Государственное регулирование экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2013 в 18:39, курсовая работа

Описание работы

Без четко функционирующего механизма государственного регулирования экономики эффективная реализация национальной и экономической безопасности невозможна.
Чтобы повысить качество системы государственного регулирования, обеспечения экономической безопасности России необходимо:
- способствовать реализации специальной функции государства по обеспечению экономической безопасности;
- использовать весь механизм государственного регулирования экономики, включающий государственные финансы и государственное предпринимательство, денежно-кредитный и внешнеэкономический инструментарий, административно-правовые методы, прогнозирование, планирование, программирование и маневрирование ресурсами;
- радикально пересмотреть методы государственного регулирования, а также нормативную базу, регулирующую экономические отношения и обеспечивающую функционирование экономической системы с точки зрения ее криминологической оценки;

Содержание работы

ГЛАВА I. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИКИ.
1.1. Необходимость и сущность госрегулирования.
1.2. Объекты и цели, уровни, модели и средства государственного регулирования экономики.
1.3. Эволюция взглядов на роль гос-ва в развитии национальной экономики.
1.4. Функции гос-ва в регулировании национальной экономики.
1.5. Функции государства в рыночном хозяйстве.
1.6. Основные формы государственного регулирования экономики.
ГЛАВА II. МОДЕЛИ СМЕШАННОЙ ЭКОНОМИКИ. ИНВЕСТИЦИИ. ГОСУДАРСТВЕННОЕ
РЕГУЛИРОВАНИЕ ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ.
2.1. Типы экономических систем.
2.2. Модели рыночной экономики.
2.3. Методы прогнозирования и планирования. Организация планирования и прогнозирования на макроуровне.
2.4. Понятие и сущность национальной экономики.
2.5. Сущность и принципы государственной инновационной политики. Инструменты.
2.6. Технологические уклады. Общехозяйственная структура технологических укладов.
2.7. Понятие и сущность государственной инвестиционной политики.
2.8. Инвестиции, экономическая сущность. Их сущность, характеристика.
2.9. Регулирование инвестиционной деятельности.
2.10. Государственное регулирование внешней торговли.
Заключение.
Список литературы.

Файлы: 1 файл

план курсовой.docx

— 175.39 Кб (Скачать файл)

Трансфертный  платёж - это выплаты государства, не являющиеся вознаграждением за текущую производственную деятельность. К ним относят пенсии, пособия, выплаты и льготы населению и фирмам (например, бесплатное обучение в школах, детские пособия на детей, которые получают на вас ваши родители).

Доходная часть государственного бюджета формируется в основном за счет налогов. Налоги - это обязательные и принудительные платежи, взимаемые государством с юридических и физических лиц. Каждый налог содержит следующие элементы:

·  субъект налога (налогоплательщик) - физические или юридические лица;

·  объект налога - налогооблагаемая база, то, что подлежит налогообложению (доход, товар, собственность, капитал);

·  налоговая ставка, выраженная в процентах, доля налога в налогооблагаемой величине;

·  налоговые льготы - полное или частичное освобождение от налогов в соответствии с действующим законодательством. Например, необлагаемый минимум (пороговая величина объекта налогообложения, полностью освобожденная от налога).

По объектам платежей различают  прямые и косвенные налоги:

·  Прямые налоги взимаются непосредственно с дохода и собственности физических и юридических лиц (прямая форма обложения).

·  Косвенными налогами облагаются товары и услуги, они устанавливаются в виде надбавок к цене, тарифу (налог на добавленную стоимость, с продаж, акцизы)

5. Денежно-кредитная (монетарная) политика заключается в регулировании массы денег в обращении с целью сокращения безработицы и инфляции.  

 

Административная  реформа 

 

Административная  реформа 2004 года.

