Государственный долг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2013 в 20:53, курсовая работа

Описание работы

Целью этой работы является выявление места государственного долга в системе экономических отношений и определение проблем, связанных с его функционированием.
Таким образом, для достижения цели работы необходимо:
рассмотреть общее состояние государственного долга;
определить механизм взаимодействия внутреннего и внешнего государственного долга;
рассмотреть обслуживание и погашение долговых обязательств;

Содержание работы

Введение 3
1. Сущность государственного долга 4
1.1. Внутренний и Внешний государственный долг 8
2. Государственный долг, обслуживание и погашение долговых
обязательств, государственные заимствования 16
Заключение 32
Список литературы 33

Файлы: 1 файл

курсач даша.docx

— 244.87 Кб (Скачать файл)

Важная роль отводилась МВФ  и в рамках второго пакета помощи России объемом 43,4 млрд. долл., который  был принят на встрече министров  иностранных дел и финансов "семерки" (Токио, 14-15 апреля 1993 г.) и под-твер-жден на ее годичном совещании, на высшем уровне в Токио 7-9 июля 1993 г.

Во-первых, токийский пакет  предусматривал предоставление средств  на "первоочередные стабилизационные меры" в размере 4,1 млрд. долл., в  том числе 3 млрд. долл. - кредит в  рамках "механизма финансирования системных преобразований" МВФ, образованного  специально для стран с переходной экономикой, испытывающих острейшие  экономические и финансовые трудности. Однако вторая половина данного кредита  в 1993 году не была получена. Причиной этому  послужила неудовлетворенность  руководства МВФ результатами проводившейся финансовой стабилизации, ходом выполнения российскими властями их очередных обещаний, а также итогами парламентских выборов в декабре 1993 года и последовавшими за этим переменами в составе правительства.

С начала февраля 1994 г. в России в течении нескольких недель находилась делегация МВФ, а 17-22 марта этого же года Москву посетил М. Камдессю. Его переговоры с российским правительством привели к новому соглашению, основные положения которого были зафиксированы в подписанном 8 апреля 1994г. совместном Меморандуме правительства и Центрального банка об экономической политике в 1994 г. Достигнутое соглашение позволило России получить второй транш кредита в поддержку системных преобразований. Это произошло 26 апреля 1994 г.

После валютных потрясений осени 1994 г., кульминацией которых стал известный "черный вторник" (11 октября 1994 г.), руководство России взяло  курс на резкое ужесточение финансовой и денежно-кредитной политики, на подавление инфляции в качестве главной макроэкономической цели.

Названная выше смена концептуальных приоритетов, естественно, встретила  поддержку со стороны МВФ. Результатом  этого стало предоставление Фондом России 11 апреля 1995 г. первого стандартного полномасштабного кредита "стэнд-бай" в объеме квоты страны в МВФ.

В 1998 г. экономическая ситуация в России резко ухудшилась в связи  с падением на мировых рынках цен  на энергоносители, в первую очередь  на нефть и газ, а также сырье  и продукцию первичного передела. В результате этого платежный баланс по счету текущих операций превратился в первом полугодии 1998 г. из активного в пассивный с дефицитом в размере 5,1 млрд. долл. Он привел к массированному сбросу иностранцами принадлежавших им российских ценных бумаг. Для того чтобы добиться уравновешивания государственного бюджета и предотвратить девальвацию рубля, правительство разработало антикризисную программу и обратилось к МВФ с предоставлением срочной масштабной финансовой помощи. О достижении этого соглашения было объявлено 13 июля 1998 г.

Помимо кредитов МВФ, Всемирный  банк согласился предоставить во втором полугодии 1998 г. с учетом ранее согласованных  объемов 1,7 млрд. долл., а в 1998 (вторая половина) - 1999 гг. в общей сложности - 6,0 млрд. долл. Наконец, правительство  Японии пообещало предоставить России заем на сумму 1,5 млрд. долл. в виде дополнения к займам МБРР.

