Роль налогов в формировании государственного бюджета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2012 в 19:27, курсовая работа

Описание работы

Государственное управление, которое осуществляется в соответствии с экономической политикой, избранной властью, играет ведущую, определяющую роль в формировании и развитии экономической структуры любого современного общества. Финансовый механизм – финансовая система общества, является одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное управление. Главным звеном этой системы является федеральный бюджет.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………………………………1
1. Порядок и источники формирования доходной части бюджета…………………………………. 2
1.1.Налоговые платежи как основа формирования доходной части бюджетов всех уровней. Виды и характеристика налогов, действующих на территории Российской Федерации…………………………………………………………………………………….… 2
1.2. Неналоговые доходы бюджета……………………………………………………………18
1.3. Взаимоотношения между бюджетами разных уровней по линии доходов. Развитие бюджетного федерализма в Российской Федерации………………………………………… 21
2. Особенности формирования доходов федерального бюджета в РФ………………………..……. 26
2.1. Анализ доходов федерального бюджета за 2007-2009 года…………............................. 26
2.2. Формирование доходов федерального бюджета на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов ……………………………...…………………………………………………….. 29
3. Проблемы распределения и использования доходов бюджета в РФ………………………………31
Заключение…………………………………………………………………………………………….... 34
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

курсовая(1).docx

— 138.25 Кб (Скачать файл)

Государственная пошлина взимается: с исковых и иных заявлений  и жалоб, подаваемых в суды; за совершение нотариальных действий нотариусами  государственных нотариальных контор или уполномоченными на то должностными лицами органов исполнительной власти и консульских учреждений Российской Федерации; за государственную регистрацию  актов гражданского состояния; за выдачу документов судами и соответствующими учреждениями и органами; за рассмотрение и выдачу документов, связанных с приобретением гражданства Российской Федерации или выходом из гражданства Российской Федерации, а также за совершение других юридически значимых действий, определенных законом. [35, с.54].

Плательщиками государственной пошлины  являются граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без  гражданства, а также предприятия (организации) при обращении в  суды, арбитраж, нотариальные конторы  и иные государственные органы, уполномоченные совершать действия и выдавать документы, имеющие юридическое значение. С  введением Налогового кодекса государственная  пошлина должна взиматься по ставкам: установленным в процентах от базовой ставки; в процентах от цены иска; в кратных размерах от базовой ставки; в процентах от стоимости имущества, а с физических лиц в процентах к установленному законом размеру ММОТ.

Государственная пошлина уплачивается (в зависимости от вида документа): до подачи заявления, при совершении оплачиваемых пошлиной действий или  при выдаче оплачиваемого пошлиной документа. Уплаченная госпошлина может  быть возвращена плательщику в случаях  внесения пошлины в больших размерах, чем требовалось; при возвращении  судами (арбитражными судами) заявлений  или отказе в их принятии, а также  отказе в совершении нотариальных действий; при прекращении производства о  делу; отмене решения суда или арбитражного суда и т. д. излишне уплаченные суммы  пошлины возвращаются по заявлению  плательщиков государственными налоговыми инспекциями и иными финансово-кредитными учреждениями.

С принятием изменений и дополнений в Закон «О государственной пошлине» в доход федерального бюджета  теперь зачисляется государственная  пошлина по делам, рассматриваемым  судами общей юрисдикции, арбитражными судами Конституционным Судом РФ по месту нахождения банка, принявшего платеж. В остальных случаях госпошлина зачисляется в доход местного бюджета по месту нахождения банка  и его филиала, принявшего платеж. [34, с.130].

Таможенная пошлина. Таможенными называются такие пошлины, которыми облагаются импортируемые и экспортируемые товары. В настоящее время по происхождению различают три вида таможенных пошлин: водные, вывозные и транзитные.

