Роль налогов в формировании государственного бюджета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2012 в 19:27, курсовая работа

Описание работы

Государственное управление, которое осуществляется в соответствии с экономической политикой, избранной властью, играет ведущую, определяющую роль в формировании и развитии экономической структуры любого современного общества. Финансовый механизм – финансовая система общества, является одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное управление. Главным звеном этой системы является федеральный бюджет.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………………………………1
1. Порядок и источники формирования доходной части бюджета…………………………………. 2
1.1.Налоговые платежи как основа формирования доходной части бюджетов всех уровней. Виды и характеристика налогов, действующих на территории Российской Федерации…………………………………………………………………………………….… 2
1.2. Неналоговые доходы бюджета……………………………………………………………18
1.3. Взаимоотношения между бюджетами разных уровней по линии доходов. Развитие бюджетного федерализма в Российской Федерации………………………………………… 21
2. Особенности формирования доходов федерального бюджета в РФ………………………..……. 26
2.1. Анализ доходов федерального бюджета за 2007-2009 года…………............................. 26
2.2. Формирование доходов федерального бюджета на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов ……………………………...…………………………………………………….. 29
3. Проблемы распределения и использования доходов бюджета в РФ………………………………31
Заключение…………………………………………………………………………………………….... 34
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

курсовая(1).docx

— 138.25 Кб (Скачать файл)

Местные налоги устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации  и органов местного самоуправления также в соответствии с Законом "Об основах налоговой системы" и действуют на территориях соответствующие  городов, районов в городах и  сельской местности или иного  административно-территориального образования. Часть налогов, относящаяся в  соответствии с классификацией к  местным, является обязательной к применению на всей территории Российской Федерации (земельный налог, налог с имущества  физических лиц, регистрационный сбор с лиц, занимающихся предпринимательской  деятельностью). Другая часть налогов  вводится по решению органов местного самоуправления (сбор за право торговли, налог на рекламу и др.). [22, с.37]. Перечень местных налогов и сборов устанавливается статьей 15 «Местные налоги и сборы» Налогового Кодекса Российской Федерации.

Налог на имущество  физических лиц. Налоги на имущество физических лиц являются местными налогами. Они являются обязательными и взимаются на всей территории России в едином порядке. Размеры ставок, объекты налогообложения и порядок внесения налогов устанавливаются отдельными законодательными актами РФ. Налогообложение осуществляется в соответствии с Законом Российской Федерации "Об основах налоговой системы в РФ" и Законом РФ от 9 декабря 1991 г. <О налогах на имущество физических лиц> с изменениями и дополнениями, внесенными в 1992-1995 гг.

Налоги на имущество физических лиц играют существенную роль в налоговой  системе Российской Федерации, особенно в доходах бюджетов местного самоуправления. Это налоги на строения, помещения  и сооружения, на транспортные средства (кроме транспортных средств на пневмоходу). Таким образом, к объектам налогообложения  имущества физических лиц относятся  находящиеся в их собственности  жилые дома, квартиры, дачи, гаражи и  иные строения, помещения и сооружения, а также моторные лодки, вертолеты, самолеты, теплоходы, яхты и другие водно-воздушные транспортные средства, за исключением весельных лодок.

Плательщиками налогов на имущество  физических лиц выступают граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства, имеющие на территории РФ в собственности имущество. Налог  уплачивается независимо от того, эксплуатируется  это имущество или нет.

Налог на строения устанавливаются  органами законодательной (представительной) власти субъектов РФ в размере, не превышающем 0,1% инвентаризационной стоимости  объектов.

Налог на средства водно – воздушного транспорта взимается в зависимости  от мощности двигателя, в процентах  от минимального размера оплаты труда.

По налогу на имущество существует большой перечень льгот. Физические лица, имеющие право на льготы должны подтвердить это документально. [35, с.78].

Налог на наследование или дарение. В налоговой системе Российской Федерации с 1 января 1992 г. восстановлен налог с наследования и дарения. Восстановление этого налога отражает изменение экономических условий граждан в Российской Федерации, заботу о последующих поколениях, наследующих накопленное имущество.

Он введен Законом Российской Федерации  от 12 декабря 1991 г. <О налоге с имущества  в порядке наследования и дарения> с последующими изменениями и  дополнениями, внесенными в 1992-1995 гг.

Плательщиками этого налога являются граждане Российской Федерации, иностранные  граждане и лица без гражданства, которые становятся собственниками имущества, переходящего к ним на территории Российской Федерации в  порядке наследования (по закону или  завещанию) и дарения, и у которых  открылось наследство либо получены подарки только после 1 января 1992 г.