Договоренность о кредитном  пакете МВФ предусматривала, что  вся сумма, включая неиспользованные средства кредита 1996-1999 гг., будет представлена России четырьмя трансами - 20 июля, 15 сентября, 15 декабря 1998 г. и 15 февраля 1999 г. Жизнь  показала, что предоставленный в  срочном порядке кредит МВФ уже  не смог спасти положения ни на рынке  государственных ценных бумаг, ни на валютном рынке. В результате 17 август 1998 г. российские власти вынуждены были принять решения о фактическом объявлении дефолта по внутреннему государственному долгу (в части, касающейся ГКО и ОФЗ со сроками погашения до 31 декабря 1999 г.), установлении 90-дневного моратория на платежи по иностранным финансовым обязательствам коммерческих банков и осуществлении мероприятий в валютной области, которые, в конечном счете, привели к четырехкратной девальвации рубля по отношению к доллару и другим иностранным валютам.

События, связанные со срывом российской антикризисной программы 1998 г. и правительственным решениям 17 августа 1998 г., явились чувствительным ударом по престижу МВФ. Политика МВФ  по отношению к России оказалась  под огнем критики, в особенности  в кругах республиканской партии и ее сторонников в США.

В общем итоге, смотрите таблицу 7, за период 1992-1999 гг. МВФ одобрил  семь договоренностей о предоставлении валютных кредитов России (кредитный  пакет, одобренный 20 июля 1998 г., рассматривается  как единая договоренность) на общую  сумму 25,8 млрд. СДР, или 36,6 млрд. долл.

Таблица 7 - Финансовое содействие МВФ России

Дата договоренности

Сумма Млрд. долл.

Сроки погашения

5 августа 1992 г.

1,0

5 лет с отсрочкой погашения  в течении 3 лет и 3 месяцев

6 июля 1993 г.

1,5

10 лет с отсрочкой погашения  в течение 4,5 года

25 апреля 1994 г. 

1,5

10 лет с отсрочкой погашения  в течение 4,5 года

11 апреля 1995 г.

6,8

5 лет с отсрочкой погашения  в течение 3 лет и 3 месяцев  по каждому отдельному траншу

26 марта 1996 г.

10,1

10 лет с отсрочкой погашения  в течение 4,5 года по каждому  отдельному траншу

20 июля 1998 г.

(3.0+5.3+2.9)11,2

1,5 года с отсрочкой  погашения на 10 год по каждому  отдельному траншу 
5 лет с отсрочкой погашения в течении 3 лет и 3 месяцев

28 июля 1999 г. 

4,5

5 лет с отсрочкой погашения  в течение 3 лет и 3 месяцев  по каждому отдельному траншу


Однако в связи с  тем, что после 17 августа 1998 г. предоставление средств в рамках договоренностей  о расширенном кредите 1996 г. и  кредитном пакете 1998 г. было прекращено, а сами эти договоренности утратили силу, фактически по сентябрь 1999 г., т.е. с учетом июльского 1999 г. транша в  размере 640 млн. долл., из этой суммы  были использованы лишь 22,0 млрд. долл. Кроме того, Россия полностью израсходовала свою резервную позицию в МВФ в размере примерно 1,4 млрд. долл..

Использование внешних финансовых ресурсов было бы оправдано в том  случае, если бы оно послужило толчком  для запуска механизма экономического роста, технологической перестройки  экономики. Однако этого-то, к сожалению  не происходило.  
Кредиты МВФ, по сути дела, попросту проедались, т.е. направлялись на замыкание бюджетных дыр, обслуживание все возрастающего государственного долга, финансирование импорта предметов потребления. /10/

Современное состояние и  перспективы государственного внешнего долга.

