Государственный долг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2013 в 20:53, курсовая работа

Описание работы

Целью этой работы является выявление места государственного долга в системе экономических отношений и определение проблем, связанных с его функционированием.
Таким образом, для достижения цели работы необходимо:
рассмотреть общее состояние государственного долга;
определить механизм взаимодействия внутреннего и внешнего государственного долга;
рассмотреть обслуживание и погашение долговых обязательств;

Содержание работы

Введение 3
1. Сущность государственного долга 4
1.1. Внутренний и Внешний государственный долг 8
2. Государственный долг, обслуживание и погашение долговых
обязательств, государственные заимствования 16
Заключение 32
Список литературы 33

Файлы: 1 файл

курсач даша.docx

— 244.87 Кб (Скачать файл)

В 2001 г. Россия должна заплатить по внешнему государственному долгу 14,4 млрд долларов, в 2003 г. - 19,7 млрд, до 2015 г. - в среднем по 12-15 млрд долларов ежегодно.[21]

Падение рубля после кризиса 1998 г. на 70% в номинальном и на 50% в реальном выражении только усугубило проблему внешнего долга. По показателю «внешний долг/ВВП» Россия находится среди наиболее проблемных стран. Объем наших внешних обязательств гораздо выше, чем таких экспортеров нефти, как Венесуэла и Мексика. Однако в других странах общая внешняя задолженность значительно превышает государственные обязательства, в России это не так. Частный сектор фактически не имеет внешней задолженности, что свидетельствует, во-первых, о слабой инвестиционной привлекательности российской промышленности; во-вторых, о том, что внешний долг не играет положительной роли в поддержании экономического роста, так как почти не используется для финансирования инвестиций. В соответствии с договоренностью о реструктуризации долгов Лондонскому клубу в феврале 2000 г. кредиторы согласились списать 36,5% задолженности и выпустить взамен старых долговых обязательств (PRIN и IAN) новые облигации со сроком погашения в 2010-2030 гг. Однако в целом нам придется заплатить 42 млрд долларов вместо первоначальных 32,6 млрд.[9] Достигнуть подобного соглашения с Парижским клубом (которому Россия должна свыше 48 млрд долларов) не удалось в условиях начавшегося в России экономического роста. [21] По долгу СССР нам предоставляли отсрочку дважды - в 1996 г. и 1998 г. Теперь наступил срок платежа, по графику в 2001 г. мы должны вернуть 3,5 млрд долларов Германии, Великобритании, Японии, Италии и Австрии. Невыполнение этих обязательств поставит Россию вне рамок цивилизованного общества. Рассчитывать на приток инвестиций и экономический рост в условиях изоляции невозможно. Сегодня для списания долга СССР по экономическим критериям нет оснований. Наша страна еще не опустилась до уровня самых слаборазвитых африканских государств. Однако, начав платить по основному долгу бывшего СССР, российское правительство оказывается перед необходимостью изымать из бюджета до 40% средств. Это приведет к фискальному наступлению государства на бизнес в поисках доходов. Или правительство будет вынуждено сокращать расходы на бюджетников, социальные выплаты, отказаться от индексации пенсий. Если учесть, что в 2004 г. пройдут выборы Президента РФ, то наступление на доходы населения вряд ли будет допустимо. Остаются два возможных источника выплат долга - кредиты Центробанка правительству и доходы от приватизации привлекательных объектов. Первый из них ведет к наращиванию внутреннего долга и снижает курс рубля, а для задействования второго нужна поддержка Госдумы. Проблема с выплатой внешнего долга может быть относительно безболезненно решена при ежегодном росте экономики на 7-10%. Правительство считает, что если долг бывшего СССР реструктурировать, то сэкономленные средства позволят обеспечить рост на таком уровне. Поэтому необходимо вести переговоры с МВФ и Парижским клубом об отсрочке платежа, при этом главное - не отказываться оплачивать основной долг СССР по согласованному графику. [17]

