Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2013 в 20:53, курсовая работа
Целью этой работы является выявление места государственного долга в системе экономических отношений и определение проблем, связанных с его функционированием.
Таким образом, для достижения цели работы необходимо:
рассмотреть общее состояние государственного долга;
определить механизм взаимодействия внутреннего и внешнего государственного долга;
рассмотреть обслуживание и погашение долговых обязательств;
Введение 3
1. Сущность государственного долга 4
1.1. Внутренний и Внешний государственный долг 8
2. Государственный долг, обслуживание и погашение долговых
обязательств, государственные заимствования 16
Заключение 32
Список литературы 33
Обмены ДНП носят ограниченный
характер и не столь сильно влияют
на снижение долгового бремени. Однако
инвестиции, полученные от конверсии
даже небольшой части долга, могут
значительно превышать
Обмены ДНП во многом основаны
на предпочтениях доноров (это также
справедливо для всех видов зарубежной
и другой помощи), которые не всегда
отвечают интересам, практике и правилам
принимающей стороны, иногда мало учитываются
вопросы решения локальных
Часто проекты в рамках
обменов ДНП недостаточны для
решения тех задач, на которые
они ориентированы.
Практические примеры обменов "долги
на проведение природоохранной деятельности"
(ДНП) К 1992 г. было организовано 17 обменов
ДНП, преобразуя долги на сумму в 100 млн.
долл. США в экологическое финансирование
объемом около 60 млн. долл. США при наличных
инвестиционных расходах размером 17 млн.
долл. США.
На начало 1996 г. было приобретено
около 180 млн. долл. США коммерческих
долгов за 47 млн. долл. (т.е. 26% номинала),
которые привели к
К 1998 г. число стран возросло до 17, а количество обменов ДНП составило около 45 (Африка - 8, Азия - 4, Латинская Америка - 31, Центральная и Восточная Европа - 2). Обмены ДНП способствовали созданию и расширению целого ряда экологических фондов, которые управляют 1 млрд. долл. США.
Кроме того, обмены коммерческих долгов с участием НПО вызвали второе поколение преобразования долгов, когда двусторонние правительственные долги стали ре структурировать таким образом, чтобы сократить финансовые потоки из развивающихся стран, а использовать полученные от этого средства для проектов в социальных и экологических областях.
В России именно в 2000-2002 гг. созревают условия для проведения обменов "долги на проведение природоохранной деятельности". В проведении таких обменов потенциально заинтересованы все стороны, и Россия, и банки кредиторы, и природоохранные организации. Между тем, специфика российских условий, в частности, отсутствие организованного вторичного рынка внешнего долга, отсутствие опыта проведения подобных операций и операций по выкупу долгов, а также иногда напряженные отношения с международными финансовыми кругами, скажется на проведении первых ДНП. Учитывая сложную российскую экологическую и экономическую обстановку и недостаток средств на финансирование природоохранных мер, обмены ДНП могут стать уникальным и эффективным инструментом, позволяющим получить значительные средства в защиту природы, одновременно уменьшая бремя внешнего долга./20/
3.4 Влияние внешнего
долга на национальную
Чем обременительнее для
страны накопленный внешний долг,
тем в большей мере его обслуживание
вовлекается во взаимодействие с
функционированием всей национальной
экономики и ее финансовой сферы.
Обозначим характер взаимодействия внешних
заимствований с соответствующими сферами
экономики страны. Прежде всего, важен
характер опасности чрезмерного роста
внешнего долга с позиций государственного
бюджета, денежно-кредитной системы, международной
кредитоспособности страны. Для государственного
бюджета в 3-х звенном кредитном цикле
(привлечение, использование, погашение)
неблагоприятные последствия чрезмерного
возрастания внешнего долга связаны в
основном со стадией его погашения; новые
же займы для текущего бюджетного периода,
наоборот, сулят возможность ослабить
нагрузку на налоговые и другие обычные
доходные источники, позволяют более гибко
маневрировать на всех стадиях бюджетного
процесса. В то же время неблагоприятно
может складываться график платежей по
внешнему долгу. В любом случае степень
и последствия взаимодействия зависят
главным образом от относительной величины
накопившегося внешнего долга.
У платежного баланса аналогичный характер взаимодействия с долговым циклом: на смену желанным дополнительным валютным поступлениям приходит период расплаты по долгу. Здесь в целом высокая степень взаимодействия, поскольку именно сальдо по текущим статьям платежного баланса может выступать основным ограничителем во внешних заимствованиях и управлении инвалютным долгом, а при определенных обстоятельствах - даже диктовать необходимость отсрочки долговых платежей. В условиях обременительного внешнего долга существенно возрастают трудности в укреплении доверия к национальной валюте, противодействии инфляции, в обеспечении необходимыми валютными резервами и валютной конвертируемости. Особое место при этом занимает вопрос о возможных неблагоприятных последствиях в случае чрезмерной девальвации национальной валюты, относительно занижения ее реального курса. Увеличение в подобных условиях реального бремени платежей по внешнему долгу подтверждается практикой ряда стран.
Согласно введенному в 1994г. порядку формирования российского государственного бюджета все платежи в нем по внешнему долгу учитываются теперь в рублевом эквиваленте. При заниженном курсе рубля искусственно завышается рублевый эквивалент бюджетных расходов по долговым платежам.
