Рыночное хозяйство и его инфраструктура

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2012 в 19:44, курсовая работа

Описание работы

Товарное производство — форма общественного производства, при которой продукты производятся не для собственного потребления, а для обмена посредством купли-продажи на рынке. С разделением производства на две крупные основные отрасли — земледелие и ремесло — возникает производство непосредственно для обмена — товарное производство. Возникнув в период разложения первобытнообщинного строя, товарное производство получило значительное распространение в рабовладельческом обществе, при феодализме и приобрело всеобщий характер при капитализме.

Содержание работы

Введение 3
1. Миссии организации 4
2. Цели организации и их классификация 10
3. Методы постановки целей 15
4. Процесс управления по целям 17
5. Анализ организационной структуры управления на примере ООО «Инфомаркет» 22
Заключение 25
Список использованной литературы 28

Файлы: 1 файл

курсовая работа по экономической теории 1.docx

— 234.15 Кб (Скачать файл)

Понятие "инфраструктура" было введено в экономическую  литературу в 1955 году американским ученым П. Розенштейн-Розаном, определившим инфраструктуру как комплекс общих условий, обеспечивающих благоприятное развитие частного предпринимательства  в основных отраслях экономики и  удовлетворяющих потребности всего  населения [17, С.109]. Потребность в  понятии "инфраструктура" появилась, вероятно, в связи с необходимостью выделить отличие особого рода деятельности, обслуживающей основное производство, обеспечивающей социальные потребности  населения.

"Infra" в переводе  с латинского языка означает "под", "ниже", "structura" - строение, расположение, следовательно "инфраструктуру" этимологически можно понимать  как "расположенная ниже". Использование  понятий "производственная инфраструктура", "социальная инфраструктура" указывает  на то, что виды деятельности, составляющие содержание этих  понятий, не относятся к основному  производству, а предназначены для  его обслуживания. В производственную  инфраструктуру включают транспорт,  связь, материально-техническое  обеспечение, энергоснабжение, т.е.  виды деятельности, обслуживающие  основное производство, сюда же  относят и оптовую торговлю. В  социальную инфраструктуру включают  образование, здравоохранение, жилищно-коммунальное  хозяйство, бытовое обслуживание, которые удовлетворяют социальные  потребности населения. Сюда же  относят и розничную торговлю.

"Несмотря на  широкое использование термина  "инфраструктура" существуют различные  трактовки понятия.

Одни понимают под  инфраструктурой только систему  производственного обслуживания, видя ее назначение в создании общих условий  производства, в обеспечении деятельности основного производства.

Известна и такая  точка зрения, согласно которой инфраструктура составляет накопленное материальное богатство, как совокупность объектов и сооружений, обеспечивающих необходимые  материально-технические условия  для успешного функционирования предприятий промышленности, как  часть национального богатства, которая призвана обеспечить беспрепятственное  поле деятельности" [25, С.219].

Рыночная инфраструктура - это весьма сложная экономическая  категория. Профессор О.В. Иншаков  и доцент Е.Г. Русакова утверждают, что  следует отличать инфраструктуру рыночной экономики как исторически обусловленную  конкретную форму хозяйства со всеми  его сферами, уровнями, отраслями, секторами  и сегментами от рыночной инфраструктуры, обслуживающей механизм рынка как  способа регулирования производства и потребления через обмен  и распределение факторов и продуктов. То, что в первом случае относится  к хозяйству в целом, во втором - к механизму его функционирования. Поэтому содержание и формы этих инфраструктур различны, при этом первая включает в себя вторую [10, С.30].

В западной экономической  теории, по нашему мнению, не было необходимости  выделять особую, рыночную инфраструктуру, так как это предполагает обозначение, во-первых, основных участников рынка, во-вторых, вспомогательных, обслуживающих  этих основных участников. С точки  зрения западных экономистов, участники  рыночных отношений действуют в  совершенно равных условиях, по одинаковым правилам, с целью получения доходов  путем обмена, и в их деятельности нет различий.

Транзитивная российская экономика, которая из административно-командного состояния преобразовывалась в  регулируемое рыночное, потребовала  и создания институтов цивилизованного  рынка, институтов рыночной саморегуляции. Однако их возрождение и утверждение  на российском рынке было и остается сложным, длительным процессом. Именно с целью эффективного управления столь важным процессом в трансфермационной  экономике и было введено в  экономическую теорию понятие "рыночная инфраструктура" [13, С.73].

В одном из Интернет-источников рыночная инфраструктура рассматривается  как совокупность институтов, обеспечивающих нормальное функционирование рыночной экономики. При этом отмечается, что  институты различаются по своей  природе, характеру и назначению. "Рыночную среду формируют правовые, финансовые, организационные элементы инфраструктуры. Они носят государственный, неправительственный и частный  характер и подразделяются в зависимости  от рынка, который обслуживают"[26]. Полагаем, что характеризовать рыночную инфраструктуру только как совокупность институтов и элементов, подразделяющихся в зависимости от видов рынка, явно недостаточно.

