Государственный долг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2013 в 20:53, курсовая работа

Описание работы

Целью этой работы является выявление места государственного долга в системе экономических отношений и определение проблем, связанных с его функционированием.
Таким образом, для достижения цели работы необходимо:
рассмотреть общее состояние государственного долга;
определить механизм взаимодействия внутреннего и внешнего государственного долга;
рассмотреть обслуживание и погашение долговых обязательств;

Содержание работы

Введение 3
1. Сущность государственного долга 4
1.1. Внутренний и Внешний государственный долг 8
2. Государственный долг, обслуживание и погашение долговых
обязательств, государственные заимствования 16
Заключение 32
Список литературы 33

Файлы: 1 файл

курсач даша.docx

— 244.87 Кб (Скачать файл)
16. Цены российских  долгов продолжают расти. // РЦБ  2001 г. № 8, с. 27-29.
17. ??????? ?. ??? ?????? ?? ?????? ???? // ????????????? ?????. -1994. - ? 10. - ?. 103 - 109.
18. Заключение Счетной  палаты Российской Федерации  на проект федерального закона "О федеральном бюджете на 2002 год" /Счетная палата РФ. - 2001 . - стр. 77(http://www.ach.gov.ru)
19. http://www.imf.org
20. http://www.vedi.ru (Ведев А. Воздействие платежей по внешнему долгу РФ на экономическое развитие России. Аналитическая лаборатория "Веди")
21. http://www.polit.ru (Горбань М., Павлов Г., Швец Ю. Внешний долг России Российско-Европейский Центр Экономической Политики)
22. http://www.garant.ru (Гарант.Справочно-правовая система)
23. http://server.vpk.ru/www-vpk/minek (Министерство экономики)
24. http://www.cbr.ru (Центральный банк Российской Федерации)
25. http://www.budgetrf.ru/index.htm

Внешний долг россии

ВВЕДЕНИЕ

Практически все страны мира, проводя экономические преобразования, прибегают к внешним источникам финансирования. Рациональное использование  иностранных займов, кредитов и помощи способствует ускорению экономического развития, решению социально-экономических  проблем. Однако отсутствие целостной  государственной политики по привлечению  и использованию внешних финансовых ресурсов ведет к образованию  внешней задолженности, которая  становится серьезным препятствием на пути экономических преобразований.

Впрочем, ни для кого не секрет, что многие высокоразвитые западные страны, члены Парижского клуба, являются не только кредиторами, но и крупнейшими  должниками, в первую очередь, конечно  же, речь идет о внутренней задолженности, и наиболее классическим примером здесь  являются Соединенные Штаты.

С появлением и развитием  в XVII веке государственных кредитных  операций ни одно российское правительство  не обходилось без привлечения средств для удовлетворения своих потребностей с помощью займов и кредитов. Они сыграли незаменимую роль в деле обеспечения государственных органов дополнительными финансовыми ресурсами, финансировании бюджетных дефицитов.

Не менее важным элементом  государственных кредитных отношений  являются государственные кредиты  и гарантии, предоставляемые хозяйствующим  субъектам и правительствам иностранных  государств. Они способствовали железнодорожному и промышленному строительству  в России во второй половине XIX века, восстановлению и развитию народного  хозяйства в двадцатые годы и  в период после Великой Отечественной  войны.

Активно государственные  кредиты используются и в наши дни. Однако на современном этапе  в России сложилась прямо противоположная  ситуация. Августовский кризис 1998 года вызвал неподдельный интерес финансистов  к проблемам государственных  заимствований и дефицита федерального бюджета. Причины этого очевидны. Стремительный рост объемов государственного долга, критическая величина расходов на его обслуживание заставляют искать первопричины подобной неблагоприятной  ситуации, сложившейся в отечественной  экономике.

В большинстве аналитических  работ в данной связи отмечаются три ключевых фактора: высокая доля государственных расходов в структуре  ВВП; неточный финансовый счет бюджетного дефицита, приводящий к его двукратному  занижению; высокая доходность государственных  ценных бумаг.

В настоящей работе предпринята  попытка шире взглянуть на названную  проблему с целью выйти за рамки  исключительно макроэкономического  анализа. Последний должен стать  основой для постановки задачи структурирования и классификации государственного долга, что, в свою очередь, позволит правильно построить единую систему  управления государственными пассивами. Логическим завершением этой цепочки  будет создание соответствующей  полной и непротиворечивой законодательной  базы. При подобном подходе чисто  экономические задачи тесно переплетаются  с задачами теории управления и финансового  права.

Объект исследования.

Хотелось бы отметить, что, проблема государственного долга очень  широка и многогранна и ее невозможно подробно разобрать даже в рамках нескольких докторских диссертаций. В  связи с этим в своем труде  я попробую глубоко осветить только два аспекта данной проблемы:  
- анализ внешней задолженности России;  
- выбор оптимальной стратегии управления государственным внешним долгом.

