Приватизация и разгосударствление собственности. Мировой опыт

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2012 в 19:50, курсовая работа

Описание работы

Тема моей курсовой работы «Приватизация и разгосударствление собственности. Мировой опыт».

Выбрана данная тема потому, что я считаю, что она в настоящее время очень актуальна, так как приватизация в России в 90-е годы прошла не совсем так, как задумывалось ее идеологами и организаторами.

Содержание работы

Введение

Глава 1. Содержание приватизации……………………………………………...…5

1.1 Понятие и пути разгосударствления. Самоуправление предприятием и приватизация……………………………………………………………………….5

1.2 Сущность и формы приватизации……………………………………...8

Глава 2. Этапы приватизации и разгосударствления в России………………….14

2.1 Акционирование и ваучерная приватизация…………………………14

2.2 Итоги и перспективы приватизации…………………………………..29

Глава 3. Опыт зарубежных стран………………………………………………….35

3.1 Опыт ваучерной приватизации………………………………………..35

3.2 Опыт платной приватизации…………………………………………..36

3.3 Приватизация во Франции……………………………………………..39

3.4 Приватизация в Германии……………………………………………..40

3.5 Приватизация в Испании………………………………………………42

Заключение

Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 159.86 Кб (Скачать файл)

Все эти способы разгосударствления переплетаются, выражаясь в изменении  собственности и совершенствовании  хозяйственного механизма рыночной экономики.

Результатом разгосударствления является уменьшение доли валового национального  продукта, перераспределяемого через  государственный бюджет. Иначе говоря, сокращается часть чистого продукта, создаваемого предпринимателями, изымая через налоговые и другие платежи  в централизованный доход государства. По уровню такого изъятия можно судить о степени огосударствления или, наоборот, разгосударствления экономики  и соответственно о развитии рыночных механизмов.

Следует уточнить, что при  разгосударствлении форма собственности  не изменяется (в отличие от процесса приватизации).

В экономической теории и  практике современный процесс разгосударствления адекватен приватизации.

1.2 Сущность и  формы приватизации

Приватизация – одно из направлений разгосударствления собственности, заключающееся в передаче ее в  частную собственность отдельных  граждан и юридических лиц [1].

Под приватизацией обычно понимается передача контролируемой теми или иными государственными органами общественной собственности в частный  сектор. Закон РФ "О приватизации государственных и муниципальных предприятии в РФ" от 3.07 1991г. понимает под приватизацией "приобретение гражданами, акционерными обществами (товариществами) у государства и местных Советов народных депутатов в частную собственность предприятии, цехов, производств, участков, иных подразделений, выделяемых в самостоятельные предприятия; оборудования, зданий, сооружений, лицензий, патентов и других материальных и нематериальных активов ликвидированных предприятий и их подразделений; долей, (паев, акций) государства и местных Советов народных депутатов в капитале акционерных обществ (товариществ); принадлежащих приватизируемым предприятиям долей (паев, акций) в капитале иных акционерных обществ (товариществ), а также ассоциаций, концернов, союзов и других объединений предприятий" [2].

Известны два пути преодоления  тотального выведения предприятий  из-под прямого контроля государства, т.е. разгосударствления: через самоуправление или через приватизацию.

Самоуправленческая модель предприятия, позволяющая обеспечить определенную степень хозяйственной  обособленности, с одной стороны, и некоторые черты групповой  собственности, с другой, появилась  в недрах административно-плановой экономики именно как форма ухода  от тотального государственного контроля и усиления мотивации к эффективной  хозяйственной деятельности. Наибольшее распространение самоуправлен-ческая модель получила в Югославии и Польше, но отдельные ее элементы использовались и в других бывших социалистических странах (например, система рабочего участия в прибылях предприятий в Венгрии).

Самоуправленческая модель базировалась на весьма аморфных отношениях собственности, когда эти отношения  распространялись главным образом  на полученные предприятием хозяйственные  результаты, а не на капитал. Если сравнивать самоуправление с формами собственности, принятыми в рыночной и в переходной экономике, то по своей сути оно больше всего приближается к аренде предприятия его трудовым коллективом, когда первоначальный (авансированный) капитал остается в собственности государства как арендодателя.

Главное содержание приватизации заключается в трансформации  предприятий-производителей, основанных на том или ином производственно-техническом  комплексе (звеньев «единой фабрики» плановой экономики), к фирмам, базирующимся на капитале. Капитал как самовозрастающая стоимость несет с собой коренные изменения всех функций, жизненных  циклов, структурных сдвигов бывших государственных предприятий.

