Роль налогов в формировании государственного бюджета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2012 в 19:27, курсовая работа

Описание работы

Государственное управление, которое осуществляется в соответствии с экономической политикой, избранной властью, играет ведущую, определяющую роль в формировании и развитии экономической структуры любого современного общества. Финансовый механизм – финансовая система общества, является одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное управление. Главным звеном этой системы является федеральный бюджет.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………………………………1
1. Порядок и источники формирования доходной части бюджета…………………………………. 2
1.1.Налоговые платежи как основа формирования доходной части бюджетов всех уровней. Виды и характеристика налогов, действующих на территории Российской Федерации…………………………………………………………………………………….… 2
1.2. Неналоговые доходы бюджета……………………………………………………………18
1.3. Взаимоотношения между бюджетами разных уровней по линии доходов. Развитие бюджетного федерализма в Российской Федерации………………………………………… 21
2. Особенности формирования доходов федерального бюджета в РФ………………………..……. 26
2.1. Анализ доходов федерального бюджета за 2007-2009 года…………............................. 26
2.2. Формирование доходов федерального бюджета на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов ……………………………...…………………………………………………….. 29
3. Проблемы распределения и использования доходов бюджета в РФ………………………………31
Заключение…………………………………………………………………………………………….... 34
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

курсовая(1).docx

— 138.25 Кб (Скачать файл)

 

Одной из негативных сторон российской налоговой системы является ее ориентация на косвенные методы налогообложения. Так, около 70% налоговых поступлений  в федеральный бюджет составляют косвенные налоги в виде налога на добавленную стоимость (НДС), акцизов  и таможенных пошлин. Эти налоги, включаемые в цены реализуемых товаров  и продукции, а также в тарифы на услуги и работы, выступают в  качестве ценообразующих элементов, вызывающих, в свою очередь, повышение указанных  цен и усиление инфляционных процессов. Косвенные налоги выполняют в  основном фискальную функцию, т. е. являются более надежными, сравнительно стабильными, не зависящими от инфляции источниками пополнения доходов государственного бюджета. Поскольку конечными плательщиками косвенных налогов выступают конечные потребители, население и государственные бюджетные учреждения, то при взимании этих налогов снижаются реальные доходы прежде всего наименее обеспеченной части населения. Оплата косвенных налогов независимо от уровня дохода плательщика приводит к тому, что чем богаче плательщик, тем меньшую долю своего дохода он отдает государственной казне, т. е. эти налоги регрессивные по своей сути. Не трудно также заметить, что оплата косвенных налогов приводит к сокращению платежеспособности спроса потребителей, соответственно и объемов производства, реализации и потребления товаров, работ и услуг, что в конечном счете влечет за собой сокращение налоговых поступлений. Кроме того, поскольку конечными плательщиками косвенных налогов по бизнесу являются также предприятия-производители, то указанные налоги отрицательно влияют на финансовое состояние этих предприятий, что часто заставляет их уходить полностью или частично в сферу теневой экономики, от которой государство не получает вообще никаких налогов. Все это говорит о том, что косвенные налоги не только не стимулируют, но и сдерживают развитие производства.

По этому поводу следует также  отметить, что некоторыми учеными  и специалистами предлагается отменить НДС или снизить его основную налоговую ставку до 16% и даже до 12% с целью повышения экономических  стимулов у предприятий-производителей к развитию производства. Если до недавнего  времени это считалось возможным, т. к. в случае отмены НДС или снижения его ставки выпадающие доходы бюджета можно было компенсировать за счет сверхдоходов, полученных в результате повышения цен на мировом рынке по продаже (экспорту) нефти, газа и пр., то сегодня, при падении цен на эти энергоносители и существующем финансовом кризисе, вышеотмеченные предложения, как нам представляется, уже становятся труднореализуемыми.

 

Нездоровая ориентация налоговой  системы РФ проявляется также в том, что доходы государственного бюджета формируются не столько за счет налогов от природных ресурсов, налогов на имущество, на прибыль, на землю, на капитал и других прямых налогов, как это имеет место в большинстве стран мира, сколько за счет налогов на потребителя и на труд. Так, в стоимости производимого в России ВВП 75% занимают природные ресурсы, что дают 13% налоговых поступлений, а за счет труда создается 5% национального богатства, которая дает 2/3 всех собираемых налогов. Только фонд зарплаты облагается налогами в размере 39% (13% налогом на доходы физических лиц и 26% единым социальным налогом(до 2010 года).

 

Начиная с 2010 года ЕСН будет заменен  страховыми взносами. Взиматься страховой  взнос будет из зарплат, не превышающих 415 тыс. руб. в год., или 35 тыс. руб. в месяц. То, что получит гражданин сверх этой суммы, не будет обременяться страховым взносом. Из этого вытекает, что со сверхзарплат от указанных сумм богатых и сверхбогатых людей не будут взиматься страховые взносы ни в Пенсионный фонд, ни в другие социальные фонды. Получается, что главными плательщиками страховых взносов будут граждане, чьи зарплаты не превышают 35 тысяч рублей в месяц, и именно они должны наполнять социальную копилку страны. Такое положение, на наш взгляд, не только сохранит, но и усугубит поляризацию населения по доходам и социальное неравенство в обществе.

