Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2013 в 20:53, курсовая работа
Целью этой работы является выявление места государственного долга в системе экономических отношений и определение проблем, связанных с его функционированием.
Таким образом, для достижения цели работы необходимо:
рассмотреть общее состояние государственного долга;
определить механизм взаимодействия внутреннего и внешнего государственного долга;
рассмотреть обслуживание и погашение долговых обязательств;
Введение 3
1. Сущность государственного долга 4
1.1. Внутренний и Внешний государственный долг 8
2. Государственный долг, обслуживание и погашение долговых
обязательств, государственные заимствования 16
Заключение 32
Список литературы 33
Взаимосвязь внешнего долга и денежной эмиссии в долговременном аспекте.
Этот вопрос важен не только
с теоретической точки зрения.
Предложенная модель управления внешним
долгом имеет непосредственное отношение
к выработке стратегии
В ситуации долгового кризиса
инфляционное финансирование дефицита
может быть необходимо, с одной
стороны, для обеспечения выплат
по базовому долгу, а с другой - для
реализации целевой установки на
определенный уровень долговой нагрузки
(терминального долга). С точки
зрения рассмотренной здесь модели
режим инфляционного
Как показывает формальный
анализ задачи управления долгом, оптимальная
денежная эмиссия определяется как
разность ожидаемого потока дефицита
и приведенного терминального долга.
Соответственно, чем более жесткие
требования предъявляются к долговременной
долговой нагрузке на экономику, тем
выше должен быть размер сеньората
в каждом периоде. Принципиальный вывод
заключается в том, что при
доступности новых
Это означает, что различные
сдвиги в структуре расходов и
доходов бюджета могут иметь
разные последствия. Например, увеличение
бюджетных расходов, вызванное непредвиденными
событиями, может не иметь последствий.
Снижение доходов из-за падения цен
на продукцию экспорта зависит от
того, насколько инерционен ценовой
шок. В то же время, увеличение или
снижение налогов, например, благодаря
изменениям в налоговом кодексе
должно, скорее всего, иметь долговременные
последствия. В связи с этим решение
о переходе к эмиссионному финансированию
должно носить стратегический характер.
При благоприятной текущей
Изменение чистых активов правительства зависит от ожидаемой корреляции между отношением реального процента к темпу роста экономики, с одной стороны, и бюджетным дефицитом, с другой стороны. Указанное отношение является индикатором негативных тенденций в экономическом развитии. Положительная и отрицательная корреляции отношения процент/рост и дефицита интерпретируются в терминах про- и антициклической фискальной политики. Антицикличность политики означает, что если, например, экономическая ситуация ухудшается, то есть отношение процент/рост возрастает, то первичный дефицит уменьшается.
При проциклической политике эти показатели изменяются в противоположных направлениях: ухудшение экономической ситуации влечет расширение экспансии либо снижение налогового бремени. Как показывает анализ, ожидание в будущем антициклической фискальной политики должно, при прочих равных, снижать прирост чистых активов. Наоборот, ожидания проциклической политики ускоряют их накопление.
Еще одним важным требованием к оптимальному режиму инфляционного финансирования долговых выплат является условие стабильности. Формально оно выражается как сглаживание размеров сеньоража во времени. Однако из-за ограниченности финансовых инструментов для страхования потоков выплат по долгу изначально можно зафиксировать лишь ожидаемые размеры денежной эмиссии. Ее конкретный уровень зависит от непредсказуемых факторов и варьируется во времени. Это связано с тем, что сохраняется неопределенность динамики реального курса рубля и первичного профицита. В перспективе фискальная власть может принять меры к снижению фактора неопределенности и устранению колебаний сеньоража, используя различные схемы страхования долговых выплат в реальном или долларовом выражении.
Проведенные на основе модели
вариантные расчеты позволяют
3.3 Обмены "долги на проведение природоохранной деятельности"
В течение последнего десятилетия
на обмен ДНП пошел целый ряд
развивающихся стран: Бразилия, а
также такие
Обмены ДНП являются, по сути, рыночным
механизмом проведения природоохранной
деятельности, имеющей как национальное,
так и наднациональное и глобальное.
Имеется в виду, что в развитых странах
есть "спрос" на то, чтобы в странах-должниках
сохранялись заповедные территории, и
проводилась адекватная природоохранная
деятельность. В тоже время страны-должники
готовы больше заботиться о природе и
вкладывать в это часть своих средств,
получая взамен существенно большее сокращение
долгов.
Обмены "долги на проведение природоохранной
деятельности" - это один из источников
финансирования экологической деятельности
в условиях значительной долговой задолженности
страны и способ уменьшения международного
долга в обмен на экологические инвестиции.
