Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2012 в 19:50, курсовая работа
Тема моей курсовой работы «Приватизация и разгосударствление собственности. Мировой опыт».
Выбрана данная тема потому, что я считаю, что она в настоящее время очень актуальна, так как приватизация в России в 90-е годы прошла не совсем так, как задумывалось ее идеологами и организаторами.
Введение
Глава 1. Содержание приватизации……………………………………………...…5
1.1 Понятие и пути разгосударствления. Самоуправление предприятием и приватизация……………………………………………………………………….5
1.2 Сущность и формы приватизации……………………………………...8
Глава 2. Этапы приватизации и разгосударствления в России………………….14
2.1 Акционирование и ваучерная приватизация…………………………14
2.2 Итоги и перспективы приватизации…………………………………..29
Глава 3. Опыт зарубежных стран………………………………………………….35
3.1 Опыт ваучерной приватизации………………………………………..35
3.2 Опыт платной приватизации…………………………………………..36
3.3 Приватизация во Франции……………………………………………..39
3.4 Приватизация в Германии……………………………………………..40
3.5 Приватизация в Испании………………………………………………42
Заключение
Список использованной литературы
Для некоторых стран, например для Болгарии, характерно стремление продать госпредприятия дешевле, но как можно быстрее. Это объясняется необходимостью срочно пополнить бюджет, а также связано с необходимостью производить крупные платежи по внешнему долгу. По этой же причине Болгария, единственная из стран Восточной Европы, возобновила практику приватизации по «схеме Брэйди» (названной по имени министра финансов США конца 80-х годов), которая предусматривает продажу государственной собственности зарубежным инвесторам и проведение экологических мероприятий международного значения в зачет погашения внешнего долга.
В процессе приватизации государство поощряет формирование крупных промышленно-финансовых структур (аналогичных российским). Такие структуры возникают, например, в результате приобретения банком контрольного пакета акций крупного производственного предприятия. Не смотря на то что подобные объединения финансового и производственного капитала ведут к монополизации рынка, восточноевропейские страны видят в них возможность добиться роста производства за счет экономии на масштабе. В то же время интерес к политике поддержания конкуренции заметно ослаб. Например, в Польше в 1995 г. парламент пересмотрел антимонопольный закон, изменив критерий «монополистического положения», с которого начинается применение санкций к монополисту, с 20 до 40% объема продаж в отрасли. Благодаря этому из сферы действия антимонопольного закона были выведены многие предприятия энергетики, транспорта и телекоммуникаций, то есть тех отраслей, где особенно остро стоит вопрос о реструктуризации и приватизации. В том же году польское правительство объявило о планах объединения государственных предприятий в нефтеперерабатывающей, сталелитейной, фармацевтической и других отраслях.Органы антимонополистического регулирования в Польше (как и в других восточноевропейских странах) осуществляют наблюдение за рынком по критерию не столько доли компании в отраслевом производстве или сбыте, сколько «монополистического поведения», то есть значительного завышения цен, снижения качества продукции, незаконного препятствования вступлению новых конкурентов на рынок и т. п. Такой подход соответствует доминирующим в мире тенденциям антимонопольного регулирования.
Приватизация и другие
институциональные
3.3 Приватизация во Франции
Госсектор Франции формировался
под воздействием сменявших друг
друга волн национализации (1936, 1945, 1982-го
годов) и приватизации (конец 60-х
и первая половина 70-х годов, 1986-1988,
1993-1996 годов). Выбор правительствами
той или иной стратегии в каждый
конкретный исторический момент обусловлен
многими экономическими, идеологическими
политическими и другими
В 1982 году правительством левых сил была проведена масштабная национализация. Анализируя эту национализацию можно сказать, что она противоречила потребностям экономического развития страны, привела к увеличению числа неэффективно работающих, убыточных государственных предприятий. Правительству не удалось доказать, что государство способно управлять ими эффективно.