Надо освободиться от иллюзий  простого решения долговой проблемы и приступить к профессиональному управлению внешним долгом, используя рыночные механизмы. Реструктуризация долга Лондонскому клубу является заменой менее ликвидных ценных бумаг на более ликвидные. Поскольку сохраняется значительное отставание реальной цены долга от его номинала, есть возможность игры на рынке, допустимы различные варианты выкупа долга, в том числе с привлечением третьих стран - наших должников, с последующим зачетом российских долговых обязательств за их задолженность. Не исчерпаны также возможности конверсии долга в собственность. Было бы большой ошибкой не использовать их на последнем этапе массовой приватизации, когда в течение ближайших трех лет планируется продать 25 тыс. из 30 тыс. предприятий, еще находящихся в собственности государства. Россия согласилась взять на себя обязательства по долгам СССР в обмен на признание ее прав на все его финансовые активы. Например, в свое время страны социалистической ориентации задолжали нам около 50 млрд долларов. Ежегодно Россия «выбивает» около 300 млн долларов выплат по этим долгам, хотя они должны платить до 3-4 млрд долларов в год. [17] Поэтому вполне резонно начать переговоры с зарубежными кредиторами о конверсии наших долгов советской эпохи в активы СССР. Такие переговоры особенно актуальны в связи с тем, что на Западе давно говорят о 100-процентном списании межгосударственных долгов беднейших стран мира, в число которых попадают многие наши должники. Получается, что их долги России будут списаны по воле США и других стран, а российские долги, в том числе Парижскому клубу, с нас потребуют в полном объеме. Необходимо продолжить работу по урегулированию задолженности путем дополнительных поставок экспортной продукции. Соответствующая договоренность достигнута с Уругваем, Венгрией, Словакией, Болгарией, Китаем и др. В погашение своих долгов наряду с топливно-сырьевыми товарами Россия поставляет промышленное оборудование, транспортные средства и спецтехнику, что улучшает структуру нашего экспорта. В перспективе вместе с традиционными могут возникнуть нестандартные схемы урегулирования. Например, в связи с намечающимся сближением Северной и Южной Кореи вполне реальным может стать зачет части задолженности Северной Кореи в счет долга России Южной Кореи (1,5 млрд из 4,5 млрд долларов). Впрочем, решение долговых вопросов с этими странами возможно также в рамках сотрудничества по транспортировке южнокорейских грузов через Китай и российский Транссиб в Европу.

Чтобы восстановить доверие  кредиторов (внутренних и внешних) и  иметь возможность прибегать  к заимствованиям в будущем (без  этого развитие российской экономики  невозможно), федеральный бюджет должен не менее трех лет сводиться с  первичным профицитом в 2,5-3% ВВП. Все должны убедиться, что российское правительство всерьез намерено отдавать долги. Это рамочное условие, невыполнение которого сделает поставленную цель недостижимой на длительный период. Такой профицит возможен, если налоговые и прочие доходы бюджета составят не менее 12-13% ВВП. [19] Какими бы ни были условия реструктуризации российских долговых обязательств, только жесткая бюджетная политика, предусматривающая сбалансированность доходов и расходов федерального бюджета, позволит справиться с проблемой долга. Пока же Бюджетный кодекс, установивший общие принципы бюджетного регулирования, ввел предельный размер дефицита лишь для региональных и местных бюджетов, но не федерального. Расходы на обслуживание госдолга определяются ставкой процента, которая обусловлена совокупным спросом и предложением кредитно-денежных ресурсов. Поэтому следует не только стремиться к обеспечению первичного профицита бюджета, но и не медлить со структурными реформами, направленными на рост внутренней нормы сбережений и создание условий для привлечения их в инвестиции.

Динамика внешнего дога России с 1981 г. по 2002 г.

Предстоящие выплаты  по внешнему долгу.

[26]Глава 2 Государственный долг, обслуживание и погашение долговых обязательств, государственные заимствования

Государственный долг Российской Федерации на 1 января 2001 года составил 4479,7 млрд. рублей (63,4% к объему ВВП), в  том числе внутренний долг - 557,4 млрд. руб. (7,9% к ВВП) и внешний долг - 144,5 млрд. долл. США (3922,3 млрд. руб., или 55,5% к ВВП). [25] Высокий уровень внешней  задолженности в структуре государственного долга в значительной степени  обусловлен падением долларовой стоимости  российского валового внутреннего продукта в результате резкого обесценивания рубля по отношению к иностранным валютам осенью 1998 года. В среднесрочном периоде предполагаемая динамика государственного долга по отношению к ВВП имеет понижающуюся направленность, что связано, прежде всего, с ограничительной политикой заимствований в целях рефинансирования государственного долга в условиях относительно благоприятной внешнеэкономической конъюнктуры. Согласно прогнозу, к началу 2003 года совокупный размер государственного долга составит порядка 50% ВВП, что почти вдвое ниже уровня начала 2000 года.

Верхний предел государственного внутреннего долга на 1 января 2003 года достигнет 652,1 млрд. рублей и увеличится за 2002 год на 47,2 млрд. рублей.

