Роль налогов в формировании государственного бюджета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2012 в 19:27, курсовая работа

Описание работы

Государственное управление, которое осуществляется в соответствии с экономической политикой, избранной властью, играет ведущую, определяющую роль в формировании и развитии экономической структуры любого современного общества. Финансовый механизм – финансовая система общества, является одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное управление. Главным звеном этой системы является федеральный бюджет.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………………………………1
1. Порядок и источники формирования доходной части бюджета…………………………………. 2
1.1.Налоговые платежи как основа формирования доходной части бюджетов всех уровней. Виды и характеристика налогов, действующих на территории Российской Федерации…………………………………………………………………………………….… 2
1.2. Неналоговые доходы бюджета……………………………………………………………18
1.3. Взаимоотношения между бюджетами разных уровней по линии доходов. Развитие бюджетного федерализма в Российской Федерации………………………………………… 21
2. Особенности формирования доходов федерального бюджета в РФ………………………..……. 26
2.1. Анализ доходов федерального бюджета за 2007-2009 года…………............................. 26
2.2. Формирование доходов федерального бюджета на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов ……………………………...…………………………………………………….. 29
3. Проблемы распределения и использования доходов бюджета в РФ………………………………31
Заключение…………………………………………………………………………………………….... 34
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

курсовая(1).docx

— 138.25 Кб (Скачать файл)
  • виды налогов и сборов;
  • основания их возникновения;
  • порядок уплаты и сборов;
  • права и обязанности налогоплательщиков и налоговых органов;
  • формы и методы налогового контроля;
  • систему ответственности за содержание налоговых правонарушений;
  • порядок обжалования действий налоговых органов. [34, с.84].

С 1 января 1992 года вступил в силу Закон "Об основах налоговой системы  в РФ". В этом законе реализованы  следующие основные принципы построения налоговой системы:

  • единый подход в вопросах налогообложения, включая предоставление права на получение налоговых льгот, а также защиту законных интересов всех налогоплательщиков;
  • четкое разграничение прав по установлению и взиманию налоговых платежей между различными уровнями власти;
  • приоритет норм, установленных налоговым законодательством, над иными законодательно-нормативными актами, не относящимися к нормам налогового права, однако в той или иной мере затрагивающими вопросы налогообложения;
  • однократность налогообложения, означающая, что один и тот же объект может облагаться налогом одного вида только один раз за установленный законом период налогообложения;
  • определение конкретного перечня прав и обязанностей налогоплательщиков с одной стороны, и налоговых органов - с другой.

Коренной признак налогов –  их принудительный характер. С этой точки зрения к ним относятся  не только те платежи, в названии которых  присутствует слово "налог", например налог на добавленную стоимость  и т.д. Налогами являются также и  таможенные пошлины, обязательные отчисления в государственные внебюджетные фонды и т.д. Все эти налоги в совокупности образуют налоговую  систему.

В соответствии с Законом "Об основах  налоговой системы в Российской Федерации" на территории России взимаются  налоги, сборы и пошлины, образующие налоговую систему РФ. Закон не предусматривает четких границ между назваными видами платежей, так как всем им присущи черты обязательности и безэквивалентности, что позволило законодателю все перечисленные платежи трактовать как налоги. Вместе с тем практика применения этих платежей позволяет выявить специфические черты налога, сбора или пошлины.

В связи с этим налог можно  рассматривать как обязательный, безэквивалентный, обезличенный платеж, не имеющий конкретных направлений  своего использования (налог на прибыль, налог на добавленную стоимость).

Сбор представляет собой целенаправленный платеж, адресность которого, как правило, содержится в его названии (целевой  сбор на содержание милиции, сбор на нужды  образовательных учреждений), либо безадресный платеж с определенного  вида деятельности или за право осуществления  такой деятельности (сбор за право  торговли сбор за право проведения местных аукционов и лотерей  и т.д.).

Под пошлиной следует понимать оплату конкретных действий уполномоченных органов, совершаемых в интересах юридических  и физических лиц (госпошлина, таможенная пошлина).

Платежи, не включенные в структуру  налоговой системы, несмотря на внешние  признаки налога (обязательность, безэквивалентность), не могут рассматриваться в качестве налогов, так как регулируются другими  нормативными актами, предусматривающими иной, чем в Законе "Об основах  налоговой системы Российской Федерации", характер ответственности плательщиков. В этой связи до принятия Налогового кодекса в состав налогов не включались платежи в государственные внебюджетные фонды (Пенсионный фонд, Фонд социального  страхования, Фонд обязательного медицинского страхования и Фонд занятости), а  также лицензионные сборы. [22, с. 36].