В отличие от национализации
1982 года приватизация 1986 года не стала
единовременным актом, связанным исключительно
с приходом к власти правоцентристского
правительства. Она приобрела характер
долговременного
У этой приватизации существует внутренняя противоречивость: приватизация вовсе не означает «ухода» государства из экономики, хотя формально приводит к сокращению размеров государственной собственности. При проведении приватизации правительства разной политической ориентации всегда старались сохранить в своих руках (или даже увеличить) рычаги контроля и управления экономическими процессами. Это очень важно для соблюдения законов ее проведения, так как соблазн расхищения государственной собственности во время приватизации особенно велик. Все мероприятия по приватизации тщательно и порой долго готовились, просчитывались различные варианты и возможности, а в послеприватизационный период государство продолжало наблюдать за деятельностью переданных в частные руки предприятий с тем, чтобы не допустить их перепродажи. Государством принимались меры, ограничивающие сосредоточение капитала приватизируемых компаний в одних руках, а также ограничивающие участие в их капитале иностранных инвесторов.
Политика приватизации имела
свои плюсы и минусы. Далеко не всегда,
как свидетельствуют
За пять лет было приватизировано 29 промышленных фирм и банков. Приватизация во Франции охватила, прежде всего, конкурентные, высокорентабельные отрасли. Работникам приватизируемых предприятий досталось по льготной цене лишь 10 % капитала.
Приватизация во Франции имела четко выраженный фискальный характер. Государство продавало свою собственность по значительно более высоким ценам по сравнению с компенсационными платежами при национализации. В итоге государство выручили 71 миллиардов франков, значительная часть этой суммы пошла на погашение государственного долга. Французская приватизация привела к росту численности акционеров – к концу 80-х годов она достигла 6 миллионов, т.е. собственником акций стал каждый шестой житель страны старше 18 лет [5].
3.2 Приватизация в Германии
Возрождение предпринимательства
в первый период времени после
Второй мировой войны шло в
восточных землях в нескольких формах.
Это и создание новых фирм, и
реприватизация, и организация совместных
предприятий при участии
Сразу же после объединения Германии было подано около 6000 заявок о выкупе предприятий их бывшими владельцами. При полном выкупе хозяйства предприятия имели возможность получить кредит у Немецкого кредитного банка под залоговую стоимость земельного участка. Кредиты на модернизацию можно было получить по линии «Программы возрождения Европы».
Хозяйство ГДР структурно
было организовано в 250 комбинатов, в
которых в свою очередь входило
около 8000 предприятий. После объединения
Германии все они были переданы под
управление ведомства по реорганизации
и приватизации, называемого Попечительским
или Опекунским советом. Но не все
предприятия могли быть приватизированы.
Поэтому параллельно с
Первым путем был роспуск комбината: входящие в него предприятия получали полную самостоятельность, выбирали директоров и действовали на свой страх и риск. Второй путь – превращение комбината в штаб – квартиру с координационными и поддерживающими функциями, которые предприятию выгодно делегировать такого рода центру. Третий путь – это создание холдингов вместо прежних производственных объединений.
В марте 1990 года в ГДР был издан закон об учреждении и деятельности частных предприятий и об участии в капитале, где определялись условия приватизации.
После того как обозначились временные рубежи объединения, понадобилось примерно 4 месяца, чтобы завершить формирование правовой базы для приватизации восточногерманских предприятий. Договор о создании валютного, экономического и социального союза между ФРГ и ГДР от 18 мая 1990 года учреждал Опекунский совет по управлению государственным имуществом. К нему переходил государственный долг ГДР в том объеме, в каком он мог быть погашен будущими доходами от реализации государственного имущества. Оставшаяся задолженность распределялась между новыми восточными землями [8 с. 5].
При анализе деятельности
предприятий выяснилось, что лишь
8 % рабочих мест являются рентабельными,
а производительность труда в
ГДР составляла менее 30 % от западногерманского
уровня. Тем не менее, к концу 1994 года,
когда попечительское ведомство
завершило свою деятельность, удалось
приватизировать или вернуть
прежним владельцам около 20000 предприятий,
преимущественно
После Попечительского совета
были созданы другие организации, которые
занимаются приватизацией оставшихся
в руках государства
3.3. Приватизация в Испании
В Испании государственный сектор экономики за последние 15-20 лет значительно сократился. Если в середине 70-х годов его доля в общем объеме валового внутреннего продукта страны составляла более 90 %, в середине 80-х – 83 %, то сейчас – чуть больше 30 %. Продажа бывших государственных предприятий осуществляется уже почти 20 лет [4, с. 96].