Механизм "долги на проведение
природоохранной деятельности" (ДНП)
и достигнутые результаты.
Основной механизм обменов ДНП был впервые
изложен в статье вице-президента WWF Т.
Лавджоя "Экология страны-должника"
в газете "Нью-Йорк Таймс" от 4 октября
1984 г. (Lovejoy, 1984). Этот механизм состоит в
том, что страна-кредитор договаривается
со страной-должником о сделке, в соответствии
с условиями которой первая сторона (кредитор)
списывает долг или его часть в обмен на
обязательство второй стороны (страна-должник)
вложить соответствующую сумму в местной
валюте в сохранение природы и разумное
природопользование. Таким образом, долги
страны-должника с определенной скидкой
покупает у кредитора (а точнее у банка-кредитора)
международная неправительственная организация,
например Всемирный фонд дикой природы
(WWF), и обменивает на обязательство страны-должника
финансировать отечественные экологические
программы в местной валюте.
Неправительственной организации (например, WWF или Conservation International) невыгодно приобретать, например, тропические леса путем их прямого приобретения, по ряду соображений, таких как возможная высокая цена на них, юридические проблемы с приобретением собственности (лесов, земель) иностранцами и высокие риски того, что купленная собственность может быть внезапно национализирована. С другой стороны, страна-должник может пойти на то, чтобы поступиться доходом от вырубки тропических лесов и экспорта древесины, если будут созданы благоприятные условия для выплаты и погашения долгов, включая исключение возможных санкций за невыплату долгов, создание хорошей экологической репутации и т.п.
Наиболее успешной областью
применения реструктуризации долгов в
начале 1990-х годов были экологические
проекты, для которых местные
или международные
Обмены ДНП способствовали
созданию и расширению целого ряда
экологических фондов в развивающихся
странах, которые управляют - все
вместе - значительным объемом средств
- 1 млрд. долл. США.
Средства для финансирования проектов
в рамках обменов ДНП могут иногда рассматриваться,
как начальные вложения для привлечения
дополнительного финансирования из других
источников. Некоторые банки вместо списания
неоплаченных долгов рассматривают обмены
ДНП, как полезную благотворительную деятельность.
Проекты в рамках обменов ДНП могут увеличивать
занятость и иностранный туризм и, тем
самым, привлекать в страну иностранную
валюту, создавать в международных кругах
репутацию экологически ответственной
страны, что может положительно сказаться
на переговорах в Лондонском и Парижском
клубах, катализировать другие виды ПД,
способствовать укреплению сотрудничества
между государством и НПО.
Такие обмены являются значительным подспорьем - в сочетании с прямыми природоохранными внутренними и зарубежными инвестициями - в финансировании природоохранных программ и позволяют также получить внешние гранты и другие субсидии как в области охраны и сохранения окружающей среды, так в других секторах экономики.
Виды и особенности обменов "долги на проведение природоохранной деятельности".
ДНП, являются разновидностью
обменов "долги на активы". Их суть
заключается в обмене государственного
долга на обязательства государства
принять оговоренные
Обмены "долги на проведение
природоохранной деятельности" проводятся
обычно в трех формах:
1. Долги страны покупаются и ликвидируются
в обмен на продолжение природоохранных
программ на определенной территории.
2. Долг конвертируется в местную валюту,
которая затем используется местными
НПО, часто в сотрудничестве с международными
неправительственными организациями,
для проведения природоохранных проектов
в стране-должнике. (См. рисунок 5).
3. Кредитор/кредиторы и должник договариваются
о том, что последний выплачивает в установленные
сроки свой долг в виде взноса в местной
валюте в создаваемый совместно управляемый
экофонд, средства которого используются
на реализацию согласованных экологических.
Обмены "долги на проведение природоохранной
деятельности" обеспечивают долгосрочный
источник финансирования, что полезно
для экологических программ, рассчитанных
на несколько лет. Они помогают создавать
и развивать слабую институциональную
инфраструктуру в области охраны природы,
которая часто не соответствует уровню,
требуемому для такого обмена.
Рисунок 5 - Пример обмена "долги на проведение природоохранной деятельности"
1 Страна-должник, инвестор
и страна-кредитор достигают
2 Донор предоставляет инвестору средства
для проведения ПД.
3 Инвестор выкупает долговые обязательства
страны-должника на вторичном рынке долгов
по рыночной цене (ниже номинала).
4 Инвестор предоставляет выкупленные
долговые обязательства со скидкой от
рыночной цены местной неправительственной
организации.
5 Местная неправительственная организация
обменивает долговые обязательства на
ценные бумаги в местной валюте, выпущенные
в обращение Центральным банком страны-должника.