Актуальность темы.

Интерес к данной теме обусловлен тем, что в настоящее время  проблема государственного долга это  ключ к макроэкономической стабилизации в стране. От ее решения зависят  состояние федерального бюджета, золотовалютных резервов, стабильность национальной валюты, уровень процентных ставок, инфляции, инвестиционный климат. Кроме  того, принимая во внимание попытки  наших международных кредиторов использовать долговую проблему для  политического давления на Россию, грамотное урегулирование государственного долга становится фактором национальной безопасности и условием проведения самостоятельной внешней, да и внутренней политики.

Финансовый кризис, в результате которого российское государство оказалось  на грани полного банкротства, обусловил  переход вопросов управления государственным  долгом в разряд первостепенных. Более  того, можно с уверенностью утверждать, что данная тема будет оставаться важнейшим предметом для обсуждения и в ближайшей перспективе.

1 ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ  ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО ДОЛГА

1.1 Государственный  долг и бюджетный дефицит

Теория государственного долга неразрывно связана с теорией  государственного бюджета и использует ряд основных бюджетных понятий, которые являются основополагающими  при рассмотрении государственного долга. 
Бюджетный дефицит - это превышение расходов государственного бюджета над его доходами. Большинство правительств, как в развитых, так и развивающихся стран не могут покрыть доходами своих расходов, сводя госбюджет с дефицитом. Поэтому встает вопрос о допустимом размере дефицита, о его воздействии на экономику в краткосрочном и долгосрочном периоде и о способах его финансирования.

Непосредственным итогом бюджетных дефицитов является их накопленная сумма - государственный  долг. Обслуживание государственного долга - это выплаты процентов  по нему и выплаты основных сумм долга. Обслуживание долга - одна из форм расходов государственного бюджета.

Бюджетно-налоговая (или  фискальная) политика государства - это  политика в области налогообложения  и государственных расходов. Бюджетный  дефицит является важнейшим обобщающим показателем фискальной политики в  краткосрочном периоде, а государственный  долг - в долгосрочном.

С позиции кредитных отношений, государственный долг - это величина задолженности государства всем своим кредиторам. Государственный  долг является характеристикой результативности всех совершенных государственных  кредитных операций. Его абсолютная величина, динамика и темпы изменений отражают состояние экономики и финансов страны, эффективность функционирования государственных структур. Однако для отражения реальной экономической ситуации чаще используют относительные величины, в частности, отношение государственного долга к объему ВВП.

Существуют различные  экономические методы, применяемые государством для балансирования бюджета и регулирования экономического цикла. Такая политика направлена на сглаживание колебаний экономики и преодоление негативных последствий спадов. Она носит название фискальной политики.

Фискальная политика в  ходе экономического цикла.

Дискреционная фискальная политика - сознательное манипулирование налогами и правительственными расходами  с целью изменения реального  объема национального производства и занятости, контроля над инфляцией  и ускорения экономического роста. Фискальная политика может быть использована для стабилизации экономики. Фундаментальная  цель фискальной политики состоит в  том, чтобы ликвидировать безработицу  или инфляцию. В период спада на повестке дня возникает вопрос о  стимулирующей фискальной политике. Она включает:

1. Увеличение государственных  расходов, или 
2. Снижение налогов, или 
3. Увеличение государственных расходов с одновременным снижением налогов.

Если в исходном пункте имеет место сбалансированный бюджет, фискальная политика должна двигаться  в направлении правительственного бюджетного дефицита в период спада  или депрессии. И наоборот, если в  экономике имеет место вызванная  избыточным спросом инфляция, этому  случаю соответствует сдерживающая фискальная политика. Она включает:

1. Уменьшение правительственных  расходов, или 
2. Увеличение налогов, или 
3. Уменьшение правительственных расходов при увеличении налогов.

Фискальная политика должна ориентироваться на положительное  сальдо правительственного бюджета, если перед экономикой стоит проблема контроля над инфляцией. Однако важно  помнить о том, что размеры  чистого национального продукта зависят не только от разницы между  правительственными расходами и  налогами (т.е. от размеров дефицита и  положительного сальдо), но и от абсолютных размеров бюджета. Главным показателем  бюджета считается размер бюджетного дефицита (излишка). /1/.

Бюджетные дефициты и излишки.

При данной величине дефицита государственного бюджета его стимулирующее  воздействие на экономику будет  зависеть от методов финансирования дефицита. Аналогично: при данной величине бюджетного излишка его дефляционное влияние зависит от того, как он будет ликвидироваться.

Займы или выпуск новых  денег.

Существуют два различных  способа, которыми федеральное правительство может финансировать дефицит: за счет займов у населения (посредством продажи процентных бумаг, или за счет выпуска новых денег его кредиторам). Воздействие на совокупные расходы будет в каждом случае различно.

