Государственный долг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2013 в 20:53, курсовая работа

Описание работы

Целью этой работы является выявление места государственного долга в системе экономических отношений и определение проблем, связанных с его функционированием.
Таким образом, для достижения цели работы необходимо:
рассмотреть общее состояние государственного долга;
определить механизм взаимодействия внутреннего и внешнего государственного долга;
рассмотреть обслуживание и погашение долговых обязательств;

Содержание работы

Введение 3
1. Сущность государственного долга 4
1.1. Внутренний и Внешний государственный долг 8
2. Государственный долг, обслуживание и погашение долговых
обязательств, государственные заимствования 16
Заключение 32
Список литературы 33

Файлы: 1 файл

курсач даша.docx

— 244.87 Кб (Скачать файл)

Тот факт, что опубликованная правительством структура долга  в полном объеме включает в себя долг Парижскому клубу, является лишним подтверждением того, что шансы хоть частично списать его ничтожно малы. Во-первых, Россия не входит в число стран, которые могли бы претендовать на рассмотрение такого вопроса в Парижском клубе. В 1996 г. Всемирным банком и МВФ была разработана система помощи сорок одной стране, испытывающей трудности с обслуживанием внешнего долга. Россия не подпадает под действие этой программы ни по одному показателю: ни по ВНП на душу населения (он должен быть ниже 695 долл.), ни по отношению дисконтированного объема долга к экспорту (он должен превышать 220%). Во-вторых, Россия является не просто должником Парижского клуба, она - еще и член клуба с 1997 г. На данный момент еще не было прецедента списания долга государству - члену клуба и, скорее всего он создан не будет. Это противоречило бы самому принципу клуба кредиторов: как можно требовать от стран третьего мира финансовой дисциплины, если сами представители Парижского клуба не выполняют своих обязательств.

Лондонский клуб кредиторов.

Лондонский клуб кредиторов - крупная (около тысячи членов) неофициальная организация зарубежных коммерческих банков и финансовых институтов, созданная ими для ведения переговоров со странами-должниками, столкнувшимися с серьезными проблемами обслуживания и погашения своих соответствующих обязательств по внешнему долгу. Предметом переговоров с Лондонским клубом являются не покрытые гарантиями государства долги частным банкам. Первое заседание Лондонского клуба состоялось в 1976 г. в связи с платежными проблемами Заира.

Всего в 1981-1983 годах заключено  четырнадцать соглашений на 10 миллиардов долларов, последующие два года, после разразившегося мирового долгового  кризиса 1982 года 47 соглашений на 130 миллиардов долларов. В 1994-1996 годах Лондонский клуб осуществил реструктуризацию внешней  задолженности Польши, Болгарии, Румынии, Венгрии, а также некоторых развивающихся стран (например, Бразилии и Габона). В клуб сегодня входит около 600 коммерческих банков индустриально развитых стран мира.

Банки-члены банковского  консультативного комитета Лондонского  клуба: 
Германия: Deutshe Bank AG (председатель БКК), Dresdner Bank, Kom-merzbank AG. 
Италия: Banca Commerciale Italiana, Mediocredito Centrale. 
США: Bank of America. 
Великобритания: Midland Bank. 
Япония: Bank of Tokyo-Mitsubishi, Dai-Ichi Kangyo Bank, Industrial Bank of Japan (сопредседатель БКК.) 
Франция: Credit Lyonnais SA (сопредседатель БКК), Banque Nationale de Paris SA. 
Австрия: Creditanstalt-Bankverein 
Россия является одной из главных стран - должников Лондонскому клубу (после Бразилии, Мексики и Аргентины). Ее долг перед клубом унаследован от бывшего СССР и представляет собой задолженность по межбанковским кредитам, предоставленным Внешэкономбанку СССР частными коммерческими банками ФРГ, США, Великобритании, Франции, Японии, Италии и других зарубежных стран в советское время, т.е. до 1 января 1992 г., а также по некоторым внешнеторговым векселям того же периода. После распада СССР предполагалось, что каждая бывшая союзная республика будет нести свою долю ответственности по внешнему долгу страны, однако ввиду их неплатежеспособности все долги по взаимному согласию взяла на себя Россия в обмен на отказ бывших республик от причитавшейся им доли внешних активов СССР (так называемый "нулевой вариант). Сумма унаследованного Российской Федерацией долга СССР составила на тот период около 90 млрд. долл., в том числе по обязательствам перед иностранными коммерческими банками - членами Лондонского клуба порядка 30 млрд. долл./15/.

