Государственный долг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2013 в 20:53, курсовая работа

Описание работы

Целью этой работы является выявление места государственного долга в системе экономических отношений и определение проблем, связанных с его функционированием.
Таким образом, для достижения цели работы необходимо:
рассмотреть общее состояние государственного долга;
определить механизм взаимодействия внутреннего и внешнего государственного долга;
рассмотреть обслуживание и погашение долговых обязательств;

Содержание работы

Введение 3
1. Сущность государственного долга 4
1.1. Внутренний и Внешний государственный долг 8
2. Государственный долг, обслуживание и погашение долговых
обязательств, государственные заимствования 16
Заключение 32
Список литературы 33

Файлы: 1 файл

курсач даша.docx

— 244.87 Кб (Скачать файл)

После этого Внешэкономбанк подготовил и разослал 400 с лишним банкам-кредиторам финансовые условия  урегулирования задолженности перед  Лондонским клубом, а это около 27 тысяч отдельных долговых требований в 15 валютах (сложность и масштабность сделки не имеют равных в двадцатилетней истории клуба). По состоянию на 3 октября 1997 года объем выверенной и  подтвержденной в официальных протоколах задолженности составил 21,9 миллиарда  долларов, или более 91% требований, заявленных кредиторами.

Помимо долгов бывшего  СССР с 1991 г. Российская Федерация произвела  собственные внешние заимствования  на сумму 77,1 млрд. долл.. Такая активная политика на рынке внешних заимствований была обусловлена в первую очередь проводимой в этот период жесткой денежно-кредитной политикой.

В соответствии с ней объем  денежной массы в экономике сохранялся неизменным, и поэтому использовались только не эмиссионные источники финансирования бюджетного дефицита. Следует отметить, что в период с 1992 г. по 1998 г. дефицит федерального бюджета был очень значителен и составлял не менее 18% от расходов. Общий объем бюджетного дефицита за 1992-1998 гг. превысил 1,3 трлн. руб. в ценах 1998 г. Внешние заимствования были предоставлены России международными финансовыми организациями (МВФ, МБРР, ЕБРР), иностранными государствами (Германией, США, Францией) и частными иностранными компаниями. Часть валютных кредитов была получена от Центрального банка РФ за счет сокращения его золотовалютных резервов. Помимо этого Министерство финансов Российской Федерации выпустило и разместило несколько траншей еврооблигаций и облигаций внутреннего валютного займа (ОВВЗ) (таблица 4).

Таблица 4 - Заимствования  России начиная с 1992 г.

Вид заимствования 

Объем, млн долл.

Кредиты, полученные от правительств иностранных государств

14 900

В том числе:

финансовые

11 260

связанные

3 640

Кредиты, полученные от иностранных  коммерческих банков и фирм

5 970

Кредиты, полученные от международных  финансовых организаций

22 400

В том числе:

от МВФ

15 773

от МБРР (финансовые кредиты)

4 282

от МБРР и ЕБРР (связанные  кредиты)

2 345

Государственные ценные бумаги РФ в иностранной валюте:

27 036

ОВВЗ

11 121

еврооблигации

15 915

Кредиты, полученные от Банка  РФ

6 800

Государственные гарантии в  иностранной валюте

0

Итого

77 106


Общий объем внешних долговых обязательств России на 1 января 2001 г. составляет 143,4 млрд. долл.. Крайне негативной особенностью структуры долга России является то, что около 90% российских долговых обязательств находится в собственности нерезидентов. Иностранные инвесторы оказались владельцами не только валютных долговых обязательств, но и большой части рублевых облигаций, которые формально относятся к внутреннему долгу России. /5/.

На сегодняшний день российское правительство обслуживает еврооблигации, кредиты, полученные от международных  финансовых организаций, ОВВЗ и выплачивает  проценты по долгам Парижскому клубу  кредиторов. Однако при этом необходимость  реструктуризации долгов бывшего СССР, возможно, на более благоприятных  для России условиях, остается несомненной.