Заимствования. Если правительство  выходит на денежный рынок и размещает  там свои займы, оно вступает в  конкуренцию с частными предпринимателями  за финансовые средства. Этот дополнительный спрос на средства вызовет рост равновесной  процентной ставки, а инвестиционные расхода обратно пропорциональны  ставке процента. Следовательно, правительственное  заимствование будет иметь тенденцию  к повышению уровня ставки процента, и, таким образом, будет выталкивать  некоторые расходы частных инвесторов и чувствительные в величине процента потребительские расходы. Создание денег. Если государственные расходы  дефицитного бюджет финансируются  за счет выпуска новых денег, выталкивания частных инвестиций можно избежать. Федеральные расходы могут увеличиваться, не оказывая влияния на инвестиции или потребление. Таким образом, создание новых денег является по своему характеру более стимулирующим  способом финансирования дефицитных расходов по сравнению с расширением займов.

Погашение долга или бездействующий бюджетный избыток.

Вызванная избыточным спросом  инфляция требует фискальных действий со стороны правительства, которые  могли бы сформировать бюджетный  излишек. Однако антиинфляционный эффект такого излишка зависит от того, как правительство будет использовать его.

Погашение долга. Поскольку  федеральное правительство имеет  накопленную задолженность, логично, что правительство может использовать дополнительные средства для погашения  долга. Эта мера, однако, может несколько  снизить антиинфляционное воздействие  бюджетного излишка. Выкупая свои долговые обязательства у населения, правительство  передает свои избыточные налоговые  поступления обратно на денежный рынок, вызывая падение ставки процента и стимулируя, таким образом, инвестиции и потребление.

Изъятие из обращения. С другой стороны, правительство может добиться большего антиинфляционного воздействия  своего бюджетного излишка просто за счет изъятия этих избыточных сумм, приостановив любое их последующее  использование. Изъятие избытка  означает, что правительство изымает  покупательную способность некоторых  размеров из общего потока доходов  и расходов и удерживает ее. Если избыточные налоговые доходы не впрыскиваются (вливаются) вновь в экономику, то отсутствует возможность расходования даже некоторой части бюджетного избытка. То есть уже нет никаких  шансов к тому, что эти средства создадут инфляционное воздействие, противодействующее дефляционному влиянию избытка  как такового. Можно сделать заключение о том, что полное изъятие бюджетного избытка является более сдерживающей мерой по сравнению с использованием этих средств для погашения государственного долга.

Варианты политики: правительственные расходы или  налоги?

Что является наиболее предпочтительным в покрытии инфляционных кризисных отрывов - правительственные  расходы или налоги? В значительной степени этот вопрос решается по-разному  в зависимости от взглядов и величины государственного сектора. Те экономисты, которые считают, что государственный  сектор должен быть расширен для того, чтобы компенсировать различные  погрешности рыночной системы, могут  рекомендовать расширение совокупных расходов в период спада за счет роста государственных покупок и ограничение совокупных расходов в период роста инфляции за счет увеличения налогов. И наоборот, экономисты, считающие, что государственный сектор излишне раздут и неэффективен, могут выступать за рост совокупных расходов в период спада за счет сокращения налогов, и в период роста инфляции предлагать сокращение совокупных расходов за счет сокращения государственных расходов. Важно отметить, что активная фискальная политика, направленная на стабилизацию экономики, может опираться как на расширяющийся, так и на сокращающийся государственный сектор.

Не дискреционная  политика: встроенные стабилизаторы.

В некоторой степени  необходимые изменения в относительные  уровни государственных налогов  и расходов вносятся автоматически. Эта автоматическая или встроенная стабильность не включается в рассмотрение дискреционной политики, т.к. при  этом предполагается существование  аккордного налога (обеспечивающего  взимание определенного процента ЧНП). Встроенная стабильность возникает  в связи с тем, что в реальности налоговая система обеспечивает изъятие такого чистого налога (общая  величина налога за вычетом трансфертных платежей и субсидий), который варьирует  пропорционально величине ЧНП. Почти  все налоги дают увеличение поступлений  по мере роста ЧНП. В частности, индивидуальный подоходный налог имеет прогрессивные  ставки, следовательно, по мере роста  ЧНП дает более чем пропорциональное увеличение поступлений. По мере роста  ЧНП увеличиваются налоги с дохода корпораций, с оборота и акцизы. И увеличивается величина налогов  на зарплату по мере создания новых  рабочих мест. Трансфертные платежи  имеют прямо противоположное  поведение. Выплаты пособий по безработице, пособий по бедности, субсидий фермерам - все они сокращаются во время  экономического подъема и возрастают во время спада производства.

Информация о работе Государственный долг