Роль налогов в формировании государственного бюджета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2012 в 19:27, курсовая работа

Описание работы

Государственное управление, которое осуществляется в соответствии с экономической политикой, избранной властью, играет ведущую, определяющую роль в формировании и развитии экономической структуры любого современного общества. Финансовый механизм – финансовая система общества, является одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное управление. Главным звеном этой системы является федеральный бюджет.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………………………………1
1. Порядок и источники формирования доходной части бюджета…………………………………. 2
1.1.Налоговые платежи как основа формирования доходной части бюджетов всех уровней. Виды и характеристика налогов, действующих на территории Российской Федерации…………………………………………………………………………………….… 2
1.2. Неналоговые доходы бюджета……………………………………………………………18
1.3. Взаимоотношения между бюджетами разных уровней по линии доходов. Развитие бюджетного федерализма в Российской Федерации………………………………………… 21
2. Особенности формирования доходов федерального бюджета в РФ………………………..……. 26
2.1. Анализ доходов федерального бюджета за 2007-2009 года…………............................. 26
2.2. Формирование доходов федерального бюджета на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов ……………………………...…………………………………………………….. 29
3. Проблемы распределения и использования доходов бюджета в РФ………………………………31
Заключение…………………………………………………………………………………………….... 34
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

курсовая(1).docx

— 138.25 Кб (Скачать файл)

Закон определил в качестве объекта  налогообложения следующее:

Во-первых, обороты по реализации на территории РФ товаров, выполненных работ, оказанных услуг. Подлежат обложению обороты по реализации всех товаров собственного производства и приобретенные на стороне.

Во-вторых, товары, ввозимые на территорию РФ в соответствии с таможенными режимами, установленными таможенным законодательством России, т.е. импортные товары.

В-третьих, любые денежные средства, полученные предприятиями, если их получение связано с расчетами по оплате товаров (работ, услуг).

В конечном итоге, объектом НДС в  Российской Федерации становится по существу не оборот товара (работ, услуг), который фиксируется предприятием, а все денежные средства, поступившие  на расчетный (текущий) счет или в  кассу предприятия.

Налоговое законодательство устанавливает  совокупность лиц, подлежащих оплате НДС, т.е. плательщиков (субъектов) налога. К  плательщикам НДС относятся все  юридические лица независимо от форм собственности и ведомственной  принадлежности, осуществляющие производственную и иную коммерческую деятельность, а также предприятия с иностранными инвестициями (включая иностранные  юридические лица), частные предприятия, филиалы, отделения и другие обособленные подразделения предприятий, находящиеся  на территории России и самостоятельно реализующие товары (работы, услуги).

При обложении НДС налоговое  законодательство предусматривает  широкий спектр налоговых льгот. Предприятия имеют право на получение  налоговых льгот при наличии  раздельного учета затрат по производству и реализации товаров (работ, услуг), освобожденных от НДС и облагаемых этим налогом. Налоговые льготы по НДС  могут уточняться при утверждении  федерального бюджета на предстоящий  год. [31, с.311].

В настоящее время основная ставка – 20%, льготная – 10%, распространяющаяся на продукты питания и товары детского ассортимента. Кроме базовых ставок используются расчетные ставки 9,09% и 16,67%. Эти ставки используются при  исчислении суммы НДС с предприятий  оптовой и розничной торговли, общественного питания, а также  оказывающих платные услуги, снабженческо – сбытовых и других организаций.

Налог на добавленную стоимость  является регулирующим налогом, т.е. кроме  федерального бюджета определенная доля поступает в нижестоящие  бюджеты для достижения их сбалансированности. [30, с.203].