 

Важной составляющей госрегулирования процессов распределения и использования  доходов является система ценообразования. В условиях рыночных отношений в  России создана сеть естественных монополий, породившая систему корпоративного ценообразования, неподконтрольную государству  и обществу. В результате цены растут галопирующими темпами, такое явление  как высокий уровень инфляции стало для страны постоянным. Поскольку  высокий уровень инфляции обусловлен безудержным ростом цен на продовольствие и тарифы на коммунальные услуги, то в рамках оптимизации государственной  антимонопольной политики следует  добиваться замораживания цен внутри страны прежде всего на топливо, электроэнергию и газ. Кроме того, государство  должно принять административные и  правовые меры по декриминализации товаропроводящей сети, т. е. по ликвидации организованных преступных и мафиозных групп, контролирующих продовольственные рынки в городах. Вместе с тем нельзя забывать, что одними административными мерами проблему снижения цен, как и уровня инфляции, не решить. Реальный и магистральный путь снижения цен на потребительские товары – это обеспечение в первую очередь устойчивого развития производства – увеличения объемов продукции сельского хозяйства, промышленности и других отраслей реального сектора отечественной экономики.[1]

 

Заключение.

Реализуя возложенные на него функции, государство финансирует важнейшие  направления жизни и деятельности как общества в целом, так и  отдельных индивидуумов: здравоохранение, образование, культура, искусство, правоохранительная деятельность, государственное управление, инвестиционная деятельность в областях промышленности и сельского хозяйства  и многое другое. Именно для этого  оно аккумулирует денежные средства в федеральном бюджете, которые  выступают в форме его доходов.

 

Госрегулирование процессов распределения  и использования доходов как  в целом по стране, так и по ее регионам является стержнем системы  экономической и финансовой политики государства, которая охватывает широкий  круг вопросов социально-экономического, финансово-денежного, геополитического, правового и инструментального  характера. Анализ этих вопросов показывает, что в силу неэффективности и  неправильности курса указанной  политики, включая несовершенство действующего бюджетно-налогового законодательства, а также отсутствия должного государственного контроля над системой ценообразования  в стране имеет место неоптимальное  и несправедливое распределение  доходов.

 

Анализ динамики и структуры  доходов федерального бюджета РФ показывает, что по сравнению с 2008 г. размер доходов сократился на 21%. В следствие финансового кризиса  экспортные цены на нефть упали, прибыль  предприятий сократилась, число  убыточных предприятий возросло, ликвидность банковского сектора  резко сократилась. Все это привело  к сокращению поступлений от налога на прибыль и НДПИ в сумме на 1,2 трлн. руб., а также к уменьшению доходов от внешнеэкономической  деятельности на 0,9 трлн. руб. Причем в  структуре доходов доля налоговых  доходов постепенно уменьшается  и в 2009 г. составляет только 54%, что  делает бюджет страны все более зависимым  от уровня экспортных цен.

 

Именно поэтому решающее значение для сохранения объема доходов федерального бюджета в современных кризисных  условиях и снижения налоговой нагрузки на экономику имеют реформы налоговой  сферы, направленные на обеспечение  ее стабильности, эффективности, сбалансированности, повышение ее прозрачности и справедливости, совершенствование налогового законодательства.

 

Через налоговый механизм и методы налогообложения государство получает возможность воздействовать на весь воспроизводственный процесс (производство, обмен, потребление), включая воздействие  госрегулирования на пропорции распределения, перераспределения и использования  доходов в обществе. Регулирующая функция налогов тесно связана  с их социальной функцией. С помощью  ее реализации обеспечивается общественное (социальное) равновесие в распределении  и использовании доходов хозяйствующих  субъектов. Для этой цели государства  во всем мире используют, например, метод  прогрессивного налогообложения (низкие ставки налога с малых доходов  физических и юридических лиц  и высокие – с больших доходов), освобождение от некоторых налогов  отдельных категорий людей (малоимущих, инвалидов, пенсионеров, многодетных  и пр.), низкое обложение социально значимых товаров и услуг (понижение ставок НДС) или повышение косвенных налогов на предметы роскоши и т. д.

 

Важную роль в формировании налоговых  доходов бюджета играет налог  на добычу полезных ископаемых (НДПИ), в функционировании которого также  имеются некоторые недоработки. Основные параметры налоговой системы, в том числе в отношении  нефтяного сектора, должны изменяться в соответствии с принципом целостности  системного подхода, и по возможности  синхронно, вместе с изменениями  внешних и внутренних условий, в  которых находится финансово-экономическая  система страны и функционируют  основные отраслевые предприятия. Это  будет способствовать минимизации  налоговых потерь при неблагоприятных  экономических условиях и увеличению бюджетных поступлений в периоды  экономического роста.

 

 

 

Совершенствование налоговой системы  должно привести к появлению автоматизированных систем налогообложения, основанных на четких алгоритмах расчета налоговых  поступлений, сопоставимых и открытых статистических данных, современных  информационно-коммуникационных технологиях. Что касается нефтяного сектора, то здесь уже в настоящее время  необходим постоянный мониторинг крупных  налогоплательщиков с использованием информационных технологий и моделей  контроля.

 

Следующая позиция совершенствования  налогообложения нефтяного сектора  экономики — разработка на основе системного подхода модели крупного налога на нефть — альтернативы налогу на добычу полезных ископаемых (НДПИ). Налоговая база предлагаемого  налога определяется как произведение объема добытой нефти в натуральном  выражении на единицу ее стоимости, устанавливаемой с помощью биржевого  механизма отдельно для внутреннего  и внешнего рынков. Ставка налога устанавливается  в процентах от налоговой базы.

 


Информация о работе Роль налогов в формировании государственного бюджета