Общественной первопричиной  возникновения организационного обособления  и институционального закрепления  рыночной инфраструктуры как подсистемы рыночной экономики явилось развитие общественного разделения труда, производства, национального хозяйства и собственности. Следовательно, нынешняя форма рыночной инфраструктуры сложилась в результате исторического развития товарного  производства и эволюции рыночного  хозяйства. Это закономерный процесс: по мере расширения границ товарно-денежных отношений формировались новые  потребности и раскрывались возможности  появления новых видов деятельности. "Если для этапа зарождения инфраструктуры характерно первоначальное выделение  функций по оказанию дополнительных или вспомогательных услуг в  рамках основного производства, то дальнейшее расширение ее масштабов  происходило в результате выделения  производства услуг из рамок компаний - производителей в специализированные фирмы" [10, С.31].

Таким образом, формирование рыночной инфраструктуры в нашей  стране уходит корнями вглубь общемировых  рыночных отношений и общественного  разделения труда, является результатом  социально-экономических преобразований и становится объективной необходимостью, закономерностью, важным фактором развития современного национального рыночного  хозяйства. Некоторые ученые Российской академии государственной службы, анализируя рассматриваемое понятие, дают следующее  определение: "Рыночная инфраструктура представляет собой совокупность видов  деятельности, обеспечивающих эффективное  функционирование субъектов рыночной экономики, а также их единство и  взаимодействие в определенном реальном рыночном пространстве" [6, С.648]. Данная трактовка представляется слишком  общей, расплывчатой, обтекаемой. К  тому же спорным является выражение "их единство и взаимодействие". Единства субъектов рыночной экономики  в процессе жизнедеятельности и  конкуренции может вовсе и  не быть. Очевидно, что процесс инфраструктурного  обеспечения следует рассматривать  как сложную совокупность разного  рода организационно-экономических  коммуникаций, а продукт инфраструктурной деятельности - в качестве весьма разнообразных  услуг. С экономической точки  зрения конечные продукты функционирования различных организаций рыночной инфраструктуры выражаются, проявляются  и реализуются именно в разнообразных  услугах. С учетом вышесказанного объективным  выглядит следующее определение  рассматриваемой научной категории. "Рыночная инфраструктура - это сложная  экономическая категория, представляющая собой подсистему рыночной экономики  и включающая совокупность организаций, связей между ними и институциональных  условий, обеспечивающих осуществление  определенных видов деятельности, процессов  и процедур, выражающихся в услугах, удовлетворяющих конкретные потребности  хозяйствующих субъектов и населения  и, тем самым, содействующих конкуренции  и бесперебойному функционированию рыночного хозяйства" [3, С.20].

Академик Г.Л.Журавлева  определяет рыночную инфраструктуру как "совокупность организационно-правовых форм, опосредствующих движение товаров  и услуг, акты купли-продажи, или  совокупность институтов, систем, служб, предприятий, обслуживающих рынок  и выполняющих определенные функции  по обеспечению нормального режима его функционирования" [22, С.96]. Важным достоинством такого определения является подчеркивание обслуживающего, обеспечивающего  характера функционирования институтов рыночной инфраструктуры. Но одновременно рыночная инфраструктура трактуется как  основание, базис, фундамент рынка, что, на наш взгляд, вводит лишь ненужную иерархию, нерациональное соотношение  между участниками рыночных отношений, одни из которых якобы являются основой, базисом для других.

Попыткой более  полно раскрыть характер обслуживания рынка институтами рыночной инфраструктуры представляется предложение экономистами другой дефиниции, определяющей ее как "совокупность предприятий, учреждений и организаций, обеспечивающих эффективное  взаимодействие между основными  субъектами рыночных отношений: продавцами и покупателями" [18, С.42]. Здесь  подчеркивается основное предназначение инфраструктуры рынка - обеспечение  эффективного взаимодействия между  участниками рыночных отношений. Вместе с тем, называть одних субъектов  рыночных отношений основными, а, следовательно, других, т.е. институты рыночной инфраструктуры, - неосновными - экономически некорректно, так как с точки зрения участия  в актах купли-продажи все названные  субъекты рыночных отношений абсолютно  равноправны.

К недостаткам этих и многих других определений рыночной инфраструктуры можно отнести превалирование организационно-правового подхода, с точки зрения построения наиболее приемлемой для дефиниции, следует, во-первых, перейти на уровень сущности деятельности, особого качества труда, и с этой стороны обозначить рыночную инфраструктуру как совокупность посредников  на рынке. Во-вторых, необходимо определить принципиальное отличие труда посредников  от прочих участников рыночных отношений.

Рынок, как сфера  взаимодействия продавцов и покупателей, связанных системой обменных, товарно-денежных отношений, включает в себя как непосредственных производителей и потребителей товаров, так и представителей рыночной инфраструктуры - посредников. С точки зрения участия  в товарно-обменных отношениях все  участники рынка абсолютно равноправны, никто из них не является основными  или вспомогательными для рынка, базисом или не базисом для  него. Однако характер участия посредников  в рыночных отношениях принципиально  иной, чем у непосредственных производителей или потребителей. Их роль на рынке  особая - установление эффективных  взаимоотношений между участниками  рынка, повышение оптимальности  и рациональности этих отношений, обеспечение  их гармонизации.