С 1992 г. по 1999 г. объем государственного долга возрастал, это происходило  в основном за счет произведенных  в это время займов. Наибольший рост долга приходится на 1998 г., за один год внешний долг увеличивается  на 27 млрд. долл. Это связано с  попытками предотвратить дефолт по внутреннему долгу (пирамида ГКО), в том числе посредством заимствований на рынке еврооблигаций и конвертации части внутреннего долга во внешний при высоких процентных ставках. На конец 1998 г. государственный внешний долг составлял 150,8 млрд. долл.. Начиная с 2000 г. наблюдается снижение долга. На 01.01.2001 задолженность составила 143,4 млрд. долл.

Деятельность правительства  в части управления госдолгом  в 2001 г. можно охарактеризовать как  не последовательную. В начале года правительство, воодушевленное успехами в переговорах с Лондонским клубом, попыталось на аналогичных условиях ре структурировать обязательства  России перед Парижским клубом кредиторов. Соглашение от 1999 г. в принципе предусматривало  возможность возобновления переговоров  о всеобъемлющей реструктуризации советской задолженности перед  Парижским клубом осенью 2000 г., однако к тому времени, когда эти переговоры нужно было начинать, сильный торговый баланс фактически снял проблему платежеспособности России с повестки дня. Неуклюжая  попытка "надавить" на кредиторов путем одностороннего отказа возобновить  с начала года обслуживание советских  долгов, как известно, провалилась. Долги пришлось обслуживать в  полном объеме, а тема переговоров  отошла на задний план.

К середине года в правительстве  возобладала другая радикальная  точка зрения относительно управления долгом - досрочное погашение внешних  обязательств, которое было призвано, прежде всего, решить проблему укрепления рубля.  
В результате сложилась более чем странная ситуация: практически в одно и то же время власти призывали к списанию долгов (мотивируя это сложной экономической ситуацией в стране), досрочно погашали свои обязательства (по-видимому, в связи с улучшающейся экономической ситуацией в стране) и, особенно после осеннего падения цен на нефть, вели переговоры о возможности предоставления России новых кредитов. Как бы то ни было, осенью 2001 г. Россия досрочно выплатила МВФ 2,8 млрд. долл. в счет кредита, полученного Банком России незадолго до августовского кризиса 1998 г., а также договорилась о списании 2,5 из 3,6 млрд. долл. долга перед Чехией./11/

Нежелание властей заняться вопросами госдолга проявилось странными  метаниями между крайними позициями  в отношении долга внешнего (от переговоров о списании к досрочному погашению и обратно), но и в  работе по созданию системы долгового  управления. Деятельность в этом направлении  в 2001 г. ограничилась лишь принятием  принципиального решения о выделении  из состава Внешэкономбанка функции  долгового агентства - разработку конкретного  порядка формирования системы управления госдолгом отложили на неопределенный срок.

По оценкам экспертов, к 2020 году России предстоит выплатить 212 млрд. долл., из них 70 млрд. долл. - проценты по основному долгу.

В 2003 г. для России наступит пик выплат по внешнему долгу. Иностранным  кредиторам по существующему графику  придется отдать 18,8 млрд. долл. (11,8 млрд. долл. на погашение основной суммы  долга и 7 млрд. долл. - на проценты). Это  на 650 млн. долл. больше, чем планировалось  при заключении в феврале 2001 г. соглашения с кредиторами Лондонского клуба. Увеличение выплат на 3,5% в правительстве  объясняют прогнозируемым ростом процентных ставок и курса доллара.  
Правительство хочет попытаться даже не просить помощи у МВФ. Кредит предосторожности МВФ выдается при условии низких мировых цен на энергоносители и большом дефиците платежного баланса.

Если в 2003 г. сократить  долю непроцентных расходов с 11,9% ВВП  до 11,6% ВВП, то доходов, собранных при  цене на нефть 17 долл. за баррель, хватит на то, чтобы выплатить 7 млрд. долл. процентов по внешнему долгу. При  цене 22 долл. за баррель еще 160,7 млрд. руб. (при прогнозируемом на 2003 г. курсе 32,5 руб. / долл.) можно будет потратить  на выплаты по основной сумме. Но и  по этому благоприятному сценарию один только внешний долг оставляет в  бюджете дыру в 6,9 млрд. долл..