Вводные пошлины устанавливаются  в фискальных целях либо для ограждения собственного рынка и предотвращения доступа товара извне. Это самый  распространенный вид таможенных пошлин. Вывозные пошлины сохранились в  слаборазвитых странах на сырье  и некоторые другие группы товаров. Они ограничивают вывоз из своей  страны. Транзитные пошлины взимаются  за провоз товара через страну.

Таможенные пошлины обычно устанавливаются  по видам товаров по определенным ставкам. Система таможенных ставок называется таможенным тарифом. Ставки устанавливаются Правительством Российской Федерации и по характеру взимания ставки делятся на:

  • специфические – начисляются в установленном размере за единицу облагаемых товаров;
  • адвалорные – начисляются в процентах к таможенной стоимости облагаемых товаров;
  • комбинированные – сочетают специфические и адвалорные виды таможенного обложения. [28, с.203].

Таможенная пошлина – это  инструмент регулирования внешнеэкономической  деятельности. Вместе с внутренней налоговой системой импортный и  экспортный тарифы регулируют такие  показатели, как цены, прибыль, рентабельность предприятий, состояние национальной валюты. Таможенная пошлина уплачивается предприятиями при перемещении  каких – либо товаров через  таможенную границу Российской Федерации, она взимается таможенными органами до или в момент принятия таможенной декларации. Импортная таможенная пошлина  оплачивается в рублях или, по желанию  плательщика, в свободно конвертируемой валюте и зачисляется в доход  федерального бюджета. Таможенная пошлина  взимается по ставкам, предусмотренным  таможенным тарифом Российской Федерации. Ставки импортной таможенной пошлины  зависят от статуса страны-импортера (пользующейся или не пользующейся режимом наибольшего благоприятствования  или являющейся пользователем временной  схемы референции). Основным методом  определения таможенной стоимости  является метод по цене сделки с  ввозимыми товарами. Цена сделки - фактически уплаченная (или подлежащая уплате) цена ввозимого товара на момент пересечения границы Российской Федерации. При этом в цену сделки включаются (если они не были включены ранее): расходы по доставке товара до места ввоза товара (аэропорта, порта и т. д.); расходы по погрузке, выгрузке, перегрузке; стоимость транспортировки; страховые платежи; комиссионные и брокерские вознаграждения, уплаченные покупателем; стоимость контейнеров и другой тары; стоимость упаковки; лицензионные и иные платежи за использование объектов интеллектуальной собственности, которые покупатель должен осуществить в качестве условий продажи оцениваемых товаров, а также часть прямого или косвенного дохода продавца от любых последующих продаж на территории Российской Федерации. Ставки таможенной пошлины на территории Российской Федерации являются едиными и одинаково применяются к товарам, имеющим одинаковые коды товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности.

Правительством Российской Федерации  для оперативного регулирования  ввоза отдельных видов товаров  на таможенную территорию России или  их вывоза с этой территории устанавливаются  сезонные пошлины на срок до полугода. В целях защиты экономических  интересов Российской Федерации  Правительством Российской Федерации  устанавливаются особые виды пошлин: специальные, антидемпинговые, компенсационные. Главная цель этих пошлин - препятствовать вытеснению с рынка отечественных  производителей из-за поступления более  дешевых импортных товаров.

Кроме таможенной пошлины, при перемещении  товаров через границу уплачиваются сборы за таможенное оформление (в  размере 0,15% таможенной стоимости товара, причем 0,1% в рублях, а 0,05% - в валюте расчета с контрагентом).[34, с.131].

Налог на воспроизводство  минерально-сырьевой базы. Плательщиками налога на воспроизводство минерально-сырьевой базы являются предприятия, осуществляющие добычу полезных ископаемых на территории Российской Федерации, ее континентального шельфа и морской экономической зоны.

Отчисления на воспроизводство  минерально-сырьевой базы производятся от стоимости товарной продукции  добытых предприятиями полезных ископаемых.

Ставки отчислений на воспроизводство  минерально-сырьевой базы дифференцированы по видам полезных ископаемых и колеблются от 1,7 до 17% от стоимости реализуемого минерального сырья. [26, с.15].