Реформа позиционировалась  не только разработчиками и Правительством, но и Президентом как способ повысить эффективность государственного управления и обеспечить прозрачность деятельности госаппарата для общества и, в  частности, для бизнеса. Согласно мнению целого ряда экспертов, приоритетными оказались именно непубличные политические среднесрочные задачи административной реформы. Чрезмерная политизация и стала фундаментальным недостатком административной реформы, предопределив ее кризис и стагнацию.

Первой и ближайшей  из этих конъюнктурных задач стало обеспечение политико-экономической лояльности верхнего слоя бюрократии и выведение федеральных ведомств из зоны лоббистского влияния сверхкрупного и крупного капитала. Министры приобрели право самостоятельно, фактически без согласования с премьером, определять госполитику в сферах своих компетенций. Таким образом планировалось исключить несанкционированный лоббизм на среднем и нижнем уровнях федерального госуправления. Одновременно были резко снижены роль и статус премьера и аппарата Правительства. Ожидалось, в частности, что это сделает невозможной личную унию главы Правительства с олигархическими кланами. Премьеру изначально была вменена лишь функция технического координатора деятельности кабинета. Аппарату Правительства в ходе административной реформы было специально запрещено вмешиваться в деятельность министерств.

Не менее важным концептуальным недостатком административной реформы  стали ее форсированный характер и принципиальный отказ разработчиков учесть опыт эволюционной модернизации госуправления, накопленный другими странами. Однако, что характерно, ни в одной развитой стране административная реформа еще не завершилась. Так, правительство Великобритании, постоянно присутствующей в “первой десятке” формируемого ЕБРР рейтинга стран – лидеров эффективного госуправления, лишь в 1984 году (на седьмой год административной реформы) приступило к разделению функций министерств; причем работа эта была завершена британским правительством лишь в 1996 году.

Россия оказалась  единственной страной G8, руководство  которой планирует решить основные задачи модернизации госуправления  всего за шесть лет. 

 

Таблица 1. Цели и результаты административной реформы

Декларируемые цели реформы

Реальные результаты реформы

Уменьшение количества федеральных  ведомств и, как следствие, упрощение  процедур согласования управленческих решений

Рост числа федеральных  ведомств с 56 до 81. Резкое удлинение  “цепей согласования” правительственных  решений

Рост эффективности государственного аппарата

Если предыдущие российские кабинеты 1998–2003 годов принимали  за год порядка 1200–1500 постановлений  и столько же распоряжений, то соответствующие  показатели действующего Правительства  в 2004 году оцениваются на уровне примерно 550 постановлений и 850 распоряжений.

Снижение коррупции в  госаппарате

По оценкам аналитиков ФБК, в 2004 году лишь 7,7% закупок приходится на открытые конкурсы, что существенно  ниже соответствующих показателей 2002–2003 годов. Это очевидным образом  свидетельствует о несостоятельности  прогнозов относительно снижения коррупции  в правительственных структурах в результате первого этапа административной реформы

Снижение расходов на госаппарат

Общие потери от снижения эффективности  федеральных органов власти в 2004–2005 годах в результате реорганизации  Правительства оцениваются экспертами Центра макроэкономического анализа  и краткосрочного прогнозирования  на уровне 700–800 млрд руб.

Упразднение избыточных функций  Правительства и федеральных  ведомств

После признания избыточными  и форсированной ликвидации примерно двух из пяти тысяч функций примерно 200 важнейших функций не исполняются  надлежащим образом. Они неправомерно раздроблены, распределены между несколькими  ведомствами; неадекватно своему значению представлены в структуре федеральных  органов исполнительной власти; зачастую фактически выполняются не теми ведомствами, за которыми они закреплены указами Президента и распоряжениями Правительства

Законодательное утверждение  нового распределения полномочий в  структуре федеральных органов  исполнительной власти и внесение соответствующих  изменений в отраслевое законодательство

До сих пор не начато

Внедрение новых стандартов госуслуг и административных регламентов

До сих пор не начато

Внедрение программно-целевого бюджетирования

Из 3,47 трлн рублей расходной  части бюджета-2004 на обеспечение  разделов “Национальная оборона” и “Национальная безопасность и  правоохранительная деятельность”  приходится суммарно порядка 930 млрд, то есть порядка 27%. Ни Минфин, ни правительственная  комиссия по повышению эффективности  бюджетных расходов до сих пор  не сформировали механизмы контроля над расходованием силовиками бюджетных  средств