Ограничителем размеров внешних заимствований может служить установка на поддержание в определенных пределах показателей долговой зависимости, используемых в мировой практике, в том числе на основе сопоставления задолженности и долговых платежей с ВВП и экспортом. Необходимо учитывать, что для России, как и для других стран с большой территорией, объективно закономерен относительно низкий удельный вес экспорта в национальном продукте. Именно по этой причине, а также из-за неполной еще интеграции в мировую экономику нам, видимо, следует отдавать предпочтение не ВВП, а экспорту в качестве базы для индикатора уровня долговой зависимости.
Для оценки остроты долговой
проблемы существуют разные критерии.
Наиболее типичные из них связывают
размер долга и потребности его
погашения и выплаты процентов
с величиной экспорта, от которого
зависят потенциальные
Границей опасности считается превышение суммы долга по сравнению с экспортом в два раза, повышенной опасности - в три раза.
Сложнее ситуация с проблемой погашения долга и уплаты процентов по нему. Границей опасности считается отношение процентных платежей к экспорту 15-20%, границей повышенной опасности: 25-30%.
Однако проблема требует постоянного внимания и контроля. Посильность к тому времени погашения долга будет зависеть от трех основных факторов: масштабов роста производства и доходов бюджета, темпов роста экспорта, обеспечения устойчивого активного сальдо торгового и платежного балансов и накопления валютных резервов.
Особого внимания требует
ограничение наращивания нового
долга. Целесообразно также
Долговые платежи ведут
к увеличению темпов экономического
роста.
На основании данных международной статистики,
как общее правило можно зафиксировать
отсутствие статистически достоверной
связи между бременем обслуживания государственного
внешнего долга и темпами экономического
роста. Иными словами, международные сравнения
не подтверждают справедливость гипотезы,
согласно которой более высокие долговые
платежи ведут к замедлению темпов экономического
роста и, следовательно, к снижению уровня
жизни населения.
Если связь между
В этих странах работает
механизм "голландской болезни".
Появление значительного по размерам
положительного сальдо платежного баланса
приводит к существенному притоку
иностранной валюты, что сопровождается
увеличением денежной массы, а, следовательно,
и повышением внутренних цен и
реального курса национальной валюты.
Скорость увеличения реального валютного
курса возрастает при низких значениях
монетизации экономики. Ослабление
международной
Поэтому, как это ни покажется
на первый взгляд парадоксальным, страны,
наиболее агрессивно проводившие политику
обслуживания и погашения внешнего
долга, имели, как правило, и более
высокие темпы экономического роста
и обеспечивали тем самым наиболее
благоприятные
Рисунок 6 - Полные платежи по государственному внешнему долгу СССР и России (в млрд. долл. 1981-2001 гг. - фактические платежи, 2002-2030 гг. - график платежей)
Таким образом, международные
сопоставления позволяют
Тот факт, что долговые платежи, как правило, не препятствуют экономическому росту, не означает, что их не следует осуществлять. Более того, в странах, подверженных "голландской болезни" - с высокими значениями сальдо платежного баланса и низкой монетизацией экономики, - странах, к которым принадлежит и Россия, платежи по внешнему долгу выступают в качестве одного из факторов экономического роста./3/
Влияние долга на национальный доход.
Выпуск государственных
долговых обязательств в краткосрочной
перспективе способствует росту
внутреннего спроса на товары и услуги
и, соответственно, благосостоянию населения,
а в долгосрочной - для погашения
долга государственные власти будут
вынуждены увеличивать
Такое перераспределение
будет осуществляться по следующим
направлениям. Во-первых, долговое финансирование
дефицита бюджета изменяет структуру
налогообложения различных
Сокращение национального
дохода и падение уровня жизни
населения могут наблюдаться
при привлечении внешних
Насколько желательны эти процессы с точки
зрения социально-экономической и этической
целесообразности? Общепризнанно мнение,
что перераспределение должно осуществляться
в направлении от материально более обеспеченных
групп населения к менее обеспеченным.
Поэтому неоднозначным представляется
перераспределение доходов между поколениями.
В силу технологического прогресса величина
доходов населения и потребления им товаров
и услуг со временем возрастает. В этом
случае государственный долг выравнивает
потребление современных и будущих налогоплательщиков.
С другой стороны, существует мнение: насколько
справедлива такая политика по отношению
к будущим поколениям? При отсутствии
экстраординарных событий, например войн,
каждое поколение должно самостоятельно
обеспечивать себя.
В отношении другого направления
перераспределения доходов - от налогоплательщиков
к собственникам
И, наконец, недопустимо снижение
национального дохода, которое происходит,
если процентные ставки по внешним
обязательствам страны-дебитора превышают
темпы роста ее экономики. Это
сопровождается уменьшением внутренних
сбережений и накоплений, обусловливающим
замедление экономического роста и
падение уровня жизни. Между тем
в определенных условиях государственный
долг способен оказывать позитивное
воздействие на благосостояние потребителей.
Если реальные процентные ставки по долговым
обязательствам ниже или равны среднему
темпу роста национального
Однако в странах с
развивающейся или переходной экономикой,
включая Россию, процентные ставки
по государственному долгу значительно
превышают темпы экономического
роста. Поэтому при исчерпании возможностей
для новых заимствований и
рефинансирования долга служит повышение
налогообложения. В этом случае долг
негативно влияет на объем и структуру
распределения национального