Как бы то ни было, очевидно, что без проведения структурных  реформ национальной экономики дальнейшее наращивание долга является бесперспективным. В связи с этим следует обратить внимание на практику принятия федеральных  бюджетов с огромным бюджетным дефицитом. Именно продолжительный и значительный дефицит бюджета явился одной  из основных причин стремительного роста  объема государственного долга.

2.2 Состав и структура внешнего государственного долга

На 01.07.2001 внешний  государственный долг составил 137,8 млрд. долл. 
Ниже представлена структура государственной задолженности. Общая сумма задолженности подразделяется на две части - это долги бывшего СССР, который РФ взяла на себя после распада Союза и собственно российский внешний долг, т.е. долг, образовавшийся после 1 января 1992 г. Ясно разделить эти два вида задолженности целесообразно в связи с отчетливой позицией правительства по разделению приоритетов этих видов обязательств.

Внешний долг РФ можно  условно разделить на шесть составляющих:  
- Займы международных организаций;  
- Реструктуризированный долг бывшего СССР;  
- Кредиты и займы российских банков;  
- Кредиты и займы российских предприятий; 
- Валютные облигации внутреннего займа;  
- Еврооблигации и субфедеральные внешние займы и кредиты.

Как видно из таблицы 5 большую часть долга составляют долги, доставшиеся России от СССР.

Таблица 5 - Структура государственного внешнего долга России

Наименование

01.01.01

01.07.01

01.10.01

01.01.02

Государственный внешний  долг Российской Федерации (включая  обязательства бывшего Союза  ССР, принятые Российской Федерации)

143,4

137,8

138,9

130,9

         

Задолженность странам - участницам Парижского клуба

47,5

42,9

43,9

42,3

         

Задолженность странам, не вошедшим в Парижский клуб

19,5

19,6

19,8

14,8

         

Коммерческая задолженность

6,7

6,5

6,5

6,1

         

Задолженность перед международными финансовыми организациями

16,1

15,4

15,1

15,2

МВФ

8,8

8,1

7,9

7,7

Мировой банк

7,1

7,1

7

7,2

ЕБРР

0,2

0,2

0,2

0,2

         

Еврооблигационные займы

36,4

36,2

36,4

35,3

         

ОВГВЗ и ОГВЗ

10,8

10,8

10,8

10,8

         

Задолженность по кредитам Банка России

6,4

6,4

6,4

6,4


Задолженность перед МВФ.

Российский долг перед  международными финансовыми организациями  не слишком велик и составляет 15,4 млрд. долл. (на 01.07.2001). Этот долг образовался  в результате заимствований Российской Федерацией с 1992 г. по 1999 г.

Урегулирование задолженности  перед Международным Валютным Фондом является краеугольным камнем в решении  всей долговой проблемы (фактически урегулирование означает одобрение Фондом текущего экономического курса; устав МВФ  запрещает реструктуризацию задолженности). Высокую цену вопроса определяет крупный размер предстоящих выплат. Позиция МВФ в значительной степени  определяет дальнейшие возможности  России как заемщика. От позиции  МВФ существенным образом зависит  решение вопроса по реструктуризации прочих видов задолженности, в частности  Парижскому и Лондонскому клубам. Согласно существующей практике соглашения клубов с должниками опираются на выводы МВФ. В мировой финансовой истории еще не возникало дефолта  по обязательствам перед Валютным фондом. Прецедент может привести не только к временной финансовой изоляции России, но и способен создать серьезные  проблемы в прочих областях внешнеэкономической  деятельности.

Еврооблигации.

В 1996 г. произошло событие, которое могло стать поворотным в кредитной истории страны, Россия выходит на рынок еврооблигаций, впервые с 1917 года заняли деньги на рынке у частных инвесторов, а  не у государств под обещания реформ. За период с1996г. по 2000г. было выпущено одиннадцать  траншей внешних облигационных  займов (включая переоформленную  задолженность Лондонскому клубу) большая часть займов со сроком погашения 5-10 лет, т.е. это фактически краткосрочные  займы.

