Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Марта 2013 в 16:04, курсовая работа
Единого для всей экономики рынка труда не существует. Он делится по
профессиям, отраслям, территориям. Работники разных профессий и квалификаций
получают разную заработную плату, зависит она и от места работы. Существуют
опасные, неприятные, малопривлекательные виды труда. Условия равновесия на
рынке труда в существенной мере определяются государственным вмешательством,
а его функционирование связано с профсоюзами и союзами предпринимателей.
Цель данного исследования - показать сущность рынка труда, проблемы
формирования и стабильного функционирования при современной значительной
степени влияния на него неконкурентных факторов – государства, профсоюзов,
крупных корпораций.
ВВЕДЕНИЕ. 2
Глава 1. Сущность рынка труда, его типология и структура. 3
1.1. Эволюция понятия «рынок труда». 3
1.2. Рынок труда и заработная плата. 4
1.3 Особенности товара «труд». 9
1.4. Типология и структура рынка труда. 11
1.5. Монополия на рынке труда. 15
ГЛАВА II. Необходимость и возможность регулирования рынка
труда на современном этапе развития рыночной экономики в России. 24
2.1. Механизм саморегулирования рынка труда. 24
2.2 Государственное регулирование рынка труда и его необходимость в России. 27
2.3 Правовое регулирование рынка труда. 32
2.4. Деятельность профсоюзов. 33
ГЛАВА III. Проблемы функционирования рынка труда в
переходной экономике современной России. 36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 39
БИБЛИОГРАФИЯ: 41
работников является приоритетным направление по сравнению с сохранением
существующих рабочих мест. Сокращение лишних работников и увеличение за счёт
этого числа безработных (при их достаточной материальной поддержке) во многих
отношения эффективней, чем сохранение на предприятиях скрытого резерва
рабочей силы.
Для решения всех этих задач государство должно прогнозировать ситуацию на
рынке труда, находить и поддерживать, либо формировать «точки роста» в
экономике, проводить соответствующую структурную, региональную и
инвестиционную политику, регулировать внешнеэкономические связи,
способствовать адаптации работников к требованиям рынка труда. Следует также
учитывать, что
возможности государства в
меньше возможностей частного капитала. Это, однако, не снижает роли
государства как гаранта занятости, оно должно стимулировать активность
предпринимателей. В то же время государству необходимо ограничивать
определёнными рамками их поведение на рынке труда, обеспечивая защиту
социально уязвимых групп населения и регулируя в сложных ситуациях
высвобождение рабочей силы. (15,с. 21)
Очень важно избежать такого положения, при котором возобновление
экономического
роста будет происходить при
высокой и застойной
Обострение проблемы занятости в этом случае просто неизбежно. Во первых,
может увеличиться высвобождение рабочей силы на предприятиях. Для решения
этих проблем понадобится коренной перелом в динамике инвестиций, активизация
работы по переподготовке кадров, стимулирование частного предпринимательства,
расширение помощи безработным. Вместе с тем по мере усиления экономической
отдачи от рыночных преобразований будет увеличиваться инвестиционный
потенциал, стабилизироваться экономический рост, расширяться потребность
народного хозяйства в рабочей силе.
Для обеспечения экономического роста, сопровождаемого увеличением занятости
требуется:
·
появление рыночного
социально ответственного собственника производственных и финансовых ресурсов,
поощрение его
предпринимательской
· привлечение внутренних и иностранных инвестиций;
·
обеспечение условий для
работников, развития их потребностей, расширения инфраструктуры для их
удовлетворения, а также соответствия профессионального уровня трудящихся
уровню материально технической базы. (10,с. 77)
Реализация этих требований возможна лишь на основе использования развитого
рыночного хозяйственного
механизма в сочетании с
регулированием. Прежде всего необходимо совершенствование территориальной
структуры производства, а именно: преодоление неравномерности развития
производительных сил по регионам, чрезмерной специализации регионов, более
полное использование местных ресурсов и возможностей с учётом личного
трудового потенциала, устранение отстаивания сфер социальной инфраструктуры
регионов от потребностей. Для этого необходима территориальная мобильность
рабочей силы, требующая определённого регулирования, т.к. велика опасность
усиления различий в обеспечении регионов рабочей силой, в частности
возрастание дефицита кадров в регионах со сложным уровнем проживания.
Возможности федерального центра в улучшении территориального размещения
производства ограничены. Основное значение для этого имеют перелив капитала,
взаимодействие финансового и промышленного капитала, деятельность финансово-
промышленных групп и других экономических объединений.
Для обеспечения занятости населения велико значение сферы услуг. Однако до
сих пор развивается преимущественно одно соперничество, а не производственные
услуги. Происходит это из-за отсутствия действенной системы поддержки малого
бизнеса, падения платёжеспособного спроса населения, отсутствия необходимых
навыков, ограниченности возможностей получения соответствующих профессий.
Значительно снижают трудовую мотивацию работников уравнительные тенденции,
проявляющимися как в старых, так и новых формах. Этому способствуют
компенсационные надбавки, натурализованная оплата труда. Резко возросли
различия между оплатой труда руководящего состава и рядовых работников.
Появилась необходимость гарантировать выплату заработка, формировать
применительно к новым условиям цену рабочей силы, эквивалентно оплачивать
повышенные затраты труда, стимулировать рост его качества. Особой проблемой
является целесообразность увязки заработка различных категорий работников с
рентабельностью производства.