Поскольку НДС является налогом  с населения, а расходы бюджетов на социальные нужды с развитием  экономического кризиса занимают все  больший удельный вес, то размер ставки НДС необходимо устанавливать в  таком размере, чтобы обеспечить потребные или, вернее сказать, разумные пределы перераспределения доходов  различных групп населения. Большая  величина ставки работает лишь на инфляционную спираль. Увеличивая налоговую нагрузку на население через НДС, содержащийся в ценах потребления, государственные  органы параллельно повышают уровень  оплаты труда, что, в свою очередь, в  условиях падающих объемов производства ведет к росту цен. Вследствие того, что в нашей стране ставка НДС - одна из самых высоких, а основная масса населения находится на уровне доходов, близких к минимальной  физиологической потребности, то необходимость  в перераспределении доходов  населения снижается, а, следовательно, и ставка НДС должна быть снижена.[26, с 66].

В сложившихся условиях резкой дифференциации населения по доходам экономически целесообразно более широко использовать для целей их перераспределения  практику взимания акцизов.

Акцизы. Акцизы, как и налог на добавленную стоимость играют существенную роль в формировании доходов бюджета. Акцизы были введены в Российской Федерации в 1992 году. Акцизы, как правило, устанавливаются на дефицитную высокорентабельную продукцию и товары, предназначенные для населения и являющиеся монополией государства. Государство использует акцизы для регулирования спроса и предложения, а так же для пополнения бюджетов. [32, с. 271].

Акциз, как и налог на добавленную  стоимость, является косвенным налогом  и взимается с товаров и  услуг в цене или тарифе. Формально  плательщиком (сборщиком) этого налога выступают предприятия, производящие подакцизную продукцию или оказывающие  облагаемые услуги. Хотя действительным его носителем становится потребитель, который оплачивает акциз при  покупке товара или получении  услуг. Отсюда вытекает, что акциз - ценообразующий фактор.

В Российской Федерации в соответствии с Законом «Об акцизах» от 6 декабря 1991 г. и изменениями, внесенными Федеральным  законом от 7 марта 1996 г. и от 10 января 1997 года, которыми определяются общие  положения, плательщики и ставки, объект налогообложения, порядок исчисления и уплаты, а также льготы по налогу, введены акцизы на целый ряд товаров  широкого потребления, не являющимися, однако, предметами первой необходимости. Акцизами облагается потребление лишь некоторых товаров и к тому же часто по разным ставкам для  каждого из них, в чем и заключается  его основное отличие от НДС. Акцизы функционируют только в производственной сфере.

В настоящее время акцизами облагаются следующие товары: спирт этиловый из всех видов сырья, спиртосодержащие растворы, алкогольная продукция (спирт  питьевой, водка, ликероводочные изделия, коньяки, вино натуральное, вино специальное  и иная пищевая продукция с  содержанием этилового спирта более  полутора процентов от объема единицы  алкогольной продукции, за исключением  виноматериалов), табачные изделия, ювелирные  изделия, нефть, включая газовый  конденсат, бензин автомобильный, легковые автомобили (за исключением автомобилей  с ручным управлением, в том числе  ввозимых на территорию России, реализуемых  инвалидам), а также отдельные  виды минерального сырья. [34, с.103].

Плательщиками акцизов выступают:

  • предприятия, учреждения, организации, т.е. юридические лица РФ, имеющие отдельный баланс и расчетный (текущий) счет, иностранные юридические лица, их филиалы и другие обособленные подразделения, которые производят и реализуют на территории РФ подакцизные товары;
  • организации, производящие на территории РФ подакцизные товары из давальческого сырья (материалы, сырье, продукция, передаваемая их владельцами без оплаты другому предприятию для дальнейшей переработки, включая разлив);
  • организации, зарегистрированные в качестве налогоплательщиков РФ, которые производят за пределами территории РФ подакцизные товары из давальческого сырья, принадлежащего им, и реализуют их на территории РФ;
  • предприятия, осуществляющие импорт подакцизной продукции.

Объектом обложения акцизами выступают:

1) по товарам, производимым и  реализуемым на территории РФ  стоимость подакцизных товаров;

2) по товарам, производимым за  пределами РФ из давальческого  сырья, принадлежащего российским  организациям, зарегистрированным  в качестве налогоплательщиков - стоимость реализуемых подакцизных  товаров;

3) по подакцизным товарам, на  которые установлены твердые  (в абсолютной сумме на единицу  обложения) ставки акцизов: объем  реализованных подакцизных товаров  в натуральном выражении.