Несмотря на то, что кредитные  рейтинги суверенных еврооблигаций  не высоки, вероятность погашения  данного вида задолженности своевременно и в полном объеме достаточно высока, даже в случае не самого оптимистичного сценария развития экономической ситуации в России.

Задолженность на 01.07.2001 составляет 36,2 млрд. долл. Большую часть из них  составляет задолженность России перед  Лондонским клубом переоформ-ленная в 2000 году в 30 летние еврооблигации.

В мировой финансовой истории  случаи дефолта по суверенным евробондам единичны. (Формально еврооблигационные займы не имеют особого статуса по сравнению, например, с двусторонними кредитными соглашениями или долгами международным кредитным организациям, однако кредиторы предпочитали выполнять все свои обязательства по еврооблигациям из-за весьма сложной процедуры ее реструктуризации - они распределены среди значительного числа владельцев.) В то же время вряд ли серьезные реформы сложившейся мировой практики следует ожидать в кратчайшей перспективе.

Облигации внутреннего валютного  займа (ОВВЗ).

Есть, еще один вид долговых обязательств России, которые занимают промежуточное положение, - облигации  внутреннего валютного займа, или  вэбовки. По происхождению они относятся к внутреннему долгу, но, как правило, рассматриваются вместе с внешними долгами. Структуру долга в ОВВЗ смотрите в таблице 6. Это старейшие российские облигации, выпущенные еще в 1993 г. в счет погашения задолженности Внешэкономбанка СССР перед юридическими лицами-резидентами.

Таблица 6 - Выпуски ОВВЗ

Вид Обязательства

Номинал (млн. $)*

купон (%)

     

ОВГВЗ - ОГВЗ

   

ОВГВЗ III - 99

121

3

ОВГВЗ IV - 03

3462

3

ОВГВЗ V - 08

2837

3

ОВГВЗ VI - 06

1750

3

ОВГВЗ VII -11

1750

3

ОГВЗ

864

3

итого по ОВГВЗ/ОГВЗ

10784

 

Наиболее вероятна реструктуризация этого вида задолженности с частичным  погашением текущего долга. Параметры  реструктуризации будут существенно  зависеть от результатов переговоров  с Международным валютным Фондом.

С "неформальной" точки  зрения среди заложенных в бюджет платежей по валютным обязательствам ОВВЗ имеют наименьший приоритет (в  бюджет также заложены процентные платежи  по еврооблигациям). Этот долг является внутренним (по рублевым внутренним долгам дефолт уже состоялся) и, что самое  главное "советским". В 1999-2000 гг. явственно  прослеживалась линия Минфина на дифференцированное отношение к  долговым обязательствам России и бывшего  СССР. /6/

Задолженность перед Парижским  клубом.

Парижский клуб - организация, объединяющая страны кредиторы (в отличие  от Лондонского клуба, в который  входят частные кредиторы). Задолженность  России Парижскому клубу не секьюритизирована и фактически представляет собой набор отдельных двусторонних межправительственных договоров с наиболее экономически развитыми странами мира (Европейский союз, США, Япония). Вступление в Парижский клуб в 1997 году способствовало проведению реструктуризации задолженности перед странами - членами клуба, доставшуюся России в наследство от бывшего СССР.

Задолженность бывшего СССР перед странами "большой семерки" подлежащая урегулированию в рамках Парижского клуба, на начало 2001 года составляла 33,1 млрд. долл. (общая задолженность  на начало 2001 года перед Парижским  клубом оценивается в 47,5 млрд. долл.), в том числе на Германию приходилось 16,9 млрд. долл., Италию - 5,3, США - 3, Францию - 2,5, Японию - 2,4, Канаду - 1,7, и Великобританию - 1,2 млрд. долл.

