Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2013 в 20:53, курсовая работа
Целью этой работы является выявление места государственного долга в системе экономических отношений и определение проблем, связанных с его функционированием.
Таким образом, для достижения цели работы необходимо:
рассмотреть общее состояние государственного долга;
определить механизм взаимодействия внутреннего и внешнего государственного долга;
рассмотреть обслуживание и погашение долговых обязательств;
Введение 3
1. Сущность государственного долга 4
1.1. Внутренний и Внешний государственный долг 8
2. Государственный долг, обслуживание и погашение долговых
обязательств, государственные заимствования 16
Заключение 32
Список литературы 33
1.3 Государственные
и корпоративные ценные бумаги,
как источники покрытия
Предлагаемые для
1. - наличные денежные средства;
2. - государственные ценные бумаги;
3. - корпоративные ценные бумаги;
4. - товарные поставки;
5. - долговые обязательства третьих сторон
перед российским правительством;
6. - иные государственные активы.
Смотрите также таблицу 1 В реальной жизни,
естественно, возможны их сочетания в
различных пропорциях.
Таблица 1 - Средства платежа по внешнему долгу и их источники
Варианты |
Средства платежа |
Источники |
1 |
Наличные денежные средства |
Бюджетные доходы налоговые неналоговые Финансирование реализация госактивов запасов имущества собственности (приватизация) государственные займы внутренние, в том числе кредиты Центрального банка внешние |
2 |
Государственные ценные бумаги |
Эмиссия нового государственного долга |
3 |
Корпоративные ценные бумаги |
Государственные компании и принадлежащие государству доли в частных компаниях |
4 |
Товарные поставки |
Государственные закупки |
5 |
Долговые обязательства перед российским правительством (например, третьих стран) |
Платежи российских заемщиков |
6 |
Иные государственные активы |
Иные государственные права (государственный земельный фонд и др ) |
Размещение государственных
ценных бумаг может быть:
- Добровольным - размещение ценных бумаг
на свободном (или почти свободном) рынке.
К ценным бумагам, размещенным таким образом,
принадлежат государственные краткосрочные
обязательства (ГКО), облигации федерального
займа (ОФЗ), облигации сберегательного
займа (ОСЗ), еврооблигации;
- Вынужденным квазирыночным - рыночное
оформление фактического государственного
долга. Так появились на свет облигации
внутреннего валютного займа (ОВВЗ), казначейские
обязательства (КО), векселя Минфина, переоформившие
на Минфин задолженность предприятий
по банковским кредитам, предоставленным
под государственные программы. Сюда же
может быть отнесен портфель государственных
бумаг ЦБ, сформированный в целях поддержки
собственно рынка.
Важнейшим критерием для принятия решения
об использовании того или иного средства
платежа должно выступать соотношение
их цен, как в момент платежа, так и в прогнозируемой
перспективе. Рациональная стратегия
заключается в том, чтобы в качестве средств
платежа использовать в первую очередь
активы, более дорогие в данный момент,
но дешевеющие в перспективе. Использование
активов, дешевых в настоящее время и дорожающих
в перспективе, целесообразно откладывать
до более позднего времени.
С этой точки зрения цены большинства предлагаемых "неклассических" средств платежа по сравнению с наличными деньгами, получаемыми властями в качестве традиционных бюджетных доходов являются, во-первых, весьма низкими и, во-вторых, растущими в перспективе (таблица 2).