 

 

 

Модели ГРЭ 

 

Американская  модель построена на системе всемерного поощрения предпринимательской активности, обогащения наиболее активной части населения. Малообеспеченным слоям населения создается приемлемый уровень жизни за счет различных льгот и пособий. Задачи социального равенства здесь вообще не ставятся. Эта модель основана на высоком уровне производительности труда и массовой ориентации на достижение личного успеха. В целом для американской модели характерно государственное регулирование, направленное на поддержание стабильной конъюнктуры и экономического равновесия.

Западноевропейская  модель сформировалась в послевоенный период в условиях прихода к власти коалиции демократических сил. Западноевропейская модель характеризуется значительными позициями в экономике государственного сектора, преимущественно в сфере инфраструктуры (различные виды транспорта, портовое хозяйство, энергетика), а также в ряде отраслей добывающей промышленности.

Разветвленная система государственного регулирования экономики в ряде стран (Франция, Италия и др.) включает в себя составление и реализацию общенациональных программ развития. Характерной особенностью западноевропейской модели является выделение государством значительных ресурсов на социальные нужды. Наконец, западноевропейскому  региону присуща глубокая межстрановая экономическая и политическая интеграция. Западноевропейская модель имеет несколько  разновидностей: западногерманскую, шведскую и др.

Социальное рыночное хозяйство ФРГ. Эта модель сформировалась на основе ликвидации концернов гитлеровских времен и предоставления всем формам хозяйства (крупным, средним, мелким) возможности устойчивого развития. Государство активно влияет на цены, пошлины, технические нормативы. Лежащий в основе этой системы развитой рынок обнаружил свои преимущества в использовании побудительных мотивов высокоэффективной хозяйственной деятельности.

Шведская модель отличается сильной социальной политикой, ориентированной на сокращение имущественного неравенства за счет перераспределения национального дохода в пользу наименее обеспеченных слоев населения. Здесь в руках государства находится всего 4% основных фондов, зато доля государственных расходов в 2000-х гг. составила свыше 50% ВВП, причем более половины этих ассигнований направляется на социальные нужды. Естественно, это возможно только в условиях высокого налогообложения, особенно физических лиц. Такая модель получила название «функциональная социализация», означающая, что функция производства ложится на частные предприятия, действующие на конкурентной рыночной основе, а функции обеспечения высокого уровня жизни (включая занятость, образование, медицинское обслуживание, социально страхование) и развития инфраструктуры (транспорт, связь) — на государство.

Японская модель характеризуется определенным отставанием уровня жизни населения (в том числе уровня заработной платы) от роста производительности труда. За счет этого достигается снижение с\с продукции и резкое повышение ее конкурентоспособности на мировом рынке. Такая модель возможна только при исключительно высоком развитии национального самосознания, приоритете интересов нации над интересами конкретного человека, готовности населения идти на определенные жертвы ради процветания страны. Еще одна особенность японской модели развития связана с активной ролью государства в модернизации экономики, особенно на ее начальной стадии.

Южнокорейская модель представляет собой вариант японской. Общим для обеих стран является активное участие государства в перестройке экономики, ее модернизации и повышении конкурентоспособности экспортных товаров на мировом рынке.

Вследствие относительно меньшего, чем в Японии, развития рыночных отношений южнокорейское  государство целенаправленно способствовало созданию мощных плацдармов рыночной экономики в лице крупных корпораций, так называемых чеболь, переросших затем в финансово-промышленные группы.

В то же время, как показал  конец 90-х гг., у южнокорейской  и японской моделей с их особенно сильным государственным вмешательством в рыночный механизм возникает пониженная приспособляемость последнего к  мировым финансовым кризисам.