Таким образом, инфраструктура рынка - это совокупность посредников  на рынке, обеспечивающих эффективные  взаимоотношения между непосредственными  производителями и потребителями  товаров, между конечными заемщиками и кредиторами.

Функционирование  рыночной инфраструктуры имеет двойственный характер: с одной стороны, это  обслуживание рыночных субъектов, с  другой -- воспроизводство трудовых ресурсов, самого человека, т. е. фактора, который непосредственно участвует  на рынке.

Функции инфраструктуры рынка следующие:

- облегчение участникам  рыночных отношений реализации  их интересов;

- повышение оперативности  и эффективности работы рыночных  субъектов на основе специализации  отдельных субъектов экономики  и видов деятельности;

- организационное  оформление рыночных отношений;

- облегчение форм  юридического и экономического  контроля, государственного и общественного  регулирования деловой практики;

- подготовка специалистов  для эффективного функционирования  рынка.

Изменение в экономике  страны не могут не отразиться на ее структурных институтах: учреждениях, организациях, обслуживающих взаимодействие отдельных частей экономики, в том  числе и на инфраструктуре рынка.

Продуктом инфраструктуры является посредническая услуга. Услуга - это особый товар, существующий только в момент его производства. Можно  выделить две основные функции инфраструктуры рыночного типа (или рыночной инфраструктуры в широком смысле), обусловленные  природой рыночной экономики: а) обеспечение  бесперебойного функционирования хозяйственных  взаимосвязей и взаимодействия субъектов  рыночной экономики, б) регулирование  движения товарно-денежных потоков.

В настоящее время  многие средние и крупные промышленные корпорации не желая обременить себя издержками, связанными с приобретением  вспомогательных услуг на рынке (т.е. у институтов инфраструктуры), имеют их в своем составе. Это  позволяет им освободиться от соответствующих  трансакционных издержек, производя  нужные услуги своими силами. Возникающая  экономия при трансформации трансакционных издержек независимых рыночных субъектов  в управленческие внутрифирменные  издержки может быть довольно значительной. Таким образом, корпорации заинтересованы как в создании объектов рыночной инфраструктуры, в своем составе, так и в их эффективном функционировании.

2.2 Виды инфраструктуры

Сегодня выделяют производственную инфраструктуру, обслуживающую  производство (транспорт, связь, оптовая  торговля и т. д.), социальную инфраструктуру -- совокупность объектов отраслей сфер обслуживания (транспорта и связей по обслуживанию населения, образования, здравоохранения, социального обеспечения  и т. д.), деятельность которых направлена на удовлетворение личных потребностей, обеспечение жизнедеятельности  и интеллектуального развития населения, а также инфраструктуру рынка.

Практически все  исследователи этой проблемы включают в рыночную инфраструктуру товарные, фондовые, валютные биржи, биржи труда. В более широком аспекте к  рыночной инфраструктуре относят также  оптовую и розничную торговлю, аукционы, ярмарки, коммерческие банки, страховые, инвестиционные и финансовые компании [23, С.107], что также не вызывает сомнений в причислении их к посредникам.

В учебнике "Экономическая  теория" под редакцией А.А. Кочеткова  перечислены следующие основные элементы инфраструктуры современного рынка:

- биржи (товарные, сырьевые, фондовые, валютные);

- аукционы, ярмарки  и другие формы организационного  не биржевого посредничества;

- кредитная система  и коммерческие банки;

- эмиссионная система  и эмиссионные банки;

- система регулирования  занятости населения и центр  государственного и негосударственного  содействия занятости (биржа труда);

- информационные  технологии и средства деловой  коммуникации;

- налоговая система  и налоговая инспекция;

- система страхования  хозяйственного коммерческого риска  и страховые компании;

- специальные рекламные  агентства, информационные центры  и агентства средств массовой  информации;

- торговые палаты, другие общественные, добровольные  и государственные объединения  (ассоциации) деловых кругов;

- таможенная система;

- профсоюзы работающих  по найму;

- коммерческо-выставочные  комплексы;

- система высшего  и среднего экономического образования;

- аудиторские компании;

- консультативные  (консалтинговые) компании;

- общественные  и государственные фонды, предназначенные  для стимулирования деловой активности;

- специальные зоны  свободного предпринимательства.  Инфраструктура призвана обеспечить  цивилизованный характер деятельности  рыночных субъектов, элементы  инфраструктуры не навязаны извне,  а порождены самими рыночными  отношениями [25, С.220].

Спорным же, по нашему мнению, является вопрос о включении  в рыночную инфраструктуру налоговой  и таможенной системы, как это  осуществляет ряд экономистов. Добровольность, экономическая независимость являются признаками отношений субъектов  рынка. Налоговые и таможенные службы, государственные инспекции не являются субъектами рынка, их функции принуждающие, контролирующие и инспектирующие, они  являются субъектами государственного регулирования рынка. Следовательно, если рыночную инфраструктуру обозначать как совокупность рыночных посредников, то субъекты государственного регулирования  к ним никак не относятся.

Информация о работе Рыночное хозяйство и его инфраструктура