Объектами наследования и дарения  являются: жилые дома, квартиры, дачи, садовые домики в садоводческих  товариществах; автомобили, мотоциклы, моторные лодки, катера, яхты, другие транспортные средства; предметы антиквариата и  искусства, ювелирные изделия, бытовые  изделия из драгоценных металлов и драгоценных камней и лом  таких изделий; паенакопления в  жилищно-строительных, гаражно-строительных и дачно-строительных кооперативах; суммы, находящиеся во вкладах в  учреждениях банков и других кредитных  учреждениях, средства на именных приватизационных счетах физических лиц; земельные участки, стоимость имущественных и земельных  долей (паев); валютные ценности и ценные бумаги в их стоимостном выражении.

Налог взимается при условии  выдачи нотариусами или должностными лицами, уполномоченными совершать  нотариальные действия, свидетельства  о праве па наследство или удостоверения  ими договора дарения в случаях, если общая стоимость переходящего в собственность физического  лица имущества превышает: на день открытия наследства 850-кратный установленный  законом размер минимальной месячной оплаты труда; на день удостоверения  договора дарения 80-кратный установленный  законом размер минимальной месячной оплаты труда.

Ставки налога с имущества, переходящего в порядке наследования и дарения, устанавливаются дифференцирование, в процентах, в зависимости от стоимости наследуемого или получаемого  в порядке дарения имущества, в кратных размерах от установленной  месячной оплаты труда. Размер ставок при наследовании имущества зависит  также от того, какой очереди наследования являются физические лица, имеющих  право на наследование.

Ставки налога с имущества, переходящего в порядке дарения, зависят также  от того, кому предназначены подарки: детям, родителям или другим физическим лицам.

При исчислении данного налога, как  и по другим налогам с физических лиц, определенным группам граждан  предоставляются льготы. [35, с.68].

Земельный налог. Использование земли в Российской Федерации является платным. Цель введения платы за землю - стимулирование рационального использования, охраны и освоения земель, повышение плодородия почв, выравнивание социально-экономических условий хозяйствования на землях разного качества, обеспечение развития инфраструктуры в населенных пунктах, формирование специальных фондов финансирования этих мероприятий.

Земельный налог и другие виды платы  за землю регулируются Законом «О плате за землю» от 11 октября 1991 г. с  изменениями к дополнениям, принятыми  в 1992-1995 гг., важнейшие из которых  отражены в Федеральном законе от 9 августа 1994 г. «О внесении изменений  и дополнений в Закон Российской Федерации «0 плате за землю». [35, с.88].

Ежегодный земельный налог платят собственники земли, землевладельцы и  землепользователи. Плательщиками  земельного налога выступают организации, включая международные неправительственные, иностранные юридические лица, а  также граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства, которым  предоставлена земля в собственность, владение и пользование.

Земельный налог исчисляется исходя из площади земельного участка и  утвержденных ставок. Объектом обложения  является земельный участок, независимо от направлений его использования (промышленное, транспорт, лесной фонд, водный фонд, личное подсобное хозяйство, жилищное, дачное, гаражное строительство, огородничество, животноводство и т. п.). В облагаемую налогом площадь  включаются земли, занятые строениями, сооружениями, санитарно-защитные, технические  зоны объектов.

Плата установлена дифференцировано относительно земель сельскохозяйственного  и несельскохозяйственного использования. Ставки налога за земли сельскохозяйственного  назначения учитывают состав угодий, качество, площадь и местоположение. Ставки земельного налога по группам  почв пашни, многолетних насаждений, сенокосов и пастбищ учитывают  их сравнительную продуктивность или  доходность. Ставки налога за земли  городов определяются на основе средних  ставок по экономическим районам  РФ, категориям городов с учетом их статуса, уровня социально-культурного  потенциала, исторической и рекреационной  ценности территории.

Для предприятий и организаций  по земельному налогу установлен ряд  льгот, согласно которых не облагаются налогом ряд земель, а также  от уплаты налога освобождаются ряд  пользователей земельными участками. [34, с.112].

 

 

1.2. Неналоговые доходы бюджета.

В современной рыночной экономике  Российской Федерации в составе  доходов бюджетов всех уровней наряду с доходами от обязательных платежей и сборов, т.е. налоговых доходов, большое значение придается неналоговым  доходам.

В последнее время увеличиваются  поступления от неналоговых источников. Это связано в первую очередь  с тем, что государство, являясь  собственником в соответствии с  гражданским законодательством  Российской Федерации, начинает выступать  одним из субъектов экономических  отношений. [29, с.58].