Международный валютный фонд.

Интеграция России в мировую  экономику предполагает, в частности, ее подключение к межгосударственным институциональным структурам, предназначенным  для регулирования мировых экономических  и валютно-финансовых отношений, членство в ведущих международных организациях, в первую очередь в МВФ и  Всемирном банке. Вступление в эти  организации открывает доступ к  важному источнику валютных кредитов.

В виду названных причин в середине 1980-х годов был взят курс на поэтапное присоединение  СССР к МВФ и МБРР. Отдельные  контакты с ними, носившие информационный и технический характер начали осуществляться с конца 1988 г. В сентябре 1989 г. на 44-й  сессии Генеральной Ассамблее ООН  Советский Союз официально заявил о  своем намерении установить постоянные связи с МВФ и Всемирным  банком. В июле 1990 г. СССР впервые  посетил директор-распорядитель  Фонда М. Камдессю.

После распада СССР входившие  в его состав государства, большая  часть которых образовала Содружество  Независимых Государств (СНГ), пошли  по пути индивидуального вступления в бреттоно-вудские институты. Российская Федерация подала заявление о присоединение к МВФ и МБРР 7 января 1992 г. Одновременно с учетом требований МВФ был разработан "Меморандум об экономической политике Российской Федерации", утвержденный правительством 27 февраля 1992 г.

27 апреля 1992 г. Совет управляющих  МВФ проголосовал за прием  России и четырнадцать других  бывших советских республик. После  подписания российскими представителями  Статей соглашения (устава) МВФ 1 июня 1992 г., учредительных документов  МБРР 16 июля 1992 г. и МФК 12 апреля 1993 г. Россия официально стала  участницей этих организаций. 

Финансовые условия участия  России в МВФ

В ходе дискуссий о предполагавшемся вступлении СССР в МВФ специалисты  оценивали возможную квоту Советского Союза в диапазоне от 4 до 7млрд. долл. (3,5-6% от капитала Фонда). После  распада СССР МВФ разделил рассчитанную для него квоту между 15 бывшими  советскими республиками.

По величине квоты (5,9млрд. СДР, или 8,3млрд. долл. по курсу на конец  января 1999 г.) Россия занимает девятое  место вслед за Канадой. Такая  квота не дает России право на постоянное место в Исполнительном совете в отличие от пяти стран с наибольшими квотами (США, Германия, Япония, Великобритания, Франция), за которыми устав МВФ закрепляет такое место. Однако, располагая 59704 голосами (2,79% общего их количества на 1 сентября 1999 г.), она, подобно двум другим странам - Китаю и Саудовской Аравии, не входит в какую-либо группу государств - членов, образуемую для избрания исполнительного директора, а единолично "избирает" собственного директора.

В соответствии с уставом  МВФ Россия оплатила в конвертируемой валюте 25% суммы своей подписки на капитал Фонда.

Условия кредитов

Кредиты МВФ России и другим странам бывшего СССР обусловлены  выполнением ряда политико-экономических  условий, которые содержаться в  разрабатываемых ими совместно  с Фондом программах макроэкономической стабилизации и структурных преобразований. При этом МВФ добивается неукоснительной  и последовательной реализации согласованных  условий.  
Требования, с выполнением которых МВФ обычно связывает предоставление своих кредитов, подразделяются на три группы: осуществление мер с целью достижения макроэкономической и финансовой стабилизации; приватизация и другие структурные преобразования экономической системы; либерализация внешнеэкономической деятельности.