В структуре внутреннего  государственного долга основную долю (81,5%) занимают обязательства, оформленные  облигациями федерального займа. Основной прирост правительственных обязательств предусмотрен в секторе облигаций федеральных займов с фиксированным купонным доходом - 39,5 млрд. рублей. Объем государственного долга, оформленного краткосрочными облигациями, увеличится за 2002 год на 5,2 млрд. рублей. Заметно возрастут в 2002 году государственные гарантийные обязательства - с 0,8 до 6,6 млрд. рублей. [25] Проектом федерального закона "О федеральном бюджете на 2002 год" учтены расходы на компенсацию выплат владельцам вкладов, предусмотренную федеральным законом “О восстановлении и защите сбережений граждан Российской Федерации”. В то же время общая сумма указанной задолженности в структуре государственного внутреннего долга отсутствует.

В связи с изложенным, объем и структура государственного внутреннего долга не является достоверной  и требует уточнения.

Объем государственного внешнего долга за 2002 год снизится на 4,6 млрд. долларов США и составит к началу 2003 года 142 млрд. долларов США. Вместе с тем, подтвердить объем и структуру внешнего долга без предоставления дополнительных обоснований не представляется возможным. До настоящего времени полностью не подтвержден в документальной форме объем коммерческой задолженности, заявленный Правительством Российской Федерации. Соответственно задолженность в части государственных ценных бумаг, а именно еврооблигаций, по состоянию на 1 января 2003 года ввиду предполагаемого переоформления части коммерческой задолженности также требует уточнения. Значительной неопределенностью характеризуются отражаемые в структуре государственного внешнего долга объемы резерва на изменение процентных ставок и валютных курсов (5,2 млрд. долларов США - на 1.01.2002 г., 7,3 млрд. долларов США - на 1.01.2003 г.), а также гарантий (4,4 и 2,8 млрд. долларов США - соответственно). При этом объем государственных гарантий, включаемых в состав государственного внешнего долга отдельной строкой, отражает объем потенциальных обязательств по государственным заимствованиям, которые могут быть осуществлены после 2002 года. Гарантийные обязательства по реально осуществленным заимствованиям учитываются в объеме государственного внешнего долга по соответствующим позициям в разрезе кредиторов. [25]

· Проектом федерального закона "О федеральном бюджете на 2002 год" предусмотрены платежи по погашению государственного внешнего долга в размере 6,8 млрд. долларов США и государственного внутреннего  долга в размере 141,7 млрд. рублей. [26]

Без учета источников финансирования дефицита федерального бюджета финансовый разрыв составляет 288,7 млрд. рублей. Требуемую  сумму предполагается привлечь на внешнем  рынке заимствований - 2,875 млрд. долларов США и за счет внутренних источников - 198,2 млрд. рублей. [25]

· Программы государственных  внутренних и внешних заимствований  на 2002 год сформированы в соответствии с требованиями статьи 92 Бюджетного кодекса Российской Федерации. Привлечение  средств из источников финансирования дефицита федерального бюджета для  покрытия расходов федерального бюджета  в предстоящем бюджетном году предусматривается только в пределах затрат на погашение долга.

· В сфере внутренних заимствований проект федерального закона "О федеральном бюджете на 2002 год", учитывая необходимость значительного объема погашения государственного внешнего долга в условиях отказа от привлечения кредитов МВФ, предусматривает некоторое превышение заимствований на внутреннем рынке государственного долга над объемами погашения внутренних обязательств. Сальдо внутренних заимствований составит в следующем году 9,8 млрд. рублей.

· Проектом программы государственных внешних заимствований Российской Федерации на 2002 год предусматриваются привлечение целевых иностранных кредитов в размере 0,685 млрд. долларов США, а также несвязанных (финансовых) займов на сумму 2,19 млрд. долларов США. [26]

По результатам проведенных  проверок Счетная палата Российской Федерации неоднократно отмечала, что  Правительство Российской Федерации  не создало систему, позволяющую  обеспечить привлечение иностранных  кредитов на решение действительно  жизненно важных проблем социально-экономического развития страны, а также систему  действенного контроля за целевым использованием и своевременным возвратом российскими предприятиями и организациями предоставленных займов.