Конкретные методы проведения реформы собственности зависят  от того, на каких принципах передается государственное имущество новым  собственникам. Это прежде всего выбор между платной (за полную стоимость или на льготных условиях) или бесплатной формами приватизации. Весьма остро перед началом приватизации во всех странах стоял вопрос о том, кто может претендовать на имущество приватизируемых государственных предприятий – все граждане, только члены трудовых коллективов, обладатели достаточных для выкупа капиталов. Актуальным был и вопрос о масштабах допуска к приватизации иностранного капитала. По всем этим проблемам в постсоциалистических странах шли острые дискуссии социально-политического и экономического плана. Приватизация вообще является одним из наиболее политизированных элементов рыночной трансформации.

Переходя к вопросу  о необходимости проведения приватизации и разгосударствления в России, следует  сказать следующее. Дело в том, что  российская экономика долгое время  находилась под влиянием административно-командной  системы хозяйствования. Уже с  конца 20-х годов мы тщательно пытались заменить ее чем-то более рациональным, не стихийным, "научно обоснованным". На деле же был создан неэффективный  механизм хозяйствования. Достаточно сказать, что на его основе непроизводительные расходы и потери в народном хозяйстве  страны оцениваются примерно в 38-40% валового общественного продукта страны. В сущности, мы ушли не вперед, а в  сторону от магистрального пути цивилизации  и зашли в тупик, из которого и  пытаемся сейчас выбраться. Попыткой правительства  выхода из сложившегося положения явилось  создание рыночной экономики в России (хотя следует сказать, что путь к  сбалансированной рыночной экономике  длительный и противоречивый, как  показывает иностранный опыт.Он включает также и переходный период). Для этого потребовалось создание условий формирования рынка, рыночной инфраструктуры. Эти условия следующие:

- разгосударствление и  приватизация собственности; самостоятельность  субъектов рынка; 

- система социальной поддержки  населения; право субъектов самостоятельно  договариваться о цене: достаточное  число производителей, формирующих  предложения товаров;

- устойчивость рубля и  денежного обращения; демонополизация  хозяйственной деятельности и  хозяйственных связей;

- система социальной поддержки  населения; наличие конкуренции;  независимое судопроизводство, необходимая  сеть учреждений Госарбитража;

- право субъектов самостоятельно  договариваться о цене;

- развитие внешнеэкономических  связей;

- формирование у людей  рыночных норм поведения.

Приватизационная компания и явилась одним из условий  формирования и установления рынка, т.е. перехода России к многоукладной  экономики, предусматривающего преобразование государственной собственности  в сложившейся ситуации в России. Вследствие этого появились и развиваются необходимые элементы инфраструктуры рынка - банки, биржи, мелкооптовые коммерческие организации для торговли, различного рода посреднические структуры и т.д.

В ходе приватизации и разгосударствления в России государство, будучи практически  главным инвестором и содержателем огромного числа убыточных и  малорентабельных предприятий, отказалось от этого груза в условиях рыночной экономики, т.к. при сохранении монопольного положения одного собственника (в  данном случае государства) невозможно полноценное развитие рыночных отношений. Это является следствием проведения приватизации и разгосударствления в России, еще раз показывающим всю необходимость таких процессов  для благоприятного развития российской экономики. Скажем больше, что в условиях рынка, стали реально выполнимы  его функции, способные решить широкий  круг жизненно важных задач в общественном производстве, обмене и распределении.

Таким образом, цель приватизации и разгосударствления, как фундаментальных  элементов реформ в "переходной" экономике заключалась в обеспечении  условий для нормального функционирования будущей рыночной системы. Именно в  ходе процессов трансформации отношений  собственности в масштабах страны возможно формирование новых мотиваций  хозяйствующих субъектов и предпосылок  для рационального изменения  структуры производства как базовых  условий повышения эффективности  производства и роста национального  дохода.

При этом важную роль при  достижении целей приватизации играла программа Российского правительства, определявшая очередность практических шагов приватизации:

- преодоление монополии  государства и создание условий  гражданского общества и социально  ориентированной рыночной экономики.  Для этого нужны реальные субъекты  рыночных отношений, которые смогут  доказать свою жизнеспособность  лишь эффективным ведением хозяйства  на основе заинтересованности  и ответственности;

- преодоление бесхозяйственности, убыточности, дефицитов, в том  числе и дефицита бюджета как  одного из основных источников  инфляции;

- стимулирование инициативы  собственников как источника  самодвижения, саморазвития экономики:

- изменение роли государства,  ибо государство перестает быть  монопольным собственником, но  сохраняется как один из собственников;  при этом государство берет  на себя функции регулирования  рынка в основном экономическими  методами.

