Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2012 в 19:50, курсовая работа
Тема моей курсовой работы «Приватизация и разгосударствление собственности. Мировой опыт».
Выбрана данная тема потому, что я считаю, что она в настоящее время очень актуальна, так как приватизация в России в 90-е годы прошла не совсем так, как задумывалось ее идеологами и организаторами.
Введение
Глава 1. Содержание приватизации……………………………………………...…5
1.1 Понятие и пути разгосударствления. Самоуправление предприятием и приватизация……………………………………………………………………….5
1.2 Сущность и формы приватизации……………………………………...8
Глава 2. Этапы приватизации и разгосударствления в России………………….14
2.1 Акционирование и ваучерная приватизация…………………………14
2.2 Итоги и перспективы приватизации…………………………………..29
Глава 3. Опыт зарубежных стран………………………………………………….35
3.1 Опыт ваучерной приватизации………………………………………..35
3.2 Опыт платной приватизации…………………………………………..36
3.3 Приватизация во Франции……………………………………………..39
3.4 Приватизация в Германии……………………………………………..40
3.5 Приватизация в Испании………………………………………………42
Заключение
Список использованной литературы
Все эти способы разгосударствления
переплетаются, выражаясь в изменении
собственности и
Результатом разгосударствления
является уменьшение доли валового национального
продукта, перераспределяемого через
государственный бюджет. Иначе говоря,
сокращается часть чистого
Следует уточнить, что при разгосударствлении форма собственности не изменяется (в отличие от процесса приватизации).
В экономической теории и
практике современный процесс
1.2 Сущность и формы приватизации
Приватизация – одно из
направлений разгосударствления собственности,
заключающееся в передаче ее в
частную собственность
Под приватизацией обычно понимается передача контролируемой теми или иными государственными органами общественной собственности в частный сектор. Закон РФ "О приватизации государственных и муниципальных предприятии в РФ" от 3.07 1991г. понимает под приватизацией "приобретение гражданами, акционерными обществами (товариществами) у государства и местных Советов народных депутатов в частную собственность предприятии, цехов, производств, участков, иных подразделений, выделяемых в самостоятельные предприятия; оборудования, зданий, сооружений, лицензий, патентов и других материальных и нематериальных активов ликвидированных предприятий и их подразделений; долей, (паев, акций) государства и местных Советов народных депутатов в капитале акционерных обществ (товариществ); принадлежащих приватизируемым предприятиям долей (паев, акций) в капитале иных акционерных обществ (товариществ), а также ассоциаций, концернов, союзов и других объединений предприятий" [2].
Известны два пути преодоления тотального выведения предприятий из-под прямого контроля государства, т.е. разгосударствления: через самоуправление или через приватизацию.
Самоуправленческая модель
предприятия, позволяющая обеспечить
определенную степень хозяйственной
обособленности, с одной стороны,
и некоторые черты групповой
собственности, с другой, появилась
в недрах административно-плановой
экономики именно как форма ухода
от тотального государственного контроля
и усиления мотивации к эффективной
хозяйственной деятельности. Наибольшее
распространение самоуправлен-
Самоуправленческая модель базировалась на весьма аморфных отношениях собственности, когда эти отношения распространялись главным образом на полученные предприятием хозяйственные результаты, а не на капитал. Если сравнивать самоуправление с формами собственности, принятыми в рыночной и в переходной экономике, то по своей сути оно больше всего приближается к аренде предприятия его трудовым коллективом, когда первоначальный (авансированный) капитал остается в собственности государства как арендодателя.
Главное содержание приватизации
заключается в трансформации
предприятий-производителей, основанных
на том или ином производственно-техническом
комплексе (звеньев «единой фабрики»
плановой экономики), к фирмам, базирующимся
на капитале. Капитал как самовозрастающая
стоимость несет с собой
Конкретные методы проведения
реформы собственности зависят
от того, на каких принципах передается
государственное имущество
Переходя к вопросу о необходимости проведения приватизации и разгосударствления в России, следует сказать следующее. Дело в том, что российская экономика долгое время находилась под влиянием административно-командной системы хозяйствования. Уже с конца 20-х годов мы тщательно пытались заменить ее чем-то более рациональным, не стихийным, "научно обоснованным". На деле же был создан неэффективный механизм хозяйствования. Достаточно сказать, что на его основе непроизводительные расходы и потери в народном хозяйстве страны оцениваются примерно в 38-40% валового общественного продукта страны. В сущности, мы ушли не вперед, а в сторону от магистрального пути цивилизации и зашли в тупик, из которого и пытаемся сейчас выбраться. Попыткой правительства выхода из сложившегося положения явилось создание рыночной экономики в России (хотя следует сказать, что путь к сбалансированной рыночной экономике длительный и противоречивый, как показывает иностранный опыт.Он включает также и переходный период). Для этого потребовалось создание условий формирования рынка, рыночной инфраструктуры. Эти условия следующие:
- разгосударствление и
приватизация собственности;
- система социальной поддержки
населения; право субъектов
- устойчивость рубля и
денежного обращения;
- система социальной поддержки
населения; наличие
- право субъектов
- развитие внешнеэкономических связей;
- формирование у людей рыночных норм поведения.