Бюджетным посланием Президента Российской Федерации была также  поставлена задача об окончательном  отказе от доказавшей свою неэффективность  практики привлечения под государственные  гарантии иностранных связанных  кредитов. В связи с этим Правительством Российской Федерации в 2002 году не предусматривается  привлечение новых кредитов. В очередной финансовом году будет продолжено использование только тех кредитов, которые были включены в Программу внешних заимствований Российской Федерации на 2001 год. Следует отметить, что проект программы государственных внешних заимствований на 2002 года в части целевых займов международных финансовых организаций по ряду крупных проектов (“Поддержка предприятий”, “Жилищный проект” и других) не содержит сведений о конечных получателях кредитов, что не способствует повышению степени прозрачности бюджетного процесса. В целом задолженность Российской Федерации перед международными финансовыми организациями сократится за 2002 год на 1,6 млрд. долларов США. Заметное снижение государственного внешнего долга в 2002 году произойдет в секторе обязательств по кредитам правительств иностранных государств - на 4,1 млрд. долларов США, в том числе задолженность Российской Федерации официальным кредиторам Парижского клуба сократится на 2,5 млрд. долларов США. [26]

· Отсутствие единой системы  управления государственным внутренним и внешним долгом в предыдущие годы в сочетании с произошедшей девальвацией рубля привели к  довольно высокой долговой нагрузке на федеральный бюджет. Расходы федерального бюджета на обслуживание и погашение государственного внутреннего и внешнего долга будут и в дальнейшем занимать доминирующее положение в бюджетных расходах и оказывать негативное влияние на экономическую политику страны.

Вместе с тем, позитивные тенденции в развитии экономики, профицитная бюджетная политика государства, более эффективное управление государственными активами и пассивами заметно снижают остроту долговой проблемы. Динамика относительных затрат на обслуживание и погашение государственного долга свидетельствует, что ежегодные платежи по долговым обязательствам в процентах к ВВП сократятся за период 1999-2004 годы практически в 2 раза - с 10,8 до 5,6 процента, соответственно значительно снизится долговая нагрузка на федеральный бюджет.

В соответствии с проектом федерального закона “О федеральном  бюджете на 2002 год” расходы на погашение  и обслуживание государственного долга  увеличатся с 563,2 млрд. рублей (ожидаемое  исполнение 2001 года) до 647 млрд. рублей. Пик платежей по государственному долгу придется на 2003 год (867,7 млрд. рублей), что связано со значительным ростом в данный период выплат по внешним долговым обязательствам (18,8 млрд. долларов США). [25] В представленных одновременно с проектом федерального закона “О федеральном бюджете на 2002 год” материалах отсутствует информация о планируемом погашении долговых обязательств в 2003 году. Перспективный финансовый план, представленный на заседании Правительства Российской Федерации 7 июня 2001 года, не содержал сведений об источниках финансирования дефицита федерального бюджета в 2003 году. Для объективной оценки обслуживания и погашения государственного долга в среднесрочной перспективе Счетная палата Российской Федерации полагает необходимым внести дополнение в статью 192 Бюджетного кодекса Российской Федерации, предусматривающее включение перспективного финансового плана в перечень документов и материалов, представляемых в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации одновременно с проектом федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год. Кроме того, необходимо внести изменения в статью 174 Бюджетного кодекса Российской Федерации, конкретизирующие состав показателей перспективного финансового плана в части источников финансирования дефицита федерального бюджета. [26] По расчетам Счетной палаты Российской Федерации с учетом предполагаемого профицита в 2003 году, а также потенциально возможных объемов привлечения средств на внутреннем и внешнем финансовых рынках, финансовый разрыв в средствах на погашение внешнего долга в 2003 году может составить около 5 млрд. долларов США. В качестве дополнительного источника финансирования дефицита федерального бюджета предусматривается использование средств создаваемого в 2002 году финансового резерва, аккумулирующего в соответствии со статьей 1 проекта федерального закона "О федеральном бюджете на 2002 год" часть профицита федерального бюджета 2002 года, свободные остатки средств федерального бюджета по состоянию на 1 января 2002 года, а также дополнительные доходы федерального бюджета, за исключением средств единого социального налога. Однако представленные к проекту федерального закона "О федеральном бюджете на 2002 год" материалы не содержат сведений о прогнозируемых остатках средств федерального бюджета, что затрудняет прогнозирование размера финансового резерва на начало 2003 года. Ожидаемое состояние платежного баланса в 2003 году подтверждает наличие у Российской Федерации потенциальных возможностей платить по долгам. Активное сальдо счета текущих операций, даже исходя из предположения о существенном ухудшении ценовой конъюнктуры на мировом рынке нефти, останется достаточно высоким. Предполагается, что сокращение иностранных обязательств государственного сектора будет нейтрализовано значительным снижением масштабов вывоза частного капитала в связи с предполагаемым Правительством Российской Федерации улучшением инвестиционного климата в Российской Федерации. Не исключено при этом, что осуществление крупных выплат по внешнему долгу приведет к некоторому сокращению объема золотовалютных резервов страны, но ввиду довольно высокого их уровня это не должно иметь угрожающих последствий для проведения валютной и денежно-кредитной политики. [26]

Информация о работе Государственный долг