Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2012 в 19:50, курсовая работа
Тема моей курсовой работы «Приватизация и разгосударствление собственности. Мировой опыт».
Выбрана данная тема потому, что я считаю, что она в настоящее время очень актуальна, так как приватизация в России в 90-е годы прошла не совсем так, как задумывалось ее идеологами и организаторами.
Введение
Глава 1. Содержание приватизации……………………………………………...…5
1.1 Понятие и пути разгосударствления. Самоуправление предприятием и приватизация……………………………………………………………………….5
1.2 Сущность и формы приватизации……………………………………...8
Глава 2. Этапы приватизации и разгосударствления в России………………….14
2.1 Акционирование и ваучерная приватизация…………………………14
2.2 Итоги и перспективы приватизации…………………………………..29
Глава 3. Опыт зарубежных стран………………………………………………….35
3.1 Опыт ваучерной приватизации………………………………………..35
3.2 Опыт платной приватизации…………………………………………..36
3.3 Приватизация во Франции……………………………………………..39
3.4 Приватизация в Германии……………………………………………..40
3.5 Приватизация в Испании………………………………………………42
Заключение
Список использованной литературы
В-третьих, в трансформирующихся
экономиках переход прав собственности
не ведет автоматически к
В 1995—1996 гг. не была достигнута главная, фискальная, цель приватизации—недовыполнение заданий по поступлениям в бюджет было огромным. Переломить на некоторое время негативную тенденцию удалось с помощью новой для России (и нетипичной в мировой практике) схемы так называемых залоговых аукционов (осень—зима 1995 г.). В соответствии с этой схемой правительство (госбюджет) получает от коммерческих банков кредит под залог федеральных пакетов акций наиболее привлекательных компаний. По акциям, предназначенным в залог, проведены тендеры, победителями которых были признаны банки, предложившие более крупные кредиты. Банки, выигравшие на залоговом аукционе, получили право управлять залоговыми пакетами в течение всего времени залога. По истечении этого времени (намеченный срок—1 сентября 1996 г.) в случае невозврата кредитов (а иначе и не могло быть при катастрофическом состоянии госбюджета) залогодержатель получал право продать залоговые пакеты и погасить за счет выручки предоставленные правительству кредиты. С определенными оговорками залоговые схемы можно назвать специфическим методом приватизации—практически все залогодержатели предпочли не продавать свои пакеты. На залоговые аукционы были выставлены акции 12 компаний. Бюджет в общем итоге получил от залоговых аукционов около 1 млрд. долл.
Проведение аукционов
сопровождалось множеством конфликтов
между участвовавшими банками (их инвестиционными
компаниями), а после завершения
аукционов возникли конфликты также
между банками-
Залоговые аукционы были первой попыткой перевода крупных российских промышленных предприятий под частное управление. Но на их результативности сказался очевидный олигархический характер переходной экономики в России. Залоговые аукционы практически были закрытыми для большинства банков, создавая выгодные условия сделок только «для своих». Поэтому суммы залога и цена последующих продаж оказались, по различным оценкам, в 3—5 раз ниже того, что могло быть получено на открытых торгах.
В 1997 г. вступил в силу
новый закон «О приватизации государственного
имущества и об основах приватизации
муниципального имущества Российской
Федерации». Закон делает основной
акцент на приватизацию не предприятий
(большая часть из них уже приватизирована),
а имущественных долей
С 1997 г. предусмотрен ряд новых подходов, призванных улучшить ситуацию прежде всего с бюджетными доходами от приватизации. Учитывая низкую бюджетную эффективность предшествовавших массовых продаж, новый порядок приватизации опирается на хорошо подготовленные немногочисленные крупные сделки. Предпродажная подготовка с привлечением независимого финансового консультанта нацелена на получение максимальных поступлений в федеральный бюджет. Помимо продаж по индивидуальным проектам будут продаваться пакеты акций и недвижимость по стандартным схемам, на коммерческих конкурсах с инвестиционными и социальными условиями. Предусмотрено также продолжить практику сдачи федерального имущества в аренду.
Крупнейшими сделками стали продажи пакетов акций компаний «Связьинвест», «Роснефть», ряда нефтяных компаний, выведенных для этого из запретительных списков.
Планы приватизации компаний,
условия конкурсов и аукционов
по продаже крупных пакетов вновь
стали предметом длительных острых
конфликтов между потенциальными инвесторами,
федеральными и региональными властями.
Чтобы упорядочить процесс
региональные и национальные естественные монополии, в которых управление государственным пакетом осуществляет коллегия представителей государства (РАО «Газпром», РАО «БЭС России» и др.);
акционерные общества, доминирующие на отдельном рынке и подлежащие реструктуризации в интересах формирования конкурентной среды. Такие общества контролируются путем закрепления в собственности государства контрольного пакета акций или «золотой акции»;
акционерные общества, акции
которых могут быть переданы в
холдинги или другие объединения
предприятий (в том числе финансово-
акционерные общества, пакеты акций которых могут быть переданы в управление субъектам федерации;
все остальные акционерные общества, акции которых могут быть проданы или выставлены на конкурсы по доверительному управлению.
В первом квартале 1998 г. пакеты акций, находящиеся в федеральной собственности, по величине доли в уставном капитале АО распределялись следующим образом: более 50%—831 АО; от 25 до 50%—2004 АО; до 25%—1400 АО; «золотая акция»—631 АО. Всего на начало 2000 г. в России зарегистрирована 31 тыс. АО.