Приватизационная компания и явилась одним из условий формирования и установления рынка, т.е. перехода России к многоукладной экономики, предусматривающего преобразование государственной собственности в сложившейся ситуации в России. Вследствие этого появились и развиваются необходимые элементы инфраструктуры рынка - банки, биржи, мелкооптовые коммерческие организации для торговли, различного рода посреднические структуры и т.д.
В ходе приватизации и разгосударствления
в России государство, будучи практически
главным инвестором и содержателем
огромного числа убыточных и
малорентабельных предприятий, отказалось
от этого груза в условиях рыночной
экономики, т.к. при сохранении монопольного
положения одного собственника (в
данном случае государства) невозможно
полноценное развитие рыночных отношений.
Это является следствием проведения
приватизации и разгосударствления
в России, еще раз показывающим
всю необходимость таких
Таким образом, цель приватизации
и разгосударствления, как фундаментальных
элементов реформ в "переходной"
экономике заключалась в
При этом важную роль при
достижении целей приватизации играла
программа Российского
- преодоление монополии
государства и создание
- преодоление
- стимулирование инициативы собственников как источника самодвижения, саморазвития экономики:
- изменение роли государства,
ибо государство перестает
На основании всего
вышеизложенного можно сказать,
что при участии государства
в процессе разгосударствления и
приватизации структура собственности,
в конечном итоге, смогла приобрести
следующий вид: государственные
предприятия, частный бизнес, народные
предприятия, акционерные корпорации
с преобладанием
Приватизация в форме продажи акций работникам предприятия означает развитие рабочей акционерной собственности. Продажа акций рабочим является эффективным средством повышения их заинтересованности в результатах своей работы, росте производительности труда и прибыльности предприятий.
Формы приватизации. Одна из
наиболее распространенных форм приватизации
– публичная продажа акций
населению, при которой государственное
предприятие превращается в акционерное
общество открытого типа. Продажа
акций населению осуществляется
по фиксированной или конкурсной
цене. При продаже акций по фиксированной
цене возможны завышение и занижение
стоимости имущества. При конкурсной
цене достигается более точная оценка
имущества государственных
Публичная продажа акций ориентируется на сбережения населения. Ее главное преимущество состоит в открытости и доступности для всех желающих.
Приватизация не всегда сопровождается
продажей государственного имущества.
Нередко государственная
Соглашение об аренде и
контракты на управление зачастую являются
временными мерами для улучшения
экономических показателей
Глава 2. Этапы приватизации и разгосударствления в России
2.1 Акционирование и ваучерная приватизация
Говоря об этапах приватизации и разгосударствления в России, следует различать два основных: первый - это этап ваучерной (или точнее массовой приватизации и разгосударствления в России, так как процесс приватизации и разгосударствления собственности начался раньше, чем появился приватизационный чек (или ваучер)). По длительности этот этап продолжался в России около 3-х лет. Если говорить о правовом аспекте первого этапа приватизации, то нормативным актом, свидетельствующим о начале процесса разгосударствления и приватизации в РФ, явился Закон "О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РСФСР" (ныне - в РФ), принятый 3 июля 1991 года. Данный Закон определял и устанавливал организационно-правовые основы преобразования отношений собственности на средства производства в Российской Федерации путем приватизации государственных и муниципальных предприятий в целях создания эффективной социально ориентированной рыночной экономики.
Законом определялась государственная
программа приватизации. Программа
разрабатывалась на три ближайших
года, и состояла из задания на текущий
год и прогноза на два последующих
года. В соответствии с этой программой
были определены объекты приватизации
(три группы - объекты, не подлежавшие
и не подлежащие в ближайшее время
приватизации). Сюда входят: недра, земельные
и водные ресурсы, континентальный
шельф, железнодорожные, трубопроводные
и автомагистрали, объекты, представляющие
собой национальное достояние. Сюда
же относится подавляющая часть
оборонного комплекса, за исключением
тех предприятий, которые уже
переключились на производство гражданской
продукции; объекты немедленной
приватизации, где была рекомендована
немедленная приватизация. Это: торговля,
сфера услуг, коммунальное хозяйство,
жилье, мелкие и средние предприятия,
муниципальный транспорт и т.п.
Информация о работе Приватизация и разгосударствление собственности. Мировой опыт