Государственное регулирование экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2013 в 18:39, курсовая работа

Описание работы

Без четко функционирующего механизма государственного регулирования экономики эффективная реализация национальной и экономической безопасности невозможна.
Чтобы повысить качество системы государственного регулирования, обеспечения экономической безопасности России необходимо:
- способствовать реализации специальной функции государства по обеспечению экономической безопасности;
- использовать весь механизм государственного регулирования экономики, включающий государственные финансы и государственное предпринимательство, денежно-кредитный и внешнеэкономический инструментарий, административно-правовые методы, прогнозирование, планирование, программирование и маневрирование ресурсами;
- радикально пересмотреть методы государственного регулирования, а также нормативную базу, регулирующую экономические отношения и обеспечивающую функционирование экономической системы с точки зрения ее криминологической оценки;

Содержание работы

ГЛАВА I. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИКИ.
1.1. Необходимость и сущность госрегулирования.
1.2. Объекты и цели, уровни, модели и средства государственного регулирования экономики.
1.3. Эволюция взглядов на роль гос-ва в развитии национальной экономики.
1.4. Функции гос-ва в регулировании национальной экономики.
1.5. Функции государства в рыночном хозяйстве.
1.6. Основные формы государственного регулирования экономики.
ГЛАВА II. МОДЕЛИ СМЕШАННОЙ ЭКОНОМИКИ. ИНВЕСТИЦИИ. ГОСУДАРСТВЕННОЕ
РЕГУЛИРОВАНИЕ ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ.
2.1. Типы экономических систем.
2.2. Модели рыночной экономики.
2.3. Методы прогнозирования и планирования. Организация планирования и прогнозирования на макроуровне.
2.4. Понятие и сущность национальной экономики.
2.5. Сущность и принципы государственной инновационной политики. Инструменты.
2.6. Технологические уклады. Общехозяйственная структура технологических укладов.
2.7. Понятие и сущность государственной инвестиционной политики.
2.8. Инвестиции, экономическая сущность. Их сущность, характеристика.
2.9. Регулирование инвестиционной деятельности.
2.10. Государственное регулирование внешней торговли.
Заключение.
Список литературы.

Файлы: 1 файл

план курсовой.docx

— 175.39 Кб (Скачать файл)

·  территориальная структуру, определяющую деление национальной экономики на эк. районы, она предполагает определенную связь источников сырья с рынком сбыта, наличием трудовых ресурсов.

 

Система национальных счетов, макроэкономические показатели.

 

Основным макроэкономическим показателем в статистике всех стран, а так же международных организаций  является валовой внутренний продукт (ВВП).

Валовой внутренний продукт представляет собой валовую стоимость всех товаров и услуг, созданных в течение определенного промежутка времени (как правило, это один год) за вычетом промежуточного потребления. ВВП характеризует стоимость созданной внутри страны, как резидентами, так и нерезидентами данного государства. 

Среди других показателей  характеризующих состояние экономики  страны можно выделить следующие:

·  чистый национальный продукт - это валовой продукт за вычетом той части производственного продукта, которая необходима для замены средств производства, изношенных в процессе производства (т.е. амортизация)

·  валовой национальный доход - это сумма первичных доходов полученных резидентами в связи с их прямым или косвенным участием в производстве валового внутреннего продукта своей страны и другого государства.

·  чистый национальный доход - это разница между валовым национальным доходом и потреблением основных средств

·  располагаемый национальный доход - это чистый национальный доход плюс текущие трансферты из-за границы.

Все макроэкономические показатели находятся в тесной взаимосвязи  и взаимозависимости, образуя основу и структуру нац. счетоводства. Нац. счетоводство с одной стороны  это система национальных счетов (СНС), с другой стороны один из важнейших  инструментов государственного регулирования  макроэкономических процессов. Система  нац. счетов представляет собой совокупность балансовых таблиц отражающих в агрегированном виде движение товаров и доходов между основными участниками общ-ого произв-ва, процесс накопления в масштабах государства.  

Нац. счетоводство позволяет  не только познать, но и спрогнозировать  различные комбинации и взаимосвязь  экономических агентов функций  и операций, определяющих сбалансированность национального хозяйства. Как инструмент, СНС используется для: осуществления  экономической политики, экономического прогнозирования, оценки уровня жизни  других стран, а так же для связи  экономической теории с практикой.  