Современную налоговую систему  можно классифицировать по различным  признакам. Так, по способу взимания налоги подразделяются на прямые и  косвенные; по источнику уплаты - налоги, относимые на увеличение цены товара (работы, услуги), на себестоимость продукции (работы, услуги), на финансовые результаты или чистую прибыль; по периодичности  взимания - регулярные и нерегулярные.

Основную группу составляют прямые и косвенные налоги. Прямыми налогами облагаются непосредственно физические и юридические лица, а так же их доходы и имущество, косвенными –  ресурсы, виды деятельности, товары и  услуги. Иными словами, прямой налог  увязывается непосредственно с  характеристиками плательщика, а косвенный  – с той деятельностью, которой  он занимается. [27, с.100].

К прямым налогам можно отнести  такие налоги, как подоходный налог  с населения и налог на прибыль  с предприятий. Прямые налоги исторически  предшествуют косвенным, ибо они  наиболее просты и очевидны, т.е. при  их обложении каждый класс налогоплательщиков точно знает какую долю расходов государства он несет. Прямые налоги делятся на реальные и личные.

Реальными называются прямые налоги, которыми облагаются отдельные имущественные объекты налогоплательщика. При этом не учитывается фактический доход от имущества, состояние этого имущества, положение субъекта.

Личными называются налоги, объектом обложения которых являются не имущества, а учтенный доход или часть дохода налогоплательщика.

Различия между личными и  реальными налогами сводятся к следующему:

  1. Реальные налоги не учитывают личное положение налогоплательщика, уровень долгов на имущество, фактически приносимый доход, т.е. лица, владеющие одинаковым имуществом, платят одинаковый налог. При обложении личными налогами учитываются личное положение налогоплательщиков – уровень дохода, сумма долгов и убытка и т.д.
  2. Реальные налоги взимаются в пропорциональных ставках, а личные – в прогрессивных.
  3. Реальными налогами облагается валовой доход, который приносит имущество. При личных налогах облагается чистый доход, который получает налогоплательщик. [28, с.77].

Косвенные налоги разнообразнее прямых, поскольку спектр несхожих между  собой объектов обложения очень  широк. В Российской Федерации наибольшую роль среди косвенных налогов  играет более или менее унифицированный  налог на добавленную стоимость, а также акцизы, которыми дифференцированно  облагаются отдельные товары и услуги. [27, с.65].

Размеры и структура налогообложения  должны соответствовать потребностям в общественных благах и справедливом перераспределении. Достижению соответствия могло бы благоприятствовать строгое  целевое назначение каждого налога.

Увязка налога с конкретным направлением расходования средств, например, с конкретным видом общественных благ, создаваемых  за его счет называется маркировкой  налога. Если налог имеет целевой  характер и соответствующие поступления  не могут расходоваться ни на какие  иные цели, кроме той, ради которой  он введен, он называется маркированным. Все прочие налоги являются немаркированными. Средства, аккумулируемые с помощью  немаркированных налогов, могут  использоваться для решения самых  разнообразных задач по усмотрению тех органов, которые утверждают бюджет.

Преимущество немаркированных  налогов состоит в том, что  они обеспечивают гибкость бюджетной  политики, способность государственных  органов, не меняя налоговую систему, перераспределять поступающие средства между направлениями расходов. В  тоже время преобладание стабильных немаркированных налогов означает, что доходы государства не находятся  в непосредственной связи с колебаниями  спроса потребителей на конкретные общественные блага.

Кроме того, налоги могут быть квалифицированны по объектам налогообложения. Опираясь на данный квалификационный признак, налоги можно подразделить на:

  • налоги, уплачиваемые с прибыли (доходов);
  • налоги, взимаемые с выручки от реализации продукции (работ, услуг);
  • налоги с имущества;
  • платежи за природные ресурсы;
  • налоги с фонда оплаты труда;
  • налоги, уплачиваемые суммы произведенных затрат;
  • налоги на определенный вид финансовых операций;
  • налоги со стоимости исковых заявлений и сделок имущественного характера.

В Законе "Об основах налоговой  системы" реализован принцип единства налоговой политики государства, проявляющийся, в частности, в установлении закрытого  перечня налогов, действующих на всей территории Российской Федерации. В то же время в данном законе, а также в статье 12 Налогового Кодекса Российской Федерации в  зависимости от органа, который взимает  налог и в распоряжение которого он поступает, выделены три уровня налоговой  системы: федеральный, субъектов Российской Федерации и местный. Важно отметить, что отнесение налогов к тому или иному уровню осуществляется в зависимости от компетенции  органов законодательной (представительной) власти в применении налогового законодательства.