Результаты взаимоотношений  России с МВФ неоднозначны. Оценки этих результатов различаются в  зависимости от идеологических установок  и методических позиций, отдельных  общественно-политических сил. Наличие  кризисной ситуации вынуждает Россию обращаться к Фонду за кредитами. Однако при этом нужно отдать отчет  в том, что до тех пор, пока Россия находится в зависимости от кредитов МВФ, его воздействие продолжает оставаться существенным фактором формирования ее макроэкономической, структурной  и социальной политики.

Всемирный банк (МБРР).

Целями Банка являются оказание помощи в развитии экономики  стран-членов и её структурной перестройке, содействие частным иностранным  инвестициям путём предоставления гарантий или участия в займах и иных капиталовложениях, предоставляемых  частными инвесторами, содействие перспективному сбалансированному росту международной торговли и поддержание равновесия платёжных балансов. Уставный капитал Банка составляет 142 млрд. долл.. Основные направления его деятельности включают средне- и долгосрочное кредитование инвестиционных объектов в различных отраслях экономики стран-заёмщиков. Он также принимает активное участие в подготовке проектов, их техническом и финансово-экономическом обосновании.

В 1992 г. на Совете директоров МБРР было одобрено решение о выделении  России первого кредита на сумму 600 млн. долл.. Кроме того, с МБРР согласовано предоставление России под различные проекты в рамках среднесрочной программы кредитного сотрудничества на 1993-1997 г. около 8 млрд. долл..

Со Всемирным банком связаны три дочерние организации: Международная ассоциация развития (МАР), Международная финансовая корпорация (МФК) и Многостороннее агентство по гарантиям инвестиций (МАГИ). Россия вступила во все организации группы Всемирного банка.

Европейский банк реконструкции  и развития (ЕБРР).

Целями банка являются содействие переходу к открытой экономике, ориентированной на рынок, а также  развитие частной предпринимательской  инициативы в странах Центральной  и Восточной Европы. Уставный капитал  Банка составляет 13 млрд. долл..

В соответствии со стратегией ЕБРР в отношении России планируется  осуществление 39 проектов технического содействия и 38 проектов, предусматривающих  финансовое участие Банка. Общая  стоимость проектов ЕБРР- 9,5 млрд. долл.. Россия - крупнейший получатель технической помощи со стороны ЕБРР. В настоящее время Консультативным советом Банка одобрено 63 проекта (объем содействия- порядка 48,2 млн. долл.). В процентном отношении наибольший объём помощи приходится на приватизацию (53,5%) и инфраструктуру (36,3%).

В ходе анализа государственного внешнего долга России были выявлены следующие основные моменты: 
- большую часть российского долга (в том числе долга СССР) составляют краткосрочные заимствования именно из-за этого на протяжении последних десяти лет так часто возникал вопрос о реструктуризации задолженности; 
- отсутствует система долгового управления, долгами в России занимаются Министерство Финансов, Внешэкономбанк, частично Центральный Банк. То есть не существует единого органа, который занимался исключительно проблемами долга, хотя подвижки в этом вопросе есть; 
- погашению и обслуживанию государственного долга в настоящее время уделяется приоритетное значение;  
- правительство стало осознавать проблему предстоящих значительных выплат внешнему долгу в ближайшие годы. Об этом свидетельствует прописанный в бюджете механизм создания финансового резерва, и заявления руководства страны о досрочном погашении обязательств перед кредиторами; 
- выдаваемые России кредиты принесли ей мало пользы, но привели увеличению долгового бремени.

Современное состояние и  перспективы государственного внешнего долга.

С 1992 г. по 1999 г. объем государственного долга возрастал, это происходило  в основном за счет произведенных  в это время займов. Наибольший рост долга приходится на 1998 г., за один год внешний долг увеличивается на 27 млрд. долл. Это связано с попытками предотвратить дефолт по внутреннему долгу (пирамида ГКО), в том числе посредством заимствований на рынке еврооблигаций и конвертации части внутреннего долга во внешний при высоких процентных ставках. На конец 1998 г. государственный внешний долг составлял 150,8 млрд. долл.. Начиная с 2000 г. наблюдается снижение долга. На 01.01.2001 задолженность составила 143,4 млрд. долл.