6 Местная неправительственная организация
согласовывает с правительством страны-должника
экологические проекты, которые подлежат
осуществлению на приобретенные средства.
7 Реализовываются экологические проекты.
Доверительные фонды, созданные с участием
средств, полученных от обменов ДНП, позволяют
достигнуть более долгосрочной финансовой
устойчивости, когда доход от дотации
используется для текущих расходов на
национальные парки и заповедники. Такие
фонды имеют "прозрачные" структуры
управления и отчетности и привлекают
доноров, делающих одноразовые пожертвования
на сохранение природы. В то же время стали
возникать инвестиционные фонды для финансирования
устойчивого развития предприятий.
Используя обмены ДНП как
источник природоохранного финансирования,
правительства стран-должников
В обменах ДНП сумма
внешних обязательств сокращается
на всю номинальную стоимость.
С точки зрения платежного баланса обмены
ДНП включают:
1. оплату долга - сокращение средств, равное
рыночной выкупной цене долга, но без вывоза
капитала из страны-должника,
2. не компенсированный трансферт, равный
стоимости вновь созданного финансового
инструмента. В долгосрочном плане здесь
нет вывоза прибыли, который бы нейтрализовал
сокращение платежей на обслуживание
долга.
С позиций экономического воздействия
обменов ДНП, последний состоит фактически
из двух этапов: выкуп долга и создание
финансового инструмента в местной валюте.
В этой ситуации обмены ДНП страдают теми
же двумя недостатками, что и выкуп долгов:
1. когда страны выкупают долг по рыночной
цене, они платят за "усредненный"
долг, а избавляются от "предельной"
стоимости долга,
2. сопутствующие факторы, используемые
суверенными должниками (в отличие от
внутреннего долга, когда все они остаются
при дефолте), никогда не могут быть полностью
покрыты правительством-кредитором. Поэтому
для страны-должника меньше смысла выкупать
долг, так как она теряет меньше при дефолте.
В этом смысле страна-должник даже не компенсирует
полную скидку со своего долга на вторичном
рынке. Поэтому субсидии, присущие обмену
ДНП играют роль только тогда, когда нельзя
получить прощения долга или дотации.
Достоинства обменов "долги на проведение
природоохранной деятельности".
1. Положительное воздействие на состояние
окружающей среды и на систему управления
окружающей средой.
2. Снижение бремени внешнего долга, хотя
оно не столь значительно, как при обмене
"долги на активы".
3. Приток природоохранных инвестиций
вследствие предоставления выгодных условий
при конверсии приобретенного долга.
4. Получение части скидки вторичного рынка
долга. Если при обменах "долги на активы"
часть скидки вторичного рынка долга,
достающаяся правительству страны-должника
составляет 10 - 15% номинальной суммы долга,
то при проведении обменов ДНП эта скидка
может быть значительно выше.
5. Инфляция, не значительна, так как приобретение
долга у инвестора финансируется за счет
относительно небольшой эмиссии национальной
валюты.
6. ДНП не заменяют приток природоохранных
заграничных инвестиций. Так как вложение
средств в защиту окружающей среды страны
производится безвозмездно, за счет средств
природоохранных организаций, то сложно
предположить, что эти организации могли
бы произвести те же самые инвестиции
в том же объеме, если бы у них не было возможности
использовать механизм ДНП.
7. Конверсия долга не ложится тяжелым
бременем на государственный бюджет, так
как речь идет о достаточно постепенном
процессе.
8. Отток капитала из страны отсутствует.
9. Проблема неоптимального распределения
ресурсов не стоит так остро, как в случае
с обменами "долги на активы". Инвестирование
дополнительных средств в природоохранную
деятельность вряд ли может привести к
усилению структурных диспропорций в
экономике.
10. Возможности спекуляции ограничены
ввиду:
а) жесткой договоренности о вложении
средств в определенные проекты,
б) участия в сделке авторитетной природоохранной
организации, не преследующей цели извлечения
прибыли из данной операции. Критика обменов
"долги на проведение природоохранной
деятельности". Обычно, она выглядит
таким образом (в прочем все это применимо
и к другим видам преобразования долгов):
Правительство может отрицательно отнестись
к перспективе передачи средств национальной
неправительственной организации для
реализации природоохранных проектов,
отобранных, как правило, иностранной
природоохранной организацией. Принятие
природоохранных мер в соответствии с
приоритетами инвестора, а не приоритетами
принимающего государства, может восприниматься
как вмешательство во внутренние дела
государства и как посягательство на его
суверенитет в отношении использования
природных ресурсов и управления ими.
Решение этой проблемы кроется в привлечении
представителей правительства или природоохранного
ведомства к отбору проектов или к одобрению
уже отобранных проектов.