Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2013 в 20:53, курсовая работа
Целью этой работы является выявление места государственного долга в системе экономических отношений и определение проблем, связанных с его функционированием.
Таким образом, для достижения цели работы необходимо:
рассмотреть общее состояние государственного долга;
определить механизм взаимодействия внутреннего и внешнего государственного долга;
рассмотреть обслуживание и погашение долговых обязательств;
Введение 3
1. Сущность государственного долга 4
1.1. Внутренний и Внешний государственный долг 8
2. Государственный долг, обслуживание и погашение долговых
обязательств, государственные заимствования 16
Заключение 32
Список литературы 33
Внешний долг россии
ВВЕДЕНИЕ
Практически все страны мира,
проводя экономические
Впрочем, ни для кого не секрет, что многие высокоразвитые западные страны, члены Парижского клуба, являются не только кредиторами, но и крупнейшими должниками, в первую очередь, конечно же, речь идет о внутренней задолженности, и наиболее классическим примером здесь являются Соединенные Штаты.
С появлением и развитием в XVII веке государственных кредитных операций ни одно российское правительство не обходилось без привлечения средств для удовлетворения своих потребностей с помощью займов и кредитов. Они сыграли незаменимую роль в деле обеспечения государственных органов дополнительными финансовыми ресурсами, финансировании бюджетных дефицитов.
Не менее важным элементом
государственных кредитных
Активно государственные
кредиты используются и в наши
дни. Однако на современном этапе
в России сложилась прямо
В большинстве аналитических работ в данной связи отмечаются три ключевых фактора: высокая доля государственных расходов в структуре ВВП; неточный финансовый счет бюджетного дефицита, приводящий к его двукратному занижению; высокая доходность государственных ценных бумаг.
В настоящей работе предпринята
попытка шире взглянуть на названную
проблему с целью выйти за рамки
исключительно
Объект исследования.
Хотелось бы отметить, что,
проблема государственного долга очень
широка и многогранна и ее невозможно
подробно разобрать даже в рамках
нескольких докторских диссертаций. В
связи с этим в своем труде
я попробую глубоко осветить только
два аспекта данной проблемы:
- анализ внешней задолженности России;
- выбор оптимальной стратегии управления
государственным внешним долгом.
Актуальность темы.
Интерес к данной теме обусловлен тем, что в настоящее время проблема государственного долга это ключ к макроэкономической стабилизации в стране. От ее решения зависят состояние федерального бюджета, золотовалютных резервов, стабильность национальной валюты, уровень процентных ставок, инфляции, инвестиционный климат. Кроме того, принимая во внимание попытки наших международных кредиторов использовать долговую проблему для политического давления на Россию, грамотное урегулирование государственного долга становится фактором национальной безопасности и условием проведения самостоятельной внешней, да и внутренней политики.
Финансовый кризис, в результате
которого российское государство оказалось
на грани полного банкротства, обусловил
переход вопросов управления государственным
долгом в разряд первостепенных. Более
того, можно с уверенностью утверждать,
что данная тема будет оставаться
важнейшим предметом для
1 ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО ДОЛГА
1.1 Государственный долг и бюджетный дефицит
Теория государственного
долга неразрывно связана с теорией
государственного бюджета и использует
ряд основных бюджетных понятий,
которые являются основополагающими
при рассмотрении государственного
долга.
Бюджетный дефицит - это превышение расходов
государственного бюджета над его доходами.
Большинство правительств, как в развитых,
так и развивающихся стран не могут покрыть
доходами своих расходов, сводя госбюджет
с дефицитом. Поэтому встает вопрос о допустимом
размере дефицита, о его воздействии на
экономику в краткосрочном и долгосрочном
периоде и о способах его финансирования.
Непосредственным итогом бюджетных дефицитов является их накопленная сумма - государственный долг. Обслуживание государственного долга - это выплаты процентов по нему и выплаты основных сумм долга. Обслуживание долга - одна из форм расходов государственного бюджета.
Бюджетно-налоговая (или фискальная) политика государства - это политика в области налогообложения и государственных расходов. Бюджетный дефицит является важнейшим обобщающим показателем фискальной политики в краткосрочном периоде, а государственный долг - в долгосрочном.