 

Виды экономических  структур : секторальная, отраслевая, территориальная  

 

Национальное  богатство – это совокупность ресурсов и иного имущества страны, создающая возможность производства товаров, оказания услуг и обеспечения жизни людей. В его состав входят:

1) невоспроизводимое имущество: сельскохозяйственные и несельскохозяйственные земли; полезные ископаемые; исторические и художественные памятники, произведения;

2) воспроизводимое имущество: производственные активы (основной и оборотный капитал); непроизводственные активы (имущество и запасы домохозяйств и некоммерческих организаций);

3) нематериальное имущество: интеллектуальная собственность (патенты, торговые марки, объекты авторского права и т.п.); человеческий капитал (продукты сферы услуг, овеществившиеся в знаниях, профессиональных навыках и здоровье населения, а также в эффективной институциональной структуре общества);

4) сальдо имущественных обязательств и требований по отношению к зарубежным странам.

При всей теоретической привлекательности  показателя НБ, его полноценный фактический подсчет не осуществляется ни в одной стране мира. Дело в том, что как оценка невоспроизводимого имущества, так и оценка нематериального имущества сопряжена с очень значительными трудностями. В связи с этим реальные оценки НБ обычно учитывают только те его составные части, стоимость которых может быть определена на основе хозяйственной практики.

Структура российского национального  богатства выглядит так: основной капитал  составляет 90-95% национального богатства; оставшаяся часть НБ примерно в равных долях приходится на оборотный капитал  и домашнее имущество.

В основе построения СНС  в международной практике лежит  представление о национальной экономике  как системе с определенной структурой, с определенным воздействием связующих  звеньев и элементов. Согласно СНС, национальная экономика структурно может быть представлена: по сферам деятельности и отраслям; как совокупность институциональных единиц по секторам.

 

Группировка экономики по сферам деятельности и  отраслям. 

 

Границы производства определяются в составлении национальных счетов как вся деятельность единиц-резидентов национальной экономики (включая деятельность иностранных и смешанных предприятий, имеющих центр экономических интересов в России и действующих в ней на постоянной основе) по производству товаров и услуг. Таким образом, национальную экономику делят на две сферы: производство товаров и производство услуг.

Классификация сфер деятельности по отраслям определяется Общероссийским классификатором видов экономической  деятельности (ОКВЭД). Отрасль экономики может быть определена как совокупность качественно однородных групп хозяйственных единиц, характеризующихся особыми условиями производства в системе общественного разделения труда и играющих специфическую роль в воспроизводственном процессе. К отраслям, производящим товары, относятся: промышленность, сельское хозяйство и лесное хозяйство, строительство, прочие виды деятельности по производству товаров. Остальные отрасли отнесены к отраслям, оказывающим услуги (рыночные и нерыночные).

 

Группировка экономики по секторам. 

Согласно составлению  национальных счетов, сектор представляет собой совокупность институциональных единиц, однородных с точки зрения выполняемых функций и источников финансирования. В российской СНС выделяются следующие секторы национальной экономики: нефинансовые предприятия (предприятия по производству товаров, кроме финансовых услуг); финансовые учреждения; государственные учреждения; некоммерческие организации, обслуживающие домашние хозяйства; домашние хозяйства; внешнеэкономические связи («остальной мир»).

 

Территориальная структура национальной экономики - динамическое состояние размещения производительных сил по экономическим  районам, связанным в единой системе  национальной экономики. 

 
Сущность и принципы государственной инновационной  политики 

 

Государственная инновационная политика – это составная часть социально-экономической политики, которая выражает отношение государства к инновационной деятельности, определяет цели, направления, формы деятельности органов государственной власти РФ в области науки, техники и реализации достижений науки и техники.

Государственная инновационная политика РФ формируется и осуществляется исходя из следующих основных принципов:

·  признание приоритетного значения инновационной деятельности для повышения эффективности уровня технологического развития общественного производства, конкурентоспособности наукоемкой продукции, качества жизни населения и экономической безопасности;

·  обеспечение государственного регулирования инновационной деятельности в сочетании с эффективным функционированием конкурентного механизма в инновационной сфере;

·  концентрация государственных ресурсов на создании и распространении базисных инноваций, обеспечивающих прогрессивные структурные сдвиги в экономике;

·  создание условий для развития рыночных отношений в инновационной сфере и пресечение недобросовестной конкуренции в процессе инновационной деятельности;

·  создание благоприятного инвестиционного климата при осуществлении инновационной деятельности;

·  активизация международного сотрудничества РФ в инновационной сфере;

·  укрепление обороноспособности и обеспечение национальной безопасности государства в результате осуществления инновационной деятельности.

Формирование и осуществление  государственной инновационной  политики Российской Федерации обеспечивают органы государственной исполнительной власти Российской Федерации, назначаемые  Правительством Российской Федерации. Инновационная политика субъектов  Российской Федерации формируется  и реализуется органами государственной  власти субъектов Российской Федерации  с учетом государственной инновационной  политики Российской Федерации и  интересов регионов. К разработке и реализации государственной инновационной  политики могут привлекаться общественные объединения, действующие в пределах полномочий, установленных законодательством  Российской Федерации.

