон, телеграф, радио |
Четвертый |
Скоростные автомобильные дороги, воздушное сообщение, аэропорты |
Пятый |
Средства телекоммуникации, компьютерные сети, спутники |
Осмысление информации, содержащейся в таблице 2, приводит к неизбежному к выводу о том, что инфраструктура в России несет на себе тот же отпечаток фрагментарности, что и формирование всех существующих сейчас в стране технологических укладов.
С одной стороны, Россия была первой страной в мире, запустившей искусственный спутник Земли, ее вклад в освоение космического пространства общеизвестен. С другой - в стране не до конца решены задачи формирования инфраструктуры, адекватной еще 3-му технологическому укладу (например, степень телефонизации, равно как и качество связи, крайне невысоки).
Если же говорить об инфраструктуре 5-го технологического уклада, то она настолько мала по сравнению с другими странами, что само развитие этого уклада становится проблематичным. О малом количестве компьютеров на душу населения, а также о незначительном распространении компьютерных сетей мы уже упоминали. Добавим, что по уровню развития средств связи и коммуникации (второго важнейшего элемента инфраструктуры 5-го уклада) Россия находится на 42 месте в мире.
Между тем, особенность 5-го технологического
уклада состоит в том, что в
его рамках разделение труда становится
тождественным работе в едином информационном
пространстве. Если российские банкиры,
промышленники и ученые сегодня
такой возможности в
Однако наряду с развитием инфраструктуры 5-го технологического уклада насущная проблема - развитие и всех остальных видов инфраструктуры, что создаст чрезвычайно мощный импульс для подъема всех отраслей.
Общей тенденцией для всех развитых стран в транспортировке грузов является переход от железнодорожного к автомобильному транспорту. В России такая тенденция пока невозможна из-за неразвитости дорожной сети: плотность автодорог в России в 40 раз меньше, чем в Европе и в 32 раза - чем в США (разница усугубляется несопоставимостью сравниваемых дорог по качеству). Даже если сделать поправку на то, что примерно 35% российской территории не затронуты хозяйственной деятельностью, то все равно указанные цифры достаточно четко показывают качественное соотношение инфраструктуры автомобильного транспорта в России и в развитых странах мира. Именно на ликвидацию этого отставания должны быть направлены усилия государства.
Понятие и сущность государственной инвестиционной политики
Государственная инвестиционная политика
· Создание и поддержание эффективных условий для достижения такого предложения на рынке капитала, который полностью удовлетворял бы потребность экономики в инвестициях определенного объема и структуры, определяемых на основе заинтересованности участников хозяйственной деятельности в экономическом эффекте от данных инвестиций.
Система критериев эффективности инвестиционной политики
· Прирост инвестиций, Рост валового национального продукта, Рост физического национального потребления на душу населения и дохода на душу населения,
· Повышение эффективности хозяйственных связей на рынке товаров, услуг, капитала, Снижение финансового риска в экономике
· Повышение эффективности структуры производства и потребления национального продукта, Рост товарного выпуска и рыночной капитализации предприятий в приоритетных отраслях экономики,
· Обеспечение национальных стратегических интересов
Направления реализации государственной инвестиционной политики: Создание условий для инвестирования, Стимулирование инвестиционной деятельности, Соблюдение баланса между лоббизмом, протекционизмом и либерализмом.
Инструменты государственной инвестиционной политики
Классификация по признаку влияния применения на баланс государства как экономической системы: Прямые или " активные " инструменты , Производные инструменты , Регуляторные или нормативно-правовые мероприятия , Организационные и институциональные мероприятия
Проблемы инвестиционно-
Значительный системный риск: Неспособность государства контролировать рыночные механизмы , Сосуществование коррупции и либерализма, Обособленность политико-экономической власти на уровне федеральных образований, Слабая система правоприменения, Структурное доминирование, Сохранение политической и экономической изоляции России, Кредитная дифференциация регионов России.
Низкая корпоративная культура определяет специфический риск: Концентрированная форма собственности в руках ресурсных олигархов и политиков, Неэффективная структура корпоративного управления, Значительная информационная асимметрия и агентские затраты
Общая неэффективность экономики: Депрессия промышленного спроса, Односторонность товарного выпуска, Снижение ресурсного потенциала, Зависимость развития от ресурсного экспорта, потенциал которого уже иссяк, Рост доходов домашних хозяйств определяет спрос на потребительские товары, Слабый текущий спрос на товары капитального характера
Значительный дефицит финансовых ресурсов: Доминирующая роль внутренних средств предприятий, Низкая ликвидность реального сектора и неплатежи, Основа интенсивного развития - внешние источники капитала, Неликвидность оборотного капитала в экономике, Разрыв сроков: краткосрочная ликвидность финансового рынка и долгосрочные потребности экономики
+ Неэффективная система
реализации государственной
Инвестиции, экономическая сущность
Рисковые инвестиции: или венчурный
капитал, - это термин, применяемый
для обозначения рискованного капиталовложения.
Венчурный капитал представляет
собой инвестиции в форме выпуска
новых акций, производимые в новых
сферах деятельности, связанных с
большим риском. Венчурный капитал
инвестируется в не связанные
между собой проекты в расчете
на быструю окупаемость вложенных
средств. Капиталовложения, как правило,
осуществляются путем приобретения
части акций предприятия-
Специализируясь на финансировании проектов с высокой степенью неопределенности результата, фирмы венчурного капитала предоставляют инвестиции не в форме ссуды, а в обмен на большую часть акционерного капитала создаваемого венчура. Этим предопределена и основная форма дохода на венчурный капитал - учредительская прибыль, реализуемая и основателями стартовых компаний, и финансирующими их фондами-партнерами лишь через 5 лет, когда акции венчура начнут котироваться фондовом рынке. С установленного периода (обычно 10 лет) фонд распускается. Акции компаний, вышедших на фондовый рынок, распределяются между партнерами.