Условием решения этих задач является не только увеличение ресурсного
обеспечения на основе экономического роста, но и развитие законодательства и
соответственное
изменение общественного
2.3 Правовое регулирование рынка труда.
Изменение экономической ситуации в РФ, широкое развитие негосударственного
сектора экономики, утрата государством функции основного работодателя,
признание многообразия форм собственности – всё это потребовало изменения
действующего законодательства от руде. Определённые новации в трудовом
законодательстве уже были закреплены федеральными законами о порядке
разрешения коллективных трудовых споров и о внесении изменений и дополнений в
КЗОТ от 23.11.1995г. Однако это не снимает вопроса о том, что необходимо
всеобъемлющее реформирование всего законодательства о труде. Оно должно быть
глубоко продуманным, опирающимся на положения конституции РФ, отечественный
опыт в данном
вопросе и максимально
экономической ситуации. (9,№ 30)
Условия трудовых отношений, возникающих в процессе производства, отражаются
на всех сторонах жизни конкретного человека и предполагают особый характер
регулирования, вытекающий из приоритета человеческой личности. Анализ
конституционных норма позволяет сделать вывод о равной защите прав на
трудовую (в рамках трудового договора) и предпринимательскую деятельность.
Соответственно, трудовое законодательство должно предусматривать равноправие,
взаимный учёт прав и интересов трудового договора. Однако, будучи в
юридически равном положении с работодателем, работник фактически является
более слабой стороной трудовых отношений, во многом зависит от работодателя,
что даёт ему возможность навязывать работнику свою волю. Реально
противостоять этому работники могут, лишь объединившись в профсоюз. Однако и
он сам по себе не может обеспечить принцип равноправия, поэтому решающую роль
здесь играет государственное законодательное регулирование, содержащее
механизмы защиты прав сторон трудового договора при реальном их исполнении.
Формирующееся в условиях экономической свободы и конкуренции трудовое право
РФ не может игнорировать опыт регулирования трудовых отношений других стран,
прежде всего с развитой рыночной экономикой. Такое изучение крайне полезно,
т.к. сущность взаимоотношений наёмных работников и работодателей в принципе
везде одинакова. Освоение этого опыта позволит избежать повторения тех
ошибок, которые
допускались ранее другими
специфические концепции защиты труда, пригодные в российских условиях.
Скорее всего для России наиболее приемлемой будет европейская модель
трудового законодательства, отличающаяся гораздо большей степенью
вмешательства государства в трудовые отношения, поскольку слабость частных
предпринимательских структур в правовом плане не позволяет передать
регулирование большинства вопросов, связанных с трудовыми отношениями, на
уровень фирмы. Немаловажным является и психология самих работников,
обращающих все свои требования по привычке государству, считая, что именно им
должны решаться
все вопросы регулирования
Вместе с тем особенностью современной государственной политики России
является децентрализация регулирования трудовых отношений. Государство,
оставаясь фактическим гарантом трудовых прав граждан, практически утратило
функции всеобщего работодателя и всевластие в трудовых отношениях, что
предполагает более тесное участие работодателей и профсоюзов в принятии
социально-экономических решений и определении условий труда и передачу
решения многих вопросов на уровень конкретных сторон. (15,с. 29)
С учётом изложенного к основным принципам регулирования трудовых отношений
можно отнести следующее:
· признание правового равенства сторон трудовых отношений и
выработка механизма защиты более слабой стороны - работника;
· учёт интересов работников и работодателей, государственная защита
их интересов;
· Гуманистический характер трудовых отношений, признание приоритета
личности перед интересами производства;
· Учёт особенностей специфических категорий трудящихся и характера
отдельных видов работ при разработке механизма регулирования трудовых
отношений;
·
Установление действенных мер
трудового законодательства.
В заключение следует отметить, что само по себе наличие должным образом
подготовленного закона недостаточно, чтобы заметно повлиять на общественное
сознание. Хороший закон может просто не применяться, и не действовать
эффективно (в современных условиях массовые нарушения прав работников связаны
часто с не отсутствием законодательных актов, а с простым неисполнением
закона). Условия реального исполнения законов о труде, их действенности
требуют особого рассмотрения, однако в целом необходимо отметить, что
гарантируемые государством права работников должны защищаться прежде всего
путем обеспечения для гражданина доступа к подлинному правосудию без
многомесячных и унизительных ожиданий.
2.4. Деятельность профсоюзов.
Профессиональный союз (сокращенно профсоюз) – массовая общественная
организация, объединяющая на добровольных началах рабочих и служащих по
профессиональному признаку. Они обладают широкими полномочиями: осуществляют
контроль за
исполнением трудового
безопасности на предприятиях, заключают с администрацией предприятия
коллективные договоры, разрешают трудовые споры.
Но основная задача деятельности профсоюза – повышение заработной платы. В
связи с этим видный американский экономист П. Самуэльсон выделяет 3 основных
метода, которыми пользуются профсоюзы для достижения этой цели.
· профсоюзы могут ограничивать предложение труда. Это достигается,
например, введением высоких иммиграционных барьеров, содействием принятию
законов о максимальном рабочем дне, увеличением срока учебы при подготовке к
Информация о работе Проблемы функционирования рынка труда в переходной экономике современной России