При импорте на территорию РФ подакцизные  товары определяются в соответствии с таможенным законодательством  РФ. Акцизами облагаются также стоимость  подакцизных товаров собственного производства при натуральной оплате труда и подакцизных товаров  при их передаче безвозмездно или  по ценам ниже рыночных. Денежные средства, получаемые юридическими лицами за производимые и реализуемые ими подакцизные  товары в виде финансовой помощи или  пополнения фондов специального назначения, подлежат обложению акцизами. [31, с.324].

Ставки акцизов утверждаются Правительством Российской Федерации, являются едиными  на всей территории Российской Федерации  и устанавливаются либо в процентах  к цене товара, либо в рублях за единицу  измерения.

Отдельные виды подакцизных товаров  подлежат обязательной маркировке марками  акцизного сбора, установленного образца. Цена одной марки является авансовым  платежом по уплате акцизов, которая  утверждается Правительством Российской Федерации.

Ставки акцизов по подакцизным  видам минерального сырья утверждаются Правительством Российской Федерации  дифференцированно для отдельных  месторождений в зависимости  от их горно-географических и экономико-географических условий. Ставки акцизов на товары, ввозимые на территорию Российской Федерации, устанавливаются либо в процентах  к таможенной стоимости, либо в ЭКЮ  за единицу измерения.

Акцизы также являются регулирующим налогом, поэтому ежегодно устанавливаются  доли налога, поступающие в федеральный  и нижестоящий бюджеты. В 1998 году в федеральный бюджет полностью  поступали доходы от акцизов на нефть (включая газовый конденсат), акцизов  от услуг по её перекачке, акцизов  на газ и бензин автомобильный, акцизов  на легковые автомобили, а также 50 % доходов от акцизов на спирт этиловый из видов сырья, водку, ликероводочные изделия, спиртосодержащие растворы и  др. А в региональные бюджеты полностью  поступали доходы от акцизов на другие товары, производимые на территории Российской Федерации (за исключением акцизов  на нефть, включая газовый конденсат, акцизов от услуг по ее перекачке, акцизов на газ и бензин автомобильный, акцизов на легковые автомобили, а  также 50% доходов от акцизов на спирт  этиловый из всех видов сырья, водку, ликероводочные изделия, спиртосодержащие растворы и др.). [30, с.241].

Налог на прибыль  предприятий. В блоке налогов с юридических лиц, представляющих собой прямые налоги, выделяется налог на прибыль предприятий и организаций, введенный Законом Российской Федерации "О налоге на прибыль предприятий и организаций" от 27 декабря 1991 г. с 1 января 1992 г. взамен налога на доходы кооперативов и нормативного отчисления в бюджет с доходов предприятий ряда отраслей.

В измененной редакции плательщиками  налога являются предприятия и организации, являющиеся юридическими лицами, включая  коммерческие банки и другие кредитные  учреждения, Центральный банк России, включая страховые организации, а также созданные на территории Российской Федерации предприятия  с иностранными инвестициями, международные  организации, осуществляющие предпринимательскую  деятельность. [30, с.253].

Объектом налогообложения является валовая прибыль, полученная в рублях и иностранной валюте, которая  включает:

  • прибыль (убыток) от реализации продукции, выполненных работ, оказанных услуг;
  • прибыль (убыток) от реализации основных фондов, включая землю и другое имущество;
  • доходы от внереализационных операций, уменьшенных на сумму расходов по этим операциям. [32, с.283].

В Российской Федерации действуют  разнообразные налоговые льготы при обложении прибыли, которые  постоянно дополняются, отменяются и изменяются. Такая нестабильность льгот и их разнообразе усложняют  расчеты налога на прибыль.