Сумма задолженности Российской федерации по обязательствам бывшего  СССР перед странами-участницами  Парижского клуба кредиторов по со-стоя-нию на 1 июля 2001г. оценивается в 42,9 млрд. долл. США, из которых 29,2 млрд. долл. США переоформлено в рамках Многосторонних меморандумов от 2 апреля 1993г., от 4 июня 1994г., 3 июня 1995г. и 29 апреля 1996г. (I-V консолидации). В рамках Многостороннего меморандума, подписанного 1 августа 1999 года (V консолидация), Министерства финансов Российской Федерации, с участием Внешэкономбанка, практически завершена работа по реструктуризации официальной задолженности бывшего СССР со сроками платежей в 1999-2000гг., а так же просроченных с августа 1998г.

процентов. Россией были подписаны двусторонние соглашения с Австралией, Австрией, Бельгией, Великобританией, Германией, Данией, Испанией, Италией (САЧЕ, Министерство казначейства Италии), Канадой (канадский пшеничный комитет, Корпорация развития экспорта), Нидерландами, Португалией, США, Финляндией, Францией, Швейцарией, Швецией, Японией (Японский банк международного сотрудничества (JBIC), МИТИ). С Норвегией соглашение парафировано.

Реструктуризация и списание части долга имеет достаточно распространенную практику при решении  долговых проблем странами клуба. Кроме  того, статус долговых обязательств (взятые на себя обязательства третьей страны - СССР) и, наконец, собственное членство в клубе кредиторов дают России основания  рассчитывать на успешную реструктуризацию задолженности. В то же время, принимая во внимания имеющуюся практику, не следует рассчитывать на скорое и  простое решение этой проблемы.

Коммерческие кредиторы.

Коммерческая задолженность  бывшего СССР, образовавшаяся в результате неоплаты поставок товаров и оказанных  услуг по контрактам советских внешнеторговых организаций, заключенным с иностранными фирмами-поставщиками до 04.01.92г., оценивается  примерно в 4 млрд. долларов США (без  учета просроченных процентов), в  том числе на учете во Внешэкономбанке - около 1,8 млрд. долларов США. Проблема затрагивает интересы порядка 3 тысяч  кредиторов. Основную часть из них  составляют компании и предприятия  из большинства развитых стран мира, на долю которых приходится 2/3 суммы  задолженности (оставшаяся часть долга  выкуплена банками и финансовыми  институтами, в т.ч. входящими в  Лондонский клуб).В рамках выполнения агентских функций Внешэкономбанком продолжается работа по определению объемов коммерческих обязательств бывшего СССР, подлежащих переоформлению, а также оценке соответствия требований кредиторов критериям Заявления Правительства Российской Федерации от 1 октября 1994г. В настоящее время выверка задолженности осуществляется при посредничестве 14 действующих в различных странах клубов кредиторов, наиболее крупными из которых являются UBS AG/Zurich, HERMES/Hamburg, GML Ltd/London, Eurobank/Paris, EKF/Copenhagen, FIMET/Helsinki, VOSTOK/Praha, Mediocredito Centrale/Rome, Trade Creditors Group in Japan/Tokyo.По состоянию на 1 февраля 2001г. из общей суммы требований (свыше 1 млрд. долл. США), заявленных кредиторами как через страновые клубы, так и в индивидуальном порядке по обязательствам, находящимся на учете во Внешэкономбанке (аккредитивы, инкассо и коммерческие кредиты), около 86% выверено банком и подготовлено к проведению реструктуризации. В стадии рассмотрения находится 11,3% предъявленной задолженности, не вполне отвечающей критериям упомянутого Заявления Правительства Российской Федерации (децентрализованный импорт, страховые премии, компенсационные сделки и т.д.). Одновременно по линии Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации осуществляется выверка требований по контрактам с платежами в форме открытого счета. Переоформление данной задолженности предполагается осуществить на условиях, аналогичных параметрам урегулирования долга бывшего СССР перед иностранными банками и финансовыми институтами, объединенными в Лондонский клуб. Возможность урегулирования коммерческих обязательств по этой схеме зафиксирована в Циркуляре об обмене задолженности (Offering Circular) по Лондонскому клубу. На рисунке 2 наглядно отражено распределение внешнего долга.

Информация о работе Государственный долг