Политика в области инновационной  деятельности как элемент системы  государственного регулирования имеет:

·  четко определенные цели и приоритетные направления инновационной деятельности;

·  органы управления, реализующие функции, которые обеспечивают достижение сформулированных целей;

·  информационную систему, формирующую информационный образ объекта регулирования, достаточную для реализации функций управления;

·  инструменты регулирования и поддержки, с помощью которых органы государственного управления воздействуют на предприятия и среду в рамках выполнения своих функций.

 

Государственная поддержка  инновационной деятельности

 

Государство осуществляет поддержку  и стимулирование инновационной  деятельности путем:

·  совершенствования законодательной и нормативной базы регулирования инновационной деятельности;

·  участия в финансировании за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и государственных внебюджетных фондов инновационных программ и проектов, а также создания объектов инновационной инфраструктуры, в том числе для развития малого и среднего инновационного предпринимательства;

·  организации закупок для государственных нужд наукоемкой продукции и передовой техники с целью обеспечения гарантированного их распространения;

·  создание в установленном законодательством Российской Федерации и законодательствами субъектов Российской Федерации порядке льготных условий осуществления инновационной деятельности и стимулирования российских и зарубежных инвесторов, вкладывающих средства в реализацию инновационных программ и проектов.

 

Инструменты государственной  инновационной политики

 

1 Банк Развития

Государство создаёт особую структуру, призванную осуществлять целевое финансирование инновационной деятельности в РФ. В подкрепление деятельности банка, будет создана нормативно правовая база. Банк будет создаваться на базе Внешэкономбанка, его дочернего  Росэксимбанка и государственного Российского банка развития (РосБР).

Главные задачи Банка развития - финансирование инфраструктурных проектов, «участие в финансовой поддержке малого и  среднего предпринимательства посредством  финансирования кредитных организаций  и юридических лиц, осуществляющих поддержку малого и среднего предпринимательства.

2.Российская венчурная  компания

В 2006 году Правительство РФ учредило «Российскую Венчурную Компанию» (РВК). Это сеть из 10-15 венчурных фондов с совокупным капиталом в 30 млрд. руб. Суммарный объем господдержки - 15 млрд. руб. Разработаны требования к фондам, желающим получить в управление государственные деньги. Фонд должен инвестировать в небольшие компании, с объемом продаж менее 150 млн. рублей.

Важный аспект - венчурные компании являются спутниками крупных, мощных компаний. Которые и потребляют научный  продукт. Вместе с компанией носителем  этого продукта.

3.Технопарки.

Технопарк - это организация, управляема профессионалами, чьей целью является повышение благосостояния общества через продвижение инноваций  и конкурентоспособности, связанных  с ней бизнесов и образовательных  и исследовательских учреждений. «Технопарки в сфере высоких  технологий должны предоставлять набор  необходимых услуг предприятиям, размещенным на территории технопарка в сфере высоких технологий, что  позволит этим предприятиям получить значительную экономию расходов и сконцентрироваться на своей основной деятельности.»[9] В мире наблюдается настоящий  технопарковый бум.

4.Наукограды.

Термин наукоград был введен в научный оборот в августе 1991 года, что дает формальное основание  считать эту дату началом формирования государственной политики в отношении  наукоградов. Однако сами объекты политики - поселения, за которыми в 90-х годах прошлого столетия закрепился термин наукоград - образовались значительно раньше (в период существования СССР).

Первым наукоградом Российской Федерации стал город Обнинск  Калужской области - в 2000 году. Такой  статус получили семь наукоградов России (город Обнинск Калужской области, города Дубна, Королев, Реутов, Фрязино  Московской области, рабочий поселок  Кольцове Новосибирской области, город  Мичуринск Тамбовской области).

В 2004 году статус наукограда Российской Федерации не присваивался. Такой  статус к настоящему времени получили три города (г. Петергоф, город Пущино Московской области, город Бийск  Алтайского края). 

 

Технологические уклады

 

В современной экономической теории чередование деловых циклов связывается  со сменой технологических укладов  в общественном производстве. Понятие "уклад" означает обустройство, установившийся порядок чего-либо.

Технологический уклад характеризуется  единым техническим уровнем составляющих его производств, связанных потоками качественно однородных ресурсов, опирающихся  на общие ресурсы квалифицированной  рабочей силы, общий научно-технический  потенциал и др.

Информация о работе Государственное регулирование экономики