Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2012 в 19:50, курсовая работа
Тема моей курсовой работы «Приватизация и разгосударствление собственности. Мировой опыт».
Выбрана данная тема потому, что я считаю, что она в настоящее время очень актуальна, так как приватизация в России в 90-е годы прошла не совсем так, как задумывалось ее идеологами и организаторами.
Введение
Глава 1. Содержание приватизации……………………………………………...…5
1.1 Понятие и пути разгосударствления. Самоуправление предприятием и приватизация……………………………………………………………………….5
1.2 Сущность и формы приватизации……………………………………...8
Глава 2. Этапы приватизации и разгосударствления в России………………….14
2.1 Акционирование и ваучерная приватизация…………………………14
2.2 Итоги и перспективы приватизации…………………………………..29
Глава 3. Опыт зарубежных стран………………………………………………….35
3.1 Опыт ваучерной приватизации………………………………………..35
3.2 Опыт платной приватизации…………………………………………..36
3.3 Приватизация во Франции……………………………………………..39
3.4 Приватизация в Германии……………………………………………..40
3.5 Приватизация в Испании………………………………………………42
Заключение
Список использованной литературы
Действующая модель приватизации 1992 года предусматривала определенные базовые идеи - упор на бесплатную, льготную приватизацию для трудовых коллективов. Широко распространены были и денежные формы приватизации имущества на начальном этапе - аукционы и конкурсы приватизируемых объектов. Аукционы позволили приблизить оценку имущества к реальной, рыночной, а ведь оценка имущества на этом этапе была главной проблемой. Эта была важная черта процесса, которая одновременно являлась и действенным способом борьбы с коррупцией. При иных способах, прямой продаже трудно даже было представить возможный размах коррупции - она была бы колоссальной.
Нельзя обойти и процесс акционирования, как способ приватизации на первом этапе. При этом огромную роль играли созданные в то время инвестиционные фонды, формировавшие первичный рынок ценных бумаг (таких, как акций). С помощью их на сегодняшний день основной преобладающей организационной формой в России стали акционерные предприятия. Фонды давали ориентиры для того, чтобы разобраться в огромном океане ценных бумаг акционировавшихся предприятий. В процессе акционирования нормальной ситуацией считалось, когда все выпущенные акции предприятия проданы гражданам. Часть этих акций передавалась безвозмездно или продавалась на льготных условиях членам трудового коллектива. В целом к 1 июня 1993 г. свыше 17 тыс. крупных и средних предприятий и подразделений находились в той или иной стадии корпоратизации (или акционирования).
В процессе акционирования
немаловажную роль играли и чековые
аукционы (например, в декабре 1992 г.
- июне 1993 г. на чековые аукционы в 72
регионах страны были вынесены в общей
сложности акции 2108 российских АО, представляющих
практически все основные отрасли
экономики и с числом занятых
2,38 млн. человек.) Суммарный уставный
капитал этих предприятий (номинал
акций в старых ценах) составил 104
млрд. рублей, в том числе 22,3 млрд.
было предложено на чековые аукционы.
Среди основных участников чековых
аукционов были трудовые коллективы,
мелкие инвесторы, чековые инвестиционные
фонды и крупные
Так, уже к началу 1994 года, было погашено около половины приватизационных чеков - примерно 90 миллионов. Однако, в связи с тем, что до конца чековой приватизации оставалось несколько месяцев, это потребовало от правительства создания новой программы приватизации на 1994 год. Это должно было подготовить почву для завершения этапа реформ 1991-1993 гг. и перехода к следующему, новому этапу - денежной приватизации, становлению вторичного рынка ценных бумаг, утверждению всех необходимых структур нормального, цивилизованного фондового рынка в России. Чем же отличалась новая программа? Нынешняя программа ставила своей целью, как и прошлая, формирование широкого слоя частных собственников как экономической основы рыночных отношений. Это предопределило преемственность ее идеологии, главных принципов, методов реализации. Сохранены были все основные способы приватизации, прежние три варианта льгот (резко усилены стимулы третьего варианта) зафиксированы принципы бесплатной чековой приватизации, действующий механизм чековых аукционов и т.д.
Если сравнить "демократизм" двух программ, то, думается, в новой ощущалось некоторое ухудшение - больше стало ведомственных запретов, введены дополнительные жесткие бюрократические процедуры. Вместе с тем, удалось отстоять в правительстве и закрепить документально все важные для чековой приватизации процедуры, существенно расширить перечень приватизируемого имущества.
