Приватизация и разгосударствление собственности. Мировой опыт

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2012 в 19:50, курсовая работа

Описание работы

Тема моей курсовой работы «Приватизация и разгосударствление собственности. Мировой опыт».

Выбрана данная тема потому, что я считаю, что она в настоящее время очень актуальна, так как приватизация в России в 90-е годы прошла не совсем так, как задумывалось ее идеологами и организаторами.

Содержание работы

Введение

Глава 1. Содержание приватизации……………………………………………...…5

1.1 Понятие и пути разгосударствления. Самоуправление предприятием и приватизация……………………………………………………………………….5

1.2 Сущность и формы приватизации……………………………………...8

Глава 2. Этапы приватизации и разгосударствления в России………………….14

2.1 Акционирование и ваучерная приватизация…………………………14

2.2 Итоги и перспективы приватизации…………………………………..29

Глава 3. Опыт зарубежных стран………………………………………………….35

3.1 Опыт ваучерной приватизации………………………………………..35

3.2 Опыт платной приватизации…………………………………………..36

3.3 Приватизация во Франции……………………………………………..39

3.4 Приватизация в Германии……………………………………………..40

3.5 Приватизация в Испании………………………………………………42

Заключение

Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 159.86 Кб (Скачать файл)

Как же осуществляется контроль за предприятиями стратегических отраслей? Как правило, государство владеет в этих компаниях так называемой «золотой акцией», дающей право блокировать любое нежелательное, с точки зрения правительства, решение акционеров. Кроме того, ни испанская, ни зарубежная компания, не может купить сколько-нибудь значимый пакет акций предприятия, относящегося к числу стратегических, без специального разрешения правительства Испании.

Существует специальная, подотчетная парламенту, государственная  Комиссия по приватизации, которая  контролирует весь процесс продажи  государственных предприятий. В  среднем крупнейшие предприятия  в Испании продаются в течение 5-8 лет.

Заключение

Как показывает анализ процессов  приватизации и развития фондового  рынка в России, денационализация может осуществляться либо путем  глобальной или ограниченной приватизации, либо бесплатной передачи предприятий  или продажи его инвестору. В  результате ваучерной приватизации уже к 1994 году в России 13 тыс. предприятий стали акционерными обществами. Малая приватизация была практически завершена, однако часто она проходила в условиях получения неполной собственности (например, аренды магазина).

Экономические последствия  форсированной приватизации, проведенной  по российскому образцу, оказались  крайне тяжелы. Системы национальных счетов показывают, что для реального  сектора российской экономики ситуация становится невыносимой. С другой стороны, если приватизация не ставит своей  целью радикальное изменение  социально - классовой структуры  общества, то можно увидеть, что разумная, умеренная, постепенная приватизация действительно частично повышает инвестиционную активность, но только вместе с реформами  в других областях финансовой деятельности.

Итоги приватизации последних  лет незыблемы и пересмотрены не будут. Об этом заявил председатель правительства РФ Михаил Касьянов (из материалов информагентств), открывая заседание правительства, на котором  была рассмотрена программа приватизации федерального имущества до 2006 года. Правительство, сказал Касьянов, будет  и впредь придерживаться этого принципа, а также проводить приватизацию при соблюдении ее открытости.

Как сказал Касьянов, в 2004 году планируется приватизировать более 2 тысяч объектов федеральной собственности, большинство из которых «управляется неэффективно и минимизирует конкурентоспособность  предприятий». При этом, заметил премьер-министр, государство владеет менее 25% акций таких предприятий, что означает, что оно не может в полной мере влиять на развитие этих предприятий, а значит, должно избавить их от «своего избыточного присутствия».

До 2006 года, уверен премьер-министр, правительство «сможет расчистить рынки от избыточного присутствия  неконкурентоспособной собственности  государства», учитывая то, что приватизация является «важнейшим инструментом экономической  политики страны, структурных и институциональных  преобразований».

От приватизации федерального имущества в бюджет страны в следующем  году поступит порядка 35 млрд. рублей. Об этом сообщили в Министерстве имущественных  отношений РФ накануне заседания  правительства. При этом в министерстве ожидают, что в 2005 году доход от приватизации федерального имущества также составит 35 млрд. рублей.

В планах ведомства —  до 2008 года приватизировать госимущество, которое не обеспечивает необходимые  госфункции, а также продажа пакетов акций акционерных обществ, доля участия государства в которых «не обеспечивает эффективного влияния в управлении».

По данным Минимущества, на 1 июня этого года в федеральной собственности находились пакеты акций 4205 акционерных обществ и 9860 ФГУПов. [http://www.spbvedomosti.ru].