На основании всего  вышеизложенного можно сказать, что при участии государства  в процессе разгосударствления и  приватизации структура собственности, в конечном итоге, смогла приобрести следующий вид: государственные  предприятия, частный бизнес, народные предприятия, акционерные корпорации с преобладанием государственного капитала, акционерные негосударственные  предприятия. Такая структура и  характерна для многоукладной рыночной экономики. Рынок необходим для  российского государства, как средство решения многих экономических и  хозяйственных проблем, нависших в  результате длительного сохранения в России командно-административного  механизма управления экономикой.

Приватизация в форме  продажи акций работникам предприятия  означает развитие рабочей акционерной  собственности. Продажа акций рабочим  является эффективным средством  повышения их заинтересованности в  результатах своей работы, росте  производительности труда и прибыльности предприятий.

Формы приватизации. Одна из наиболее распространенных форм приватизации – публичная продажа акций  населению, при которой государственное  предприятие превращается в акционерное  общество открытого типа. Продажа  акций населению осуществляется по фиксированной или конкурсной цене. При продаже акций по фиксированной  цене возможны завышение и занижение  стоимости имущества. При конкурсной цене достигается более точная оценка имущества государственных предприятий.

Публичная продажа акций  ориентируется на сбережения населения. Ее главное преимущество состоит  в открытости и доступности для  всех желающих.

Приватизация не всегда сопровождается продажей государственного имущества. Нередко государственная собственность  «разбавляется» частным капиталом, образуя смешанные предприятия. Практиковалась также аренда, когда  физические или юридические лица приобретали часть государственного имущества в пользование на определенный период и за определенную плату. Арендатор  получает возможность самостоятельно организовать производственный процесс, нанимать персонал, осуществлять контроль за производством и нести финансовую ответственность за хозяйственную деятельность предприятия. Как правило, аренда использовалась для малорентабельных предприятий с целью повышения эффективности их работы. В этих же случаях могла использоваться такая форма, как заключение контракта на управление предприятием. Подписание контракта представляет управляющим полный контроль над функционированием предприятия и все необходимые полномочия для эффективного управления предприятием.

Соглашение об аренде и  контракты на управление зачастую являются временными мерами для улучшения  экономических показателей деятельности государственных предприятий или  переходной ступенью к полной приватизации.

Глава 2. Этапы  приватизации и разгосударствления в России

2.1 Акционирование  и ваучерная приватизация

Говоря об этапах приватизации и разгосударствления в России, следует  различать два основных: первый - это этап ваучерной (или точнее массовой приватизации и разгосударствления в России, так как процесс приватизации и разгосударствления собственности начался раньше, чем появился приватизационный чек (или ваучер)). По длительности этот этап продолжался в России около 3-х лет. Если говорить о правовом аспекте первого этапа приватизации, то нормативным актом, свидетельствующим о начале процесса разгосударствления и приватизации в РФ, явился Закон "О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РСФСР" (ныне - в РФ), принятый 3 июля 1991 года. Данный Закон определял и устанавливал организационно-правовые основы преобразования отношений собственности на средства производства в Российской Федерации путем приватизации государственных и муниципальных предприятий в целях создания эффективной социально ориентированной рыночной экономики.

Законом определялась государственная  программа приватизации. Программа  разрабатывалась на три ближайших  года, и состояла из задания на текущий  год и прогноза на два последующих  года. В соответствии с этой программой были определены объекты приватизации (три группы - объекты, не подлежавшие  и не подлежащие в ближайшее время  приватизации). Сюда входят: недра, земельные  и водные ресурсы, континентальный  шельф, железнодорожные, трубопроводные и автомагистрали, объекты, представляющие собой национальное достояние. Сюда же относится подавляющая часть  оборонного комплекса, за исключением  тех предприятий, которые уже  переключились на производство гражданской  продукции; объекты немедленной  приватизации, где была рекомендована  немедленная приватизация. Это: торговля, сфера услуг, коммунальное хозяйство, жилье, мелкие и средние предприятия, муниципальный транспорт и т.п.; объекты, которые остались в собственности  государства.К ним относились и относятся: топливно-энергетический комплекс, структуроопределяющие гиганты индустрии, фармацевтическая промышленность, предприятия по выпуску детского питания и другие объекты особой значимости). В программе также были установлены требования к местным программам приватизации, задания органам государственной власти и управления по приватизации государственного имущества, предпочтительные способы приватизации: конкурс (предложение лучших условий выкупа); аукцион (предложение более высокой цены); выкуп (чаще всего через аренду). В программе также устанавливался перечень государственных предприятий, объединений или их подразделений, не подлежащих приватизации. Организация приватизационной компании по Закону от 3 июля 1991 года возлагалась на Государственный комитет Российской Федерации по управлению государственным имуществом.

Информация о работе Приватизация и разгосударствление собственности. Мировой опыт