На практике это означает, что  независимо от распределения налогов  по уровням бюджетной системы  принимать решение по отдельным  вопросам взимания налогов (определение  конкретных размеров ставок, расширение перечня налоговых льгот и  т. д.) соответствующие органы власти могут лишь в пределах своей компетенции. Например, предоставление местным органам  власти права распоряжаться частью федеральных налогов (НДС, налогом  на прибыль, подоходным налогом с  физических лиц, транспортным налогом  и т. д.) не является основанием для  изменения по их усмотрению установленного порядка исчисления и уплаты этих налогов.

Следовательно, уровни налоговой системы  не совпадают с уровнями бюджетной  системы: если доходы федерального бюджета  в части налоговых поступлений  формируются только за счет федеральных налогов, то в региональные бюджеты поступают как налоги субъектов РФ, так и федеральные налоги. Аналогичная картина наблюдается и при формировании доходов местных бюджетов. Кроме закрепленных за ними местных налогов, они включают в себя соответствующую часть федеральных налогов и налогов субъектов РФ.

Таким образом, федеральные налоги (размер их ставок, объекты обложения, льготы и плательщики, а также  порядок зачисления их в бюджет) устанавливаются законодательными актами Российской Федерации и взимаются  на всей ее территории. Перечень налогов  и сборов, относящихся к федеральным, устанавливается статьей 13 «Федеральные налоги и сборы» Налогового Кодекса  Российской Федерации.

Ставки федеральных налогов  устанавливаются Федеральным Собранием  Российской Федерации. При этом ставки налогов на отдельные виды природных  ресурсов, акцизов на отдельные виды минерального сырья и таможенных пошлин устанавливаются Правительством РФ. Льготы по федеральным налогам  могут устанавливаться только федеральными законами о налогах. Однако органы законодательной (представительной) власти субъектов  Российской Федерации и органы местного самоуправления могут вводить дополнительные льготы в пределах сумм налогов, зачисляемых  в их бюджет. Обоснование права  на налоговую льготу возлагается  на налогоплательщика.

В настоящее время среди федеральных  налогов можно выделить ряд налогов, занимающих наибольший удельный вес  в структуре доходов федерального бюджета Российской Федерации, а  также региональных бюджетов. К ним  можно отнести такие налоги, как: налог на добавленную стоимость, акцизы, налог на прибыль организаций и предприятий, таможенные пошлины и подоходный налог с физических лиц.

Налог на добавленную  стоимость. Важнейшее значение принадлежит налогу на добавленную стоимость (НДС). С фискальной точки зрения это исключительно эффективный налог. Треть поступлений в федеральный бюджет Российской Федерации дает налог на добавленную стоимость. Данный налог используется во многих странах мира. Впервые в России данный налог введен в состав налоговой системы в 1992 году, заменив существовавшие ранее налог с оборота и налог с продаж. Привлекательность данного налога для бюджета заключается в регулярности поступлений, легкости учета для контролирующих органов, возможности регулирования товарного спроса государством. Налог на добавленную стоимость по сравнению со своими предшественниками (налогом с оборота и налогом с продаж) имеет определенные преимущества. Он более эффективен, чем налог с оборота, так как охватывает товарооборот на всех стадиях, и с расширением налоговой базы и ставок поступления могут увеличиваться. Для отдельного производителя этот налог менее обременителен, поскольку обложению подлежит не весь товарооборот, а лишь прирост стоимости, и тяжесть налога распределяется по всей цепи товарооборота, чем достигается равное положение всех участников рыночных отношений. Эта более простая форма обложения, так как для всех плательщиков установлен единый механизм взимания по всей территории России. Для государства он более предпочтителен, ибо от него трудно уклониться, что уменьшает случаи финансовых нарушений. И, наконец, данный налог в большей степени повышает заинтересованность в росте дохода предпринимателя, так как автоматически освобождает предприятие от налога на производственные затраты.

Налог на добавленную стоимость  является косвенным налогом, т.е. надбавкой  к цене товара (работ, услуг), которая  оплачивается конечным потребителем.

Основополагающим документом является Закон Российской Федерации «О налоге на добавленную стоимость» от 06.12.91 г., где зафиксированы основные элементы данных налоговых отношений, т.е. плательщики  налога, объекты налогообложения, ставки налога, определяется налогооблагаемый оборот и порядок исчисления, а  также указывается перечень товаров  освобожденных от налога и т.д.

Налог представляет собой форму  изъятия в бюджет части добавленной  стоимости, создаваемой на всех стадиях  производства, и определяется как  разность между стоимостью реализованных  товаров, работ, услуг и стоимостью материальных затрат, отнесенных на издержки производства и обращения. Отсюда налогооблагаемая база для НДС равна цене реализации продукции минус цена покупаемых материальных ценностей. [30, с. 174].

Информация о работе Роль налогов в формировании государственного бюджета