Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Марта 2013 в 16:04, курсовая работа
Единого для всей экономики рынка труда не существует. Он делится по
профессиям, отраслям, территориям. Работники разных профессий и квалификаций
получают разную заработную плату, зависит она и от места работы. Существуют
опасные, неприятные, малопривлекательные виды труда. Условия равновесия на
рынке труда в существенной мере определяются государственным вмешательством,
а его функционирование связано с профсоюзами и союзами предпринимателей.
Цель данного исследования - показать сущность рынка труда, проблемы
формирования и стабильного функционирования при современной значительной
степени влияния на него неконкурентных факторов – государства, профсоюзов,
крупных корпораций.
ВВЕДЕНИЕ. 2
Глава 1. Сущность рынка труда, его типология и структура. 3
1.1. Эволюция понятия «рынок труда». 3
1.2. Рынок труда и заработная плата. 4
1.3 Особенности товара «труд». 9
1.4. Типология и структура рынка труда. 11
1.5. Монополия на рынке труда. 15
ГЛАВА II. Необходимость и возможность регулирования рынка
труда на современном этапе развития рыночной экономики в России. 24
2.1. Механизм саморегулирования рынка труда. 24
2.2 Государственное регулирование рынка труда и его необходимость в России. 27
2.3 Правовое регулирование рынка труда. 32
2.4. Деятельность профсоюзов. 33
ГЛАВА III. Проблемы функционирования рынка труда в
переходной экономике современной России. 36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 39
БИБЛИОГРАФИЯ: 41
самым получает возможность руководить своей «дочерней» компанией. Это и есть
система участия, которая может носить многоступенчатый характер, обеспечивая
компании, находящейся на самом верху пирамиды, контроль над громадными
капиталами. (13, с. 3)
Объективной основой монополизма является доминирующее положение
хозяйствующего субъекта на рынке, что позволяет ему оказывать решающее
влияние на конкуренцию, завышать цену и снижать объем производства по
сравнению с теоретически возможным уровнем, затруднять доступ на рынок другим
хозяйствующим субъектам. В конечном итоге это дает возможность монополисту
перераспределять в свою пользу платежеспособный спрос, получать монопольно
высокую прибыль. Конкурентные рынки в основном работают хорошо, чего нельзя
сказать о рынках, на которых или покупатели или продавцы могут манипулировать
ценами. На рынке, где один продавец контролирует предложение, выпуск
продукции будет малым, а цены – высокими. Монополия представляет собой
крайнюю форму несовершенной конкуренции. Продавец обладает монопольной
властью, если он может повышать цену на свою продукцию путем ограничения
своего собственного объема выпуска. На монопольных рынках существует барьер
вхождения, который делает невозможным проникновение на рынок любого нового
продавца. Фирма, обладающая монопольной властью, проводит политику ценовой
дискриминации, то есть продает один и тот же товар разным группам
потребителей по разным ценам. Но для этого фирма-монополист должна уметь
надежно разделять свой рынок, ориентируясь на разную эластичность спроса у
разных потребителей, умело отделять «дешевый» рынок от «дорогого».
Вид монополий зависит от рыночной структуры и формы конкуренции. Вообще любая
монополия может существовать лишь при несовершенной конкуренции. Рынок
монополии предполагает, что данный продукт производится только одной фирмой
(отрасль состоит
из одной фирмы) и она
ценами. Рынок может подразделяться на два типа: олигополия первого вида – это
отрасли с совершено одинаковой продукцией и большим размером предприятий.
Олигополия второго вида – положение, когда есть несколько продавцов,
продающих дифференцированные товары. В таком случае существует частный
контроль над ценами. Рынок монополистической конкуренции с дифференциацией
продукта предполагает, что покупатель предпочитает товар определенного вида:
его привлекает именно данный сорт, качество, упаковка, торговая марка,
уровень обслуживания и т.п. Признаки такого рынка: множество производителей,
много действительных или воображаемых различий в продукции, очень слабый
контроль над ценами. (16)
Есть несколько причин существования монополий. Первая: «естественная
монополия». Если производство любого объема продукции одной фирмой обходится
дешевле, чем его производство двумя или более фирмами, то говорят, что
отрасль является естественной монополией. И причина здесь – экономия от
масштаба - чем больше произведено продукции, тем меньше ее стоимость. Вторая
причина: одна единственная фирма обладает контролем над некоторыми редкими и
чрезвычайно важными ресурсами или в виде сырья, или в виде знаний, защищенных
патентом или содержащихся в секрете. Пример: алмазная монополия «Де Бирс»
опирается на контроль над сырьем; фирма «Ксерокс» контролировала процесс
изготовления копий, называемый ксерографией, потому, что она обладала
знаниями в области технологий, в ряде случаев защищенных патентами. Третья:
государственное ограничение. Монополия существует, так как они покупают или
предоставляют исключительное право на продажу некоего блага. В некоторых
случаях государство оставляет за собой право на монополию; в ряде стран
только государственные
монополии могут продавать
В Российской промышленности существуют четыре тысячи
предприятий–монополистов, и их продукция составляет 7% от общего числа. Из
них естественных монополий 500. (13, с. 3)
Классическим примером естественных монополий на федеральном уровне являются
передача электроэнергии, нефти и газа, железнодорожные перевозки, а также
отдельные подотрасли связи, а на региональном уровне – коммунальные услуги,
включая теплоснабжение, канализацию, водоснабжение и т.д.; такие отрасли либо
регулируют, либо находятся в государственной собственности. Но следует
заметить, что во многих странах в последние годы сфера и масштабы
государственного регулирования существенно сократились как в связи с
технологическими нововведениями, так и в результате появления новых подходов
к формированию
и регулированию
Рассмотрим теперь, что же можно отнести ко внеконкурентным факторам
непосредственно на рынке труда.