С позиции кредитных отношений,
государственный долг - это величина
задолженности государства всем
своим кредиторам. Государственный
долг является характеристикой
Существуют различные экономические методы, применяемые государством для балансирования бюджета и регулирования экономического цикла. Такая политика направлена на сглаживание колебаний экономики и преодоление негативных последствий спадов. Она носит название фискальной политики.
Фискальная политика в ходе экономического цикла.
Дискреционная фискальная политика
- сознательное манипулирование налогами
и правительственными расходами
с целью изменения реального
объема национального производства
и занятости, контроля над инфляцией
и ускорения экономического роста.
Фискальная политика может быть использована
для стабилизации экономики. Фундаментальная
цель фискальной политики состоит в
том, чтобы ликвидировать
1. Увеличение государственных
расходов, или
2. Снижение налогов, или
3. Увеличение государственных расходов
с одновременным снижением налогов.
Если в исходном пункте
имеет место сбалансированный бюджет,
фискальная политика должна двигаться
в направлении
1. Уменьшение правительственных
расходов, или
2. Увеличение налогов, или
3. Уменьшение правительственных расходов
при увеличении налогов.
Фискальная политика должна ориентироваться на положительное сальдо правительственного бюджета, если перед экономикой стоит проблема контроля над инфляцией. Однако важно помнить о том, что размеры чистого национального продукта зависят не только от разницы между правительственными расходами и налогами (т.е. от размеров дефицита и положительного сальдо), но и от абсолютных размеров бюджета. Главным показателем бюджета считается размер бюджетного дефицита (излишка). /1/.
Бюджетные дефициты и излишки.
При данной величине дефицита государственного бюджета его стимулирующее воздействие на экономику будет зависеть от методов финансирования дефицита. Аналогично: при данной величине бюджетного излишка его дефляционное влияние зависит от того, как он будет ликвидироваться.
Займы или выпуск новых денег.
Существуют два различных способа, которыми федеральное правительство может финансировать дефицит: за счет займов у населения (посредством продажи процентных бумаг, или за счет выпуска новых денег его кредиторам). Воздействие на совокупные расходы будет в каждом случае различно.
Заимствования. Если правительство
выходит на денежный рынок и размещает
там свои займы, оно вступает в
конкуренцию с частными предпринимателями
за финансовые средства. Этот дополнительный
спрос на средства вызовет рост равновесной
процентной ставки, а инвестиционные
расхода обратно
Погашение долга или бездействующий бюджетный избыток.
Вызванная избыточным спросом
инфляция требует фискальных действий
со стороны правительства, которые
могли бы сформировать бюджетный
излишек. Однако антиинфляционный эффект
такого излишка зависит от того,
как правительство будет
Погашение долга. Поскольку
федеральное правительство
Изъятие из обращения. С другой
стороны, правительство может добиться
большего антиинфляционного воздействия
своего бюджетного излишка просто за
счет изъятия этих избыточных сумм,
приостановив любое их последующее
использование. Изъятие избытка
означает, что правительство изымает
покупательную способность
Варианты политики: правительственные расходы или налоги?
Что является наиболее предпочтительным в покрытии инфляционных кризисных отрывов - правительственные расходы или налоги? В значительной степени этот вопрос решается по-разному в зависимости от взглядов и величины государственного сектора. Те экономисты, которые считают, что государственный сектор должен быть расширен для того, чтобы компенсировать различные погрешности рыночной системы, могут рекомендовать расширение совокупных расходов в период спада за счет роста государственных покупок и ограничение совокупных расходов в период роста инфляции за счет увеличения налогов. И наоборот, экономисты, считающие, что государственный сектор излишне раздут и неэффективен, могут выступать за рост совокупных расходов в период спада за счет сокращения налогов, и в период роста инфляции предлагать сокращение совокупных расходов за счет сокращения государственных расходов. Важно отметить, что активная фискальная политика, направленная на стабилизацию экономики, может опираться как на расширяющийся, так и на сокращающийся государственный сектор.
Не дискреционная политика: встроенные стабилизаторы.
В некоторой степени
необходимые изменения в