Экономическая сущность налога на прибыль  заключается в том, что он является прямым налогом, т.е. его величина находиться в прямой зависимости от получаемой прибыли. Поэтому налог на прибыль  влияет на инвестиционные процессы и  процесс наращивания капитала. [34, с.126].

Налог на прибыль во всех странах  имеет двоякое значение: фискальное и регулирующее. Во-первых, он является важным доходом бюджета. Во-вторых, налог на прибыль играет роль экономического инструмента регулирования экономики. Изменяя обложение прибыли юридических  лиц, государство способно с помощью  ставок, порядка расчета налогооблагаемой базы, налоговых льгот и санкций оказать большое влияние на динамику производства: либо стимулировать его развитие, либо сдерживать.

В настоящее время в Российской Федерации действуют две ставки: одна в размере 11%, зачисляемая в  федеральный бюджет, вторая – утверждается законодательными (представительными) органами власти субъектов Российской Федерации в размере не более 19%, а по прибыли предприятий, полученной от посреднических операций, бирж, банков и некоторых других – не выше 27%. [31, с.329].

Подоходный налог  с физических лиц. Подоходному налогу с физических лиц принадлежит ведущее место среди налогов, взимаемых с населения. Несмотря на то, что по объему финансовых ресурсов, мобилизуемых в консолидированный бюджет РФ, этот налог занимает только третье место (после НДС и налога на прибыль), возрастание его роли - одно из основных направлений совершенствования налоговой системы России. Налог взимается на основании Закона РФ <О подоходном налоге с физических лиц> от 7 декабря 1991 г., с учетом изменений и дополнений, внесенных в 1992-1996 гг., а также в соответствии с Федеральным законом от 23 декабря 1994 г.[35, с.18].

Подоходный налог - главная форма  обложения доходов населения  России. Являясь налогом на физические лица, он рассчитывается и вносится бухгалтерией предприятия, где работает субъект налога или само лицо, если оно выступает индивидуальным предпринимателем, которое согласно закону РФ «О подоходном налоге с физических лиц» представляет налоговому органу налоговую декларацию не позднее 1 апреля года, следующего за отчетным. Налоговая декларация –  официальное заявление плательщика  об объекте обложения и полагающихся ему налоговых льготах за налоговый  период, которые служат основой для  исчисления суммы налога. Такой порядок  изъятия подоходного налога у  источника, характерный для большинства  стран, требует от предпринимателя  знание порядка исчисления и уплаты в бюджет этого налога. [31, с.340].

Плательщиками подоходного налога являются физические лица, как имеющие, так и не имеющие постоянного  местожительства в РФ, но получающие доход из источника на территории РФ.

Объектом налогообложения у  физических лиц, имеющих постоянное местожительство в РФ, выступает  совокупный доход, полученный как па территории РФ, так и за ее пределами, а не имеющих постоянного местожительства, - совокупный доход, полученный на территории РФ, в денежной и натуральной форме.

При обложении подоходным налогом  предусмотрены различные льготы. В соответствии с законодательством  часть полученного гражданами дохода, равная определенной кратности минимальной  месячной оплаты труда, исключается  из его годового дохода. С этой целью  все плательщики делятся на три  категории в зависимости от размера  кратности минимальной месячной оплаты. [30, с.263].

Ставки налога дифференцированы от размера совокупного дохода.

Государственная пошлина. Под государственной пошлиной понимается установленный законом обязательный и действующий на всей территории Российской Федерации платеж, взимаемый за совершение юридически значимых действий либо выдачу документов уполномоченными на то органами или должностными лицами. Порядок определения плательщиков государственной пошлины, ее размеров и объектов взимания, а также другие вопросы регулируются Законом Российской Федерации от 9 декабря 1991 г. <О государственной пошлине> с изменениями и дополнениями, внесенными законами Российской Федерации и указами Президента РФ, принятыми в 1992-1995 гг. Наиболее важные изменения внесены Федеральным законом от 31 декабря 1995 г. <О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации <О государственной пошлине> и федеральным законом от 20 августа 1996 года.

Информация о работе Роль налогов в формировании государственного бюджета