Написав данную курсовую работу можно сделать ряд выводов:

В развитии человеческой цивилизации, экономических систем, становлении  и развитии товарного производства наряду с разделением труда решающую роль играет собственность. Отношения  собственности составляют основу любой  экономической системы.

В современном мире нет  ни одной страны, где бы государство  активно не занималось хозяйственной  деятельностью. Преобладание государственной  формы собственности в экономике  страны ведет к возникновению  государственной монополии, которая  пагубна для развития экономики, для потребителя, населения и  чрезвычайно выгодна производителю. Гипертрофированное огосударствление экономики приводит к мономорфизму собственности, окостенению предпринимательских  структур, препятствует функционированию рыночных механизмов. Именно поэтому  необходимо разгосударствление и приватизация.

Словарь терминов

Акционерное общество –  крупное предприятие, возникающее  в результате объединения денежных средств (индивидуальных капиталов, государственных  средств, личных сбережений) путем реализации акций.

Акция – ценная бумага, дающая ее владельцу право получать определенную долю дохода акционерного общества и  участвовать в управлении ее делами.

Аренда – предоставление средств производства их собственником во временное пользование другому пользователю за плату.

Арендная плата – плата  за пользование средствами производства, взятыми в аренду.

Аукцион – продажа в  заранее установленное время  каких-либо товаров или имущества  с публичных торгов по максимальной из предложенных покупателями цен.

Банк – финансовое предприятие, сосредоточивающее временно свободные  денежные средства с целью их предоставления в долг за плату (под проценты).

Бизнес – частнопредпринимательская  деятельность с целью получения  дохода средствами, не противоречащими  закону.

Вексель – бесспорный денежный долговой документ.

Государственный бюджет –  основной централизованный фонд денежных средств государства, обеспечивающий оптимальную структуру народного  хозяйства, гарантированный уровень  жизни всех членов общества, обороноспособность страны, государственное управление.

Заработная плата –  денежная оплата труда наемного работника, эквивалентная в рыночной экономике  стоимости его рабочей силы.

Инвестиция – долгосрочное вложение денег в какое-либо перспективное  предприятие.

Инвестиционные банки  занимаются эмиссионно-учредительными операциями по ценным бумагам (выпускают  ценные бумаги), производят их куплю-продажу  на фондовой бирже, а также выдают целевые долгосрочные ссуды.

Индексация доходов –  механизм периодической компенсации  населению роста цен с помощью  надбавок к заработной плате.

Инфляция – обесценивание  бумажных денег вследствие их чрезмерного  выпуска по сравнению с потребностью.

Курс акции – ее цена на фондовой бирже, которая прямо  пропорциональна уровню дивиденда  и обратно пропорциональна уровню ссудного процента (т.е. дохода, получаемого  вкладчиком банка).

Прибыль – превышение выручки  от продажи товаров над издержками производства.

Приватизация – переход  части государственного имущества  в собственность трудовых коллективов  либо частных лиц.

Разгосударствление –  предоставление реального права  самоуправления трудовым коллективам  и регионам.

Рынок – такая организация  общественного производства, при  которой производители товаров  сами решают: 1) когда, в каком количестве и какие товары производить, 2) как  эти товары произвести, 3) для какого потребителя производятся товары. В  узком смысле рынок – это сфера  обращения товаров, купля-продажа.

Собственность – форма  присвоения участниками производства условий и результатов общественного  производства.

Финансы – экономические  отношения, регулирующие образование, распределение и использование  специальных фондов денежных средств, которые предназначены для удовлетворения общих народнохозяйственных потребностей.

Фондовая биржа – учреждение, где продаются и покупаются ценные бумаги.

Цена – денежное выражение  стоимости товара.

Экономика –народное хозяйство страны, т.е. система отраслей производства, продукт которых обеспечивает потребности общества.

Эмиссия – выпуск в обращение  денег и ценных бумаг.

Основными способами разгосударствления являются:

1) либерализация рынков;

2) коммерциализация;

3) стимулирование создания  и расширение сферы деятельности  смешанных предприятий (государственно-частных);

4) денационализация.

Результатом разгосударствления является уменьшение доли валового национального  продукта, перераспределяемого через  государственный бюджет. Иначе говоря, сокращается часть чистого продукта, создаваемого предпринимателями, изымая через налоговые и другие платежи  в централизованный доход государства. По уровню такого изъятия можно судить о степени огосударствления или, наоборот, разгосударствления экономики и соответственно о развитии рыночных механизмов.

Следует уточнить, что при  разгосударствлении форма собственности  не изменяется (в отличие от процесса приватизации).

Цель приватизации и разгосударствления, как фундаментальных элементов  реформ в "переходной" экономике  заключалась в обеспечении условий  для нормального функционирования будущей рыночной системы. Именно в  ходе процессов трансформации отношений  собственности в масштабах страны возможно формирование новых мотиваций  хозяйствующих субъектов и предпосылок  для рационального изменения  структуры производства как базовых  условий повышения эффективности  производства и роста национального  дохода.

