Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Марта 2013 в 16:04, курсовая работа
Единого для всей экономики рынка труда не существует. Он делится по
профессиям, отраслям, территориям. Работники разных профессий и квалификаций
получают разную заработную плату, зависит она и от места работы. Существуют
опасные, неприятные, малопривлекательные виды труда. Условия равновесия на
рынке труда в существенной мере определяются государственным вмешательством,
а его функционирование связано с профсоюзами и союзами предпринимателей.
Цель данного исследования - показать сущность рынка труда, проблемы
формирования и стабильного функционирования при современной значительной
степени влияния на него неконкурентных факторов – государства, профсоюзов,
крупных корпораций.
ВВЕДЕНИЕ. 2
Глава 1. Сущность рынка труда, его типология и структура. 3
1.1. Эволюция понятия «рынок труда». 3
1.2. Рынок труда и заработная плата. 4
1.3 Особенности товара «труд». 9
1.4. Типология и структура рынка труда. 11
1.5. Монополия на рынке труда. 15
ГЛАВА II. Необходимость и возможность регулирования рынка
труда на современном этапе развития рыночной экономики в России. 24
2.1. Механизм саморегулирования рынка труда. 24
2.2 Государственное регулирование рынка труда и его необходимость в России. 27
2.3 Правовое регулирование рынка труда. 32
2.4. Деятельность профсоюзов. 33
ГЛАВА III. Проблемы функционирования рынка труда в
переходной экономике современной России. 36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 39
БИБЛИОГРАФИЯ: 41
монопсоническая власть работодателя. Для этого совместим два предыдущих
графика на рис. 7
Анализируя этот график, важно четко разобраться в интерпретации изображенных
кривых. Нам придется смотреть на них то «глазами» монопсониста, то
профсоюза-монополиста. Как и на рис. 5 и 6 , нижние индексы в виде букв U
(от англ, union — союз, объединение) и М (от англ. monopsony - монопсония)
будут обозначать принадлежность к двум противоборствующим силам: профсоюзу
— монополии и монопсонии на рынке труда.
Итак, кривая DL с точки зрения монопсонии — это кривая ее
предельного дохода от продукта фактора, т. е. MRPM. Кривая
SL интерпретируется как кривая предельных издержек профсоюза
МСu и в то же время — кривая средних издержек на ресурс (труд)
монопсонии ARCM. MRu - это кривая предельного
дохода профсоюза-монополиста, а кривая MRCM отражает
предельные издержки на ресурс монопсониста. Далее мы определяем уже известным
нам способом уровни заработной платы при монопсонии (точка Е2)
и при монопольной власти профсоюза (точка E1;). Они, соответственно,
будут равны wm и Wu. На графике видно,
что как монополия, так и монопсония имеют своим результатом уменьшение
занятости в отрасли (LM и Lи
соответственно) по сравнению с ее равновесным уровнем в условиях совершенной
конкуренции LE. Что же касается заработной платы, то ее
ставка при монополии профсоюза (Wu) - выше, а при монопсонии (w
m) - ниже той, которая сложилась бы в том случае, если бы рынок труда
был конкурентным (we). В зависимости от соотношения сил
между профсоюзом и работодателем, ставка заработной платы будет колебаться в
промежутке между wm и Wu, т. е. ее уровень, а также
уровень занятости, будет весьма неопределенным. Известный американский
экономист Джон Гэлбрейт не случайно назвал профсоюзы «уравновешивающей силой»,
возникшей в ответ на монопсонистическую власть крупнейших фирм. Но конечный
исход этой борьбы гигантов вовсе не гарантирует приближения ставки заработной
платы к конкурентному уровню.
Следует заметить, что чистая монополия или чистая монопсония встречаются на
рынке труда крайне редко. Дело в том, что в среднем членами профсоюза -
являются 20-40 процентов рабочих разных отраслей, а это ослабляет монополию
профсоюза. Монопсоническая власть так же не абсолютна, поскольку у
работников почти всегда имеются альтернативные возможности трудоустройства.
Монополия означает определённую степень власти над ценой. И эта власть может
базироваться на различных предпосылках: захват значительной доли отраслевого
производства (концентрация и централизация производства и капитала), тайные и
явные соглашения о разделе рынков и уровне цен, создание искусственных
дефицитов и др. Цены на всё вокруг нас – от ракет до хлеба, света и тепла в
домах – зависят от цен на топливо, энергию и транспорт. Энергетические и
транспортные монополии взвинтили их как только могли. И чтобы поставить
определенный
заслон деструктивным силам
антимонопольное законодательство. Антитрестовская политика представляет собой
попытки защитить и усилить конкуренцию путём создания препятствий для
возникновения, использования или защиты монопольной власти. Применение такого
экономического регулирования необходимо для:
· обеспечения баланса интересов потребителей (доступные цены) и
регулируемых предприятий (финансовые результаты привлекательные для
кредиторов и новых инвесторов);
· определения структуры тарифов на основе принципов справедливого и
эффективного отнесения издержек на тарифы для различных типов потребителей;
· Стимулирования предприятий к сокращению издержек и излишней
занятости, улучшению качества обслуживания, повышению эффективности
инвестиций;
· Создания условий для развития конкуренции (например: обеспечения
открытого равного
доступа конкурентов к
Наиболее разработанным
принято считать
имеющее к тому же и наиболее давнюю историю. Оно базируется на «трёх китах»,
трёх законодательных актах:
1. Закон Шермана (1890 год). Этим законом запрещалась тайная
монополизация торговли, захват единоличного контроля в той или иной отрасли,
сговор о ценах.
2.