В соответствии со статьей 41 Бюджетного Кодекса Российской Федерации к  неналоговым доходам относятся:

  • доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности;
  • доходы от продажи или иного возмездного отчуждения имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности;
  • доходы от платных услуг, оказываемых соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также бюджетными учреждениями, находящимися в ведении соответственно федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления;
  • средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности, в том числе штрафы, конфискации, компенсации, а также средства, полученные в возмещение вреда, причиненного Российской Федерации, субъектам Российской Федерации, муниципальным образованиям, и иные суммы принудительного изъятия;
  • доходы в виде финансовой помощи и бюджетных ссуд, полученных от бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации;
  • иные неналоговые доходы.

В свою очередь согласно статье 42 Бюджетного Кодекса в доходах бюджетов от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной  собственности учитываются:

  • средства, получаемые в виде арендной либо иной платы за сдачу во временное владение и пользование или во временное пользование имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности;
  • средства, получаемые в виде процентов по остаткам бюджетных средств на счетах в кредитных организациях;
  • средства, получаемые от передачи имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, под залог, в доверительное управление;
  • средства от возврата государственных кредитов, бюджетных кредитов и бюджетных ссуд, в том числе средства, получаемые от продажи имущества и другого обеспечения, переданного получателями бюджетных кредитов, бюджетных ссуд и государственных или муниципальных гарантий соответствующим органам исполнительной власти в качестве обеспечения обязательств по бюджетным кредитам, бюджетным ссудам и государственным или муниципальным гарантиям;
  • плата за пользование бюджетными средствами, предоставленными другим бюджетам, иностранным государствам или юридическим лицам на возвратной и платной основах;
  • доходы в виде прибыли, приходящейся на доли в уставных (складочных) капиталах хозяйственных товариществ и обществ, или дивидендов по акциям, принадлежащим Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям;
  • часть прибыли государственных и муниципальных унитарных предприятий, остающаяся после уплаты налогов и иных обязательных платежей;
  • другие предусмотренные законодательством Российской Федерации доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности.
  • Доходы бюджетного учреждения, полученные от предпринимательской и иной деятельности, приносящей доход, в полном объеме учитываются в смете доходов и расходов бюджетного учреждения и отражаются в доходах соответствующего бюджета как доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, либо как доходы от оказания платных услуг.

При этом отдельно рассматриваются  доходы от продажи государственной  собственности:

  • поступления от приватизации организаций, находящихся в государственной и муниципальной собственности;
  • поступления от продажи государством принадлежащих ему акций организаций;
  • доходы от продажи квартир;
  • доходы от продажи принадлежащих государству производственных и непроизводственных фондов, транспортных средств, иного оборудования;
  • доходы от реализации конфискованного, бесхозного имущества, имущества, переходящего в государственную или муниципальную собственность в порядке наследования или дарения, кладов. [29, с.96].

В соответствии со статьей 43 Бюджетного Кодекса РФ средства, получаемые от продажи государственного и муниципального имущества, подлежат зачислению в соответствующие  бюджеты в полном объеме. Порядок  перечисления в бюджеты всех уровней  бюджетной системы Российской Федерации  средств, получаемых в процессе приватизации государственного и муниципального имущества, нормативы их распределения  между бюджетами разных уровней, а также размеры затрат на организацию  приватизации определяются законодательством  Российской Федерации о приватизации.

В настоящее время доходы от приватизации, а также от продажи, находящегося в государственной собственности, недвижимого имущества распределяются следующим образом: в федеральный  бюджет поступает 88,1% от объема доходов, в региональные бюджеты – 10% доходов, в местные бюджеты – 1,9%. Дивиденды  по акциям, за исключением расходов, связанных с управлениями этими  акциями, а также от сдачи в  аренду имущества поступают в  доходы федерального бюджета, бюджеты  субъектов Российской Федерации  и местные бюджеты в соответствии с тем, в чьей собственности оно  находится.

В современных условиях темпы роста  расходов бюджетов субъектов РФ и  местных бюджетов превышают темпы  их доходов (несмотря на отчисления от регулирующих налогов), возникает необходимость  в финансовой помощи из вышестоящего бюджета. К таким средствам финансовой помощи относятся дотации, субвенции  и субсидии. [27, с. 148].

В соответствии со статьей 6 Бюджетного Кодекса РФ дотации, субсидии и субвенции  трактуются следующим образом:

дотации - бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы Российской Федерации на безвозмездной и безвозвратной основах для покрытия текущих расходов;

субвенция - бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы Российской Федерации или юридическому лицу на безвозмездной и безвозвратной основах на осуществление определенных целевых расходов;

Информация о работе Роль налогов в формировании государственного бюджета