Отчисления на воспроизводство  минерально-сырьевой базы регулируются статьей 44 Закона Российской Федерации  «О недрах» от 21 февраля 1992 года, согласно которого часть суммы отчислений поступает в федеральный бюджет и используется для целевого финансирования работ по федеральным программам геологического изучения недр. Другая часть направляется в бюджеты  субъектов РФ для целевого финансирования работ по воспроизводству минерально-сырьевой базы.

Федеральным Законом РФ от 30 декабря 1995 года «О ставках отчислений на воспроизводство  МСБ» устанавливаются ставки отчислений в процентах от стоимости первого  товарного продукта, полученного  и реализованного из фактически добытых  полезных ископаемых.

Инструкцией ГНС РФ от 31 декабря 1996 года «О порядке исчисления, уплаты в бюджет и целевом использовании  отчислений на воспроизводство МСБ» указываются плательщики, налогооблагаемая база, ставки отчислений и порядок  зачисления их в бюджет, льготы по отчислениям, порядок определения и сроки  уплаты, а также ответственность  плательщиков и контроль налоговых  органов. [24, с.156].

Налоги субъектов  федерации (республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономных образований, городов федерального значения) устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации в соответствии с Законом «Об основах налоговой системы в РФ» и действуют на территории соответствующих субъектов Российской Федерации. В соответствии со статьей 12 Налогового Кодекса Российской Федерации, устанавливая региональный налог, представительные органы власти субъектов Российской Федерации определяют следующие элементы налогообложения: налоговые льготы, налоговую ставку в пределах, установленных настоящим Кодексом, порядок и сроки уплаты налога, а также форму отчетности по данному региональному налогу. Максимальные ставки этих налогов определяются законами Российской Федерации, а конкретные ставки – законами республик в составе Российской Федерации и решениями органов государственной власти субъектов Российской Федерации. С 1994 года субъекты Федерации могут вводить дополнительные налоги и сборы, не предусмотренные законодательством Российской Федерации. Перечень налогов субъектов Российской Федерации устанавливаются статьей 14 «Региональные налоги и сборы» Налогового Кодекса Российской Федерации. Рассмотрим краткую характеристику региональных налогов.

Налог на имущество  предприятий. Налог на имущество предприятий, являясь прямым налогом, включается в группу региональных налогов. В России этот налог, введенный с 1 января 1992 года в соответствии с Законом Российской Федерации «О налоге на имущество предприятий» от 13 декабря 1991 года с последующими изменениями и дополнениями, обеспечивает бюджеты субъектов Федерации и местные бюджеты стабильными доходами для финансирования расходов и создает стимулы для освобождения от излишнего, неиспользуемого имущества.

Плательщиками налога в соответствии с настоящим Законом являются предприятия, учреждения (включая банки  и другие кредитные организации), страховые компании и организации, в том числе с иностранными инвестициями, считающиеся юридическими лицами по законодательству Российской Федерации, а также филиалы и  другие аналогичные подразделения  указанных предприятий, учреждений и организаций, имеющие отдельный  баланс и расчетный (текущий) счет.

Объектом обложения выступают  основные средства, нематериальные активы, запасы и затраты, находящиеся на балансе плательщика. Основные средства, нематериальные активы, малоценные и  быстроизнашивающиеся предметы учитываются  по остаточной стоимости.

По налогу на имущество предусмотрены  льготы, которые можно разделить  на две группы. К первой группе относятся  льготы, связанные с полным освобождением  каких-либо организаций от данного  налога. Вторая группа связана с  освобождением от налога отдельных  видов имущества, принадлежащих  предприятию.

Ставка налога устанавливается  на текущий календарный год органами законодательной (представительной) власти субъектов Российской Федерации. Предельный размер ставки устанавливается законодательством. В настоящее время предельный размер ставки налога в целом по России составляет 2%.