Закон Клейтона (1914 год) запрещал
ограничительную деловую
области сбыта, ценовую дискриминацию (не во всех случаях, а только тогда,
когда это не диктуется спецификой текущей конкуренции), определённые виды
слияний, переплетающиеся директораты и др.
3. Закон Робинсона-Пэтмена (1936 год) – запрет на ограничительную
деловую практику в области торговли: «ножницы цен», ценовая дискриминация и
др.
В августе 1995 года был принят закон «О естественных монополиях», также в
России существует закон от 22.03.1991 года «О конкуренции и ограничении
монополистической деятельности на товарных рынках». Но в отличие от
американских, они содержат много конкретных формулировок и нормативов; и все
понимают, что
они имеют искусственный
множество исключений, практически дающих антимонопольному комитету решать по
своему усмотрению, кто является монополистом и подлежит применению санкций,
то есть проблема решена формально-административным образом. (10, с.80)
Нашу экономическую политику всё время кидает из административного произвола
по управлению производством к стихии самостоятельности хозяйственных ячеек.
Но в первом случае обнаруживается ущемление местных интересов, а во втором –
несогласованность работы. Идеальное решение не в том кому предоставлять право
решать, а в
обеспечении должной
путём более тщательной экономической и правовой регулировки. Необходимы
соответствующие законодательные, прежде всего антимонопольные, меры,
адекватные производственной базе и хозяйственным отношениям. (13, с. 3)
ГЛАВА II. Необходимость и возможность
регулирования рынка труда на современном этапе развития рыночной экономики в
России.
2.1. Механизм саморегулирования
рынка труда.
К основным рычагам саморегулирования рынка труда относятся цена труда,
соотношение платежеспособного спроса на него и его предложение и конкуренция.
На рынке труда ценой труда является заработная плата. Она привлекает на рынок
труда ту часть населения, которая не имеет других источников к существованию.
Высокий уровень заработной платы увеличивает предложение труда во всех
сегментах рынка труда: расширяет потенциальный и циркулирующий, а на
внутрифирменном повышается оплата труда за рост его продолжительности и
эффективности. Повышение общего уровня труда реальной заработной платы
повышает общий уровень жизни работоспособных наёмных работников.
Увеличиваются налоговые поступления от заработной платы, страховые взносы и
отчисления в различные фонды, что расширяет возможности социальной
защищённости населения. Опыт развитых стран показывает, что в значительной
степени благосостояние их населения связано с высоким уровнем заработной
платы на рынке труда.
Колебания цены труда в сторону её снижения приводят к обратным результатам:
ограничивается приток рабочей силы на рынок труда, уменьшается его
предложение, снижаются налоговые поступления и т.д. (10, с. 79)
В процессе саморегулирования рынка труда не менее важна роль прибыли
предпринимателя, который является покупателем на рынке труда. Вполне
естественно его стремление извлечь из наёмного труда максимальную выгоду при
минимальных затратах. Эта выгода воплощается в размерах нормы прибыли,
которая показывает размеры дохода по отношению к затратам предпринимателей.
Предприниматель будет стремиться туда, где норма прибыли выше, и покидать
сферы, где она ниже. Однако в любом случае, создавая новую или расширяя
старую фирму, предприниматель вовлекает в рынок труда новых работников,
увеличивая его масштабы. Вместе с тем стремясь уменьшить затраты на найм
рабочей силы, он модернизирует производство, совершенствует организацию
труда, следовательно с учетом повышенных требований усложняется система
образования (т.е. потенциальный рынок труда).
Доход фирмы является экономической основой её инвестиционной активности. По
размерам дохода можно смело судить о степени успеха предпринимателя. Падение
доходности фирмы (если не приняты экстренные меры) заканчивается её
банкротством
и выбрасыванием персонала
экономики даёт немало тому примеров. Колебания нормы прибыли в зависимости от
цикла деловой конъюнктуры то сжимают, то расширяют рынок труда, регулирую его
колличественно-качественный состав. Специалисты отмечают, что при
благоприятной деловой конъюнктуре оживляется процесс капитальных вложений в
народное хозяйство. При этом спрос на труд резко возрастает, повышается
заработная плата, которая привлекает наёмных работников в динамичные отрасли
до тех пор, пока они не насыщаются рабочей силой.
Из этого следует, что регулирующей силой, повышающей или снижающей цену труда
и определяющей динамику рынка, является прибыль предпринимателя. Именно
поэтому она становится объектом конкуренции между предпринимателями. Этот
самый экономический механизм, который регулирует движение нормы прибыли,
определяющей цену труда. Последняя побуждает наёмных работников переходить с
одних фирм на другие, менять профессии и т.п.
Цена труда также колеблется в зависимости от спроса и предложения труда на
рынке, как это уже отмечалось в Главе 1. Но здесь нужно учитывать и то, что
спрос на труд предприниматель предъявляет когда найм работников даёт ему
прирост доходов после продажи произведённой продукции на рынке. Если данный
прирост сокращается с насыщением рынка, то предприниматель ощущает это через
снижение прироста прибыли и ослабление конкурентоспособности фирмы. Поэтому
он должен сокращать производство и персонал. Глубинные причины движения
спроса и предложения труда на рынке труда – в стремлении предпринимателя
выжить, увольняя часть работников и увеличивая тем самым предложение труда и
резервирую одновременно некоторое число вакантных рабочих мест. В этом случае
предложение рабочих рук на рынке труда возрастает пари сохранении
потенциального спроса на них со стороны зарезервированных рабочих мест. (11,
с. 51)
Таким образом механизм саморегулирования рынка труда приводит его к такому
состоянию, когда рост общего уровня безработицы сочетается с ростом удельного
Информация о работе Проблемы функционирования рынка труда в переходной экономике современной России