Одним из примеров очевидного
неоптимального использования государственных
активов является предлагаемый обмен
части российского долга на акции
российских компаний. В настоящее
время акции крупнейших российских
компаний в электроэнергетике, топливной
промышленности, металлургии, телекоммуникациях
("голубые фишки") по отношению
к бумагам аналогичных компаний
развивающихся стран
Таблица 2 - Относительные цены альтернативных средств платежа по внешнему долгу
|
1992 |
1993 |
1994 |
1995 |
1996 |
1997 |
1998 |
1999 |
2000 |
2001 |
Относительные цены, %: Экспортные поступления (индекс условий торговли в 1999 г =100%) |
99,8 |
98,1 |
119,4 |
110,8 |
103,7 |
97,7 |
89,1 |
100,0 |
148,1 |
173,2 |
Государственные ценные бумаги (новый долг) |
|
|
90,7 |
88,8 |
93,0 |
95,9 |
79,7 |
69,7 |
86,8 |
91,1 |
Товарные поставки (уровень внутренних цен в России в % к уровню цен в США) |
10,8 |
22,6 |
40,9 |
59,4 |
76,0 |
75,6 |
64,0 |
40,6 |
42,1 |
43,7 |
Акции российских компаний (удельная рыночная капитализация российских компаний в % к удельной рыночной капитализации компаний развивающихся стран) |
0,9 |
2,9 |
4,7 |
19,1 |
10,8 |
5,2 |
8,8 |
14,3 | ||
Справочно: |
1100 |
1343 |
797 |
453 |
2677 |
4590 |
1620 |
1030 |
Таким образом, использование для целей обслуживания и погашения долга более дешевых средств платежа при дальнейшем их неизбежном удорожании, к тому же при наличии более дорогих альтернатив, является неоптимальным и ведет к существенным экономическим потерям.
Опираясь на вышеизложенное,
можно сделать следующие
- понятия государственный долг и бюджетный
дефицит тесно связаны, государственный
долг это фактически сумма накопленных
дефицитов бюджета;
- причинами возникновения государственного
долга, как правило, являются тяжелые периоды
для экономики: войны, спады и т.д.;
- понятия внутреннего и внешнего долга
постепенно смыкаются. Этот процесс ускоряется
при использовании такой формы заимствования,
как выпуск ценных бумаг, в том числе номинированных
в валюте;
- выбор источника покрытия государственного
долга должен быть экономически целесообразен.
2 АНАЛИЗ ГОСУДАРСТВЕННОГО ВНЕШНЕГО ДОЛГА РОССИИ
2.1 История возникновения
Кредитная история России началась в 1769 г., когда Екатерина II сделала первый заем в Голландии. За последующие два с половиной столетия Российская империя заняла на рынке примерно 15 млрд. руб. Большая часть этих средств накануне революции была погашена. К этому моменту старейшими займами в составе русского государственного долга оставались 6%-ные займы 1817-18 гг. Их нарицательный капитал составлял 93 млн. руб., а непогашенная часть к 1 января 1913г. равнялась 38 млн. руб. На рисунке 1 отражена динамика государственного долга Российской империи в начале XX в.: сумма задолженности возросла в период русско-японской войны и революции, а затем стабилизировалась.
Рисунок 1 - Государственный
долг России в начале двадцатого века
На протяжении всего XIX в. и в начале XX в.
расходы государства превышали его доходы.
Во второй половине XIX в. правительство
активно финансировало строительство
железных дорог, а также выкупало в казну
частные линии. Стремясь сгладить влияние
экстраординарных расходов на структуру
бюджета, оно разделяло бюджет на обыкновенный
и чрезвычайный. Первый пополнялся из
традиционных источников доходов (налоги,
акцизы и пр.), доходную часть второго на
90% составляли средства, полученные от
внутренних и внешних займов. Именно заемные
средства шли на финансирование строительства
железных дорог, ведение войн и борьбу
со стихийными бедствиями. При благоприятном
положении часть чрезвычайного бюджета
шла на покрытие расходов по долгосрочной
оплате государственных займов. Платежи
по займам (проценты и погашение) осуществлялись
за счет обыкновенного бюджета.
Выпуск новых займов был в непосредственной компетенции царя и министерства финансов. Однако после созыва Государственной Думы она получила право утверждать каждый конкретный заем. Время и условия займа по-прежнему определялись по решению правительства.