Правительство внесет в Госдуму программу приватизации на 2004 год. Программа включает в себя приватизацию имущества, которое не используется для обеспечения функций и задач государства, а также проведение структурных преобразований в соответствующих отраслях экономики.
В настоящее время в России насчитывается 9 тыс 860 федеральных государственных унитарных предприятий /ГУП/, 911 из них стоят в плане приватизации на 2003 год. В следующем году правительство запланировало приватизировать еще 1 тыс 62 ГУПа.
В федеральной собственности сейчас находятся пакеты акций 4 тыс 205 акционерных обществ. В этом году государство запланировало продать акции около 2 тыс акционерных обществ. В прогнозном плане приватизации на 2004 год значатся еще свыше 700 открытых и закрытых акционерных обществ, акциями которых владеет государство.
В 2004 году будет продолжена приватизация пакетов акций предприятий машиностроения, энергостроительного комплекса, химической, нефтехимической и атомной промышленности, морского, автомобильного и воздушного транспорта, связи, легкой и лесной промышленности. Государство продаст также свои пакеты акций в коммерческих банках.
Предполагается выставить на продажу все федеральные пакеты акций, размер которых не превышает 25 проц уставного капитала соответствующего акционерного общества. Исключение составят пакеты акций акционерных обществ энергетики (до завершения реорганизации РАО "ЕЭС России") и газового хозяйства, а также пакеты акций крупнейших акционерных обществ, продажа которых будет осуществляться исходя из потребностей формирования доходной части федерального бюджета в 2004 году и в последующие годы.
Так, количество подлежащих приватизации акций НК "ЛУКОЙЛ" и условия их приватизации будут определены дополнительно правительством, исходя из конъюнктуры рынка, отмечается в плане.
В 2004 году будет завершена приватизация ГУПов в нефтегазовом комплексе, топливной промышленности, морском и речном транспорте и предприятий здравоохранения за исключением санэпиднадзора.
Кроме этого правительство
разрешило приватизацию 70 предприятий
оборонного комплекса, исключив их из
перечня предприятий и
Среди них - Российская самолетостроительная компания "МИГ", Производственное объединение "Квант", КБ "Луч" /г. Рыбинск/, НИИ "Экран" /г. Самара/ и другие предприятия.
Государство рассчитывает получить от приватизации федерального имущества в 2004 году не менее 40 млрд. рублей. [14]
Глава 3. Опыт зарубежных стран
3.1 Опыт ваучерной приватизации
Приватизация в
Единственным примером быстрой и успешной ваучерной приватизации в Восточной Европе является приватизация в Чехии и Словакии, прошедшая в 1992—1994 гг. Она во многом аналогична схеме ваучерной приватизации в России. Граждане Чехии и Словакии получали ваучеры, которые могли обменять на акции предприятий или на акции инвестиционных фондов. Однако, в отличие от России, чешские и словацкие инвестиционные фонды не прекратили существование после завершения приватизации, а превратились в собственников бывшего государственного имущества. Хотя не во всех фондах положение обстоит благополучно, многие из них все же сумели наладить эффективное управление приватизированными предприятиями.
Практика восточноевропейских стран, особенно Болгарии и Румынии, выявила крайне негативные последствия затягивания сроков приватизации. В условиях экономической либерализации государство во многом теряет возможность контролировать госпредприятия. Имущество, фактически потерявшее владельца, становится объектом злоупотреблений.
3.2 Опыт платной приватизации
Опыт платной приватизации. В середине 90-х годов возникла новая волна интереса к платной приватизации. На этот раз она была связана с острейшим бюджетным кризисом, поразившим почта все восточноевропейские страны.
Причина кризиса - в нереформированности бюджетной сферы. Государство сохраняет высокие обязательства перед производством и социальной сферой, но налоговая база и организация сбора налогов не дают возможности профинансировать государственные расходы в предусмотренном объеме. Более того, если в период высокой инфляции первой половины 90-х годов государство добивалось приемлемого уровня собираемости налогов благодаря высокой инфляции (а собираемость многих налогов, включая НДС, прямопропорциональна инфляции), то при переходе экономики в низкоинфляционный режим оно лишилось этого «источника». Наконец, по мере развития рыночной экономики стали появляться такие статьи государственных расходов, которых раньше в постсоциалистических странах не было (например, выплата пособий по безработице).
Эта ситуация очень напоминает бюджетный кризис в России в 1997 г., что еще раз свидетельствует об общности основных законов трансформации для всех переходных экономик.
В 1997—1998 гг. проблема финансирования бюджета с наибольшей остротой встала перед Болгарией, Венгрией и Румынией, хотя проявилась и в Польше и Чехии. Государственные органы этих стран приступили к приватизации крупных объектов энергетики, тяжелой промышленности и транспорта. Главная трудность состоит в том, чтобы привлечь покупателей к этим объектам, которые обычно отличаются хронической убыточностью и отягощены большой социальной инфраструктурой, устаревшим оборудованием и избыточной занятостью. Например, в Венгрии одни и те же энергетические и транспортные компании приходилось выставлять на торги пять-шесть раз.
В числе объектов, которые были выставлены на продажу в эти годы,—электростанции, сети энерго- и газоснабжения в Венгрии, Польше и Чехии, нефтепромыслы, нефтеперерабатывающие заводы, сети заправочных станций в Румынии и Болгарии, национальные авиакомпании в Польше и Чехии, машиностроительные предприятия, ранее составлявшие сердцевину индустриального комплекса. Из-за высокой стоимости эти компании и предприятия достаются главным образом иностранному капиталу.
Информация о работе Приватизация и разгосударствление собственности. Мировой опыт