Прежде всего, это различные институты. Во-первых, к ним относится
государство, активно регулирующее рынок труда, законодательно лишая
заработную плату рыночной гибкости. Государство в различных странах
устанавливает минимально гарантированный уровень заработной платы,
осуществляет индексацию доходов и прочими способами оказывает тормозящее влияние
на колебание цены труда.
Во-вторых, профсоюзы, оказывающие большое влияние на уровень заработной
платы, как правило, в направлении ее повышения по сравнению с равновесным
уровнем.
В-третьих, крупные корпорации, которые тяготеют, как правило, к
установлению сравнительно стабильной во времени стандартной ставки заработной
платы, отказываясь слишком часто пересматривать ее в зависимости от
соотношения спроса и предложения на рынке труда.
Следует заметить, что регулирование этого рынка значительно облегчается в
связи со спецификой фигурирующего на нем товара. Проявление рыночных законов
(например, закона спроса, установления равновесной цены и др.) на рынке труда
имеет особый характер. Он определяется тем, что купля-продажа услуг труда
производится в форме найма на базе более или менее продолжительного трудового
договора. Поэтому каждый отдельный работник не находится в постоянной,
беспрерывной зависимости от состояния рынка труда. На срок действия трудового
соглашения продавец как бы «выводится» на время из текущей конъюнктуры рынка.
Условия, определенные договором, имеют характер минимальных нормативов; это
означает, что индивидуальный договор рабочих с предпринимателями признается
юридически недействительным, если он заключен на условиях худших, чем те,
которые определены в коллективном договоре. В чем смысл коллективности
договора и принципа нормы как минимума? Эти положения договора позволяют
устранить конкуренцию между наемными работниками в борьбе за получение
рабочего места, - ведь конкуренция вынуждает рабочих соглашаться на худшие
условия труда, диктуемые предпринимателями, особенно в отсутствие
профсоюзов. Регулирование рынка труда предполагает воздействие как на спрос,
так и на предложение труда. Объектами регулирования выступают заработная
плата, продолжительность рабочей недели и отпусков, порядок найма и
увольнения, различные виды социального обеспечения и др.
Отраслевой профсоюз часто выступает как монополия на рынке труда, при
этом его монопольная власть тем выше, чем большая доля работников данной
отрасли входит в соответствующий профсоюз. Применительно к рынку труда ситуация
в случае монопольной власти профсоюза показана на рис. 5
Теоретически можно представить цель профсоюза по аналогии с фирмой, стремящейся
к максимизации прибыли. Это, конечно, упрощение, но оно поможет яснее
представить механизм установления заработной платы на рынке труда в случае
монополии профсоюза. Но что же именно максимизирует профсоюз? Из графика на
рис. 5 следует, что кривая спроса DL, с которой сталкивается
профсоюз-монополия, может быть представлена как кривая его среднего
дохода ARu ( union - от англ. союз, объединение).
Ниже расположена кривая предельного дохода МRи профсоюза.
Кривая предложения SL есть не что иное, как кривая
предельных издержек МСи. Равновесие отраслевого рынка труда,
монополизированного профсоюзом, определяется точкой Е1, в
которой пересекаются кривые МRи и МСu.
Проведя вертикаль до кривой спроса, мы находим точку U, на уровне
которой и установится заработная плата wu тогда как на конкурентном рынке
равновесие определялось бы точкой Е, соответствующей уровню зарплаты w
e. Соответственно, равновесная ставка заработной платы wu на
монополизированном рынке ресурса выше, чем we , а число
занятых работников lu — меньше, чем Le. Затемненная
площадь показывает нам величину экономической ренты, получаемой занятыми
рабочими. Вот что стремится максимизировать профсоюз-монополист! Максимизация
экономической ренты приводит к увеличению отраслевой ставки заработной платы
при уменьшении количества используемых работников, то есть к отклонению рынка
от положения полной занятости.[1]
Другое положение на отраслевом рынке труда может сложиться при наличии на нем
монопсонии, когда в отрасли действует всего один покупатель услуг труда.
Такая ситуация может сложиться, например, в небольшом городе, где единственным
работодателем выступает одна имеющаяся в нем фирма. Графическое изображение
монопсонии на рынке труда выглядит так, как это показано на рис. 6
Кривая спроса DL для монопсониста представляет собой кривую
предельного продукта труда в денежном выражении MRPL, а кривая
предложения труда SL - линию средних издержек на ресурс (в данном случае на
труд) ARCL. Кроме того, следует напомнить, что у монопсониста
предельные издержки на фактор MRCL растут быстрее по мере
увеличения закупок услуг труда, чем средние издержки ресурса, т. е. ARCL
. Монопсонист,
нанимающий дополнительное
только привлекать вновь нанимаемых рабочих более высокой ставкой заработной
платы, но и устанавливать эту повышенную ставку и для работников, нанятых
ранее. Равновесие на рынке труда в случае монопсонии определяется точкой
пересечения кривых предельных издержек на фактор (MRCL) и предельным
доходом от продукта используемого фактора (MRPL), т. е. точкой E
1. Проведя вертикаль от нее до кривой SL, мы определяем точку М
и, соответственно, уровень заработной платы при монопсонии wm. А в
условиях совершенной конкуренции равновесие определялось бы точкой пересечения
кривых MRPL и ARCL, т. е. точкой Е. Поэтому в отрасли
будет нанято меньше работников, чем в условиях совершенной конкуренции (на
величину LELM ) и по более низкой ставке заработной платы
(на величину we wm).
Интересно рассмотреть ситуацию так называемой двойной монополии,
складывающуюся тогда, когда монопольной власти профсоюза противостоит
Информация о работе Проблемы функционирования рынка труда в переходной экономике современной России