По большей части
Все ценности, размещаемые
в то время на рынке, разделялись
на три категории:
- краткосрочные;
- долгосрочные;
- бессрочные;
Срок обращения краткосрочных обязательств ограничивался законом и колебался от 3 месяцев до 1 года. Купюры выпуска не должны были превышать 500 руб. Право эмиссии по краткосрочным обязательствам предоставлялось лично министру финансов с условием, что общая сумма обязательств в каждый момент не превысит 50 млн. руб. В 1905 г. права министра были расширены до 200 млн. руб. с правом выпуска краткосрочных обязательств, в том числе и на иностранных рынках. Государственное казначейство и частные лица имели право учитывать эти обязательства в Государственном банке, проценты считались в виде дисконта.
Основу государственного
долга составляли долгосрочные и
бессрочные займы. Долгосрочные займы
могли заключаться на достаточно
длительные сроки - 50-80 лет. Практиковался
выпуск бессрочных обязательств, когда
государство обязывалось
Также существовало формальное определение внутренних и внешних займов. Первые ориентировались на иностранного покупателя и обращение за границей. Вторые были рассчитаны на российский рынок. Данное деление не имело никакого экономического значения, так как никаких ограничений на покупку иностранных выпусков для российских подданных и внутренних иностранцев не существовало.
В 1906 г. в Основном законе
имелась статья 114:
"При обсуждении государственной росписи
не подлежат исключению или сокращению
назначения на платежи по государственным
долгам и по другим принятым на себя Российским
Государством обязательствам." Законодатели
заранее пресекали соблазн нарушить одно
из основных правил рынка - платить вовремя
и полностью.
Российское правительство
в результате длительных и кровопролитных
усилий сумело создать репутацию
надежного заемщика, который действует
на рынке аккуратно, не злоупотребляя
своим государственным
Заимствование финансовых ресурсов использовалось с разными целями, и далеко не всегда с целью реализации какого-либо конкретного проекта. Интересы финансовой стабильности, пусть даже в краткосрочном периоде, имели первостепенное значение. Это позволяло следовать выработанной экономической политике, не меняя ее курса.
Отказавшись платить долги своим и иностранным гражданам, правительство Советской России заложило основу новой финансовой культуры. В результате облигации, выдаваемые как часть заработной платы, оказались просто бумажками./4/.
После распада СССР в конце
1991г. России пришлось взять на себя
долговые обязательства перед
За четыре дня до подписания в декабре 1991 г. в Минске так называемого беловежского соглашения, в соответствии с которым СССР официально прекратил свое существование, восемь из пятнадцати союзных республик подписали "Договор о правопреемстве в отношении внешнего государственного долга и активов Союза ССР".
Согласно этому договору первоначально доля России, как в зарубежных активах, так и во внешнем долге Советского Союза составляла лишь 61,34%. Однако спустя два года Россия, подписав соответствующие двусторонние соглашения, взяла на себя активы и обязательства всех остальных республик бывшего СССР. Если стоимость унаследованных активов, включающих имущество за рубежом и долговые обязательства третьих стран, оценить не предоставляется возможным, то общий объем унаследованных долговых обязательств четко определен, он равен 98 млрд. долл. К настоящему времени более 36% этой суммы составляют долги Лондонскому клубу (таблица 3).
Вид задолженности |
Сумма обязательств на 1 января 2000 г., млн долл. |
Кредиты, полученные от правительств иностранных государств (Парижский клуб) |
56 900 |
Кредиты, полученные от иностранных коммерческих банков и фирм (Лондонский клуб) |
32 130 |
Итого |
89 030 |
Кредиторы государства объединены
в Парижский клуб, в котором
все вопросы решаются исходя из политической
точки зрения, в отличие от чисто
коммерческого подхода
Переговоры с Лондонским
клубом о долгосрочной реструктуризации
долгов СССР коммерческим банкам Россия
вела с декабря 1992 года. Первоначально
прогрессу переговоров