Деятельность правительства  в части управления госдолгом  в 2001 г. можно охарактеризовать как  не последовательную. В начале года правительство, воодушевленное успехами в переговорах с Лондонским клубом, попыталось на аналогичных условиях ре структурировать обязательства  России перед Парижским клубом кредиторов. Соглашение от 1999 г. в принципе предусматривало  возможность возобновления переговоров  о всеобъемлющей реструктуризации советской задолженности перед  Парижским клубом осенью 2000 г., однако к тому времени, когда эти переговоры нужно было начинать, сильный торговый баланс фактически снял проблему платежеспособности России с повестки дня. Неуклюжая  попытка "надавить" на кредиторов путем одностороннего отказа возобновить  с начала года обслуживание советских  долгов, как известно, провалилась. Долги пришлось обслуживать в  полном объеме, а тема переговоров  отошла на задний план.

К середине года в правительстве  возобладала другая радикальная  точка зрения относительно управления долгом - досрочное погашение внешних  обязательств, которое было призвано, прежде всего, решить проблему укрепления рубля.  
В результате сложилась более чем странная ситуация: практически в одно и то же время власти призывали к списанию долгов (мотивируя это сложной экономической ситуацией в стране), досрочно погашали свои обязательства (по-видимому, в связи с улучшающейся экономической ситуацией в стране) и, особенно после осеннего падения цен на нефть, вели переговоры о возможности предоставления России новых кредитов. Как бы то ни было, осенью 2001 г. Россия досрочно выплатила МВФ 2,8 млрд. долл. в счет кредита, полученного Банком России незадолго до августовского кризиса 1998 г., а также договорилась о списании 2,5 из 3,6 млрд. долл. долга перед Чехией./11/

Нежелание властей заняться вопросами госдолга проявилось странными  метаниями между крайними позициями  в отношении долга внешнего (от переговоров о списании к досрочному погашению и обратно), но и в  работе по созданию системы долгового  управления. Деятельность в этом направлении  в 2001 г. ограничилась лишь принятием  принципиального решения о выделении  из состава Внешэкономбанка функции  долгового агентства - разработку конкретного  порядка формирования системы управления госдолгом отложили на неопределенный срок.

По оценкам экспертов, к 2020 году России предстоит выплатить 212 млрд. долл., из них 70 млрд. долл. - проценты по основному долгу.

В 2003 г. для России наступит пик выплат по внешнему долгу. Иностранным  кредиторам по существующему графику  придется отдать 18,8 млрд. долл. (11,8 млрд. долл. на погашение основной суммы  долга и 7 млрд. долл. - на проценты). Это  на 650 млн. долл. больше, чем планировалось  при заключении в феврале 2001 г. соглашения с кредиторами Лондонского клуба. Увеличение выплат на 3,5% в правительстве  объясняют прогнозируемым ростом процентных ставок и курса доллара.  
Правительство хочет попытаться даже не просить помощи у МВФ. Кредит предосторожности МВФ выдается при условии низких мировых цен на энергоносители и большом дефиците платежного баланса.

Если в 2003 г. сократить  долю непроцентных расходов с 11,9% ВВП  до 11,6% ВВП, то доходов, собранных при  цене на нефть 17 долл. за баррель, хватит на то, чтобы выплатить 7 млрд. долл. процентов по внешнему долгу. При  цене 22 долл. за баррель еще 160,7 млрд. руб. (при прогнозируемом на 2003 г. курсе 32,5 руб. / долл.) можно будет потратить  на выплаты по основной сумме. Но и  по этому благоприятному сценарию один только внешний долг оставляет в  бюджете дыру в 6,9 млрд. долл..

Правительство планирует  следующие действия.

Информация о работе Государственный долг