Согласно действующему законодательству налог на имущество предприятий  зачисляется равными долями в  бюджеты субъектов РФ, а также  местные бюджеты. [31, с.342].

Транспортный  налог. Транспортный налог установлен в соответствии с Указом Президента РФ с 1 января 1994 года. Транспортный налог взимается с предприятий, учреждений и организаций в размере 1% от фонда оплаты труда. Он включается в себестоимость продукции и направляется в бюджеты субъектов Федерации для финансовой поддержки и развития пассажирского автотранспорта, пригородного пассажирского железнодорожного транспорта. Льготы предоставляются только бюджетным организациям. Финансовые органы могут давать общественным организациям инвалидов отсрочку по платежам в соответствующий бюджет в пределах сумм, подлежащих уплате. [27, с.107].

Основополагающим документом для  изъятия налога является Указ Президента РФ от 22 декабря 1993 года «О некоторых  изменениях в налогообложении и  во взаимоотношениях бюджетов различных  уровней». Также объект налогообложения, плательщики и порядок уплаты оговариваются письмами ГНС РФ, которые  изменяют и дополняют Указ Президента РФ от 22 декабря 1993 года. [24, с.104].

Налог на игорный  бизнес. Данный налог взимается на основании Закона Российской Федерации от 27 декабря 1991 года "Об основах налоговой системы в Российской Федерации", который определяет общие принципы налогообложения, налогооблагаемую базу, ставки налога на игорный бизнес и плательщиков налога на игорный бизнес.

Под игорным бизнесом понимается предпринимательская  деятельность, не являющаяся реализацией  продукции (товаров, работ, услуг), связанная  с извлечением игорным заведением от деятельности с использованием игровых  автоматов и другого оборудования с вещевым или денежным выигрышем, карточных столов, рулетки и иных средств для игры.

Плательщиком являются юридические  и физические лица, являющиеся собственниками указанных средств и оборудования независимо от места их установки.

Объектом обложения являются игровые  столы, игровые автоматы, кассы тотализаторов, кассы букмекерских контор.

Ставка налога на каждый объект налогообложения  устанавливается в размере, кратном  установленному федеральным законом  минимальному размеру оплаты труда.

Сумма полученного налога распределяется следующим образом: 60% поступает  в федеральный бюджет, а 40% - в бюджеты  субъектов РФ. [23, с.11].

Налог с продаж. Налог с продаж введен в соответствии с Законом Российской Федерации от 27 декабря 1991 года "Об основах налоговой системы в Российской Федерации", Федеральным законом от 31 июля 1998 года "О внесении изменений и дополнений в статью 20 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации".

Состав налогоплательщиков определяется в соответствии с Федеральным  законом от 31.07.98 N 150-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в статью 20 Закона Российской Федерации "Об основах  налоговой системы в Российской Федерации".

В целях настоящего Закона к продаже  за наличный расчет приравнивается продажа  с проведением расчетов посредством  кредитных и иных платежных карточек, по расчетным чекам банков, по перечислениям  со счетов в банках по поручениям физических лиц, а также передача товаров (выполнение работ, оказание услуг) населению в  обмен на другие товары (работы, услуги).

Ставка налога с продаж устанавливается  в размере 5 процентов.

Объектом налогообложения по налогу с продаж на территории Российской Федерации признается стоимость  товаров (работ, услуг), реализуемых  в розницу или оптом за наличный расчет.

Налог с продаж устанавливается  и вводится в действие законами субъектов  РФ и обязателен к уплате на территории данных субъектов. Законодательные  органы субъектов РФ должны определить ставки, порядок и сроки уплаты налога, а также перечень товаров (работ, услуг), не являющихся объектом налогообложения. С введением налога с продаж на территории соответствующих  субъектов не взимаются большинство  местных налогов, а также сбор на нужды образовательных учреждений.

Информация о работе Роль налогов в формировании государственного бюджета