Можно выделить две основные модели приватизации: платная и бесплатная.

Бесплатная приватизация.

Основные доводы в её пользу сводятся к следующему: так как  при государственной монополии  каждый гражданин являлся совладельцем собственности, то его надо превратить из формального в реального собственника наделив его частью государственного имущества. Таким образом должны возникнуть стимулы к производительному  труду, к экономии затрат и более  рациональному использованию ограниченных ресурсов. Практически реализация связана с наделением всех граждан приватизационными чеками – «ваучерами».

Платная приватизация

В этом случае государственная  собственность подлежит продаже  по различным схемам. Основная идея этого процесса продажа на аукционах  за деньги. Предполагается, что предварительно предприятие акционируется, а затем  его акции продаются на фондовом рынке. Её сторонники указывают, что  только в этом случае появится эффективный  собственник. Кроме того, она приводит к увеличению доходной части бюджета.

Список литературы

1. Курс экономической  теории. Учебник под общей редакцией  проф. Чепурина М. Н., проф. Киселевой Е. А. – Киров: «АСА», 1997.

2. Приватизация. Сборник  Законодательства Российской Федерации  и нормативных актов Правительства  Москвы. "Союз юристов". М. 1992. с. 70.

3. Журнал "Коммерсант", 1995 г., 17 января.

4. Пустовалов А. Р. Приватизация  и национализация в Западной  Европе. С.-П.: 1999, с.101.

5. http://www.auditorium.ru/history/texts/annot/vinogradov.htm

6. http://www.derrick.ru/pv/iyun_2000_01.htm

7. http://www.transecon.ru/politek/archive/text3_96.html

8. Германия. Факты. – Франкфурт-на-Майне: 1997

9. http://www.svoboda.org/programs/BM/1999/BM.080699.shtml

10. Райзберг Б. А. Рыночная экономика. – М.: 1995, стр. 245.

11. Сажина М. А., Чибриков Г. Г. Экономическая теория. – М.: 1998, стр. 327.

12. Иохин В. Я. Экономическая теория: введение в рынок и микроэкономический анализ. – М.: 1997.

Эрроу К. Переход к рыночной экономике: темпы и возможности. Проблемы теории и практики управления// №5 за 1995.

РИА «Новости».

 

 

1.2. Приватизация: цели, методы  и принципы.

 

 

В экономической теории и  практике современный процесс разгосударствления адекватен приватизации.

 

Приватизация – одно из направлений разгосударствления собственности, заключающееся в передаче ее в  частную собственность отдельных  граждан и юридических лиц.

 

Приватизация выполняет  две функции. С одной стороны, она должна стать элементом экономической  реформы, ядром радикальных преобразований, а с другой, – инструментом государственного регулирования долговременного  характера.

 

Непосредственными целями приватизации являются:

 

1) сокращение задолженности  государственного сектора;

 

2) развитие рынка;

 

3) стимулирование предпринимательства;

 

4) формирование слоя мелких  и средних собственников;

 

5) расширение индивидуальных  свобод;

 

6) развитие народного  капитализма;

 

7) ослабление профсоюзов.

 

Разгосударствление и  приватизация могут осуществляться на основе:

 

1) бесплатной передачи  собственности;

 

2) выкупа предприятий  на льготных условиях;

 

3) продажи акций;

 

4) сдачи предприятий в  аренду;

 

5) продажа мелких предприятий  с аукциона по конкурсу и  без него.

 

Формы приватизации в развитых странах:

 

1) продажа предприятий  непосредственно в частные руки;

 

2) выкуп акций государственных  предприятий менеджерами;

 

3) продажа акций работникам  предприятий;

 

4) распространения акций  предприятия среди населения;

 

5) сдача государственных  предприятий в аренду;

 

6) заключение контракта  на управление предприятием.

 

Продажа государственных  предприятий в частные руки осуществляется путем организации аукционов и конкурсных торгов. Аукцион позволяет стать владельцем предприятия физическому или юридическому лицу, предложившему наибольшую цену. С помощью аукциона государственные предприятия приватизируются в относительно короткие сроки и с существенной финансовой прибылью для государства. В то же время аукционная торговля ограничивает число вероятных собственников, так как только действительно богатые лица могут позволить себе участвовать в аукционах. Владелец предприятия, купленного на аукционе, не ограничен никакими условиями со стороны государства, поэтому волен поступать со своей собственностью, как ему захочется (ликвидировать, перепрофилировать), не согласуясь с интересами общества.

Информация о работе Приватизация и разгосударствление собственности. Мировой опыт