К государственному сектору экономики еще совсем недавно относилось большинство промышленных предприятий Испании. Вся электроэнергия в стране производилась на государственных электростанциях компании «ЭНДЕСА». Государственными были – весь используемый в стране газ, 65 % угля и почти 90% стали. Полностью в руках государства находилась телефонная связь [9].
К государственному сектору экономики относились также сеть лучших гостиниц, ведущие туристические агентства и даже гольф-клубы. Разумеется, весь общественный транспорт в стране, кроме такси, был государственным.
И весь этот гигантский сектор
национальной экономики, включавший в
себя более половины всех предприятий
Испании, управлялся из одного центра
– так называемого
Впрочем, такая структура экономики, созданная во времена диктатуры генерала Франко, вполне соответствовала тогдашнему авторитарному режиму. Франко пришел к власти в Испании в 1939 году в результате военного мятежа и трехлетней гражданской войны. Но лишь в 50-е годы его правительство обратилось к национальной экономике, пришедшей к тому времени в полный упадок.
Частный капитал был весьма
слабым, в стране преобладало мелкое
производство. Но диктатор особо и
не доверял ни частной инициативе
своих сограждан, ни иностранному капиталу,
и делал главную ставку на свое
государство. В те годы, ведущие промышленные
предприятия
Легкой промышленностью
и сельским хозяйством генерал Франко
практически не занимался. И сельское
хозяйство Испании оставалось традиционным:
на юге преобладало крупное
Диктаторский режим
Приватизацию государственной собственности в Испании начала Социалистическая Рабочая Партия, стоящая на позициях социал-демократии и близкая по идеологии, например, немецким социал-демократам. Эта партия находилась у власти почти 15 лет – с 1982 по 1996 годы. Примечательно, что именно левая партия начала приватизацию, поскольку даже ее лидеры убедились, что альтернативы не существует.
Сменившая социалистов в
1996 году и находящаяся по сей день
у власти в Испании правоцентристская
Народная Партия продолжила приватизацию.
Продажа государственных
Разногласий по поводу приватизации промышленных предприятий в испанском обществе практически не было. Против этого не возражали даже коммунисты – третья по влиянию политическая партия в Испании. Все ведущие политические силы страны, представленные в национальном парламенте, сходились в том, что роль государства в экономике должна быть ограниченной.
Это не значит, впрочем, что разногласий по поводу приватизации не существует вовсе. Но они затрагивают в основном социальную сферу – здравоохранение и образование. Здесь также давно присутствует частный сектор: многочисленные частные школы и университеты, развитая сеть частных клиник и консультаций. Тем не менее, ключевые позиции по-прежнему сохраняет за собой государство.
Частный сектор пока не в состоянии решить всех существующих в социальной сфере проблем. Ведь он всегда ориентирован на получение прибыли, а медицинское обслуживание, также как и общественный транспорт, должны быть общедоступны.
В Испании и национальная железнодорожная компания «РЕНФЕ» пока остается в полной собственности государства, как и городской транспорт – автобусы и метро.
Что касается общественного транспорта, то после многочисленных парламентских дебатов, в Испании началась приватизация национальной авиакомпании «Иберия». Автобусные междугородние перевозки уже приватизированы.
Практически все отрасли
топливно-энергетического
Например, бывший монополист, государственная нефтегазовая международная «Бритиш Петролеум» [4, с. 101].
Что касается других крупных монополий, то, скажем, приватизация национальной телефонной компании «Телефоника» была полностью завершена еще в 1996 году. Полностью приватизирована и другая крупнейшая государственная монополия – национальная энергетическая компания «ЭНДЕСА».
С другой стороны, в собственности
государства по-прежнему остаются самые
крупные в стране угольные шахты
«УНОСА», в провинции Астурия, на
севере. Их приватизация пока нереальна
– шахты убыточны, а просто закрыть
их государство не может. Без работы
сразу скажутся сотни людей. Поэтому
испанское правительство
Информация о работе Приватизация и разгосударствление собственности. Мировой опыт