Правительство планирует  следующие действия.

Примерно по 1 млрд. долл. можно получить от приватизации и внутренних займов. Операции с драг металлами могут принести 150 - 180 млн. долл.. Не исключено, что появится 1 млрд. долл. переходящих остатков с 2002 г. В 2003 г. Россия произведет погашение двух выпусков евробондов - на 1,25 млрд. долл. и 365 млн. долл., - номинированных в лирах, а также 4-й транш облигаций ОВВЗ на 3,46 млрд. долл.. /12/.

Как уже было сказано, для того чтобы решить проблему 2003 года Правительство РФ начало досрочное  погашение кредитов, а также в  соответствии с законодательством  будет образован финансовый резерв. Превышение доходов над расходами  направляется в 2002 году в сумме 68 566,6 млн. рублей на погашение государственного долга Российской Федерации и  в сумме 109 765,3 млн. рублей на образование  финансового резерва.

Источником образования  финансового резерва являются свободные  остатки средств федерального бюджета  по состоянию на 1 января 2002 года

В ходе исполнения федерального бюджета на 2002 год на пополнение финансового резерва  направляются превышение доходов над  расходами федерального бюджета  в сумме 109 765,3 млн. рублей. 
Средства финансового резерва могут использоваться только на: 
замещение внутренних источников финансирования дефицита федерального бюджета: поступлений от размещения государственных ценных бумаг, поступлений от продажи имущества, находящегося в государственной собственности;  
замещение внешних источников финансирования дефицита федерального бюджета; 
погашение государственного долга Российской Федерации. 
Средства финансового резерва могут размещаться на финансовых рынках в первоклассных высоко ликвидных государственных ценных бумагах (в том числе правительств иностранных государств). /13/.

В 2003 - 2008 гг. основная часть выплат будет приходиться  на новый российский долг, смотрите рисунок 4 ,платежи международным  финансовым организациям (8-10 млрд. долл.), которые нельзя реструктурировать. Рефинансирование их в форме новых  заимствований у тех же организаций  будет означать перенос сроков концентрации платежей на 3-5 лет, кардинально не меняя  ситуацию./14/

Рисунок 4 - Предполагаемый график выплат

В целом перспективы  управления государственным внешним  долгом вызывают сдержанный оптимизм.

2.4 Основные кредиторы.  Международные организации кредиторов

Парижский клуб кредиторов.

Парижский клуб - неинституциализированное объединение стран-кредиторов (Австралия, Австрия, Бельгия, Великобритания, Германия, Дания, Ирландия, Испания, Италия, Канада, Нидерланды, Норвегия, Россия, США, Финляндия, Франция, Швейцария, Швеция, Япония), созданное в 1956 году для обсуждения и урегулирования проблем задолженности суверенных государств; Россия - член Парижского клуба с 1997 года.

Парижский клуб крупнейший кредитор России, причем практически  вся задолженность была сформирована в 70- 80-е годы. Главные ресурсы  для экономического роста при  Брежневе мы получали счет нефти и  газа. Мы экспортировали нефть и  газ по высоким ценам на Запад, а в обмен закупали зерно, оборудование и товары. Потом цены на нефть  упали, а заложенные в пятилетнем плане объемы закупок остались. В  нормальной экономике падение доходов  привело бы к урезанию расходов. В социалистической продолжали выполнять  план и для этого стали брать  в долг. В результате к середине 80-х, когда к власти пришел Горбачев, госдолг СССР составлял 35 млрд. долл..

За следующие пять лет  этот долг возрос вдвое, превысив 70 млрд. долл. Рос он все по той же причине: правительство Горбачева продолжало выполнять план по закупке импортного оборудования, товаров и продовольствия. Таким образом, долги России Парижскому клубу это задолженность перед  экономически развитыми странами (США, Канада, страны ЕС) возникшая на основании  договоров между правительствами.

Информация о работе Государственный долг