Программой было также
ограничено применение Указа Президента
о вексельном обращении: из сферы
его действия исключены предприятия
с государственной долей
Новый раздел об иностранных
инвестициях практически снял все
ограничения для участия
Программа также предусматривала значительное укрепление роли инвестиционных фондов. Им, наконец, разрешено было увеличить долю акций одного предприятия в своих активах до 25 процентов, вместо прежних десяти, что позволило фондам реально участвовать в управлении акционерными обществами, некоторые из фондов собрали всего по тысяче ваучеров и, поняв, что просто не могут функционировать, вынуждены были уступить свои акции более крупным и сильным коллегам. Такая практика "поглощения" одних фондов другими была легализована Программой.
Значительное место в Программе 1994 года было уделено защите прав акционеров. Среди главных ее постулатов - защита акционерного "меньшинства", которому обеспечена возможность "коммулятивного" голосования.
Государственная программа
приватизации на 1994 год, Указы Президента
о новом статусе Фонда
И, наконец, третий путь - это
была обязательная (принудительная) смена
собственности, срочная приватизация,
если финансовый крах неизбежен. Такая
норма была заложена в Указе, который
поручал Федеральному управлению по
делам о несостоятельности
Так, в середине 1994 года в России завершился первый этап - этап массовой приватизации.
Вследствие этого, необходимо рассмотреть вопрос об оценке итогов первого этапа приватизационной компании. Однако вопрос об оценке итогов очень непрост. Единственная черта ваучерной приватизации, признаваемая всеми, - беспримерный темп и масштаб проходивших в ее рамках событий. Более того, массовая приватизация, по мысли проводивших ее, а также сторонников, - явилась ключевым элементом российских экономических, да и политических реформ (можно без особого риска прибавить: и единственный их элемент, планомерно осуществлявшийся и даже осуществленный практически так, как было задумано). Беспрецедентные темпы и масштабы этой кампании сделали необратимым весь процесс реформирования России.
Заметим одно обстоятельство
то, что ведь российская приватизация
на первом своем этапе передавала
собственность тем, кто ею и так
владел или, во всяком случае, ощущал себя
ее владельцем - и отнюдь не без оснований.
Приватизация по видимости была не
так уж страшна для тех кругов,
которые реально правили
На самом же деле нормативные акты массовой приватизации содержали - в более или менее скрытом виде - механизмы, способные действительно передать собственность в другие руки. И мало-помалу эти механизмы вступали в ход. По данным ГКИ, 10% собраний акционеров приватизированных предприятий, состоявшихся весной и летом 1994 года, привели к смене руководства предприятий. К концу 1994 года этот процесс, по-видимому, ускорился. Соответственно были попытки со стороны коллективов некоторых предприятий "отыграть" приватизацию назад. Однако, на деле, все-таки, это уже не возможно.
Итак, можно с утверждением сказать одно, то, что и в промышленности и в сфере "малого бизнеса" (торговли, сервисе, общепите) - приватизация была необратима. Этот ее итог - неоспорим: там, где она прошла, массовый откат без серьезного насилия практически невозможен. Да и нет сколько-нибудь значительных политических сил, которые видели бы в нем свою задачу.
Касаясь второго из поставленных выше вопросов, следует отметить "Отчет об основных итогах чековой приватизации" Госкомимущества. Предельно сжатый конспект "Отчета" звучит так:
"Население России получило
146,064 млн. приватизационных чеков.
Владелец ваучера имел четыре
возможности: использовать
Затрагивая вопрос о влиянии приватизации на работу предприятий, а также и на ведущие промышленные отрасли, из "Отчета" следует сказать то, что:
"В результате приватизации
более половины ВНП стало
Об иностранных инвестициях в экономику России, в том числе в отраслевом разрезе с разбивкой на портфельные и прямые, говорится следующее:
"На 1.10.94 в Государственный
реестр внесено 15204 предприятия
с иностранными инвестициями. Доля
иностранных инвесторов в
В отраслевом разрезе наиболее привлекательными для иностранных инвесторов в третьем квартале 1994 года явились (в $ млн.):
Топливная промышленность |
350,9 |
Строительство |
22,8 |
Торговля и общественное питание |
12,7 |
Другие промышленные производства |
9,9 |
Черная металлургия |
7,6 |
Транспорт и связь |
6,9 |
Пищевая промышленность |
5,2 |
Деревообрабатыв. промышленность |
4,7 |
Услуги |
4,0 |
Наука и научное обслуживание |
4,0 * |
* Данные приведены из "Отчета об основных итогах чековой приватизации" ГКИ
Вот те небольшие итоги первого этапа приватизации и разгосударствления в России, как показывает нам "Отчет об основных итогах чековой приватизации", представленный Госкомимуществом РФ.
6 февраля 1995 года Президентом
Российской Федерации был
Информация о работе Приватизация и разгосударствление собственности. Мировой опыт