 

Модели смешанной  экономики 

 

ТИПЫ ЭКОНОМИЧЕСКИХ  СИСТЕМ

Традиционная  экономика - это такая экономическая система, в которой традиции, обычаи, религиозные обряды играют важную роль в регулировании отношений производства, обмена, распределения и потребления экономических благ. Она, как правило, присуща слаборазвитым странам. Наследственность и касты в странах централизованной экономики диктуют экономические роли индивидов. Технический прогресс и внедрение инноваций здесь резко ограничены, так как они вступают в противоречие с устоявшимися традициями и угрожают стабильности общественного строя. Религиозные и культовые ценности здесь первичны по сравнению с экономической деятельностью. Эта система базируется на многоукладной экономике, широком распространении ручного труда и отсталой технологии. Многоукладность экономики означает существование различных форм хозяйствования. В ряде стран сохраняются натурально-общинные формы, основанные на общинном коллективном ведении хозяйства и натуральных формах распределения продукта. Сюда относятся крестьянское и ремесленное хозяйства.

Эта система характеризуется  устойчивостью и стабильностью, что является не столько преимуществом  данной системы, сколько ее недостатком, так как она не способна к быстрым  изменениям, техническому прогрессу, а  следовательно, и не ведет к повышению  уровня жизни населения. Также для  этих стран характерны: низкий уровень  жизни и неравномерное распределение  доходов; политическая и экономическая  нестабильность; слабая валюта, инфляция и большой внешний долг; чрезмерная опора на государственный сектор в развитии экономики; неконкурентные цены на товары; низкий уровень накопления и скудные инвестиции; малоэффективное  использование природного сырья; неразвитое сельское хозяйство; большой процент  неграмотных; недостаток квалифицированных  работников и высокий уровень  безработицы.

Командно-административную систему можно определить как особую форму организации экономической деятельности, опирающуюся на абсолютное господство государства в экономике, принудительное планирование и уравнительное внеэкономическое распределение материальных благ.

Характерными чертами  системы выступают:

- прямое управление предприятиями  из центра;

- полный контроль государства  за производством и распределением;

- управление с помощью  административно-приказных методов.

Государственный план представляет собой совокупность обязательных к  исполнению распоряжений органов государственного управления, адресованных конкретным предприятиям организациям народного хозяйства и регламентировавших ассортимент и объем производства, цены и другие аспекты их хозяйственной деятельности. Материальное богатство и социальный статус человека зависят от его положения в государственной иерархии и принадлежности к той или иной профессиональной группе.

Фактически для командной  экономики характерен натуральный  тип производства. В сельском хозяйстве  крестьянство закрепляется за определенным хозяйством, весь прибавочный продукт  и часть необходимого продукта изымается  государством.. Происходит строгое  регламентирование со стороны государственных  органов объема и ассортимента продукции (Госплан), цен (Госкомцен), потоков продукции (Госснаб) и т. д., что ведет к  отсутствию самостоятельности предприятий. Частная собственность ограничивается личным имуществом граждан. Государственный  аппарат выступает в роли работодателя. Предприятия являются собственностью государства и осуществляют производство на основе государственных директив. Таким же образом осуществляется и распределение потребительских  товаров среди населения. В такой  системе у покупателя отсутствует  свобода выбора и возможность  воздействовать на цены, качество и  др. Приказное управление оправдано  при чрезвычайных обстоятельствах, вызванных войной, хозяйственной  разрухой, голодом. В этих условиях оно способно быстро сосредоточить  материальные и людские ресурсы  на решающих участках, успешно решать актуальные народнохозяйственные задачи.

Противоположностью командной  системы является рыночная экономика (чистый капитализм).Это такая экономическая система, где координация действий осуществляется на основе взаимодействия производителей и потребителей с минимальным вмешательством государства. Здесь все решения отдельными лицами, домашними хозяйствами, предприятиями, компаниями, государственными учреждениями, странами в процессе их взаимодействия на рынке.

Информация о работе Государственное регулирование экономики